Напоминание

Формирование нравственных качеств у младших школьников.


Автор: Светлана Борисовна Смирнова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Солигаличская СОШ" .
Населённый пункт: Солигалич, Костромская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование нравственных качеств у младших школьников.
Раздел: начальное образование





Назад




Пояснительная записка

Тематическое направление – духовное и нравственное воспитание.

Тема воспитательного мероприятия – «Добрым быть совсем не просто….»

Актуальность – понятие «доброта» становится неактуальным среди подрастающего

поколения. С дошкольного возраста ребенок начинает тянуться к материальным

ценностям. Страшнее всего то, что родители пытаются угодить своим чадам с целью, чтоб

они не чувствовали себя обделенными из-за ложного чувства жалости.

Ребенок может сказать обидное слово однокласснику, посмеяться над неудачей на уроке,

подставить подножку и при этом не чувствовать себя виноватым. Слова «здравствуйте,

спасибо, пожалуйста, извините» все реже употребляются детьми. Чувство сострадания

сменяется жестокостью и грубостью, с которыми очень трудно бороться школе без

участия родителей.

Одним из важных направлений в работе классного руководителя является формирование

нравственных качеств у ученика.

В. А. Сухомлинский говорил: «…Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо

воспитывать».

Целевая аудитория - 7-9 лет (1-3 классы).

Формирование нравственных качеств осуществляется в урочной и во внеурочной

деятельности. Ситуация на уроке, изучение того или иного произведения может стать

темой классного часа или беседы. Учитель находит пути для формирования нравственных

качеств через различные формы работы с детьми: урочная работа и внеурочная, которая

включает проведение классных часов, внеклассных мероприятий, праздников, бесед,

обсуждение произведений, поступков.

В классе данная форма работы апробирована, успешно реализуется и положительно

влияет на микроклимат коллектива.

Данная методическая разработка может применяться при проведении внеклассных

мероприятий, общешкольных, в каникулярное время.

Цель:

Способствовать формированию у детей нравственных понятий, таких как доброта,

вежливость, внимание и уважение к окружающим людям.

Задачи:

-формировать в сознании детей понятие «доброта»;

-развивать чувство взаимопомощи, внимательности и уважения к людям, гуманного

отношения к природе;

-расширять знания о доброте и её роли в жизни человека;

-пробуждать интерес к совершению добрых дел и поступков;

-расширять этический кругозор учащихся, активизировать практику общения, применения

этических норм поведения;

Планируемые результаты:

Формирование у обучающихся осознанного сопереживания эмоциональному состоянию

других людей, способность распознать, что они чувствуют, и выразить сострадание.

Форма проведения – классный час.

Классный час - одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной

воспитательной работы, способствующих формированию у учащихся системы отношений

к окружающему миру. В ходе классных часов планируется коллективная жизнь класса или

школы, внеурочные занятия, служащие для подготовки того или иного коллективного

творческого дела, и само дело (воспитательное мероприятие).

Методы и методические приемы, используемые в ходе проведения мероприятия:

- проблемный метод,

- исследовательский метод,

- поисковый метод,

- деятельностный метод,

- рефлексия,

- беседа,

- дискуссия,

- дидактическая игра.

Ресурсы:

- Выставка детских рисунков «Доброта детскими глазами»;

- Акция «Дари добро»

- «Барбарики» — «Доброта.»

- «Аквилон» — «Дорогою добра»

- «Волшебный дождь» «Делай добрые дела».

- « Давайте, друзья, всегда друг другу желать добра»

- Песня из м/ф «Лето кота Леопольда» — «Доброта»

- Песня «Добрым быть совсем, совсем непросто…»

- Толковый словарь;

- Компьютер, проектор.

Методическая разработка поможет учителю, классному руководителю показать детям,

насколько важно быть добрым человеком, воспитывать бережное и теплое отношение не

только к близким, но и ко всем окружающим людям. В процессе проведения социально-

значимой акции «Дари добро» учащиеся получают положительные эмоции от общения с

детьми из других классов.

Основная часть:

1. Подготовительный этап включает следующие моменты:

- акция «Дари добро» (открытка «Ладошки»),

подбор информационных материалов;

- подготовка выставки рисунков «Доброта детскими глазами»;

- назначение ответственных за подготовку и оформление внеклассного мероприятия;

- составление и обсуждение плана проведения внеклассного мероприятия.

- чтение сказок

- разучивание детских песен

2. Проведение мероприятия по плану:

- подготовка к восприятию данной темы.

- создание непринужденной обстановки.

- отслеживание классным руководителем процесса восприятия информации детьми.

- поддержка выступающих.

3.Окончание мероприятия

- оценивание работы детьми, выводы.

План:

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово.

III. Беседа по стимулированию мотивации.

IV. Основная часть.

V. Рефлексия.

VI. Заключительное слово ведущего.

Ход мероприятия:

I. Организационный момент Слайд 2

Вступительная часть.

Звучит песня «Добрым быть совсем, совсем не просто…».

Как приятно видеть вас на сегодняшнем мероприятии. Я вижу на ваших лицах красивые

улыбки. От них на душе делается светлее и теплее, хочется в ответ подарить улыбку и

зарядиться хорошим настроением, положительной энергией. Ведь от улыбки становится

хмурый день светлей. Когда на пути нам встречаются искренние люди, хочется подарить

им частичку своего сердца и испытать чувство глубокого удовлетворения, что кому-то от

твоей улыбки стало радостно. Давайте подарим друг другу хорошее настроение.

Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Мы сегодня будем говорить о человеческом

бесценном качестве, без которого трудно представить нашу жизнь в этом непростом мире.

-О чем эта песня? Что для вас значит «доброта?»

-Какой теме будет посвящено наше занятие? О каком качестве человека пойдет речь?

- О доброте.

-Почему так важно быть добрым?

-Благодаря доброте, на земле мир, нуждающиеся люди получают поддержку, на лицах

людей – улыбки, царит любовь.

-Если бы вы потрогали доброту, чтобы почувствовали?

-Тепло, ласку, нежность.

-В словаре Ожегова «доброта» - это «отзывчивость, душевное расположение к людям,

стремление делать добро другим»

Много писателей и поэтов, композиторов посвятили свои произведения доброте. Эти

произведения учат нас этому светлому чувству, умению проявлять милосердие,

сострадание, проявлять чуткость и внимание.

Стихи детей»

Добрых людей, как всегда, не хватает,

Добрых людей, как всегда, дефицит.

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые — щедро больным помогают,

Добрые — дарят тепло и уют,

Добрые — в ногу со слабым шагают

И никакого спасибо не ждут. (Генрих Акулов)

-Вспомните, какие простые слова делают нашу жизнь светлее, радостнее, душевнее.

-Волшебные слова:

Стихи детей:

Повстречавшись, первым делом,

Людям «Здравствуй!» говорим,

Мы хорошим поведеньем

Подаем пример другим.

Слово доброе «Спасибо!»

Не устану говорить.

Так приятно всех на свете

Иногда благодарить!

И «Пожалуйста!» скажу я,

Если что-то попрошу

Или, вдруг, меня попросят,

А я, конечно, разрешу.

Прошепчу я «Извините!»,

Если бед я натворил.

Кто всегда прощенья просит,

Обаятелен и мил.

Говорю я «До свиданья!»

На прощанье всем друзьям.

Всем друзьям я на прощанье

Улыбнусь и руку дам.

Суховейко Надежда

-Послушайте рассказ

«Красивые слова и красивые дела»

Среди поля стоит маленькая хатка. Ее построили для того, чтобы в ненастье люди могли

спрятаться и пересидеть в тепле.

Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу в это время были

трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки

воды.

Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из

соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.

И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:

– Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…

Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова.

– Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…

А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода

мальчику.

Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела.

-Кто герои этого рассказа? Как бы вы поступили в этой ситуации? Почему красивые слова

мальчиков были бессмысленны?

Работа с пословицами.

В конвертах рассыпавшиеся пословицы, их необходимо собрать.

- Доброта, разума, без, пуста.

- Добрые, богатства, слова, дороже.

- Не, красоты, ищи, доброты., ищи

Как можно объяснить каждую из пословиц? (ответы детей)

- А вы считаете, себя добрыми? (ответы детей)

-Какую благодарность вы ждете за свою доброту? (ответы детей)

-Как называют людей, которые оказывают помощь бескорыстно? (волонтеры)

- Вспомните символ волонтеров?

Выставка ладошек, выполненных детьми на уроке труда.

Доброте посвящено много песен из мультфильмов, фильмов, послушайте и угадайте, где

звучала эта песня.

Знаете ли вы песни о доброте?

«Угадай песню»

«Барбарики» — «Доброта.»

«Аквилон» — «Дорогою добра»

«Волшебный дождь» «Делай добрые дела».

« Давайте, друзья, всегда друг другу желать добра»

Песня из м/ф «Лето кота Леопольда» — «Доброта»

Добрые сказки.

- Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо

учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и

старые, добрые сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину. Ведь именно в

сказках Добро всегда побеждает зло.

- Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили

радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук. Нам нужно догадаться,

кому принадлежат эти предметы?

( Шляпа, цветик - семицветик, аптечка, сапожек, розы, собачка)

1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил

по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса -

Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)

2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)

3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и

спасла своего друга из ледяного плена (Герда)

4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному

мальчику. (Женя из Цветика-семицветика Катаева)

5. Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и

стать владельцем огромного замка.

6. Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному

дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни.

Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги,

Карабаса-Барабаса? Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему

делу, мешают злому.

Учитель : Давайте поиграем в игру, будем говорить друг другу только хорошие слова.

( Дети встают парами. Каждый говорит друг другу что-то приятное. Затем пары меняются,

дети стараются не повторяться, опять говоря друг другу хорошие добрые слова)

Учитель: Каким у вас стало настроение?

Учитель: У слова «доброта» есть много родственных слов:

добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый

добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный

доброжелательный - желающий добра

добропорядочный - приличный, достойный одобрения

добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом

добросовестный - честно выполняющий свои обязанности

А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь,

Перед вами могучее дерево. Чтобы оно стало красивым, должна появиться на этом

дереве листва. Давайте «оденем» его. А листиками пусть будут наши листочки со

словами, несущими смысл «добра», но красивы они будут только при оказании добрых

поступков.

Мир, любовь, единство, уважение, сострадание, милосердие, нежность, улыбка, счастье,

ласка, сочувствие, помощь, внимание.

-Когда же мы можем сказать, что человек «добрый?»

Мне хочется, чтобы девизом в нашей жизни стали слова, которые мы прочтем вместе.

Делай добро всем, кому можешь,

Делай добро везде, где можешь,

Делай добро, когда только можешь,

Делай добро – насколько хватит тебя.

Рефлексия

Продолжите мысль «добро»- это ,……….

Дарите людям доброту,

Заботу и любовь,

И пониманье и мечту –

Дарите вновь и вновь!

Пусть о награде мысли нет

И никогда не будет,

Ответный сердца тёплый свет

Тебе подарят люди.

И жизнь изменится твоя,

Удачливее станет,

Когда потоком на тебя

Волна любви нагрянет!

Дарите людям доброту…

Заключительное слово учителя.

Звучит «Гимн Добра»



В раздел образования