Автор: Сафонова Ирина Семеновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - д/сад №30"
Населённый пункт: Магнитогорск Челябинская область
Наименование материала: занятие с детьми 5-6 лет
Тема: Конспект интегрированного занятия «Перелетные птицы» с детьми старшей группы
Раздел: дошкольное образование
Конспект интегрированного занятия
«Перелетные птицы»
с детьми старшей группы
провела Сафонова И.С.
19 апреля 2023г
Образовательные области:
-«Коммуникация», «Познание»
«Здоровье», «Социализация».
Цели:
-пополнение словарного запаса детей по теме «Перелетные птицы»,
совершенствование грамматического строя речи, обучение составлению
описательного рассказа.
Задачи
Образовательные задачи:
-активизация и пополнение словаря по теме «Перелетные птицы»;
- развитие навыка словообразования;
- упражнение в построении грамматически правильно построенных
предложений;
- обучение составлению описательного рассказа по предметной картинке
и схематическому плану.
Коррекционные задачи:
- развитие внимания, памяти, мышления (игра «Угадай-ка»);
- развитие общей и мелкой моторики (физ. минутка);
- автоматизация поставленных звуков – контроль и самоконтроль за
звукопроизношением.
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к природе и желание защищать ее и
все живое;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и
доброжелательно оценивать рассказы товарищей.
Методы работы: игровые, наглядные, словесные, практические.
Приемы: загадки, наводящие и подсказывающие вопросы, реплики,
напоминания, речевой образец, оценка участия детей в занятии –
сюрпризный момент.
Оборудование: силуэтные картинки с изображением перелетных птиц,
план-схема для составления описательного рассказа, магнитная доска и
силуэтные картинки для упражнения «Кто – где живет».
Предварительная работа:
- беседа о перелетных птицах;
- чтение стихов о перелетных птицах;
- наблюдение за птицами во время прогулок;
- разучивание пальчиковых игр и физ. минуток по соответствующей
теме;
- подбор оборудования, необходимого для занятия.
2. Ход занятия.
I. Организационный момент:
(создание положительного эмоционального настроя, развитие общей
моторики, активизация словаря по теме «Перелетные птицы»,
упражнение в образовании относительных прилагательных, развитие
внимания).
-Из далеких жарких стран
Гости к нам весной спешат.
Кто это?.....(ответы детей) птицы, перелетные птицы.
- Проверим хорошо ли вы знаете перелетных птиц? Я называю птиц и,
если она перелетная, вы, как птицы, взмахиваете руками. Если нет –
стоите спокойно. Внимание! Аисты, грачи, ласточки, вороны, соловьи,
совы….
Дети поясняют, почему стояли спокойно, когда назывались зимующие
птицы.
- А теперь загадка:
Без рук без, топора
построена изба….. Что это? Ответ - гнездо.
- Где птицы вьют свои гнезда?
Ответы– птицы вьют гнезда на деревьях (на кустах, в траве, в дуплах, в
скворечниках).
Игра «Где птица свила гнездо?» (на магнитной доске силуэтные
картинки совы, скворца, грача, кукушки и силуэтные картинки дерева с
гнездом, дупла, скворечника с прорезями, чтобы можно было вставить
соответствующую картинку с изображением птицы).
- Покажите и расскажите, где и какая птица свила гнездо?
Ответы – Это сова. Совиное гнездо в дупле (ребенок совмещает
соответствующие картинки).
Это скворец. Скворцовое гнездо в скворечнике.
Это грач. Грачиное гнездо на дереве.
Это кукушка. У кукушки нет гнезда.
- Ребята! Одна птица здесь лишняя.
Ответ – это сова, потому что она зимующая птица.
II.Основная часть.
- Знакомство с темой:
Ребята! Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он утверждает, что
знает всех перелетных птиц. Давайте это проверим. Загадайте Незнайке
загадки, которые вы знаете о перелетных птицах.
3. - Загадки (тренировка памяти, внимания, мышления детей - умения
выделить описательные признаки перелетной птицы, развитие
диалогической речи, совершенствование грамматического строя речи,
автоматизация звуков).
Кто эта птица?
Гнезда не строит никогда.
Яйцо соседям оставляет
И птенчика не навещает. Кукушка.
Незнайка все время ошибается и дети его поправляют.
После каждой загадки дети объясняют: Как догадались о правильном
ответе? Что нового узнали о перелетной птице?
2.Это старый наш знакомый.
Он живет на крыше дома –
Длинношеий, длинноклювый,
Длинноносый, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. Аист.
3.Всех перелетных птиц черней
Он чистит пашню от червей. Грач.
4. Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенцов стелю на дно
Мягкую перину. Ласточка.
5. На шесте дворец.
Во дворце – певец. Скворец.
- Дети! Вы видите, что Незнайка не очень хорошо знает перелетных
птиц. Давайте поможем ему – расскажем об этих удивительных
путешественниках. А вот и схема, которая поможет ваш рассказ сделать
подробным и интересным.
- Рассказы детей (2 человека - дети по желанию выбирают силуэтную
картинку перелетной птицы)
(упражнение в составлении описательного рассказа по предметной
картинке и схематическому плану; развитие монологической речи с
использованием развернутой, грамматически правильно оформленной
фразы; автоматизация поставленных звуков; формирование внимания к
высказыванию других людей, доброжелательности, умения дождаться
своей очереди для участия в той или иной деятельности).
4
III. Физ.минутка.
(развитие общей и мелкой моторики, снятие мышечных зажимов,
поддержание позитивного эмоционального настроя детей)
По ходу физ.минутки дети выполняют соответствующие тексту
движения.
- Птенчик в гнездышке проснулся,
Встрепенулся. Потянулся.
И головкой покивал,
И хвостиком повилял.
(пальчиковая зарядка)
- Широко раскрыл он клювик ,
Громко, громко запищал:
Пи-пи-пи, пи-пи-пи….
Червячка скорей неси.
- Мама с папой закружили,
Угощение тащили..
(пальчиковая зарядка)
- Червячок, блоха и мошка,
Кушай, кушай, наша крошка
(одна ладошка широко открыта – «ротик птенца», пальцы другой руки
собраны вместе – «клювик мамы, собранные вместе пальцы упираются в
открытую ладошку, потом позиция рук меняется – каждое
проговариваемое слово ведет к смене рук).
-Птенчик сыт, опять он спит.
Тс-тс-тс, нам нельзя его будить
Дети! Помните, когда птицы выводят и выкармливают своих птенцов
рядом с ними надо вести себя очень тихо, чтобы их не испугать.
- Игра «Птичья семья» (упражнение в словообразовании):
-А теперь предлагаю разбиться на группы по 3 человека. Теперь вы не
ребята. Вы семьи пернатых. Придумайте: - Чья вы семья? Кто ты в
каждой семье?
Логопед помогает дать образец ответа…. Мы семья грачей. Я
грачиха(логопед), я грач (ребенок), я грачонок (ребенок).
( Семьи: аисты, скворцы, утки, лебеди).
5
- Продолжение рассказов детей.
- Упражнение «Закончи предложение»
(упражнение в составлении сложноподчиненных предложений;
тренировать память, внимание, мышление, воображение; воспитывать
бережное отношение к природе, ко всем живущим на Земле).
- Незнайке очень понравились все ваши рассказы. Но у него остались
еще некоторые вопросы. Поможем ему ответить на них.
- Весной птицы строят гнезда, потому что… (дети повторяют фразу и
договаривают ее до конца) они выводят в них птенцов.
- Первыми улетают на юг ласточки, потому что…..они питаются
насекомыми.
- Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому
что…..водоемы долго не замерзают и дают им пищу.
- Все люди любят слушать соловья, потому что…..он замечательно поет.
- Гусеницы не могут уничтожить урожай, потому что…..птицы их
уничтожают.
- Птиц нужно любить и охранять, потому что…..они приносят большую
пользу (украшают природу, замечательно поют и т.д.)
-Подведение итогов занятия:
Ребята Незнайке очень понравилось у вас на занятии. Он теперь как и вы
многое знает о перелетных птицах. Что вам понравилось на нашем
занятии? Что запомнилось?