Напоминание

Конспект интегрированного занятия «Перелетные птицы» с детьми старшей группы


Автор: Сафонова Ирина Семеновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - д/сад №30"
Населённый пункт: Магнитогорск Челябинская область
Наименование материала: занятие с детьми 5-6 лет
Тема: Конспект интегрированного занятия «Перелетные птицы» с детьми старшей группы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект интегрированного занятия

«Перелетные птицы»

с детьми старшей группы

провела Сафонова И.С.

19 апреля 2023г

Образовательные области:

-«Коммуникация», «Познание»

«Здоровье», «Социализация».

Цели:

-пополнение словарного запаса детей по теме «Перелетные птицы»,

совершенствование грамматического строя речи, обучение составлению

описательного рассказа.

Задачи

Образовательные задачи:

-активизация и пополнение словаря по теме «Перелетные птицы»;

- развитие навыка словообразования;

- упражнение в построении грамматически правильно построенных

предложений;

- обучение составлению описательного рассказа по предметной картинке

и схематическому плану.

Коррекционные задачи:

- развитие внимания, памяти, мышления (игра «Угадай-ка»);

- развитие общей и мелкой моторики (физ. минутка);

- автоматизация поставленных звуков – контроль и самоконтроль за

звукопроизношением.

Воспитательные задачи:

- воспитывать бережное отношение к природе и желание защищать ее и

все живое;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

- воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и

доброжелательно оценивать рассказы товарищей.

Методы работы: игровые, наглядные, словесные, практические.

Приемы: загадки, наводящие и подсказывающие вопросы, реплики,

напоминания, речевой образец, оценка участия детей в занятии –

сюрпризный момент.

Оборудование: силуэтные картинки с изображением перелетных птиц,

план-схема для составления описательного рассказа, магнитная доска и

силуэтные картинки для упражнения «Кто – где живет».

Предварительная работа:

- беседа о перелетных птицах;

- чтение стихов о перелетных птицах;

- наблюдение за птицами во время прогулок;

- разучивание пальчиковых игр и физ. минуток по соответствующей

теме;

- подбор оборудования, необходимого для занятия.

2. Ход занятия.

I. Организационный момент:

(создание положительного эмоционального настроя, развитие общей

моторики, активизация словаря по теме «Перелетные птицы»,

упражнение в образовании относительных прилагательных, развитие

внимания).

-Из далеких жарких стран

Гости к нам весной спешат.

Кто это?.....(ответы детей) птицы, перелетные птицы.

- Проверим хорошо ли вы знаете перелетных птиц? Я называю птиц и,

если она перелетная, вы, как птицы, взмахиваете руками. Если нет –

стоите спокойно. Внимание! Аисты, грачи, ласточки, вороны, соловьи,

совы….

Дети поясняют, почему стояли спокойно, когда назывались зимующие

птицы.

- А теперь загадка:

Без рук без, топора

построена изба….. Что это? Ответ - гнездо.

- Где птицы вьют свои гнезда?

Ответы– птицы вьют гнезда на деревьях (на кустах, в траве, в дуплах, в

скворечниках).

Игра «Где птица свила гнездо?» (на магнитной доске силуэтные

картинки совы, скворца, грача, кукушки и силуэтные картинки дерева с

гнездом, дупла, скворечника с прорезями, чтобы можно было вставить

соответствующую картинку с изображением птицы).

- Покажите и расскажите, где и какая птица свила гнездо?

Ответы – Это сова. Совиное гнездо в дупле (ребенок совмещает

соответствующие картинки).

Это скворец. Скворцовое гнездо в скворечнике.

Это грач. Грачиное гнездо на дереве.

Это кукушка. У кукушки нет гнезда.

- Ребята! Одна птица здесь лишняя.

Ответ – это сова, потому что она зимующая птица.

II.Основная часть.

- Знакомство с темой:

Ребята! Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он утверждает, что

знает всех перелетных птиц. Давайте это проверим. Загадайте Незнайке

загадки, которые вы знаете о перелетных птицах.

3. - Загадки (тренировка памяти, внимания, мышления детей - умения

выделить описательные признаки перелетной птицы, развитие

диалогической речи, совершенствование грамматического строя речи,

автоматизация звуков).

Кто эта птица?

Гнезда не строит никогда.

Яйцо соседям оставляет

И птенчика не навещает. Кукушка.

Незнайка все время ошибается и дети его поправляют.

После каждой загадки дети объясняют: Как догадались о правильном

ответе? Что нового узнали о перелетной птице?

2.Это старый наш знакомый.

Он живет на крыше дома –

Длинношеий, длинноклювый,

Длинноносый, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. Аист.

3.Всех перелетных птиц черней

Он чистит пашню от червей. Грач.

4. Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенцов стелю на дно

Мягкую перину. Ласточка.

5. На шесте дворец.

Во дворце – певец. Скворец.

- Дети! Вы видите, что Незнайка не очень хорошо знает перелетных

птиц. Давайте поможем ему – расскажем об этих удивительных

путешественниках. А вот и схема, которая поможет ваш рассказ сделать

подробным и интересным.

- Рассказы детей (2 человека - дети по желанию выбирают силуэтную

картинку перелетной птицы)

(упражнение в составлении описательного рассказа по предметной

картинке и схематическому плану; развитие монологической речи с

использованием развернутой, грамматически правильно оформленной

фразы; автоматизация поставленных звуков; формирование внимания к

высказыванию других людей, доброжелательности, умения дождаться

своей очереди для участия в той или иной деятельности).

4

III. Физ.минутка.

(развитие общей и мелкой моторики, снятие мышечных зажимов,

поддержание позитивного эмоционального настроя детей)

По ходу физ.минутки дети выполняют соответствующие тексту

движения.

- Птенчик в гнездышке проснулся,

Встрепенулся. Потянулся.

И головкой покивал,

И хвостиком повилял.

(пальчиковая зарядка)

- Широко раскрыл он клювик ,

Громко, громко запищал:

Пи-пи-пи, пи-пи-пи….

Червячка скорей неси.

- Мама с папой закружили,

Угощение тащили..

(пальчиковая зарядка)

- Червячок, блоха и мошка,

Кушай, кушай, наша крошка

(одна ладошка широко открыта – «ротик птенца», пальцы другой руки

собраны вместе – «клювик мамы, собранные вместе пальцы упираются в

открытую ладошку, потом позиция рук меняется – каждое

проговариваемое слово ведет к смене рук).

-Птенчик сыт, опять он спит.

Тс-тс-тс, нам нельзя его будить

Дети! Помните, когда птицы выводят и выкармливают своих птенцов

рядом с ними надо вести себя очень тихо, чтобы их не испугать.

- Игра «Птичья семья» (упражнение в словообразовании):

-А теперь предлагаю разбиться на группы по 3 человека. Теперь вы не

ребята. Вы семьи пернатых. Придумайте: - Чья вы семья? Кто ты в

каждой семье?

Логопед помогает дать образец ответа…. Мы семья грачей. Я

грачиха(логопед), я грач (ребенок), я грачонок (ребенок).

( Семьи: аисты, скворцы, утки, лебеди).

5

- Продолжение рассказов детей.

- Упражнение «Закончи предложение»

(упражнение в составлении сложноподчиненных предложений;

тренировать память, внимание, мышление, воображение; воспитывать

бережное отношение к природе, ко всем живущим на Земле).

- Незнайке очень понравились все ваши рассказы. Но у него остались

еще некоторые вопросы. Поможем ему ответить на них.

- Весной птицы строят гнезда, потому что… (дети повторяют фразу и

договаривают ее до конца) они выводят в них птенцов.

- Первыми улетают на юг ласточки, потому что…..они питаются

насекомыми.

- Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому

что…..водоемы долго не замерзают и дают им пищу.

- Все люди любят слушать соловья, потому что…..он замечательно поет.

- Гусеницы не могут уничтожить урожай, потому что…..птицы их

уничтожают.

- Птиц нужно любить и охранять, потому что…..они приносят большую

пользу (украшают природу, замечательно поют и т.д.)

-Подведение итогов занятия:

Ребята Незнайке очень понравилось у вас на занятии. Он теперь как и вы

многое знает о перелетных птицах. Что вам понравилось на нашем

занятии? Что запомнилось?



В раздел образования