Напоминание

Экологическое воспитание обучающихся на уроках биологии и внеурочное время


Авторы: Алимгузина Гульнур Минигуловна, Гульнур Минигуловна Алимгузина
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ ООШ с. Батырово
Населённый пункт: село Батырово Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое воспитание обучающихся на уроках биологии и внеурочное время
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: Экологическое воспитание обучающихся на уроках биологии и во

внеурочной деятельности

На древней пирамиде Хеопса – единственном из чудес света сохранившемся до

наших дней, есть такая надпись: «Люди погибнут от неумения пользоваться силами

природы и от незнания истинного мира». Это предостережение, высказанное человеком

4,5 тысячи лет назад сегодня еще актуальнее, чем тогда. Наша задача понять и познать

силы и законы природы, ибо только тогда мы сможем жить с нею в мире и гармонии.

Наша школа имеет четко сформированную Программу развития, одним из приоритетных

направлений программы является эколого – краеведческое воспитание и природоохранная

деятельность учащихся.

Несмотря на то, что отдельного предмета «Экология» в школе нет, вопросы

экологического образования рассматриваются в начальной школе на уроках ознакомления

с окружающим миром, в основной и старшей школе на уроках природоведения, биологии,

географии, химии и технологии. Большая часть экологического образования приходится

на внеклассную и внеурочную деятельность.

Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения

благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет

здоровье – основное право человека и главная цель развития цивилизации. Без

необходимых для существования и развития человека природных предпосылок все

социальные вопросы теряют смысл. Поэтому экологическое образование и воспитание

должно не просто проникнуть в структуру системы образования, а стать одной из ее

основ.

Для экологического воспитания и образования в нашей школе применяются различные

формы работы :

- поисково - исследовательские (экологический мониторинг, экологическое исследование ,

практическая деятельность по утилизации свалок и др).

- конкурсные (конкурсы рисунков и плакатов, фото-, видео- мтериалов «По родным

местам», поделок из природного материала и вторичного сырья «Вторая жизнь вещей» и

др.);

- игровые (экологические викторины, игры, спектакли);

- познавательные (классные часы на экологическую тематику, уроки-семинары, уроки-

диспуты, «круглые столы»);

- продуктивные (озеленение школьных рекреаций, уборка территории лесов и берегов

реки Ашкадар, организация трудовых десантов по уборке своих дворов от бытового

мусора, благоустройство школьной территории)

В рамках экологических месячников, декад проводятся различные мероприятия.

Для участия в природоохранной акции «Скворечник» учащиеся на уроках технологии

изготавливают скворечники и кормушки.

Все классные руководители проводят классные часы на экологическую тематику.

Учащиеся 7 класса вместе с классным руководителем участвовали в сборе материалов для

создания рукописной книги «Чудеса природы нашей местности», в которую вошли очень

интересные материалы не только экологической, но и краеведческой направленности.

Учащиеся беседовали с местными жителями и узнали много интересной информации,

легенд о природных объектах вокруг села, это и гора «Айгороскан», и «Асы-Родник», и

Яма «Сайфулла сокоро», где во времена Екатерины II добывали медный песчаник и на

лошадях отвозили , старейший и первый на Южном Урале медеплавильный завод в с.

Воскресенское Мелеузовского района. А

в создании статуи Свободы принимали участие

французы и американцы. Однако не только они. «Наследили» в истории колоссального

монумента и наши соотечественники. Дело в том, что медь, из которой изготовлена

статуя, имеет российское происхождение. Некоторые источники утверждают, что медь

была вывезена из нынешней республики Башкортостан,

Большая природоохранная работа проводилась в школьном лагере. В летний период

ребята проходят практику на школьном УОУ. Ребята ухаживают не только за деревьями,

кустарниками и цветником, но и совершают экологические экскурсии по Экологической

тропе.

Важное значение для формирования экологической культуры имеет и участие

детей в проектной деятельности, которая позволяет не только получать теоретические

знания, но и применять эти знания на практике. Систематическое и последовательное

включение обучаемых в решение экологических задач, с использованием краеведческого

материала, обуславливает готовность учащихся к решению различных проблемных

ситуаций, которые могут возникать в будущей профессиональной и личной жизни.

Учащиеся школы работали

над

проектами

«Благоустройство школьного двора»,

«Тропинка здоровья», «Зеленая аптека», «Здоровое питание школьников», в рамках

которого

старшеклассники

проводили

анкетирование

всех

учащихся

школы

по

разработанным анкетам с целью выявления нарушений в организации ежедневного

питания детей, разрабатывали рекомендации.

В рамках акции «Кормушка» ребята изготовили многочисленные подкормочные

площадки для птиц, которые развесили на пришкольной территории и себя дома.

Кормушки зимой детьми регулярно заполняются кормом для зимующих птиц.

Все собранные и отобранные краеведческие материалы систематически используются в

работе, что является большим стимулом к дальнейшей деятельности. Используются

различные формы гласности:

Оформление выставок (фотографий, газет, поделок) как постоянных, так и

временных (в кабинете биологии, начальных классов.)

Выступление с докладами, презентациями работ на классных часах, конференциях.

Проведение бесед, викторин, экологических игр с ребятами младших классов

Оформление собранного материала

Вручение грамот, благодарностей и призов на общешкольных линейках.

Перспективу своей дальнейшей работы по экологическому образованию и воспитанию

учащихся видим в создании условий для внедрения обучающих компьютерных программ

по экологическим проблемам и решении конкретных экологических задач с помощью

ЭВМ, а так же дальнейшее улучшение экологической тропы.

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас

экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия

человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные

масштабы. Своим потребительским отношением к природе люди уже нанесли ей

непоправимый ущерб. Экологическое воспитание на современном этапе развития школы –

проблема актуальная. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с

окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому,

какой характер носят его отношения с природой. Все мы – дети природы, и с малых лет

должны познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ею.

Крайне беден позитивом опыт взаимодействия ребят с окружающей средой. В поле их

зрения постоянно находятся мусорные свалки, загрязненные водоемы, равнодушное

отношение взрослых к бездомным животным. Экологическое бескультурье становится

«нормой», ребенок воспринимает его как привычную картину окружающего мира. И

главная цель школы - неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать им

необходимые знания о ней, пробудить интерес и вырастить доброго друга природы.

Экологическое воспитание - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития

личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и

умений,

ценностных

ориентаций,

поведения

и

деятельности,

обеспечивающих

ответственное отношение к окружающей социально-природной среде.

Внеурочная деятельность - понятие, объединяющие все виды деятельности обучающихся

(кроме учебной),

в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания

обучающихся.

Много времени в школе уделяется внеклассной работе по экологии. Учащиеся школы

весной высаживают цветы на клумбах, пришкольном участке, ухаживают за ними, сажают

деревья. В ясную погоду проводятся субботники по уборке пришкольного участка, дети

облагораживают территорию школы.

В апреле учащиеся начальных классов и дошкольная группа "Акбузат" приняли участие

во Всероссийской акции "Россия -территория "Эколят -Молодых защитников Природы" .

Был проведен классный час на тему: "Защитим природу вместе". В ходе мероприятия

учащиеся инсценировали сценку "Мы защитники природы". В завершении акции ребята

посадили деревья и дали клятву юных защитников природы.

В рамках мероприятий тематических суббот учащиеся совершали виртуальные экскурсии

по

красивейшим

местам

нашего

Башкортостана.

Они

ознакомились

с

достопримечательностями нашей республики и семью чудесами нашего края.

Для того чтобы подрастающее поколение любило и понимало красоту природы, в

нашей школе проводятся:

-классные часы: «Красная книга» 1-4 кл., «Экологические катастрофы» для старшмх кл.

-Мероприятия, посвященные Дню памяти погибших в Чернобыльской АЭС.

-внеклассное мероприятие «Приключение Экоколобка».

-утренники «Охраняй природу – значит охранять Родину».

-Единый сан.день. каждая пятница, в котором участвуют все учащиеся школы и наводят

порядок на ее территории.

Школа всегда поддерживала и проводила различные природоохранные акции, ныне

они приобретают еще большую значимость:

-Ежегодно наша школа участвует в акции «Чистый берег»;

-Акция «Чистый двор»;

На уроках биологии проводим наблюдения за сезонными явлениями природы и живых

организмов.

Наблюдения играют особую роль в формировании положительного отношения

школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие

личности ребенка. Задача учителя заключается не только в том, чтобы научить ребенка

наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и

объектах природы. Важным дополнением к наблюдениям за объектами природы служит

природоведческая информация в виде бесед, докладов, всевозможных сообщений,

презентаций.. У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается

мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая

разнообразная. При подготовке к беседе учитель руководствуется тем, чтобы ее

содержание

отвечало

возрастным

особенностям

учащихся,

чтобы

она

была

целенаправленной, эмоциональной.

Озеленение

классных

комнат

играет

существенную

роль

в

формировании

экологической культуры у детей.

Одним из важнейших инструментов для решения задач экологического воспитания

является метод проектов, который развивает у детей чувство сопричастности к решению

экологических проблем. В основе каждого проекта лежит какая-то проблема. Для того

чтобы её решить, предстоит приобрести опыт исследовательской, поисковой, проблемной

деятельности, научиться собирать данные, обрабатывать их, т.е. систематизировать и

анализировать, уметь интегрировать знания.

Совместно с родителями дети выполняют такие проекты:

-«Школьный двор»,

- «С чего начинается Родина»,

-«Моя малая родина»;

- «Проект «Мусор от А до Я»;

-«Улица моего детства».

Если систематически формировать экологическую культуру у школьников, то можно

добиться следующих результатов:

- повышение уровня информированности;

- повышение интереса к природе родного края;

-потребность выразить свой интерес в творческих работах;

- соблюдение правил поведения в окружающей среде;

-выраженная потребность в заботе о тех или иных представителях животного и

растительного мира.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что воспитание экологической

культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему внеклассных

мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы. Особая ее

ценность состоит в том, что она охватывает большинство учащихся. Правильное

экологическое образование позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические

проблемы человечества.

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее,

великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает,

кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с

самого раннего детства. Экологическое образование и воспитание призваны прививать

молодежи правильный взгляд на взаимоотношение человека с природой, научить видеть

последствия каждого своего шага и воздействия на окружающую среду, содействовать

выработке экологического мышления и сознания, которые являются важной составной

частью мировоззрения.

И свое выступление я хочу закончить такими словами:

Мы рубим лес, устраиваем свалки,

Но кто же под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Подумайте, а что нас дальше ждет?

Пора бы человечеству понять,

Богатства у Природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же — живая!



В раздел образования