Авторы: Алимгузина Гульнур Минигуловна, Гульнур Минигуловна Алимгузина
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ ООШ с. Батырово
Населённый пункт: село Батырово Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое воспитание обучающихся на уроках биологии и внеурочное время
Раздел: среднее образование
Тема: Экологическое воспитание обучающихся на уроках биологии и во
внеурочной деятельности
На древней пирамиде Хеопса – единственном из чудес света сохранившемся до
наших дней, есть такая надпись: «Люди погибнут от неумения пользоваться силами
природы и от незнания истинного мира». Это предостережение, высказанное человеком
4,5 тысячи лет назад сегодня еще актуальнее, чем тогда. Наша задача понять и познать
силы и законы природы, ибо только тогда мы сможем жить с нею в мире и гармонии.
Наша школа имеет четко сформированную Программу развития, одним из приоритетных
направлений программы является эколого – краеведческое воспитание и природоохранная
деятельность учащихся.
Несмотря на то, что отдельного предмета «Экология» в школе нет, вопросы
экологического образования рассматриваются в начальной школе на уроках ознакомления
с окружающим миром, в основной и старшей школе на уроках природоведения, биологии,
географии, химии и технологии. Большая часть экологического образования приходится
на внеклассную и внеурочную деятельность.
Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения
благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет
здоровье – основное право человека и главная цель развития цивилизации. Без
необходимых для существования и развития человека природных предпосылок все
социальные вопросы теряют смысл. Поэтому экологическое образование и воспитание
должно не просто проникнуть в структуру системы образования, а стать одной из ее
основ.
Для экологического воспитания и образования в нашей школе применяются различные
формы работы :
- поисково - исследовательские (экологический мониторинг, экологическое исследование ,
практическая деятельность по утилизации свалок и др).
- конкурсные (конкурсы рисунков и плакатов, фото-, видео- мтериалов «По родным
местам», поделок из природного материала и вторичного сырья «Вторая жизнь вещей» и
др.);
- игровые (экологические викторины, игры, спектакли);
- познавательные (классные часы на экологическую тематику, уроки-семинары, уроки-
диспуты, «круглые столы»);
- продуктивные (озеленение школьных рекреаций, уборка территории лесов и берегов
реки Ашкадар, организация трудовых десантов по уборке своих дворов от бытового
мусора, благоустройство школьной территории)
В рамках экологических месячников, декад проводятся различные мероприятия.
Для участия в природоохранной акции «Скворечник» учащиеся на уроках технологии
изготавливают скворечники и кормушки.
Все классные руководители проводят классные часы на экологическую тематику.
Учащиеся 7 класса вместе с классным руководителем участвовали в сборе материалов для
создания рукописной книги «Чудеса природы нашей местности», в которую вошли очень
интересные материалы не только экологической, но и краеведческой направленности.
Учащиеся беседовали с местными жителями и узнали много интересной информации,
легенд о природных объектах вокруг села, это и гора «Айгороскан», и «Асы-Родник», и
Яма «Сайфулла сокоро», где во времена Екатерины II добывали медный песчаник и на
лошадях отвозили , старейший и первый на Южном Урале медеплавильный завод в с.
Воскресенское Мелеузовского района. А
в создании статуи Свободы принимали участие
французы и американцы. Однако не только они. «Наследили» в истории колоссального
монумента и наши соотечественники. Дело в том, что медь, из которой изготовлена
статуя, имеет российское происхождение. Некоторые источники утверждают, что медь
была вывезена из нынешней республики Башкортостан,
Большая природоохранная работа проводилась в школьном лагере. В летний период
ребята проходят практику на школьном УОУ. Ребята ухаживают не только за деревьями,
кустарниками и цветником, но и совершают экологические экскурсии по Экологической
тропе.
Важное значение для формирования экологической культуры имеет и участие
детей в проектной деятельности, которая позволяет не только получать теоретические
знания, но и применять эти знания на практике. Систематическое и последовательное
включение обучаемых в решение экологических задач, с использованием краеведческого
материала, обуславливает готовность учащихся к решению различных проблемных
ситуаций, которые могут возникать в будущей профессиональной и личной жизни.
Учащиеся школы работали
над
проектами
«Благоустройство школьного двора»,
«Тропинка здоровья», «Зеленая аптека», «Здоровое питание школьников», в рамках
которого
старшеклассники
проводили
анкетирование
всех
учащихся
школы
по
разработанным анкетам с целью выявления нарушений в организации ежедневного
питания детей, разрабатывали рекомендации.
В рамках акции «Кормушка» ребята изготовили многочисленные подкормочные
площадки для птиц, которые развесили на пришкольной территории и себя дома.
Кормушки зимой детьми регулярно заполняются кормом для зимующих птиц.
Все собранные и отобранные краеведческие материалы систематически используются в
работе, что является большим стимулом к дальнейшей деятельности. Используются
различные формы гласности:
Оформление выставок (фотографий, газет, поделок) как постоянных, так и
временных (в кабинете биологии, начальных классов.)
Выступление с докладами, презентациями работ на классных часах, конференциях.
Проведение бесед, викторин, экологических игр с ребятами младших классов
Оформление собранного материала
Вручение грамот, благодарностей и призов на общешкольных линейках.
Перспективу своей дальнейшей работы по экологическому образованию и воспитанию
учащихся видим в создании условий для внедрения обучающих компьютерных программ
по экологическим проблемам и решении конкретных экологических задач с помощью
ЭВМ, а так же дальнейшее улучшение экологической тропы.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас
экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия
человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные
масштабы. Своим потребительским отношением к природе люди уже нанесли ей
непоправимый ущерб. Экологическое воспитание на современном этапе развития школы –
проблема актуальная. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с
окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому,
какой характер носят его отношения с природой. Все мы – дети природы, и с малых лет
должны познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ею.
Крайне беден позитивом опыт взаимодействия ребят с окружающей средой. В поле их
зрения постоянно находятся мусорные свалки, загрязненные водоемы, равнодушное
отношение взрослых к бездомным животным. Экологическое бескультурье становится
«нормой», ребенок воспринимает его как привычную картину окружающего мира. И
главная цель школы - неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать им
необходимые знания о ней, пробудить интерес и вырастить доброго друга природы.
Экологическое воспитание - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития
личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и
умений,
ценностных
ориентаций,
поведения
и
деятельности,
обеспечивающих
ответственное отношение к окружающей социально-природной среде.
Внеурочная деятельность - понятие, объединяющие все виды деятельности обучающихся
(кроме учебной),
в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания
обучающихся.
Много времени в школе уделяется внеклассной работе по экологии. Учащиеся школы
весной высаживают цветы на клумбах, пришкольном участке, ухаживают за ними, сажают
деревья. В ясную погоду проводятся субботники по уборке пришкольного участка, дети
облагораживают территорию школы.
В апреле учащиеся начальных классов и дошкольная группа "Акбузат" приняли участие
во Всероссийской акции "Россия -территория "Эколят -Молодых защитников Природы" .
Был проведен классный час на тему: "Защитим природу вместе". В ходе мероприятия
учащиеся инсценировали сценку "Мы защитники природы". В завершении акции ребята
посадили деревья и дали клятву юных защитников природы.
В рамках мероприятий тематических суббот учащиеся совершали виртуальные экскурсии
по
красивейшим
местам
нашего
Башкортостана.
Они
ознакомились
с
достопримечательностями нашей республики и семью чудесами нашего края.
Для того чтобы подрастающее поколение любило и понимало красоту природы, в
нашей школе проводятся:
-классные часы: «Красная книга» 1-4 кл., «Экологические катастрофы» для старшмх кл.
-Мероприятия, посвященные Дню памяти погибших в Чернобыльской АЭС.
-внеклассное мероприятие «Приключение Экоколобка».
-утренники «Охраняй природу – значит охранять Родину».
-Единый сан.день. каждая пятница, в котором участвуют все учащиеся школы и наводят
порядок на ее территории.
Школа всегда поддерживала и проводила различные природоохранные акции, ныне
они приобретают еще большую значимость:
-Ежегодно наша школа участвует в акции «Чистый берег»;
-Акция «Чистый двор»;
На уроках биологии проводим наблюдения за сезонными явлениями природы и живых
организмов.
Наблюдения играют особую роль в формировании положительного отношения
школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие
личности ребенка. Задача учителя заключается не только в том, чтобы научить ребенка
наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и
объектах природы. Важным дополнением к наблюдениям за объектами природы служит
природоведческая информация в виде бесед, докладов, всевозможных сообщений,
презентаций.. У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается
мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая
разнообразная. При подготовке к беседе учитель руководствуется тем, чтобы ее
содержание
отвечало
возрастным
особенностям
учащихся,
чтобы
она
была
целенаправленной, эмоциональной.
Озеленение
классных
комнат
играет
существенную
роль
в
формировании
экологической культуры у детей.
Одним из важнейших инструментов для решения задач экологического воспитания
является метод проектов, который развивает у детей чувство сопричастности к решению
экологических проблем. В основе каждого проекта лежит какая-то проблема. Для того
чтобы её решить, предстоит приобрести опыт исследовательской, поисковой, проблемной
деятельности, научиться собирать данные, обрабатывать их, т.е. систематизировать и
анализировать, уметь интегрировать знания.
Совместно с родителями дети выполняют такие проекты:
-«Школьный двор»,
- «С чего начинается Родина»,
-«Моя малая родина»;
- «Проект «Мусор от А до Я»;
-«Улица моего детства».
Если систематически формировать экологическую культуру у школьников, то можно
добиться следующих результатов:
- повышение уровня информированности;
- повышение интереса к природе родного края;
-потребность выразить свой интерес в творческих работах;
- соблюдение правил поведения в окружающей среде;
-выраженная потребность в заботе о тех или иных представителях животного и
растительного мира.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что воспитание экологической
культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему внеклассных
мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы. Особая ее
ценность состоит в том, что она охватывает большинство учащихся. Правильное
экологическое образование позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические
проблемы человечества.
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее,
великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает,
кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с
самого раннего детства. Экологическое образование и воспитание призваны прививать
молодежи правильный взгляд на взаимоотношение человека с природой, научить видеть
последствия каждого своего шага и воздействия на окружающую среду, содействовать
выработке экологического мышления и сознания, которые являются важной составной
частью мировоззрения.
И свое выступление я хочу закончить такими словами:
Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатства у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же — живая!