Автор: Ворон-Ковальская Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад №7"
Населённый пункт: ПГО с.Углекаменск
Наименование материала: Публикация
Тема: Конспект интегрированной ОД " Русский сувенир - Матрёшка"
Раздел: дошкольное образование
Конспект интегрированной ОД «Русский сувенир-Матрёшка»
подготовительная группа
Ирина Ворон-Ковальская
Цель: Развитие познавательного интереса о матрёшке-символе русского
народного искусства.
Задачи:
Воспитательные:
-Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
- Воспитывать любовь к народному искусству.
Образовательные:
- Обобщить и закрепить знания у детей об истории возникновения, видах и
особенностях росписи русской деревянной куклы – Матрешки.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, воображение, речевое внимание, память.
- Развивать творческую самостоятельность при изготовлении сувенира
матрёшки.
Словарная работа: сувенир, роспись, Семеновская, Загорская, Полхов –
Майданская.
Предварительная работа: Беседа о творчестве русских народных мастеров,
рассматривание иллюстраций с изображением русских матрёшек,
загадывание загадок по теме, дидактические игры “Собери целое”, “Лото –
матрёшки, разучивание танца « Весёлые матрёшки».
Материалы и оборудование: Деревянные матрешки, сундучок, записка,
заготовки из фетра, клей, фломастеры, разрезные картинки
Матрёшек(пазлы), картинки виды Матрёшек.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное
развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное
развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Ход ОД:
(дети под музыку входят в зал)
Воспитатель: Встанем рядышком по кругу. Скажем, здравствуйте друг
другу. Утро доброе начнётся, если каждый улыбнётся.
Воспитатель: - Ребята, я на ярмарке была,
Волшебный сундучок вам принесла.
Сундучок тот не простой, и товар в нем расписной.
Что же в этом сундучке? Хотите узнать? Открою вам секрет. В этом
сундучке находится игрушка. А что за игрушка, вы узнаете, когда отгадаете
загадку.
Загадка:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки,
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская…. Матрешка
Достаю матрешку!
Воспитатель: Правильно, матрешка!
(
Смотрим в сундучок)
- Ребята посмотрите в сундучке ничего нет. Ой ребята посмотрите что-то
написано….
(Читаю)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Мне очень нужна ваша помощь. Со мной
и моими сестрами настоящая беда приключилась! Гуляли мы, по улице,
налетел сильный ветер, всех нас подхватил, и по свету белому раскидал. И не
знаю, что мне делать, кто мне поможет сестер отыскать и вместе нас всех
опять собрать!»
Воспитатель: Ребята поможем матрешке отыскать ее сестер?
Чтобы спасти всех сестер мы должны с вами выполнить задания. Вы готовы?
В книжный уголок проходите историческими знаниями нас удивите.
1задание: « История создания русской Матрёшки»
Воспитатель: Матрёшка- традиционный русский сувенир она давно
завоевала звание символа нашей страны, но не всем известна история
возникновения этой русской красавицы.
Давайте вспомним, как появилась матрёшка в России?
«Если на все вопросы отвечаете, Матрешечку сестренку получаете!»
1. Откуда в России появилась первая Матрёшка? ( Из Японии привезли
деревянную куклу в виде длинноголового старичка эта игрушка была
необычная она состояла из двух половинок, внутри которой прятались
игрушки поменьше. ).
Понравилась эта игрушка нашим русским мастерам. Решили они выточить
такую же куклу и расписать её в русском стиле.
2. Во что была одета первая матрёшка?( в сарафан, кофточку, фартук и
платочек; в руках она держала черного петуха).
После появления первой матрешки в разных городах и селах России
народные умельцы начали расписывать матрешек, и все они делали это по-
разному.
3. Какие наиболее известные виды матрёшек? (Загорская, Семёновская,
Полхов- Майданская, ).
4. Как вы думаете, почему матрешки так называются? (название каждой
матрёшки зависит от того места где её расписывают).
Воспитатель: Молодцы! С первым заданием справились. Получаем первую
матрешку.
(Достаю матрешку, в ней 2 задание)
2 задание: «Сложи матрёшку»
К расписным столам проходите и о матрешках расскажите:
Везли матрешек на базар,
Да рассыпали товар.
Все матрешки сломались,
Лишь осколки нам остались.
Вы, ребятки, не зевайте,
А осколки собирайте.
Воспитатель: Итак, для того чтобы спасти матрешку нам необходимо
собрать пазл.
(Собираем пазл).
Воспитатель: Молодцы ребята! Скажите каких матрешек вы собрали?
Загорская пришла из села Загорск, поэтому название Загорская. Она одета
в платочек завязанный на узелок . Есть у неё сарафан, кофточка с вышевкой ,
по верх сарафана фартук. Отличительная особенность Загорской Матрёшки
платок и Фартук расписаны мелкими цветами.
Семеновской матрешка из города Семёнова, поэтому название
Семёновская Матрёшка, Одета в красивый платочек, край платка украшен
узором из цветов. Отличительная особенность Семёновской Матрёшки на
фартуке большой букет из цветов. Одета в сарафан и фартук.
Полхов - Майданская - Вместо сарафана и фартука широкий овал,
заполненный крупными цветами , ягодами и листочками. Нет платка с
эавязаными концами, на голове цветок из трёх лепестков.
Каждая Матрёшка очень красивая сама по себе, но у них есть общее то, что
они символизируют семейное благополучие , счастье, любовь.
-И так получаем вторую матрешку.
(Открываем, в ней 3 задание)
3 задание: « Физминутка»
В центр зала проходите и физминутку выполните:
(выполняем с детьми физкультминутку («Нарядные матрешки»)
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку
вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево - вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево - вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо
- налево)
Вы похожи словно сестры
Ладушки, ладошки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши).
- Молодцы получаем третью матрешку!
(Открываем, в ней четвертое задание)
4 задание: « Назови матрёшку по стихотворению»
«К доске подходите – матрёшку по стихотворению назовите».
Понравилась из всех Матрён Загорская матрёшка.
С корзинкаю в руках иль с узелком, с цветами или с плошкой…
Загорский стиль он не простой: из точек и кружочков.
«Пестряшкой» все зовут его – пестрят огнём цветочки…
А я Матрёшка из Майдана,
Украшен мой наряд крупными цветами
С сияющими лепестками.
С ягодами разными,
Спелыми и красными.
Я из тихого зелёного
Городка Семёнова.
В гости к вам пришла
Букет цветов садовых
Розовых,бордовых
В подарок принесла.
- Молодцы! И с этим заданием справились, получаем четвертую
матрешку!
(Открываем, задание №5)
5 задание: « Танец «Весёлые матрёшки»
«В уголок музыкальный заходите, танец матрешек нам покажите»
- Молодцы! Итак, мы получаем последнюю самую старшую сестру
матрешек!
(открываем, в ней шестое задание)
6 задание: « Изготовление сувенира матрёшки»
В мастерскую шагайте и матрешек красивых создавайте.
Предлагаю вам создать своих красивых матрешек.
Пальчиковая гимнастика: Чтоб матрёшек украшать надо пальчики
размять
Указательный и средний, безымянный и последний (по очереди здороваются
)
Поздоровались с большим, чтоб работать от души.
А теперь потрём ладошки друг об друга мы немножко (
потереть
ладошки)
Кулачки разжали ,сжали. Кулачки разжали сжали (разжимаем и сжимаем
кулачки). Вот и пальчики размяли.
(аппликация матрёшек из фетра)
(Дети выполняют задание,
звучит музыка Г. Струве «Моя Россия»)
Воспитатель: Ребята посмотрите какие красивые матрешки у вас
получились, вы настоящие мастера! Ребята, когда вы украшали матрешек,
обратили внимание, какая музыка звучала? Правильно, про Россию!
Воспитатель:
Матрешка является главным символом в России. И когда к нам
в Россию приезжают жители других стран им дарят сувенир на память в виде
матрешки. Кому бы вы хотели подарить своих матрёшек?
Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Какое задание было
для вас самым трудным? Почему?». Какое задание больше всего
понравилось? Почему?.
Ребята, вы молодцы, выполнили все задания. Помогли матрёшке отыскать
сестрёнок и собрать их вместе. На этом наша образовательная деятельность
закончена
.