"Первые шаги к самостоятельности детей раннего возраста".
Автор: Братцева Наталия Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №5" Населённый пункт: г.Каменск-Уральский, Свердловская область Наименование материала: конструкт деловой игры для родителей Тема: "Первые шаги к самостоятельности детей раннего возраста". Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5»
(детский сад № 5)
Конструкт
деловой игры
« Первые шаги к самостоятельности детей раннего возраста».
Составители:
Братцева Наталия Викторовна,
воспитатель I квалификационной категории
Плотникова Наталья Юрьевна,
воспитатель.
Каменск – Уральский
2017
Городской конкурс на лучшую организацию работы с участниками образовательных отношений среди дошкольных
образовательных учреждений города Каменска-Уральского.
Номинация: «Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка и непосредственного вовлечения их в
образовательную деятельность».
Тема: « Первые шаги к самостоятельности детей раннего возраста».
Форма: деловая игра.
Дата, время: 07.02.2017 года, 16:30
Место проведения: музыкальный зал.
Цель
деловой
игры: развивать
сотрудничество
детского
сада
с
семьёй,
повышать
компетентность
родителей
в
вопросах обучения детей раннего возраста.
Задачи:
1 . Обеспечение
качества
введения
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования в процессе реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые
шаги» под редакцией Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, С. Ю. Мещеряковой.
2 . Обобщить
опыт
родителей
в
вопросах социально-коммуникативного
развития
детей
раннего
возраста,
направленного наподдержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
(ФГОС
дошкольного
образования:
пункт
2.6.Требования
к
структуре
образовательной
программы
дошкольного
образования и ее объему; пункт 3.2.1.Требования к условиям реализации основной образовательной программы
дошкольного образования).
Предварительная работа:
1.
Индивидуальные консультации для родителей на темы: «Первые шаги к самостоятельности», «Кризис трех лет».
2.
Оформление альбома на тему «Мы всё умеем сами».
3.
Выставка литературных произведений по теме «Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста».
4.
Оформление папки – раскладушки «Значение самообслуживания в воспитании детей».
Материалы и оборудование:
мультимедийный комплекс, магнитофон;
магнитно-маркерная доска, маркеры, цветные магниты;
аудиозапись фоновой музыки, видеозапись режимных моментов, презентация;
значки капитанов, ручки и листы бумаги для записи;
матрешки с листами-вопросами внутри;
бланки-протоколы для членов жюри;
сборник игр, памятка дляродителей .
Участники игры: родители,воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель.
Планируемый
результат: повысить компетентность родителей в вопросах развития самостоятельности у детей
раннего возраста.
Последующая работа: развивать самостоятельность и детскую инициативу при поддержке сотрудничества детского
сада и семьи.
Литература:
1. Островская Л.Ф. Педагогические знания – родителям. – М.,1983. – С. 143.
2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. – М.: «АЙРИС ПРЕСС», 2008. –
С.128.
3.«Энциклопедия педагогических ситуаций» под редакцией Н.В.Микляевой, Москва 2011г.
План деловой игры:
№ п/п
Содержание деятельности
Регламент
1
Введение в проблему.
7 мин.
2
Деловая
игра « Первые
шаги
к
самостоятельности
детей
раннего возраста»:
знакомство с правилами игры, представление жюри;
представление команд;
литературная викторина (презентация);
список дел, с которыми может справиться ребёнок;
дискуссия о самостоятельности ребёнка (матрёшки);
выступление педагога психолога;
физкультурная минутка;
игра «Запрещаем-разрешаем»;
подведение итогов игры.
33 мин.
3
Заключение
7 мин.
Итого:
47 мин
Технологическая карта деловой игры
Этапы деятельности,
длительность
Деятельность педагогов
Деятельность
родителей
1. Мотивационно-
организационный-
Цель: психологический
настрой на предстоящую
деятельность, создание
атмосферы
заинтересованности и
эмоциональногокомфорта.
2 минуты
Приглашаем родителей в зал.
Просим обратить внимание на выставку детской литературы, на папку «Мы всё
умеем сами», предлагаем выбрать цветную палочкуи занять место за столом в
соответствии с её цветом.
Педагог задает вопросы, стимулирующиепроцесс мышления- вызывает
положительный эмоциональный настрой, сосредотачивает внимание участников
игры.
Проходят в зал,
рассматривают
выставку книг.
Ведут диалог с
воспитателем,
отвечают на вопросы.
1.1.
Введение в
проблему
Цель: опора на опыт
родителей, необходимый
для открытия нового
знания, освоения нового
способа, умения, выработка
навыка.
5минут
- Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами. Мы сегодня
собрались с вами, чтобы обсудить вопросы воспитания самостоятельности у детей
раннего возраста.
Все вы уже слышали о том, что детские сады, также, как и школы, начали работать
по стандартам. Но что это такое, для чего, а нужно ли это …? – Мы уверены, что
многие из вас не готовы дать ответ на эти вопросы.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (ФГОС ДО) вступил в силу с 1 января 2014 года.ФГОС ДО - что это
такое? Это общественный договор, в котором чётко прописаны права и обязанности
всех участников воспитательно-образовательного процесса (педагоги, дети,
родители).Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители
должны участвовать в реализации программы, в создании условий для
полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не
упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть
активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов,
независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними
наблюдателями.
Этому способствует Программа«Первые шаги», основанная на современных
научных представлениях о закономерностях психического развития ребенка в
раннем возрасте, ведущей роли предметной деятельности и общения со взрослым.
А сейчас, мы предлагаем Вашему вниманию цитату итальянскогодетского врача-
педагога Марии Монтессори: «Человек не может быть свободным, если он не
Слушают
выступление
воспитателя;
Работают вместе,
делают выбор;
Слушают, обсуждают
услышанную
информацию,
отвечают на вопросы;
самостоятелен».Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности
своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать
это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно
достичь.
Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни,
воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны.
Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам,
взрослым, важно поддержать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на
предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось
слышать –«Я сам!». Чаще всего мы стремимся сделать все за него сами.
Стремясь сделать все за ребенка, взрослый причиняет ему большой вред, лишает его
самостоятельности. Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к
самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.
Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к
негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие. То есть, не
просто непослушание, а стремление сделать все наоборот, ребенок начинает
отрицать все, что он делал раньше, ребенок все хочет делать сам, отказываясь от
помощи взрослого и добиваться самостоятельности даже в том, что еще мало умеет.
Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное
негативное влияние на развитие личности ребенка.
2.Содержательный
Цель: совместное
определение конкретных
действий.
3минуты
2.1. Задание 1
«Определение
самостоятельности»
3минуты
Итак, поговорим о воспитании, тема нашей деловой игры: «Первые шаги в
самостоятельности детей раннего возраста»
Правила игры представлены на слайде.
Уважаемые участники, представляем наше добросовестное и компетентное жюри (3
человека). Заведующий детским садом №5 Тебенёва Татьяна
Николаевна,заместитель заведующего по воспитательнойи методическойработе
Анисимова Жанна Вячеславовна, педагог-психолог Голикова Ольга Сергеевна.
Уважаемые члены жюри, критерии оценивания участников находятся у вас на столе.
Чтобы начать игру, необходимо выбрать капитанов команд. (Звучит музыка).
Первое задание : ответьте на вопрос: Что такое самостоятельность малышей 2-3лет?
После высказываний родителей представить на слайде краткое определение и
вывод.
Второе задание:составьте список дел, с которыми ребенок может справиться, без
Вашей помощи. (Звучит музыка)
Ведут диалог с
воспитателем;
Озвучивают знания и
опыт;
Коллективно решают
вопросы;
Принимают правила
игры;
Выбирают капитанов;
Отвечают на вопросы;
2.2. Задание 2
«Я САМ!».
7 минут
2.3. Задание 3
Условия для развития
самостоятельности.
3минуты
2.4. Задание 4
Литературная викторина.
3минуты
2.5. Задание 5.
Решение проблемных
ситуаций.
Цель: применение знаний
и опыта на практике
5минут
После выполнения задания представить Видео детей в течение дня.
Третье задание:чтобы развивать у малыша самостоятельность в самообслуживании
необходима помощь взрослого. Предлагаем Вам, уважаемые родители, подумать
какие условия, будут способствовать успешному формированию этого качества.
За каждый правильный ответ жюри добавляет 1 балл.
На основании ответов родителей сформулировать вывод.
Четвёртое задание: назвать детские литературные произведения, которые будут
полезны при воспитании у детей такого качества как самостоятельность (родители
выбирают категорию и называют условия). За каждый правильный ответ жюри
добавляет балл.
Пятое задание:ведущий предлагает капитанам выбрать одну из двух матрёшек.
1 матрешка: «Илюша (3 года) с усердием натягивает колготы. Трудное занятие!
Наконец-то, после долгих усилий, колготы почти надеты, но… наизнанку. Малыш,
конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она
говорит, эту «бесцеремонную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения,
старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик:
- Сам! Сам! Сам!
- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «Сам».
Вопросы: правильно ли поступила мама? Обоснуйте ваше мнение.Как вы думаете,
почему она так поступила?
2 матрешка:«Алеше четвертый год, но он по сравнению с детьми его
возрастасовершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение
проявить самостоятельность. Снять пальто или варежки не может, застегнуть
пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его
накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, как все, мальчик опускает
голову, на глазах слезы и жалобно заявляет: «Не хочу, не умею». Зато дома со
взрослыми у Алеши властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные
слезы. И взрослые спешат предупредить их, его жалеют:«Он такой беспомощный!»,
«Он еще очень маленький», «Нервный ребенок, требуется осторожность». Это часто
Коллективно
составляют ответы,
записывают на доске;
Прислушиваются к
ответам другой
команды;
Отвечают на вопросы;
Команда обсуждает
список, капитан
пишет его на
маркерной доске
Родители выбирают
категорию и называют
условия
Капитаны достают из
матрёшек листы с
вопросом для каждой
команды. Идет
обсуждение
высказывания.
2.6. Выступление
педагога –психолога
3 минуты
2.7. Игра «Расскажи
потешку»
Цель: снять напряжение у
участников игры
3минуты
2.8. Задание 7
«Запрещаем — разрешаем».
3минуты
произносится в присутствии мальчика».
Вопросы:Чем обусловлена беспомощность Алеши? Проанализируйте линию
поведения взрослых и дайте ей оценку. Можно ли такими методами воспитать у
ребенка самостоятельность?
Сообщение «Кризис трёх лет».
Задание:Чья команда быстрее расскажет потешку.
Членам команд раздаются листочки с отдельными фразами потешки. Участники,
свободно передвигаясь по залу, произносят вслух свою фразу, находят её местои
выстраиваются в соответствии с текстом, читают потешку.
(первая команда «Водичка, водичка…»; вторая команда «Маша варежку надела».)
Седьмое задание.Самостоятельность не означает полной свободы действий.
Самостоятельность должна быть заключена в рамки общепринятых норм. Как
правило, детям с 2-х до 3-х лет свойственно «асоциальное» поведение. Это
происходит потому, что ребенок не понимает, что значит «правильные действия» и
«неправильные действия». Со временем ваш малыш начнет понимать, что
самостоятельность должна завершаться результатом, который устраивал бы всех.
Каким же действиям ребенка можно дать «полную свободу» или «относительную
свободу», а, может быть, «запрет».
«Запрещаем — разрешаем».
Участникам предлагается составить на маркерной доске список возможных
действий детей, распределив их по трем основным зонам на листах трех цветов.
Зеленый символизирует зону «Полная свобода» — это все, что можно ребенку всегда
и везде по его собственному усмотрению.
Желтый– зону «Относительная свобода» — действия, в которых ребенку
предоставляется относительная свобода. Можно действовать по собственному
выбору, но соблюдая некоторые правила. Именно в этой зоне ребенок приучается к
внутренней дисциплине. Внешние ограничения со временем переходят в
собственные самоограничения.
Слушают выступление
психолога
Рассказывают
потешки, выполняя
движения
соответственно тексту.
Отвечают на вопросы,
выбирают ответы;
Обсуждают ответы;
Составляют список
возможных действий
детей;
Красный– зону «Запрещено» — действия ребенка, которые для него неприемлемы
ни при каких обстоятельствах.
Полученные результаты анализируются.
2.
Заключительно-
итоговый
Цель: рефлексия и анализ
участия родителей,
самооценка результатов.
7минут
Пока жюри подводит итоги, я предлагаю Вам проявить себя в творчестве.
Предлагаем Вам написать синквейн по сегодняшнему мероприятию.
Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек
высказывает своё отношение к проблеме.
Я предлагаю Вам слово «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ».
Порядок написания синквейна представлен на слайде.
Вот и окончена наша игра. Пора подводить итоги.
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать
его необходимо с раннего детства. Задача взрослых- развивать активность ребенка,
направлять ее в нужное русло.
Итак, слово предоставляется жюри.Жюри подводит итоги.
Малыши приготовили Вам сюрприз, встречайте их!
Танец детей.
Уважаемые родители, в завершении нашей деловой игры предлагаем Вам сборники
игр для детей раннего возраста и памятки по развитию навыков самостоятельности.
В заключение хочется сказать: мы благодарим всех родителей за участие в деловой
игре.
Надеемся, что наша совместная работа даст хорошие результаты.
Выполняют задание;
Читают
стихотворение;
Слушают другую
команду;
Слушают итоги игры,
правильно
воспринимая
результаты.