Автор: Илюшина Елена Васильевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Ромашка"
Населённый пункт: НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ, КОВЕРНИНСКИЙ РАЙОН, КОВЕРНИНО
Наименование материала: Статья
Тема: Место и роль использования игровой технологии в учебно-образовательном процессе обучающихся с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Сообщение на тему: Место и роль использования игровой технологии в учебно-образовательном
процессе обучающихся с ОВЗ.
1.Место и роль игровой технологии в учебном процессе:
Игра является механизмом перевода знаний с уровня поверхностного ознакомления на
уровень обобщения опыта ребенка. Единство развивающих возможностей игровых технологий для
формирования
личности
обучающихся
осуществляется
средствами
разумной
организации
разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических
возможностей, путем
осуществления
специальных игровых программ,
имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.
Основные принципы организации игры:
Отсутствие принуждения
Развитие игровой динамики
Поддержание игровой атмосферы
Переход от простейших игр к сложным
Поддержания – к игровой инициативе
Взаимосвязь игровой и учебной деятельности
Углубление содержания игровых заданий
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во
многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики: предметные,
сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают
игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные
и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Спектр целевых ориентаций:
• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в
практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в
практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных
подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание
сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .
•
Развивающие:
развитие
внимания,
памяти,
речи,
мышления,
умений
сравнивать,
сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии,
рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям
среды; стрессовый контроль, само регуляция; обучение общению; психотерапия.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические
(двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
Так же при подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций,
которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
Учет структуры дефекта;
Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
Соответствие коррекционной цели занятия;
Учет принципа смены видов деятельности;
Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие
б) познавательные, воспитательные, развивающие
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические
Подвижные игры призваны укреплять физическое здоровье детей. Оречевленные подвижные
игры способствуют развитию у детей правильного дыхания и голоса, звукопроизношения,
координированности темпа движения с речью.
Игры на развитие общей моторики, мелкой моторики, по возможности оречевленные,
имеющие сюжетную линию. Для детей с общим недоразвитием речи немалую сложность
представляют движения пальцев рук, мелкая моторика кисти руки. Отмечено, что упражнения,
разработанные отечественными исследователями, дают возможность сочетать развитие мелкой
моторики (пальчиковые игры, конструирование из мелких деталей, мозаики и т. п.) с различными
речевыми
заданиями
повышают
эффективность
коррекционного
воздействия.
Чем
выше
двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Как правило, дети с ОВЗ могут иметь неречевые недостатки, в том числе и недоразвитие
внимания,
словесно-логического
мышления.
Игры, направленные на
развитие
логического
мышления, внимания, памяти, воображения.
Таким образом, необходимо отметить, что специалистам, работающим с детьми с ОВЗ
необходимо помнить, что в процессе коррекционной работы при выборе игр нужно учитывать не
только возрастные особенности ребенка, но и характер дефекта, степень его выраженности и
личностные особенности, изменения в психической сфере ребенка.
Отклонения в развитии детей, страдающих речевыми нарушениями, спонтанно не
преодолеваются. Они требуют от педагогов (и в том числе от родителей ребенка) специально
организованной работы по их коррекции, где одним из средств обучения и воспитания и
компенсации недостатков является игра.
Современные
условия
характеризуются
гуманизацией
образовательного
процесса,
обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и
полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественного подхода к
обучению и воспитанию детей, организации всего учебного процесса. Обучение с применением
игротерапии должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной
деятельности, формировать познавательные интересы и способности.
Использование игровых педагогических технологий в обучении детей с ОВЗ в ходе
логопедических занятий
В процессе выполнения игр и игровых упражнений главными задачами при работе с детьми с
нарушениями речи являются следующие:
Формирование фонематического слуха и фонематического восприятия;
Совершенствование функции дыхания;
Развитие просодической стороны речи;
Формирование
четкости
артикуляции
и
формирование
правильного
звукопроизношения;
Развитие устной речи;
Развитие общей (крупной и ) мелкой моторики;
Формирование зрительно-двигательной координации в процессе выполнения игровых
упражнений.
В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи следует включать игры,
игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствует речевые
навыки, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность
детей.
Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у различных категорий детей с ОВЗ
имеет свою специфику. Логопед специфическими методами и приемами добивается правильного
произнесения ребенком звука, автоматизации его, и игра является одним из способов обучающего
процесса детей. В процессе исправления речевых дефектов и воспитания личности ребенка в целом
моделируются различные ситуации речевого общения, которые лучше всего и легче воспринимаются
ребенком в ходе игры, которая и относится к практическим методам логопедического воздействия.
Игры для детей с нарушениями речи можно поделить на следующие виды:
Игры на развитие речевого слуха
Игры на развитие фонематического слуха
Игры для формирования правильного звукопроизношения
Дидактические игры воспитывают у детей неторопливый темп речи, совершенствуется
звукопроизношение, увеличивается словарный запас, отрабатываются грамматические категории,
развивается связная речь, дети учатся фиксировать свое внимание на правильной речи (собственной
и речи сверстников и педагогов). Дидактические игры разнообразны по форме и содержанию, но
их общей задачей является организация и направление деятельности детей, обучение и
развитие ребенка.
Творческие игры и инсценировки позволяют максимально выразить свои замыслы,
фантазии, абстрагироваться от своего дефекта. Здесь интересными для детей могут быть игры со
строительным материалом («Лего», конструкторы, кубики, уникубы, и т. д.).
Для детей с нарушениями речи, посещающих детские сады, игровая деятельность сохраняет
свое значение, как условие развития интеллекта, речи, психических процессов, эмоциональной
устойчивости. Особая роль в коррекции этих процессов отводится -
Театрализованные и сюжетно - ролевые игры, игры- драматизации – один из самых
эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко
проявляется принцип обучения: учить играя.
Участвуя в них, дети познают мир, становятся участниками многих событий, познают себя в
этом мире. Исходя из особенностей развития этих детей, все театральные игры строятся на
материале сказок. Тематика их может быть разнообразной: сказки, игрушки, сценки из жизни
животных и т. д. В этих играх есть сюжетный вымысел и ролевые действия, где одна из ведущих
ролей принадлежит логопеду. В театрализованной деятельности дети учатся внимательно слушать
Заключение
Игра сама по себе универсальный стимулятор. Игровые технологии в обучении детей с ОВЗ
являются эффективным обучающим инструментом, который понятен и интересен обучающимся.
Главное, в поддержании игрового интереса чуткость, наблюдательность педагога, проявление
творческого подхода в организации игры, умение заинтересовать ребенка игровым сюжетом. Для
того, чтобы занятия вызывали интерес и приносили положительные результаты я применяю
различные материалы: игрушки, реальные предметы, конструкторы, головоломки, карандаши,
краски, пластилин, мозаики, книги, иллюстрации, песок, и др.
Каждый вид игры выполняет специфические функции. Я использую всевозможные игры в
зависимости от темы урока, и исходя из конкретных задач коррекции данного ребенка. Цель игры –
помочь ребенку осознать самого себя, свои достоинства и недостатки, трудности и успехи.
Хорошо, чтобы игра была занимательной, интересной и чтобы она действительно была игрой,
а не уроком, - тогда ребенок не заметит, что его учат, а знания его будут крепнуть и углубляться.
Процесс обучения посредством игры надолго увлекает их, ненавязчиво захватывает все внимание,
поднимает настроение. Помимо этого у детей формируется учебная мотивация, благодаря чему
учащиеся с удовольствием выполняют поставленные задачи.
Чем интереснее игровые действия, которые учитель использует на уроках и во внеклассных
мероприятиях, тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, систематизируют
полученные знания.
В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, широко
используются дидактические игры. По каждому направлению работы подобраны игры для решения
узкой коррекционной задачи. Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т.к. при
проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна
быть разнообразной и не наскучить ребёнку.
Самые любимые детьми игры на развитие психологической базы речи. Такие игры, как
«Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» и др.,
используются в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизация словаря.
С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения
и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут
самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр.
2.Игры для активизации познавательной деятельности обучающихся.
«Эти разные цветы».
Задачи: Закрепить знания детей о комнатных и дикорастущих цветах. Развивать познавательную
активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания. Формировать умение
работать
в
парах.
Развивать
интерес
и
любовь
к
природе.
Эта дидактическая игра может использоваться как на развивающих часах, так и во время урока для
работы в парах. Карточки раздаются заранее.
Оборудование:
У детей карточки с изображением комнатных цветов и цветов дикорастущих, а так же два полотна с
буквами «Д» и «К».
После рассказа учителя детям предлагается распределить цветы на комнатные и дикорастущие.
Потом ученики называют цветы, которые они отнесли к комнатным и дикорастущим. Можно на
доске прикрепить такие же буквы и дети по очереди будут выходить, и прикреплять по одной
карточки под нужной буквой.
«Живая – неживая»
Задачи: Сформировать представление учащихся о живой и неживой природе. Развивать
познавательную деятельность, умение классифицировать, выделять признаки, группировать.
Развивать умение сравнивать, анализировать.
Оборудование:
Карточки по 6-10 штук на человека, лист белой бумаги формата А4 разделенный вдоль на две
половины.
У детей карточки с изображением живой и неживой природы. Детям дается задание распределить
картинки таким образом, чтобы в верхней части листа были картинки с изображением живой
природы, а на нижней – неживой природы. Подготавливаются карточки с изображениями живой и
неживой природы по вариантам, т.е у детей 1 и 2 варианта карточки не должны совпадать.
Проверяется тоже по вариантам. Выигрывают те дети которые правильно и быстро распределят
карточки на листе.
«На полянке» ( кто больше узнает и назовет грибов)
Задачи: Закрепить полученные знания о грибах. Развивать познавательную деятельность. Развивать
умения анализировать, делать выводы. Развивать интерес к природе.
Оборудование:
У детей картинка с изображением грибов и лесных деревьев и животных, которые будут служить
подсказками для определения названия грибов. На партах карточки – грибы.
Работа в группах по 4 человека. На группу дается по 3-4 гриба. Дети должны найти «Свои» грибы на
картинке и определить, как они называются. На картинке грибы распределены таким образом, что
под березой нарисован подберезовик, под осиной – подосиновик, на пеньке – опята, там где «бежит
лиса» - лисички, радом с ежиком – белые, отдельно – мухомор, на самом видном месте – поганки.
«Вершки и корешки».
Задачи: Познакомить с разнообразием растений . Развивать умение анализировать, сравнивать
Развивать интерес к природе.
Оборудование:
У детей листы формата А4 ( по количеству детей) на которых изображены наземная и подземная
части растений.
В два столбика нарисованы в одном подземная часть растения в другом столбике наземная часть
растения. Детям надо соединить вершки с нужными корешками. Выигрывает тот кто быстро и
правильно справится с заданием.