Автор: Щербакова Дарья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Базовая школа НОО ГБПОУ ЛО "Гатчинский педагогический колледж имени к.Д.Ушинского"
Населённый пункт: город Гатчина, Ленинградская область
Наименование материала: Эссе по научной статье «Женский учительский труд в Сибири во второй половине ХIХ века» (автор Г. К. Скачкова)
Тема: «Женский учительский труд в Сибири во второй половине ХIХ века»
Раздел: начальное образование
Эссе по научной статье «Женский учительский труд
в Сибири во второй половине ХIХ века» (автор Г. К. Скачкова)
По
моему убеждению, педагогическая деятельность – одна из
важнейших форм самовыражения человека. Педагогическая деятельность
подготавливает человека к жизни в обществе, проводя важнейшую часть его
социализации, в ходе которой человек становится личностью.
А кто, как не женщина-педагог может заложить в ребенка на ранних
этапах его жизни все важнейшие качества будущей личности. Женщины, как
правило, более заботливы от природы. В процессе обучения это могло быть
очень полезно. Ученикам нужен кто-то, на кого они могут положиться, кто
будет прислушиваться к ним и беспокоиться о них.
Автор этой научной статьи рассмотрел основные достижения и
проблемы педагогического труда женщин, которые свидетельствуют о
значительных трудностях, преодолеваемых учительницами, чтобы занять
соответствующую жизненную позицию и совершенствоваться в профессии.
Из истории известно, что в 1804 году при церковных приходах стали
открывать начальные школы, куда ходили в основном крестьянские дети. Все
население получило доступ к образованию лишь после отмены крепостного
права и учреждения в 1864 году земств – выборных органов местного
самоуправления. В земских школах учились три года. Там изучали
чистописание, арифметику, Закон Божий, церковное пение. В школы
принимались мальчики и девочки с восьми лет. Продолжали работать и
церковно-приходские школы.
Одной из тенденций развития женского образования этого периода
стало развитие его педагогического образования. Первая женская гимназия
открылась
в
1858
году
в
Петербурге.
При
институтах
создавались
специальные классы пепиньерок. Женщины обучались там в течение года, а
затем устраивались на работу гувернантками или учительницами. Некоторые
женщины-энтузиастки (II) занимались педагогической деятельностью, не
получив специального подготовки, а с годами приобретали педагогический
опыт и самостоятельно сдавали экзамен на звание «народной учительницы»,
ведь от квалификации и в XVIII
веке зависело жалование учителей.
Учительский труд был низкооплачиваемый, особенно в начальной и сельской
школе.
Положение учительниц городских школ в 18 веке было намного
выгоднее, чем сельских. Во-первых, размер жалования был в 3-8 раз выше
сельских начальных школ. В городе была возможность дополнительных
заработков.
Городские
библиотеки
позволяли
учителям
заниматься
самообразованием. Условия жизни в городе были несравненно лучше, чем на
селе. Наконец, городской жительнице было легче найти спутника жизни и
создать семью.
Я очень была тронута описываемым эпизодом в статье о том, как
учительница говорит детям: «Уже темно становится, завтра запишите». А
они в голос: «Нет! Сегодня! Нам ведь учиться, что гостинцы есть!». И сами
поворачивают парты ближе к окнам.
На примере женского учительского труда в Сибири автор показывает,
как за небольшое жалование молодая учительница, работая в нескольких
школах-передвижках, не только учила детей грамоте, заботилась об
умственном развитии, полезном проведении досуга, но и готовила все
необходимые пособия для школы, создавала пособия для школы, эскизы
школьной мебели, сама шила форму для учащихся. Молодая учительница, с
любовью и энтузиазмом относившаяся к своему делу, вызывала в детях
ответное желание учиться.
В настоящее время, в отличие от описываемого периода, благодаря
многим законодательным актам учительский труд на селе и в начальных
классах стал более уважаемым и хорошо оплачиваемым. Нам, учителям
начальных классов в настоящее время работать намного комфортнее: все
необходимые пособия для школы имеются, школьной мебели и форме для
учащихся нам не приходится думать. Поэтому так хочется пожелать каждому
учителю вызвать в детях желание учиться. И чтобы его ученики могли
сказать: «Нам ведь учиться, что гостинцы есть!» Работая преподавателем
начальных классов, я это утверждаю не понаслышке.
Я благодарна автору за эту статью. Свою профессию, преподавателя
начальных классов, я стала ценить и уважать еще больше. Советую всем
учителям прочитать данную статью «Женский учительский труд в Сибири во
второй половине ХIХ века» (автор Г. К. Скачкова).