Напоминание

«Женский учительский труд в Сибири во второй половине ХIХ века»


Автор: Щербакова Дарья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Базовая школа НОО ГБПОУ ЛО "Гатчинский педагогический колледж имени к.Д.Ушинского"
Населённый пункт: город Гатчина, Ленинградская область
Наименование материала: Эссе по научной статье «Женский учительский труд в Сибири во второй половине ХIХ века» (автор Г. К. Скачкова)
Тема: «Женский учительский труд в Сибири во второй половине ХIХ века»
Раздел: начальное образование





Назад




Эссе по научной статье «Женский учительский труд

в Сибири во второй половине ХIХ века» (автор Г. К. Скачкова)

По

моему убеждению, педагогическая деятельность – одна из

важнейших форм самовыражения человека. Педагогическая деятельность

подготавливает человека к жизни в обществе, проводя важнейшую часть его

социализации, в ходе которой человек становится личностью.

А кто, как не женщина-педагог может заложить в ребенка на ранних

этапах его жизни все важнейшие качества будущей личности. Женщины, как

правило, более заботливы от природы. В процессе обучения это могло быть

очень полезно. Ученикам нужен кто-то, на кого они могут положиться, кто

будет прислушиваться к ним и беспокоиться о них.

Автор этой научной статьи рассмотрел основные достижения и

проблемы педагогического труда женщин, которые свидетельствуют о

значительных трудностях, преодолеваемых учительницами, чтобы занять

соответствующую жизненную позицию и совершенствоваться в профессии.

Из истории известно, что в 1804 году при церковных приходах стали

открывать начальные школы, куда ходили в основном крестьянские дети. Все

население получило доступ к образованию лишь после отмены крепостного

права и учреждения в 1864 году земств – выборных органов местного

самоуправления. В земских школах учились три года. Там изучали

чистописание, арифметику, Закон Божий, церковное пение. В школы

принимались мальчики и девочки с восьми лет. Продолжали работать и

церковно-приходские школы.

Одной из тенденций развития женского образования этого периода

стало развитие его педагогического образования. Первая женская гимназия

открылась

в

1858

году

в

Петербурге.

При

институтах

создавались

специальные классы пепиньерок. Женщины обучались там в течение года, а

затем устраивались на работу гувернантками или учительницами. Некоторые

женщины-энтузиастки (II) занимались педагогической деятельностью, не

получив специального подготовки, а с годами приобретали педагогический

опыт и самостоятельно сдавали экзамен на звание «народной учительницы»,

ведь от квалификации и в XVIII

веке зависело жалование учителей.

Учительский труд был низкооплачиваемый, особенно в начальной и сельской

школе.

Положение учительниц городских школ в 18 веке было намного

выгоднее, чем сельских. Во-первых, размер жалования был в 3-8 раз выше

сельских начальных школ. В городе была возможность дополнительных

заработков.

Городские

библиотеки

позволяли

учителям

заниматься

самообразованием. Условия жизни в городе были несравненно лучше, чем на

селе. Наконец, городской жительнице было легче найти спутника жизни и

создать семью.

Я очень была тронута описываемым эпизодом в статье о том, как

учительница говорит детям: «Уже темно становится, завтра запишите». А

они в голос: «Нет! Сегодня! Нам ведь учиться, что гостинцы есть!». И сами

поворачивают парты ближе к окнам.

На примере женского учительского труда в Сибири автор показывает,

как за небольшое жалование молодая учительница, работая в нескольких

школах-передвижках, не только учила детей грамоте, заботилась об

умственном развитии, полезном проведении досуга, но и готовила все

необходимые пособия для школы, создавала пособия для школы, эскизы

школьной мебели, сама шила форму для учащихся. Молодая учительница, с

любовью и энтузиазмом относившаяся к своему делу, вызывала в детях

ответное желание учиться.

В настоящее время, в отличие от описываемого периода, благодаря

многим законодательным актам учительский труд на селе и в начальных

классах стал более уважаемым и хорошо оплачиваемым. Нам, учителям

начальных классов в настоящее время работать намного комфортнее: все

необходимые пособия для школы имеются, школьной мебели и форме для

учащихся нам не приходится думать. Поэтому так хочется пожелать каждому

учителю вызвать в детях желание учиться. И чтобы его ученики могли

сказать: «Нам ведь учиться, что гостинцы есть!» Работая преподавателем

начальных классов, я это утверждаю не понаслышке.

Я благодарна автору за эту статью. Свою профессию, преподавателя

начальных классов, я стала ценить и уважать еще больше. Советую всем

учителям прочитать данную статью «Женский учительский труд в Сибири во

второй половине ХIХ века» (автор Г. К. Скачкова).



В раздел образования