Автор: Набиев Ленар Ринатович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №78 "Фарватер"
Населённый пункт: города Казани, Республики Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: «Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста»
Раздел: начальное образование
«Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного
возраста»
Младший школьный возраст характеризуется ускоренными процессами
психического развития и формированием целенаправленного поведения на
фоне продолжающихся морфофункциональных перестроек организма. При
этом темп и характер этих перестроек определяют индивидуальную
динамику
психического
развития.
Поступивший
в
школу
ребенок
автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений
людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной
деятельностью.
Близкие
взрослые,
учитель,
даже
посторонние
люди
общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с
человеком, взявшим на себя обязательство (неважно – вольно или по
принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.
Недостаточное знание особенностей детского организма может привести
к ошибкам в методике физического воспитания и, как следствие, к
перегрузке детей, нанесению ущерба их здоровью.
В каждом возрасте имеются присущие этому возрасту особенности,
которые влияют на жизненные процессы в организме, на физическую и
умственную деятельность ребенка.
Принято различать следующие возрастные группы детей школьного
возраста:
1. Младшая школьная (от 7 до 12 лет);
2. Средняя школьная (от 12 до 16 лет);
3. Старшая школьная (от 16 до 18 лет).
Физическое развитие младших школьников резко отличается от
развития детей среднего и особенно старшего школьного возраста. Анатомо-
физиологические особенности детей 7-12 лет, т.е. детей, отнесенных к группе
младшего школьного возраста, по некоторым показателям не имеют большой
разницы между мальчиками и девочками, до 11-12 лет пропорции тела у
мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает
формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину
несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного
возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см,
а вес на 2-2,5 кг.
Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему
ее форма, превращаясь в конус. Благодаря этому, становится больше
жизненная емкость легких. Однако функция дыхания остается все еще
несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего
школьника относительно учащенное и поверхностное. В тесной связи с
дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Вес сердца
увеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела. Сердце
младшего школьника лучше справляется с работой, т.к. просвет артерий в
этом возрасте относительно более широкий. Кровяное давление у детей
обычно несколько ниже, чем у взрослых.