Автор: Кузикова Ольга Владимировна
Должность: преподаватель по классу ударные инструменты
Учебное заведение: МАУ ДО Детская школа искусств №1 им. Л. Л. Линховоина г. Улан-Удэ
Населённый пункт: Республика Бурятия
Наименование материала: Статью
Тема: Формирование двигательно-технического аппарата у учащихся младших классов ДШИ
Раздел: дополнительное образование
Формирование двигательно-технического аппарата у учащихся
младших классов ДШИ
Кузикова Ольга Владимировна
МАУ ДО «Детская школа искусств № 1 им. Л.Л.Линховоина» г. Улан-Удэ
преподаватель по классу ударные инструменты
Процесс всестороннего развития учащихся младших классах ДШИ
включает в себя целую систему воспитания и обучения. Развитие и склонности
ребенка нужно наблюдать уже с дошкольного возраста, именно в этот период
появляются
задатки особенностей характера, способностей и интересов у
ребёнка.
Музыкальное
развитие
полностью
воздействует
на
общее.
Познакомить и приобщить ребёнка к музыкальной культуре заложить основу
можно через его вкусы, интересы и наблюдение за возможными проявлениями
таланта. Для того чтобы сформировать у ребёнка интерес к музыке а
именно к ударной группе инструментов, следует познакомить его с ними
рассказать все преимущества и возможности. Расширение музыкального
кругозора и чувство ритма способствуют развитию творческого потенциала.
Когда учащийся познакомился с инструментами
и с системой восприятия
музыкального материала здесь начинается работа над постановкой и техникой.
Постановка на ударных инструментах – это общее положение исполнителя за
инструментом она включает в себя: положение ног, туловища, рук, контроль
осанки и положение которое должен принять исполнитель, сидя на стуле.
Необходимым и самым важным условием успешного обучения игре на ударных
инструментах
является
преодоление
излишнего
мышечного
напряжения.
Учитывая комплексный характер технических
задач, вопросы постановки
следует рассмотреть более подробно так, как именно на этом начальном этапе
начинается формирование двигательно-технического аппарата у учащегося. В
настоящее время в мировой и отечественной практике используются два вида
постановки рук:
- традиционная, классическая постановка, берущая своё начало от военных
оркестров. Характерной чертой её является специфическое положение левой
руки, связанное с наклонным положением малого барабана. Традиционная
постановка рук подробно рассмотрена в многочисленных школах и учебных
пособиях, изданных как у нас в стране, так и за рубежом.
- параллельная постановка рук, получившая широкое распространение в
наше время. Отличительной чертой этого способа игры является принцип
одинакового удерживания барабанных палочек как правой, так и левой рукой.
Параллельная
постановка
рук
имеет
ряд
преимуществ.
Во-первых,
унифицируется способ игры на звуковысотных ударных инструментах
(ксилофоне, вибрафоне, литаврах и др.), так и на установке. Во-вторых, целый
ряд приёмов удобнее исполнять в параллельной постановке рук. Исполнитель
держит палочки в обеих руках совершенно одинаково, большим и указательным
пальцами,
и являются как бы продолжением руки. Палочки фиксируются
указательным пальчиком, слегка прижимая «подушечкой» большого пальца , а
оставшиеся остаются в полусогнутом состоянии. При игре необходимо обращать
серьёзное внимание на раскрепощённость движений, свободному положению
плеч и локтей, не допускать зажатости рук и мышц. Следует отметить, что
крупная техника и мощное звучание достигается за счёт амплитуды подъёма рук
(плечо, предплечье, кисть), а более мелкая техника и изящное звучание
достигается в основном, за счёт кисти и пальцев. На начальном этапе развития
нужно обратить внимание на посадку учащегося она также является важной
частью исполнительского аппарата. Если исполнитель садится за установку, он
подстраивает её под себя на нужную высоту. Посадка за установкой зависит в
первую очередь от высоты самого барабанщика и поэтому главным правилом
удобного расположения на стульчике является позиция ног и точка опоры на
самом стуле. Если вы поставили ноги на педали бас барабана на хай-хэта, то
угол ног при поднятой пятке (носок остаётся на педали) должен составлять 90
градусов. Для занятия техникой ног рекомендуется следующие варианты
посадки для учащихся: стопы на педалях, бедра параллельно полу, колени
находятся под прямым углом к стопам и бедрам. Чтобы не закрепощать свои
действия и не терять устойчивость при игре, не следует опираться на педали.
Для плодотворного развития двигательно – технического аппарата учащего
нужна и самостоятельная работа для отработки скорости и тактометричности.
Учащимся приобретается пэд – имитатор барабана для отработки техники. Все
задачи, которые даёт педагог на уроке, закрепляются и отрабатываются дома
учащимся на пэде. Также пэд намного меньше даёт нагрузки на слуховой
аппарат, нежели малый барабан. Упражнения, с которых учащиеся начинают
развивать технику, должны быть простыми и доступными. Когда учащийся
хорошо усвоил и научился играть простые упражнения, постепенно нужно
усложнять задачу, переходить на следующий более сложный уровень заданий
при этом, не забывая пройденный материал.
Вследствии следует сделать вывод о том, что развитие двигательно-
технического аппарата
- это заложенный на начальном этапе обучения
фундамент, на котором и формируется исполнительский аппарат учащегося.
Развитие учащегося должно сопровождаться педагогом для подачи знаний и
рекомендаций, исправления ошибок и достижения желаемого результата.
Список литературы
1. Купинский, К.М. Школа игры на ударных инструментах / К.М. Купинский. -
М.: Музыка, 2015. - 208 c.
2. Купинский, К.М. Школа игры на ударных инструментах / К.М. Купинский. -
М.: Музыка, 2011. - 208 c.
3. Леман, Л. Школа игры на ударных инструментах. Воспитание правильного
чувства ритма у обучающихся на ударных инструментах: Учебное пособие / Л.
Леман. - СПб.: Планета Музыки, 2012. - 48 c.
4. Максин, А. Школа игры на ударных инструментах: Учебное пособие / А.
Максин. - СПб.: Планета Музыки, 2008. - 64 c.
5. Терехов, С.И. Школа игры на ударных инструментах: Для учащихся
музыкальных школ и музыкальных колледжей / С.И. Терехов. - М.: Союз
художников, 2010. - 112 c.