Автор: Габбасова Роза Соббуховна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Дружная семейка"
Населённый пункт: Республика Татарстан, город Заинск
Наименование материала: Конспект сюжетно-ролевой игры, направленный на формирование социального опыта детей, развитие познавательной активности с помощью логических блоков Дьенеша.
Тема: Сюжетно-ролевая игра «Магазин» в средней группе ЗПР
Раздел: дошкольное образование
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
в средней группе ЗПР с логическими блоками Дьенеша
Учитель-дефектолог: Габбасова Р.С.
МБДОУ «Детский сад «Дружная семейка»
компенсирующего вида»
Заинского муниципального района
Цель: формирование социального опыта детей, развитие познавательной
активности с помощью логических блоков Дьенеша.
Задачи:
1. Расширять представления детей о работе магазина.
2. Развивать умения оперировать сразу двумя свойствами предметов:
форма и цвет.
3.
Формировать простейшие приемы установления тождества по двум
признакам.
4. Обогащать
социально-игровой
опыт
детей
(учить
правильному
взаимоотношению в игре); стремиться к игре с другими детьми, уметь
взаимодействовать с группой численностью в 2—3 и более человека.
5. Приучать детей четко следовать правилам игры, следить за тем, чтобы и
партнеры им следовали
6. Обогащать
словарный
запас
(касса,
продавец,
покупатель,
деньги,
ценники, товар).
Описание игры:
Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор овощей и фруктов.
У каждого ребенка
логические фигуры
Дьенеша «деньги». На одну
«денежку» можно купить только 1 товар - фрукт или овощ, на котором
наклеена такая же фигура (круг, квадрат, треугольник в трех цветах: красном,
синем, желтом)
Материал:
Столы-прилавки, на которых размещены игрушки (овощи и фрукты с
наклеенными геометрическими фигурами), касса, продуктовые корзины,
тележка для покупок, «деньги» - объемные блоки Дьенеша, «ценники» -
плоскостные
блоки
Дьенеша,
сумки,
спецодежда
продавца,
бейджик,
микрофон.
Предварительная работа
- беседа о работе продавца;
- экскурсия в магазин;
- рассматривание иллюстраций овощей, фруктов;
- чтение художественной литературы;
- различные игровые ситуации;
- индивидуальная работа.
1.
Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Ну-ка, дети, соберитесь,
И друг другу улыбнитесь!
-Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается
приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и нам всем хорошо.
2. Мотивационно - ориентировочный момент
- Отгадайте загадку:
Знают взрослые и дети,
Что полезней всех на свете -
То, что выросло на грядках,
Под лучами солнца ярких,
Вкусные и сочные это - …. (овощи)
А еще летом в садах и огородах поспевают фрукты - это сочные, вкусные
плоды растений. Их любят и взрослые, и дети.
Фрукты и овощи очень ценны для всех. Они одновременно полезные и
вкусные. В них много витаминов.
А где в городе можно приобрести овощи и фрукты? (в магазине)
3.
Ход игры:
Ребята, мы с вами пришли в магазин «Витаминка», в котором продаются
овощи и фрукты. Кто в магазине работает? (продавец)
- Что делают продавцы на своем рабочем месте? (продают и расставляют
товары)
Выбираем продавца по считалке.
Дарина будет продавцом. Она нам будут продавать овощи и фрукты.
(ребенок надевает халат и шапочку продавца и встает за прилавок)
А мы будем покупать овощи и фрукты. Как нас назвать, если мы покупаем.
Кто мы? Правильно, мы - покупатели. (дети берут корзины, в которых лежат
по несколько логических блоков Дьенеша)
- Что продается в нашем магазине? (овощи и фрукты).
- Как называется магазин? (Витаминка).
- Что надо подать продавцу, чтобы что-то купить? (деньги)
- А деньгами у нас сегодня будут геометрические фигуры, которые лежат в
ваших корзинках (блоки Дьенеша)
- Стоимость товара – ценники, которые прикреплены к овощам и фруктам.
- Но можно спросить у
продавца: «Сколько стоит нужный вам товар»
(например: «Сколько стоит яблоко?», а продавец отвечает: «Один красный
круг». Значит надо дать продавцу фигуру – красный круг)
- Чтобы купить понравившийся вам овощ или фрукт, вам надо дать продавцу
такую фигуру «денежку», которая изображена на товаре.
Становитесь друг за другом в очередь. Удачных вам покупок!
1 ребенок: Здравствуйте. Сколько стоит лимон?
Продавец: Здравствуйте, желтый круг
1 ребенок: дайте мне пожалуйста 1 лимон (дает продавцу фигуру – желтый
круг и называет ее)
Продавец: возьмите пожалуйста лимон.
1 ребенок: спасибо, до свидания.
2 ребенок: Здравствуйте. Сколько стоит виноград?
Продавец: синий треугольник
2 ребенок: дайте мне пожалуйста виноград (дает продавцу фигуру – синий
треугольник и называет ее)
Продавец: возьмите пожалуйста виноград.
2 ребенок: спасибо, до свидания.
3 ребенок: Здравствуйте. Сколько стоит перец?
Продавец: красный квадрат
3 ребенок: дайте мне пожалуйста перец (дает продавцу фигуру – красный
квадрат и называет ее)
Продавец: возьмите пожалуйста перец.
3 ребенок: спасибо, до свидания.
Во время игры учитель-дефектолог сопровождает отдельных детей. С
помощью вопросов, подсказок стимулирует ролевой диалог покупателей и
продавца. Спрашивает детей, что они купили, какую «фигуру-денежку»
отдали продавцу за нужный им товар.
Можно поменять роли детей.
4.
Игровая ситуация «интервью» (учитель-дефектолог берет
микрофон)
- Здравствуйте, я корреспондент газеты «Новый Зай», хочу взять у вас
интервью.
- Вам понравился магазин «Витаминка»?
- Что вам понравилось больше всего?
- Можно поинтересоваться, что вы приобрели в магазине?
- А чем вы расплачивались в магазине?
- Чем ты расплатилась за яблоко?
- Вы придете еще раз в этот магазин?
5. Выход из игры.
(Звучит аудиозапись. Уважаемые покупатели, наш магазин закрывается на
перерыв, благодарим вас за покупки! Ждем вас, еще в нашем магазине!)
А сейчас все пойдем на нашу кухню, где будем готовить разные блюда из
наших овощей и фруктов.
Дети несут покупки «домой», готовят из них блюда (суп, компот, салат …)