Напоминание

"Небо выбрало нас..", посвященная летчикам ВОВ


Автор: Егорова Светлана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ КСУВУ ОТ им.Э.Г. Фельде
Населённый пункт: г. Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Небо выбрало нас..", посвященная летчикам ВОВ
Раздел: среднее образование





Назад




«Небо выбрало нас…», посвящается летчикам Великой Отечественной

войны.

Цель: познакомить с подвигом лётчиков в годы Великой Отечественной

войны, воспитание гражданственности и преданности Родине, сохранение

исторической памяти, традиций и преемственности поколений.

Задачи:

- формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945

гг., ее защитниках и их подвигах;

- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников,

воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны;

Педагог. Ребята, сегодня на очередном занятии клуба «Подвиг» мы

расскажем вам о славных подвигах летчиков ВОВ 1941-1945 годов. О

характере боев, о стойкости воинов. Это было страшное и тяжелое время. И

спустя столько лет мы вновь и вновь обращаемся к событиям войны, в те

суровые годы, к тем героическим дням.

Подвиг советского народа и его Вооруженных Сил в войне — не только

история. Это наше сегодняшнее оружие, могучий источник воспитания

новых поколений защитников Родины. Подвиг воинов-авиаторов — это

боевая слава Военно-воздушных сил, бесценное достояние, которое с годами

не стареет.

Документальная хроника (Обьявление ВОВ)

Ученик 1. Наша авиация вступила в Великую Отечественную войну в крайне

неблагоприятных условиях. Особенно трудными оказались первые дни

войны, когда был нанесен большой урон нашей авиации на аэродромах.

Врагу удалось завоевать господство в воздухе. Однако ему не удалось

достичь главной цели — сломить высокий моральный дух советских

летчиков, их непоколебимую стойкость, стремление выполнить боевую

задачу любой ценой.

Армия вторжения насчитывала 5 млн. 500 тыс. солдат, около 4 300 танков и

штурмовых орудий, 4 980 боевых самолётов, 47 200 орудий и миномётов.

Россия стала местом побоища.

Защитникам неба, лётчикам ВОВ посвящается.

С авиацией Польши было покончено за 8 дней, с Францией немецкая авиация

расправилась за 6 недель, с Норвегией- за 2 с половиной недели.

Перед нападением на Советский Союз военно-воздушные силы Германии не

рассматривали советских лётчиков в качестве серьёзных противников и

считали, что создать неприятности немецким асам они не могут. Скоро их

мнение кардинально поменялось

1

(Документальная хроника воздушный бой.)

Чтец.Воздушный бой, он очень жуткий,

В бою - натянут, как струна,

От перегрузок трудно вспомнить,

А где же небо, где земля.

То виражи, то пилотажи,

То бочки крутишь, как шальной.

Прицельно бьёшь, в тебя стреляют

Нет, не попали, ты живой.

Живой и сам себе не веришь,

Что пережил ты град стальной.

И даже губы покусаешь,

Чтоб убедиться, что живой.

Живой, а завтра снова в небо.

И снова тот воздушный бой.

И самолёт твой на форсаже

Завоет волком, как живой

Живой и ты из боя вышел.

Всё перенёс, всё пережил.

Что ранен был и не услышал,

Лишь при посадке ощутил.

Мы помним всех, кто пал в сраженьях

Друзей, погибших, фронтовых.

Они всё это время с нами,

Они живут среди живых.

2

Ученик 2.Много славных героев, боровшихся против фашистских

захватчиков, дала миру наша страна. Среди них маршал авиации, трижды

Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб.

Самый результативный пилот нашей истребительной авиации, мастер

наступательного поединка, Иван Кожедуб выполнил в течение Великой

Отечественной войны 330 боевых вылетов, провёл 120 воздушных боёв и

сбил лично 62 вражеских самолёта. Отличный снайпер, он поражал цель из

любых положений самолёта. Следует добавить, что Кожедуб ни разу не был

сбит сам, хотя и неоднократно приводил повреждённый истребитель на

аэродром.

Первый воздушный бой Кожедуб провел в марте 1943 года. В паре с

ведущим, он должен был охранять аэродром, но взлетев, летчик потерял из

вида второй самолет, получил повреждения от противника, а затем попал еще

и под свою зенитную артиллерию. Кожедуб с трудом посадил самолет, в

котором насчитали более 50 пробоин.

После неудачного боя летчика хотели перевести в наземную службу. Однако

он твердо решил вернуться в небо.

Получив назначение заместителем командира эскадрильи, Кожедуб принял

участие в воздушных боях на Курской дуге.

Ученик 3. …Курская дуга. 6 июля 1943 года. Именно тогда, в своём 40-м

боевом вылете, 23-летний пилот открывает боевой счёт, сбивает

пикировщик.

На другой день он одерживает новую победу — сбил ещё один «Лаптёжник».

9 июля Иван Кожедуб уничтожает сразу 2 истребителя . Так зарождалась

слава выдающегося советского лётчика, так к нему приходил опыт.

Летом 1943 года он получил свой первый орден Боевого Красного знамени.

К февралю 1944-го количество сбитых Кожедубом самолетов превысило три

десятка. Летчику присвоили звание героя Советского Союза.

Рассказывают, что Кожедуб очень любил свои самолеты, считал их

"живыми". И ни разу за всю войну не покинул свою машину, даже горящую.

В мае 1944 года ему передали особый самолет. Пчеловод из Сталинградской

области Василий Викторович Конев перечислил свои личные сбережения в

Фонд обороны и попросил построить на них воздушное судно имени своего

погибшего племянника - летчика-истребителя, героя Советского Союза

Георгия Конева. На одном из бортов самолета написали: "Имени

подполковника Конева", на втором - "От колхозника Конева Василия

Викторовича". Пчеловод попросил передать воздушное судно самому

лучшему летчику. Им оказался Кожедуб.

3

За высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, 18 августа 1945

года Ивану Кожедубу было присвоено звание трижды Героя Советского

Союза.

Чтец 2.

Вперед и ввысь – им Родина велела,

Готовы встретить в воздухе врага,

И надо будет – точен взгляд прицела,

Не промахнётся твёрдая рука.

Ученик 4. Александр Иванович Покрышкин

«Парень из нашего города» - так называют новосибирцы Александра

Ивановича Покрышкина, гордость сибиряков, трижды Герой Советского

Союза, сбивший 59 вражеских самолетов.

Гений летного дела получил боевое крещение в первые дни войны. Тогда он

был зам.командира эскадрильи 55-го авиаполка.

Будучи в госпитале, Покрышкин начал делать заметки в тетради, которую

озаглавил "Тактика истребителей в бою". Именно в ней была описана его

наука побеждать. Многие боевые и разведывательные вылеты Покрышкина

были уникальными. Так, в ноябре 1941 года он, в условиях ограниченной

видимости, добыл сведения о танковых дивизиях в районе Ростова. Накануне

наступления 1942 года летчика удостоили ордена Ленина. Тогда он уже был

дважды сбит и имел 190 боевых вылетов.

У летчика было много оригинальных тактик, позволяющих победить в бою.

К концу войны Покрышкин был самым известным на фронтах летчиком.

Тогда была распространена фраза: "Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин в воздухе!".

Немцы на самом деле оповещали пилотов о полетах русского аса,

предупреждая о том, что нужно быть осмотрительными, набрать высоту,

чтобы не рисковать.

К концу войны Покрышкин совершил более 650 боевых вылетов и принял

участие в 156 воздушных боях.

Чтец 3. Тебя враги со страхом узнавали,

Друзья любили за девиз в боях,

С которым венценосно побеждали

Привычно совмещая смерть и страх.

В эфир слова неслись с предупрежденьем:

4

«Покрышкин – в небе! Берегись беды!»

И ты своим напористым стремленьем,

Упорно подтверждал различные ходы.

Твоя стратегия и тактика сраженья

Всегда имели в жизни перевес

И ты навязывал свой стиль предвосхищенья

На каждом вираже, витке небес…

Отважному летчику было присвоено звание Героя Советского Союза 24 мая

1943 года, 24 августа того же года его наградили второй Золотой Звездой, а

19 августа 1944 года Покрышкин, на счету которого к этому времени было

550 боевых вылетов и 53 сбитых немецких самолета, стал первым Героем

Советского Союза. Войну он начал старшим лейтенантом, а закончил

полковником, командиром гвардейской истребительной авиадивизии.

В послевоенные годы Александр Иванович Покрышкин командовал

авиационными частями, затем возглавил оборонное общество ДОСААФ. В

1972 году он стал Маршалом авиации.

Ученик 5. Николай Гастелло.

22июня 1941 года в первый день войны, на митинге своего полка Николай

Гастелло сказал, «Чтобы не ждало нас впереди, всё пройдём, всё выдержим.

Никакой силой нас не сломать, никакой силе нас не сдержать!»

С первого дня войны капитан Николай Гастелло во главе своей эскадрильи

громил фашистские танковые колонны, разносил в пух и прах военные

объекты. О капитане Гастелло уже шла слава в лётных частях.

26 июня эскадрилья дальнебомбардировочного авиационного полка под

командованием капитана Гастелло вылетела для нанесения удара по

немецким боевым колоннам, двигавшимся к Минску.

Чтец 4. Летел на битву капитан Гастелло,

Как гордый сокол, выше облаков.

На крыльях сокола гроза летела,

Чтоб град стальной обрушить на врагов.

Но враг поджёг бензиновые баки.

Раздался взрыв, и вспыхнул самолёт…

5

Казалось, что летит под небом факел,

Как метеор, в единственный полёт.

Дрожит мотор в последнем содроганье,

Кругом бушует и гремит гроза.

Нет времени для мысли, для дыханья

Нет силы приоткрыть в огне глаза!

Но капитан всей волею последней

Ведёт машину прямо на врага!

Горят цистерны, гибнут вражьи танки,

Мёртв капитан, и на его останки

Ложится пламя кругом, как венок.

Так умер в битве капитан Гастелло.

Запомним навсегда его, друзья!

Народ, способный на такую смелость,

Ни запугать, ни победить нельзя!

Так был совершён «огненный таран» капитана Гастелло. Его семья потеряла

сына, отца. Родина обрела героя. Капитану Гастелло, участнику трёх войн,

было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик 6 . Алексей Петрович Маресьев .

Алексей Петрович Маресьев является одним из самых легендарных

персонажей Великой Отечественной войны. Алексей Петрович Маресьев -

советский лётчик-ас, который стал идеалом мужества сразу для нескольких

поколений советских людей.

Алексей Петрович летал с протезами на обеих ногах, вел воздушные бои,

стремился уничтожить врага в любых условиях и одерживал в них блестящие

победы. Только за два дня в боях на Курской дуге сбил пять фашистских

самолетов и был удостоен звания Героя Советского Союза.

Маресьев совершил 86 боевых вылетов, сбив 11 самолётов противника: 4 до

и 7 после ранения. Стал прообразом знаменитой книги Бориса Полевого

6

"Повесть о настоящем человеке", в которой фигурирует под фамилией

Мересьев.

Видеоклип

Ученик 7.

История Второй Мировой войны знает несколько примеров

удачных побегов из германского плена. Но самым героическим, самым

дерзким и воистину уникальным может считаться побег группы из десяти

советских заключённых под командованием лётчика Михаила Петровича

Девятаева.

Они вырвались из лагеря при сверхсекретном полигоне Пенемюнде. Десять

голодных, измождённых военнопленных захватили немецкий самолёт-

бомбардировщик Heinkel-111 и смогли поднять его в воздух. Летящий к

линии фронта самолёт нёс на своём борту не только отчаянных беглецов, но

и военные тайны об Оружии Возмездия Третьего Рейха. Самолёт, который

угнал Михаил Девятаев, был совершенно секретным – он имел аппаратуру

слежения и контроля полётов знаменитых немецких ракет Фау.

То, что произошло 8 февраля 1945 года можно смело назвать удивительным

чудом и примером невероятного многократного везения. Судите сами.

Лётчик-истребитель Михаил Девятаев смог разобраться с управлением

совершенно незнакомого ему вражеского бомбардировщика, за штурвалом

которого он до этого никогда не сидел.

Угнать сверхсекретный самолёт могла бы помешать охрана аэродрома, но у

неё это не вышло.

Взлётную полосу немцы могли просто перегородить, но не успели этого

сделать.

Огонь зениток ПВО, прикрывающих военную базу и аэродром, мог пресечь

попытку побега мгновенно, но этого не произошло.

Летящую на восток крылатую машину могли перехватить немецкие

истребители, но им это сделать тоже не удалось.

И в завершении героического перелёта Хейнкель-111 с германскими

крестами на крыльях могли сбить советские зенитчики – они стреляли по

нему и даже подожгли, но удача в тот день была на стороне отважных

беглецов.

Беглецы-из-Ада приземлились на весеннее поле в расположении одного из

артиллерийских дивизионов 61-й армии. Самолет днищем пропахал большую

часть поля, но всё-таки приземлился удачно. И в этом удачном приземлении

на тающее февральское поле на неосвоенной ещё до конца машине с одним

только исправным двигателем есть очень большая заслуга… ангела-

хранителя Михаила Девятаева.

7

Вскоре бывшие узники услышали: «Фрицы! Хендехох! Сдавайтесь, иначе

пальнём из пушки!». Но для них это были очень дорогие и милые сердцу

русские слова. Они ответили: «Мы не фрицы! Мы свои! Из плена мы... Свои

мы…».

Ученик 8. Наши солдаты с автоматами, в полушубках, подбежав к самолету,

были ошеломлены. К ним вышли десять скелетов в полосатой одежде,

обутые в деревянные башмаки, забрызганные кровью и грязью. Страшно

худые люди плакали и постоянно повторяли одно только слово: «Братцы,

братцы…»…

В расположение своей части артиллеристы понесли их на руках, как детей,

ведь беглецы весили по 40 килограммов...

Первое время немцы полагали, что Хейнкель-111 угнали британские

военнопленные. Но правда вскрылась после срочного построения в лагере и

тщательной поверки: не хватало 10 русских заключённых. И только через

день после побега служба SS выяснила: один из бежавших вовсе не

школьный учитель Григорий Никитенко, а лётчик Михаил Девятаев из

дивизии Александра Покрышкина.

За угон секретного самолёта Heinkel-111 с радиоаппаратурой для

полигонных испытаний баллистических ракет Фау-2 Адольф Гитлер объявил

Михаила Девятаева своим личным врагом.

Главная заслуга Михаила Петровича Девятаева перед нашей Родиной

заключается в том, что он внёс большой вклад в развитие советского

ракетостроения.

Во-первых, (как вы уже знаете) угнанный им самолет Хейнкель-111 имел

уникальную аппаратуру контроля полётов ракет Фау-2.

И во-вторых, он несколько раз показывал базу Пенемюнде самому Сергею

Павловичу Королёву – будущему генеральному конструктору советских

ракет. Они вместе ходили по острову Узедом и осматривали его былые

секреты: пусковые установки Фау-1, стартовые площадки Фау-2, подземные

цеха и лаборатории, брошенное немцами оборудование, остатки ракет и их

узлы.

Именно по ходатайству главного конструктора баллистических ракет Сергея

Королёва и после многочисленных публикаций статей о подвиге лётчика

Девятаева в советских газетах, Михаилу Петровичу Девятаеву 15 августа

1957 года (кстати, в год запуска первого искусственного спутника Земли)

было присвоено звание Героя Советского Союза.

(отрывок из фильма «Девятаев»)

8

Ученик 9. На самой страшной войне ХХ века женщинам пришлось стать

солдатами. В годы войны 30 женщин-авиаторов стали Героями Советского

Союза. Ещё 6 лётчиц были представлены к награде после войны.

46 Гвардейский ночной бомбардировочный авиационный женский полк был

сформирован в октябре 1941 года.

Командиром полка была назначена Бершанская Евдокия, лётчица с 10

летним стажем. Численность полка составляла 115 человек, в возрасте от 17

до 22 лет.

Мы летали на лёгких фанерных бомбардировщиках У-2 и не давали покоя

немцам. В любую погоду появлялись над вражескими позициями на малых

высотах и бомбили их. Точность боя потрясающая, полёт бесшумен, на

радарах не виден.

Нам приходилось делать по 8-9 вылетов за ночь. Но бывали такие ночи,

когда получали задания бомбить по максимуму. Это означало, что вылетов

должно быть столько, сколько возможно. И тогда их число доходило до 16-18

за одну ночь. Нас после полётов буквально вынимали из кабин и несли на

руках- мы валились с ног.

Наше мужество и отвагу оценили и немцы. Фашисты называли нас «ночные

ведьмы.»

Долина Мария

Долина Мария Ивановна (18.12.1920 – 03.03.2010) Участница Великой

Отечественной войны, советская летчица, Герой Советского Союза.

Выполнила 72 боевых вылета на самолете Пе-2, сбросила 45 000 килограмм

бомб. В шести воздушных боях ее экипаж сбил 3 истребителя противника в

группе.

Гризодубова Валентина

Гризодубова Валентина Степановна (14(27).04.1909 – 28.04.1993) Участница

Великой Отечественной войны, советская летчица, полковник. Первая

женщина – Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда,

Депутат Верховного Совета СССР. Во время Великой Отечественной войны,

с марта 1942 по октябрь 1943 года, командовала 101-м авиаполком авиации

дальнего действия. Лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе

132 ночных) на самолете Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для

доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи

с партизанскими отрядами.

Педагог. Мы не имеем права забыть ужасы той войны, чтобы она не

повторилась вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли

ради того, чтобы мы жили. Мужество и стойкость русских воинов поистине

беспримерна. Они стояли насмерть и побеждали в жестоких боях, даже тогда,

9

когда горела земля, крошились камни, плавилось железо. Побеждали чаще

всего ценой собственной жизни.

Промчались годы мирные мгновенно,

Проходит в жизни быстро всё, как дым,

Но память о героях незабвенна:

Поклонимся и мёртвым, и живым!

Память погибших летчиков в годы Великой Отечественной войны

почтим минутой молчанья.

Чтец. Погибшим-

Быть бессменно на посту,

Им жить в названьях улиц и в былинах.

Их подвигов святую красоту

Отобразят художники в картинах.

Живым-

Героев чтить, не забывать,

Их имена хранить в бессмертных списках,

Об их отваге всем напоминать

И класть цветы к подножьям обелисков!.

10



В раздел образования