Автор: Темирова Гульнара Арсеновна
Должность: Студентка
Учебное заведение: Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова
Населённый пункт: г.Симферополь
Наименование материала: статья
Тема: Детское экспериментирование
Раздел: дошкольное образование
Темирова Гульнара
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»
Ральф У. Эмерсон
Ключевые слова:
детское экспериментирование, неживая природа, игровая деятельность.
Современные педагоги считают, что детские эксперименты, вместе с игрой,
являются одним из основных и природных проявлений психики ребенка.
Детский эксперимент считается основным видом деятельности по познанию
окружающей среды в детстве дошкольного возраста. Поисковые активности,
выраженные в необходимости исследовать окружающую среду, заложены в
генетике. Для взрослых задача - создать условия для осуществления этой
деятельности. По мнению Ивановой А.И., «При формировании основ
естественно-научных и экологических понятий экспериментирование
рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из
книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более
прочными. За использование этого метода обучения выступили такие
классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо,
К.Д. Ушинский и многие другие. Особенности деятельности
экспериментирования были изучены в целом ряде исследований (Д.Б.
Годовикова, М.И. Лисина, С.Л. Новоселова, А.Н. Поддьяков.)». [6, С.6] Мне
кажется, что детские эксперименты заслуживают особой внимания для
развития исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Развивая как деятельность познания, детские эксперименты помогают
расширить кругозор, обогащать опыт самостоятельной работы, саморазвитие
ребенка, являются хорошими средствами интеллектуальной подготовки
детей в дошкольном возрасте. Так как включает в себя активные поиски
решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутых
гипотез в действие и построение выводов.
Экспериментальные занятия всегда вызывают у детей особый интерес для
исследования природы;
-развивает мышление;
- стимулирует познавательный интерес и интерес к ребенку;
-активирует восприятие образовательного материала для ознакомления с
природными явлениями
- побуждает детей самостоятельно искать причины, способы действий и
проявлять творчество.
В настоящее время методика организации экспериментов для детей
разработана неполным образом. Это следствие многих причин:
недостаточная теоретическая проработка вопроса, недостаточная
методическая литература и, главное, неадекватная направленность педагогов
к этому виду деятельности.
Литература
1.Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах ) Гл. ред. А. М. Прохоров.
Изд.3-е.М., «Советская Энциклопедия»,1987.
2.Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.,
1987.
3.Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании
личности. М.,1994.
4. Возрастная психология: Курс лекций / Н.Ф. Добрынин , А. М. Бардин, Н.В.
Лаврова. - М.: Просвещение,1965.-295с.
5.Возрастная и педагогическая психология. Оренбург. Издательство ОГПУ
2004г.
6.Дощицена З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе.
М.,1994г.
7.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду. М., 2004.
8.Иванова А.И. Живая экология. М.,2006.
9.Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших
дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№3. С.4-12.
10.Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего
дошкольного возраста.- ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
11.Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково – познавательная работа в
детском саду // Методист. 2006. №8. С.60-64.
12.Махмутов М.М.Проблемное обучение.-М.:1975