Автор: Сапожникова Ирина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №3 г.Тосно"
Населённый пункт: Ленинградская область, г.Тосно
Наименование материала: Методическая разработка урока литературы в 5 классе
Тема: «Путешествие в царство Берендея» (по творчеству М. М. Пришвина, к юбилею писателя)
Раздел: полное образование
Методическая разработка урока литературы в 5 классе
Сапожниковой Ирины Васильевны,
учителя русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №3 г.Тосно» Ленинградской области
«Путешествие в царство Берендея»
(по творчеству М. М. Пришвина, к юбилею писателя)
Тип урока: Урок внеклассного чтения
Вид урока: Интегрированный (литература, музыка, живопись)
Цели урока
Образовательные:
- познакомить учащихся с творчеством М. М. Пришвина;
-обучать выразительному чтению прозаических произведений;
- развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные:
- развивать культуру речи;
- развивать умения работать в группах, слышать и чувствовать собеседника;
- воспитывать эстетический вкус.
Развивающая:
- развивать образное мышление, способность реализовывать свои чувства
через систему творческих заданий.
Задачи: раскрыть на примере произведений писателя красоту, точность и
живописность его языка
Оборудование:
1.
Презентация «О М. М. Пришвине», подготовленная учащимся
2.
Репродукции картин русских художников:
И. И. Шишкин «Туманное утро», «Лес», «На севере диком»;
И. И. Левитан «Озеро»
3. П. И. Чайковский «Времена года»
4. Рисунки учащихся к произведениям М. М. Пришвина
Эпиграф урока: «Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза и
возможность для человека жить прекрасно…» (М. М. Пришвин)
Ход урока
1.
Вступительное слово учителя.
Как вы думаете, можно ли в жизни встретить волшебника?
Один такой волшебник жил в России – это русский писатель Михаил
Михайлович Пришвин. Читатели называли его волшебником или
колдуном, сказочным Берендеем. Он понимал птичий язык и разговор
деревьев, мог ощущать дыхание и движение листвы, каждой травинки
и цветка.
А секрет его удивительных рассказов – в умении писателя открывать
интересное и значительное в самом обычном, на первый взгляд, даже
незначительном, что нас окружает.
М. М. Пришвин так писал: «Пусто никогда не бывает в лесу, и если
кажется пусто, то сам виноват…» И ещё: «Чудеса совершаются везде и
всюду и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея
глаза, их не видим, имея уши – не слышим».
Книги Пришвина – это «бесконечная радость постоянных открытий».
И сегодня мы совершим «Путешествие в царство Берендея»,
путешествие в мир книг Пришвина, мир единения человека и природы.
2.
Содержание урока.
2.1. Как становятся «волшебниками».
Сообщение ученика о том, как Пришвин стал писателем.
2.2.
Просмотр презентации учащегося «О М. М. Пришвине»
Дополнение учителя.
Пришвин повинуется голосу сердца – быть среди народа, слушать его
удивительный язык, записывать сказки, поверья, приметы. Он обошёл
пешком весь Север и написал об этом путешествии книжку, которую
назвал «В краю непуганых птиц». А после исходил и изъездил всю
среднюю Россию, Казахстан и Дальний Восток. Так и появлялись книги.
Ведь писал Пришвин только о том, что сам видел и пережил в природе.
2.3.
Давайте послушаем рассказы писателя.
Учащиеся читают наизусть фрагменты из произведений Пришвина:
«Тёмный лес»
Вопросы учащимся:
- Какое сравнение использует писатель, когда пишет о тёмном лесе?
(«как в сказках Шехерезады»)
- Чем необычно это сравнение?
(«райской птицей кажется дрозд или сойка», «листья простейшей
рябины в подлеске вспыхивают зелёным светом»)
- Что можно увидеть в лесу, если идти тихо?
(«как горлинка тут пьёт воду»)
«Берестяная трубочка»
Вопросы учащимся:
- В чём видит писатель необычность берестяной трубочки?
(«человек вырежет кусок её для себя, тогда остальная береста по кругу
начинает свёртываться в трубочку…»)
«Матушка-сыроежка»
Вопросы учащимся:
- Почему так назван рассказ?
(«матушка-сыроежка сама поднималась и выводила на свет целое
семейство маленьких сыроежек»)
«Золотой луг»
Вопросы учащимся:
- Почему Пришвин пишет: «раскрывает свои ладони»? Разве у
одуванчика есть ладони?
- Чувствуется ли в этих рассказах отношение Пришвина к птицам,
цветам, природе?
Учитель: В природе всё неслучайно, всё разумно. Нужно только быть
внимательным, наблюдать терпеливо.
Итак, продолжаем наше путешествие за чудесами. Попытаемся
представить и почувствовать за несколько минут красоту всех времён
года: лета, осени, зимы и весны.
А помогут нам в этом строки произведений Пришвина и прекрасная
музыка Чайковского из цикла «Времена года».
2.4.
Учащиеся читают отрывки из «Календаря природы»:
Лето – рассказ «Серебряное утро»
Осень – рассказ «Парашют»
Зима – рассказ «Первый мороз»
Весна – рассказ «Неведомому другу»
Чтение рассказов сопровождается музыкой Чайковского.
2.5.
Затем учащиеся представляют свои рисунки к произведениям
Пришвина.
2.6.
Учащийся читает наизусть стихотворение Н. Рыленкова «Всё в
тающей дымке…»
Заключительное слово учителя: Не раз мы вспомним слова писателя о
русской природе и подивимся их точности и проникновенной
взволнованности.
В природе всё неслучайно, всё разумно. Нужно только быть
внимательным, наблюдать терпеливо. И этому нас учит М. М.
Пришвин. Читайте его книги! И так же, как он, любите природу!
3.
Подведение итогов урока.