Напоминание

«Путешествие в царство Берендея» (по творчеству М. М. Пришвина, к юбилею писателя)


Автор: Сапожникова Ирина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №3 г.Тосно"
Населённый пункт: Ленинградская область, г.Тосно
Наименование материала: Методическая разработка урока литературы в 5 классе
Тема: «Путешествие в царство Берендея» (по творчеству М. М. Пришвина, к юбилею писателя)
Раздел: полное образование





Назад




Методическая разработка урока литературы в 5 классе

Сапожниковой Ирины Васильевны,

учителя русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №3 г.Тосно» Ленинградской области

«Путешествие в царство Берендея»

(по творчеству М. М. Пришвина, к юбилею писателя)

Тип урока: Урок внеклассного чтения

Вид урока: Интегрированный (литература, музыка, живопись)

Цели урока

Образовательные:

- познакомить учащихся с творчеством М. М. Пришвина;

-обучать выразительному чтению прозаических произведений;

- развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные:

- развивать культуру речи;

- развивать умения работать в группах, слышать и чувствовать собеседника;

- воспитывать эстетический вкус.

Развивающая:

- развивать образное мышление, способность реализовывать свои чувства

через систему творческих заданий.

Задачи: раскрыть на примере произведений писателя красоту, точность и

живописность его языка

Оборудование:

1.

Презентация «О М. М. Пришвине», подготовленная учащимся

2.

Репродукции картин русских художников:

И. И. Шишкин «Туманное утро», «Лес», «На севере диком»;

И. И. Левитан «Озеро»

3. П. И. Чайковский «Времена года»

4. Рисунки учащихся к произведениям М. М. Пришвина

Эпиграф урока: «Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза и

возможность для человека жить прекрасно…» (М. М. Пришвин)

Ход урока

1.

Вступительное слово учителя.

Как вы думаете, можно ли в жизни встретить волшебника?

Один такой волшебник жил в России – это русский писатель Михаил

Михайлович Пришвин. Читатели называли его волшебником или

колдуном, сказочным Берендеем. Он понимал птичий язык и разговор

деревьев, мог ощущать дыхание и движение листвы, каждой травинки

и цветка.

А секрет его удивительных рассказов – в умении писателя открывать

интересное и значительное в самом обычном, на первый взгляд, даже

незначительном, что нас окружает.

М. М. Пришвин так писал: «Пусто никогда не бывает в лесу, и если

кажется пусто, то сам виноват…» И ещё: «Чудеса совершаются везде и

всюду и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея

глаза, их не видим, имея уши – не слышим».

Книги Пришвина – это «бесконечная радость постоянных открытий».

И сегодня мы совершим «Путешествие в царство Берендея»,

путешествие в мир книг Пришвина, мир единения человека и природы.

2.

Содержание урока.

2.1. Как становятся «волшебниками».

Сообщение ученика о том, как Пришвин стал писателем.

2.2.

Просмотр презентации учащегося «О М. М. Пришвине»

Дополнение учителя.

Пришвин повинуется голосу сердца – быть среди народа, слушать его

удивительный язык, записывать сказки, поверья, приметы. Он обошёл

пешком весь Север и написал об этом путешествии книжку, которую

назвал «В краю непуганых птиц». А после исходил и изъездил всю

среднюю Россию, Казахстан и Дальний Восток. Так и появлялись книги.

Ведь писал Пришвин только о том, что сам видел и пережил в природе.

2.3.

Давайте послушаем рассказы писателя.

Учащиеся читают наизусть фрагменты из произведений Пришвина:

«Тёмный лес»

Вопросы учащимся:

- Какое сравнение использует писатель, когда пишет о тёмном лесе?

(«как в сказках Шехерезады»)

- Чем необычно это сравнение?

(«райской птицей кажется дрозд или сойка», «листья простейшей

рябины в подлеске вспыхивают зелёным светом»)

- Что можно увидеть в лесу, если идти тихо?

(«как горлинка тут пьёт воду»)

«Берестяная трубочка»

Вопросы учащимся:

- В чём видит писатель необычность берестяной трубочки?

(«человек вырежет кусок её для себя, тогда остальная береста по кругу

начинает свёртываться в трубочку…»)

«Матушка-сыроежка»

Вопросы учащимся:

- Почему так назван рассказ?

(«матушка-сыроежка сама поднималась и выводила на свет целое

семейство маленьких сыроежек»)

«Золотой луг»

Вопросы учащимся:

- Почему Пришвин пишет: «раскрывает свои ладони»? Разве у

одуванчика есть ладони?

- Чувствуется ли в этих рассказах отношение Пришвина к птицам,

цветам, природе?

Учитель: В природе всё неслучайно, всё разумно. Нужно только быть

внимательным, наблюдать терпеливо.

Итак, продолжаем наше путешествие за чудесами. Попытаемся

представить и почувствовать за несколько минут красоту всех времён

года: лета, осени, зимы и весны.

А помогут нам в этом строки произведений Пришвина и прекрасная

музыка Чайковского из цикла «Времена года».

2.4.

Учащиеся читают отрывки из «Календаря природы»:

Лето – рассказ «Серебряное утро»

Осень – рассказ «Парашют»

Зима – рассказ «Первый мороз»

Весна – рассказ «Неведомому другу»

Чтение рассказов сопровождается музыкой Чайковского.

2.5.

Затем учащиеся представляют свои рисунки к произведениям

Пришвина.

2.6.

Учащийся читает наизусть стихотворение Н. Рыленкова «Всё в

тающей дымке…»

Заключительное слово учителя: Не раз мы вспомним слова писателя о

русской природе и подивимся их точности и проникновенной

взволнованности.

В природе всё неслучайно, всё разумно. Нужно только быть

внимательным, наблюдать терпеливо. И этому нас учит М. М.

Пришвин. Читайте его книги! И так же, как он, любите природу!

3.

Подведение итогов урока.



В раздел образования