Автор: Анжелика Владимировна Абрамова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №18 «Аленка» города Сафоново Смоленской области.
Населённый пункт: г. Сафоново
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "Экспериментирование как средство познавательной активности"
Раздел: дошкольное образование
Экспериментирование как средство
познавательной активности.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В
условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только
владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания
самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Поэтому
так важно учить детей проводить эксперименты и опыты.
Очаровательный малыш своей маленькой ручкой тянется к симпатичным
баночкам и быстро наводит беспорядок на мамином туалетном столике. А
что может быть интереснее, чем пересыпать «похищенную» у мамы крупу?
Едва научившись ходить, малыш стремится узнать, что скрывается за
дверцами шкафов. Думаете, малыш хулиганит? Нет! Маленький человечек
познает мир. Он исследует, изучает, экспериментирует.
Исследование -
основной вид деятельности в познании окружающего мира
в период дошкольного детства. Поисковая активность, выраженная в
потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача
взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой
активности, с помощью эксперимента.
При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий,
экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются
более прочными.
Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой
простое экспериментирование. К старшему дошкольному возрасту
познавательно-исследовательская
деятельность вычленяется в особую
деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным
намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить
свои представления о какой-либо сфере жизни.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.
Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на
вопросы «как?» и «почему?»
Экспериментирование тесно связано с познавательным развитием и является
одним из средств его развития. Познавательное развитие дошкольников
основано на познавательной деятельности, в результате которой
формируется личностный опыт ребенка, его ценностное отношение к миру,
потребности в знании и познании.
Особая роль в исследовательской деятельности отведена опытам и
экспериментам, они используются для установления причин явлений, связей
и отношений между предметами и явлениями.
Практическая деятельность убедила меня в том, что экспериментальная
деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-
дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со
временем не угас.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я
активно использовала – опыты. Их провожу как на занятиях, так и в
свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным
удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком
глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например,
предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают,
какой песок лепится, почему.
В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты
чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – ребята всё
проделывают сами.
На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаться с
просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если…»
Проводили опыты:
- «Вода – растворитель, очищение воды» - «Где вода?»
- «Почему растаяла снежинка на ладошке?»
Как известно, любой материал легко усваивается детьми через игру. Поэтому
исследование окружающего мира с детьми проводим через игры-
эксперименты:
с песком:
с водой:
- игра - эксперимент с мыльными пузырями «Мыльная сказка»
- образовательная деятельность «Прошлое книги», а после этого из
использованной бумаги, решили попробовать сделать бумагу, на которой
потом с удовольствием рисовали открытки мамам.
Рассматривая камни через лупу, обнаруживают, что на них есть трещины,
кристаллики, царапины, узоры. По теме «Волшебница Вода» проводили
опыты «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд» и др.
Развивая исследовательский поиск, знакомлю детей с парадоксами.
Например, опуская в воду гвозди, ложки, вилки, кнопки, шурупы,
спрашиваю: «Из чего делают корабли и почему они не тонут?» Дети
начинают осознавать, что не всё в мире правильно, есть исключения.
Для развития познавательной активности, дети обучаются умению давать
определения понятиям. Определить понятие - значит указать, что оно
означает, выявить признаки, входящие в его содержания.
Важное средство для развития умения давать определения понятиям - это
загадки, так как они уже содержат определение и активизируют умственную
работу. Но мы пошли дальше и решили сами составлять загадки и получился
целый альбом с загадками.
Эксперименты провожу в совместной деятельности с детьми и в режимных
моментах. Толчком к началу экспериментирования часто служит удивление,
любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.
После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в
основе которых лежит познавательный интерес. Взрослому не следует
торопиться с ответом, необходимо дать возможность детям найти его
самостоятельно.
Из любого ответа вытекает очередной вопрос, который может стать
следующей темой для эксперимента. В результате чего, у ребёнка
развивается интерес к детским энциклопедиям, познавательной литературе,
где он самостоятельно пытается найти ответы на интересующие его вопросы.
Использую в работе все существующие
разновидности экспериментов.
• случайные эксперименты (не требуют специальной подготовки,
проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент,
когда дети увидели что-то интересное; (ребёнок рассмотрел узор снежинки, я
предложила рассмотреть через лупу).
• плановые эксперименты (заранее запланированные);
• эксперименты, как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на
вопрос ребенка).
Поэтому, считаю, что организация и проведение исследовательской
деятельности создает условия для того, чтобы познавательное развитие
ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Это
способствует формированию детской любознательности, пытливости ума и
так же развивает на их основе устойчивый познавательный интерес,
исследовательские навыки.
.