Напоминание

"Экспериментирование как средство познавательной активности"


Автор: Анжелика Владимировна Абрамова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №18 «Аленка» города Сафоново Смоленской области.
Населённый пункт: г. Сафоново
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "Экспериментирование как средство познавательной активности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экспериментирование как средство

познавательной активности.

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В

условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только

владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания

самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Поэтому

так важно учить детей проводить эксперименты и опыты.

Очаровательный малыш своей маленькой ручкой тянется к симпатичным

баночкам и быстро наводит беспорядок на мамином туалетном столике. А

что может быть интереснее, чем пересыпать «похищенную» у мамы крупу?

Едва научившись ходить, малыш стремится узнать, что скрывается за

дверцами шкафов. Думаете, малыш хулиганит? Нет! Маленький человечек

познает мир. Он исследует, изучает, экспериментирует.

Исследование -

основной вид деятельности в познании окружающего мира

в период дошкольного детства. Поисковая активность, выраженная в

потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача

взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой

активности, с помощью эксперимента.

При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий,

экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются

более прочными.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой

простое экспериментирование. К старшему дошкольному возрасту

познавательно-исследовательская

деятельность вычленяется в особую

деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным

намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить

свои представления о какой-либо сфере жизни.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.

Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на

вопросы «как?» и «почему?»

Экспериментирование тесно связано с познавательным развитием и является

одним из средств его развития. Познавательное развитие дошкольников

основано на познавательной деятельности, в результате которой

формируется личностный опыт ребенка, его ценностное отношение к миру,

потребности в знании и познании.

Особая роль в исследовательской деятельности отведена опытам и

экспериментам, они используются для установления причин явлений, связей

и отношений между предметами и явлениями.

Практическая деятельность убедила меня в том, что экспериментальная

деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-

дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со

временем не угас.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я

активно использовала – опыты. Их провожу как на занятиях, так и в

свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным

удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком

глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например,

предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают,

какой песок лепится, почему.

В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты

чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – ребята всё

проделывают сами.

На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаться с

просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если…»

Проводили опыты:

- «Вода – растворитель, очищение воды» - «Где вода?»

- «Почему растаяла снежинка на ладошке?»

Как известно, любой материал легко усваивается детьми через игру. Поэтому

исследование окружающего мира с детьми проводим через игры-

эксперименты:

с песком:

с водой:

- игра - эксперимент с мыльными пузырями «Мыльная сказка»

- образовательная деятельность «Прошлое книги», а после этого из

использованной бумаги, решили попробовать сделать бумагу, на которой

потом с удовольствием рисовали открытки мамам.

Рассматривая камни через лупу, обнаруживают, что на них есть трещины,

кристаллики, царапины, узоры. По теме «Волшебница Вода» проводили

опыты «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд» и др.

Развивая исследовательский поиск, знакомлю детей с парадоксами.

Например, опуская в воду гвозди, ложки, вилки, кнопки, шурупы,

спрашиваю: «Из чего делают корабли и почему они не тонут?» Дети

начинают осознавать, что не всё в мире правильно, есть исключения.

Для развития познавательной активности, дети обучаются умению давать

определения понятиям. Определить понятие - значит указать, что оно

означает, выявить признаки, входящие в его содержания.

Важное средство для развития умения давать определения понятиям - это

загадки, так как они уже содержат определение и активизируют умственную

работу. Но мы пошли дальше и решили сами составлять загадки и получился

целый альбом с загадками.

Эксперименты провожу в совместной деятельности с детьми и в режимных

моментах. Толчком к началу экспериментирования часто служит удивление,

любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.

После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в

основе которых лежит познавательный интерес. Взрослому не следует

торопиться с ответом, необходимо дать возможность детям найти его

самостоятельно.

Из любого ответа вытекает очередной вопрос, который может стать

следующей темой для эксперимента. В результате чего, у ребёнка

развивается интерес к детским энциклопедиям, познавательной литературе,

где он самостоятельно пытается найти ответы на интересующие его вопросы.

Использую в работе все существующие

разновидности экспериментов.

• случайные эксперименты (не требуют специальной подготовки,

проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент,

когда дети увидели что-то интересное; (ребёнок рассмотрел узор снежинки, я

предложила рассмотреть через лупу).

• плановые эксперименты (заранее запланированные);

• эксперименты, как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на

вопрос ребенка).

Поэтому, считаю, что организация и проведение исследовательской

деятельности создает условия для того, чтобы познавательное развитие

ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Это

способствует формированию детской любознательности, пытливости ума и

так же развивает на их основе устойчивый познавательный интерес,

исследовательские навыки.

.



В раздел образования