Напоминание

РЕБЕНОК ПЛОХО ГОВОРИТ? ПОЧЕМУ? ЧТО ДЕЛАТЬ?


Автор: Елена Александровна Веселова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "ДС"Звездочка"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: РЕБЕНОК ПЛОХО ГОВОРИТ? ПОЧЕМУ? ЧТО ДЕЛАТЬ?
Раздел: дошкольное образование





Назад




РЕБЕНОК ПЛОХО ГОВОРИТ? ПОЧЕМУ? ЧТО ДЕЛАТЬ?

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка.

Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека.

Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный

опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения

людей. Речь одновременно -необходимая основа мышления и его орудие.

Мыслительные

операции

(анализ,

синтез,

сравнение,

обобщение,

абстракция

и

другие)

развиваются

и

совершенствуются

в

процессе

овладения

речью.

От

уровня

речевого

развития

зависит

общее

интеллектуальное развитие. Развитие речи оказывает большое влияние

на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.

Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка. Речь ребенка

отражает социальную среду, в которой он т. Дети с нарушениями речи

входят в группу риска по адаптации в школе.

Для

нормального становления речевой деятельности

необходимы определенные условия психического развития.

Прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка:

достигли определенной степени зрелости различные структуры

головного мозга;

правильно и координировано работали голосовые и дыхательные

системы, органы артикуляции;

были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;

формировалась потребность в общении.

Овладение речевой деятельностью предполагает:

Для успешного усвоения звуковой стороны речи необходимо приучать

ребенка слушать речь окружающих, сравнивать свою речь с речью взрослых,

контролировать свою речь.

Предложенные игры и упражнения направлены на развитие у ребенка

слухового восприятия и речевого слуха. Они приучают ребенка слышать

разные звуки, отличать на слух одни звуки от других, находить источник

звука.

• «Угадай, что я делаю».

Ребенок закрывает глаза.

Кто-то

из

родителей двигает стул, шуршит газетой, наливает в чашку воду, заводит

часы,

стучит

по

столу.

Ребенок

называет

действия,

которые

производит взрослый.

• «Угадай, где звонит».

Заведите будильник и спрячьте его под

столом

или

под

шкафом.

Когда

будильник

зазвенит,

ребенок

должен

отгадать, откуда раздается звук, и найти будильник.

• «Угадай, чья

эта

песня».

Попросите

малыша

внимательно

послушать

и

запомнить, как

поет

водичка (четко

и

протяжно

произнесите

звук

[с]:

с-с-с)

и

как

поет

комарик

(отчетливо

и

протяжно

произнесите

звук [з]: з-з-з).

Затем, попеременно

произнося то звук [с], то звук [з], предложите ребенку угадать, когда

поет водичка, а когда - комарик.

• «Угадай,

где

стучит

дятел».

Имитируйте

стук

дятла

клювом

по

дереву - то тихо, то громко. Ребенок должен сказать, где стучит дятел

- близко или далеко.

У ребенка четвертого года жизни проверьте:

• Какие трудности испытывает он при пересказывании

художественных

произведений,

из

какого

количества

слов

строит

фразы?

• Насколько

точно

передает

содержание

прочитанных

текстов,

пользуется

ли

интонационными

средствами

выразительности,

умеет

ли самостоятельно составить рассказ по сюжетной картинке?

• Может ли говорить тихо, шепотом, изменять темп речи?

• Способность говорить.

• Способность понимать сказанное.

Что делать?

За прошедшие три года жизни ребенок успел накопить значительный

объем знаний и представлений об окружающем его мире, приобрел некоторую

самостоятельность и имеет определенный практический опыт действия с

различными предметами.

Трехлетние дети еще не всегда могут без помощи взрослых связно и

понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание

сказки.

Иногда ребенок знает, как называется предмет, но не может назвать

детали, из которых он состоит. Гуляя, например, в лесу, объясните ему, из чего

состоит дерево (ствол, корни, ветки, листья).

речи детей часто наблюдаются такие ошибки, как неправильное

употребление падежных окончаний. Игра «Чего не стало» упражняет ребенка

в правильном употреблении падежных окончаний имен существительных

родительного падежа единственного числа.

«Чего не стало». Разложите на столе 3-4 предмета, например, машину,

мишку, карандаш. Предложите малышу назвать их и запомнить, что лежит

на столе. Попросите ребенка закрыть глаза (или отвернуться), а сами в это

время уберите один из предметов. Затем спросите его, чего не хватает.

Научить ребенка правильно употреблять предлоги и слова в нужном

падеже

можно

следующим

образом.

Возьмите

любую игрушку

и,

помещая ее в разные места, спросите, где кукла (машина). Положите

куклу на стол (в коробку, под стол, на шкаф), поинтересуйтесь, откуда вы берете

куклу (из шкафа, из-под стола, со шкафа, из коробки).

Приучайте малыша сравнивать и сопоставлять предметы, находить в

них общее, указывать, чем они отличаются друг от друга. Например, дайте

ребенку две разные игрушечные машины и предложите ему ответить,

одинаковые машины или нет, чем они отличаются, что у них общего. Можно

сопоставлять и сравнивать предметы, изображенные на рисунках.

С большим интересом малыши подбирают слова к определенным глаголам.

Например, вы говорите: «Летит ракета, «А что еще может летать?». Ребенок

перечисляет: «Самолет, птица...» Дополните ответ малыша и, если необходимо,

исправьте ошибки.

Дети обычно с удовольствием рассматривают картинки в книгах.

Но

книги должны соответствовать возрасту малыша, быть попятными ему.

Учите ребенка выделять сначала главное, потом -второстепенное.

Так,

например,

рассматривая

иллюстрации,

на

которых

изображены

дети,

спросите сначала, кто изображен на рисунке, что делают ребята, затем

обратите внимание малыша на то, как они одеты.

Чтение художественных произведений значительно расширяет знания

ребенка об окружающих предметах, явлениях, о жизни и труде взрослых.

Поэтому очень важно уметь правильно подобрать книги для чтения. Для

малышей четвертого года жизни стихи,

сказки, рассказы должны быть

небольшие по объему, несложные по содержанию, доступные для понимания.

Одну и ту же сказку можно читать по нескольку раз. Повторное чтение

углубляет впечатления ребенка, способствует лучшему запоминанию текста.

Прочитав сказку или рассказ, спросите малыша, о чем говорится в них, что

происходит с главными героями.

Но родители должны обращать внимание не только на обогащение

словаря ребенка, развитие разговорной речи, но также и на звуковую сторону

речи.



В раздел образования