Напоминание

Показатели речевого развития детей подготовительной к школе группе.


Автор: Елена Александровна Веселова
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "ДС"Звездочка"
Населённый пункт: Новый Уренгой
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Показатели речевого развития детей подготовительной к школе группе.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей:

Показатели речевого развития детей подготовительной к

школе группе.

Словарь

К шести годам словарь ребёнка увеличивается до 3000 - 3500 слов.

Увеличение активного словаря даёт возможность ребёнку полнее строить

высказывания, точнее излагать мысли. Несмотря на довольно большой

запас слов, их употребление характеризуется рядом, особенностей:

расхождение между активным и пассивным словарём;

неточным употреблением слов, когда ребёнок вкладывает в

них свой смысл.

В отдельных случаях в словаре детей встречаются просторечные

слова и обороты.

Увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, так

как дети употребляют в речи сложносочинённые и сложноподчинённые

предложения.

Освоение речи ребёнком выражается не только в обогащении его

словаря, в появлении новых слов, но и в другом осмыслении знакомых слов.

Дети относят предметы к определённой категории (платье - одежда), то есть

достигают второй степени обобщения (понимание слов-обобщений возникает

ещё раньше, если взрослый часто пользуется сам такими словами и вводит

их в пассивный словарь ребёнка). Переход к обобщениям представляет для

детей определённую трудность, так как, чтобы освоить слова-понятия,

ребёнку необходимо отвлечься от особенностей каждого отдельного

предмета и выделить только один существенный и общий для них признак.

Таким признаком является, прежде всего, назначение предмета. Дети

начинают использовать слова-обобщения тогда, когда, во-первых, в их

активном словаре достаточно слов - названий конкретных предметов, и, во-

вторых, они усвоили слова-обобщения. К тому же у ребёнка должен быть

накоплен определённый запас сведений об отдельных предметах, об их

предназначении.

Дальнейшее

развитие

получает

в

данном

в о зр а с т е

словотворчество, появляющееся ещё до четырёх лет, так как процесс

усвоения морфемной системы ещё не завершился.

В процессе работы с детьми воспитатель стремится расширять их запас

слов. Необходимо, чтобы ребёнок сознательно, т. е.

вникая в смысл,

усваивал слова из основного словарного фонда родного языка, устойчивые

словосочетания, доступные для его понимания (на скорую руку; ни свет, ни

заря и др.), чтобы он умел употреблять образные слова и выражения.

Воспитатель приучает детей широко пользоваться словарным запасом,

быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль,

правильно произносить многосложные, трудные, но часто употребляемые

слова: электричество, аквариум, милиционер и др.

Грамматический строй. К шести годам дети овладевают основными

закономерностями изменения слов и соединения их в предложения. Но

увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводят к тому, что

дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например,

неправильно

изменяют

глаголы («хочут»

вместо

хотят).

У

детей

встречаются ошибки в изменении слов по падежам, например: «У меня нет

перчатков», «Она не нашла подругов» и др. Задача взрослых - научить

детей ясно выражать свои мысли в ответах на вопросы; согласовывать

слова в предложении; более полно и правильно, чем в младшем возрасте,

строить предложения при рассказах и пересказах; правильно пользоваться

союзами и союзными словами в сложноподчинённых предложениях.

Звукопроизношение. В условиях правильного речевого воспитания и

при

отсутствии

органических

недостатков

ребёнок

к

шести

годам

овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их

в речи. С этими детьми проводится работа по сопоставлению звуков,

выделению их отличительных признаков, определению места звука в слове.

Иногда у ребёнка с быстрым темпом речи наблюдается нечёткость,

небрежность произношения, смешение звуков. Такие дети нуждаются в

индивидуальном подходе при работе над звуковой культурой речи. В

подготовительной к школе группе могут встречаться дети с различными

недостатками произношения, обусловленными отклонениями в развитии

речи. Такие дети нуждаются в специальной помощи логопеда.

Связная речь.

Дети этого возраста очень пытливы, они задают

много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они уже

могут установить связи между явлениями природы.

В данном возрасте дети владеют монологической речью.

Ребёнок

старшего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях

из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки,

рассказать об изображённом событии на картинке или серии картинок,

пересказать знакомый текст.

Дети в этом возрасте рассказывают не только о том, что видят и

слышат, но и о том, над чем думают, чего хотят и ждут. Эти изменения

свидетельствуют о развитии внутренней речи (внешне не выраженная,

быстрая и сокращённая речь). Ребёнок может решить задачу и рассказать

о своём решении.

Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства

выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно

могут менять высоту, силу голоса с учётом содержания рассказа. В этом

возрасте дети умеют говорить шёпотом.

Литература:

1. Козырева Л.М. Развитие речи. - Ярославль: Академия развития:

Академия Холдинг, 2001. - 160 с: - (серия: «Ваш ребенок: наблюдаем,

изучаем, развиваем»).



В раздел образования