Автор: Елена Александровна Веселова
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "ДС"Звездочка"
Населённый пункт: Новый Уренгой
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Показатели речевого развития детей подготовительной к школе группе.
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей:
Показатели речевого развития детей подготовительной к
школе группе.
Словарь
К шести годам словарь ребёнка увеличивается до 3000 - 3500 слов.
Увеличение активного словаря даёт возможность ребёнку полнее строить
высказывания, точнее излагать мысли. Несмотря на довольно большой
запас слов, их употребление характеризуется рядом, особенностей:
•
расхождение между активным и пассивным словарём;
•
неточным употреблением слов, когда ребёнок вкладывает в
них свой смысл.
В отдельных случаях в словаре детей встречаются просторечные
слова и обороты.
Увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, так
как дети употребляют в речи сложносочинённые и сложноподчинённые
предложения.
Освоение речи ребёнком выражается не только в обогащении его
словаря, в появлении новых слов, но и в другом осмыслении знакомых слов.
Дети относят предметы к определённой категории (платье - одежда), то есть
достигают второй степени обобщения (понимание слов-обобщений возникает
ещё раньше, если взрослый часто пользуется сам такими словами и вводит
их в пассивный словарь ребёнка). Переход к обобщениям представляет для
детей определённую трудность, так как, чтобы освоить слова-понятия,
ребёнку необходимо отвлечься от особенностей каждого отдельного
предмета и выделить только один существенный и общий для них признак.
Таким признаком является, прежде всего, назначение предмета. Дети
начинают использовать слова-обобщения тогда, когда, во-первых, в их
активном словаре достаточно слов - названий конкретных предметов, и, во-
вторых, они усвоили слова-обобщения. К тому же у ребёнка должен быть
накоплен определённый запас сведений об отдельных предметах, об их
предназначении.
Дальнейшее
развитие
получает
в
данном
в о зр а с т е
словотворчество, появляющееся ещё до четырёх лет, так как процесс
усвоения морфемной системы ещё не завершился.
В процессе работы с детьми воспитатель стремится расширять их запас
слов. Необходимо, чтобы ребёнок сознательно, т. е.
вникая в смысл,
усваивал слова из основного словарного фонда родного языка, устойчивые
словосочетания, доступные для его понимания (на скорую руку; ни свет, ни
заря и др.), чтобы он умел употреблять образные слова и выражения.
Воспитатель приучает детей широко пользоваться словарным запасом,
быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль,
правильно произносить многосложные, трудные, но часто употребляемые
слова: электричество, аквариум, милиционер и др.
Грамматический строй. К шести годам дети овладевают основными
закономерностями изменения слов и соединения их в предложения. Но
увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводят к тому, что
дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например,
неправильно
изменяют
глаголы («хочут»
вместо
хотят).
У
детей
встречаются ошибки в изменении слов по падежам, например: «У меня нет
перчатков», «Она не нашла подругов» и др. Задача взрослых - научить
детей ясно выражать свои мысли в ответах на вопросы; согласовывать
слова в предложении; более полно и правильно, чем в младшем возрасте,
строить предложения при рассказах и пересказах; правильно пользоваться
союзами и союзными словами в сложноподчинённых предложениях.
Звукопроизношение. В условиях правильного речевого воспитания и
при
отсутствии
органических
недостатков
ребёнок
к
шести
годам
овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их
в речи. С этими детьми проводится работа по сопоставлению звуков,
выделению их отличительных признаков, определению места звука в слове.
Иногда у ребёнка с быстрым темпом речи наблюдается нечёткость,
небрежность произношения, смешение звуков. Такие дети нуждаются в
индивидуальном подходе при работе над звуковой культурой речи. В
подготовительной к школе группе могут встречаться дети с различными
недостатками произношения, обусловленными отклонениями в развитии
речи. Такие дети нуждаются в специальной помощи логопеда.
Связная речь.
Дети этого возраста очень пытливы, они задают
много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они уже
могут установить связи между явлениями природы.
В данном возрасте дети владеют монологической речью.
Ребёнок
старшего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях
из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки,
рассказать об изображённом событии на картинке или серии картинок,
пересказать знакомый текст.
Дети в этом возрасте рассказывают не только о том, что видят и
слышат, но и о том, над чем думают, чего хотят и ждут. Эти изменения
свидетельствуют о развитии внутренней речи (внешне не выраженная,
быстрая и сокращённая речь). Ребёнок может решить задачу и рассказать
о своём решении.
Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства
выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно
могут менять высоту, силу голоса с учётом содержания рассказа. В этом
возрасте дети умеют говорить шёпотом.
Литература:
1. Козырева Л.М. Развитие речи. - Ярославль: Академия развития:
Академия Холдинг, 2001. - 160 с: - (серия: «Ваш ребенок: наблюдаем,
изучаем, развиваем»).