Напоминание

"Современный слэнг дошкольников: значение и влияние на качество речи"


Автор: Бикбова Лилия Венеровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 21"
Населённый пункт: Республика Башкортостан город Стерлитамак
Наименование материала: Мастер--класс
Тема: "Современный слэнг дошкольников: значение и влияние на качество речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад №21»

городского округа г.Стерлитамак

Республики Башкортостан

Современный сленг дошкольников:

значение и влияние на качество речи.

(мастер-класс)

Подготовила:Бикбова Л.В

воспитатель

Тема:

«Современный

сленг

дошкольников:

значение

и

влияние

на

качество речи».

Цель:

Демонстрация

системы

педагогической

деятельности

по

развитию

речевой

культуры,

чистоты

и

качества

речи

дошкольников; повышение

профессионального мастерства педагогов через проведение мастер – класса.

Задачи:

1. Проанализировать речь современных людей с точки зрения количественного

и качественного использования ими сленгов, и степень влияния сленговой речи

на развитие дошкольников.

2. Представить участникам мастер - класса методы и приемы коррекционно-

педагогической

работы

над

чистотой

и

качеством

речи

дошкольников

в

условиях ДОУ и семьи.

3. Повысить

уровень

профессиональной

компетентности

педагогов,

их

мотивацию

на

системное

взаимодействие

с

семьями

воспитанников

по

развитию речевой культуры дошкольников.

4. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер

– класса.

Ожидаемые результаты:

1.Активизация

в

практике

работы

воспитателей способов

и

приемов

коррекционно-педагогической

работы

над

чистотой

и

качеством

речи

дошкольников в условиях ДОУ и семьи.

2.

Создание

условий

для

обретения

педагогами

своего

собственного

профессионального стиля, который позволил бы укрепить партнерство детского

сада и семей дошкольников по развитию речевой культуры детей.

3. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер

– класса.

Ход мастер – класса:

I. Теоретическая часть:

Введение

СЛАЙД 1. Титульный

СЛАЙД 2.

- Смотри, какой трактор прикольный! Круто он тарахтит, офигеть, да? –

взгляд малыша прикован к агрегату, сгребающему в парке опавшие листья.

- Это что за слова такие? Я сейчас тебе рот туалетным ежом буду

чистить!!!

- Ну… Все так говорят… И даже папа.. Вчера он тебе сказал, когда ты долго

по телефону разговаривала: «Офигела совсем?». Вот!

- Я такого не слышала.

- Ага! Ты сама сказала тете Оле, что блузку прикольную купила, просто

отпад!

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема мастер – класса, который я хочу

предложить вашему вниманию: «Современный сленг дошкольников: значение и

влияние на качество речи».

Что такое сленг? Сленгом называют нестандартную лексику, используемую

в непринужденном общении. Другими словами сленг – это жаргон – речь,

которая отличается от литературного языка особым составом слов и выражений.

Это преимущественно явление субкультуры взрослых и подростков.

СЛАЙД 3.

«СЛЕНГ»

(англ. slang)

набор

особых

слов

или

новых

значений

уже

существующих

слов,

употребляемых

в

различных

группах

людей

(профессиональных, общественных, возрастных и так далее).

«ЖАРГОН»

(франц.

jargon)

-

разновидность

речи,

используемая

преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой

социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии, положения в

обществе,

интересов

или

возраста.

От

литературного

языка

жаргон

отличается специфической лексикой и фразеологией и особым использованием

словообразовательных средств.

СЛАЙД 4.

Актуальность

Я выбрала тему сленга в речи дошкольников, так как ее актуальность не

вызывает сомнений. Явление жаргона подвижное, меняющееся, отвечающее

реалиям нашего времени. В любом языке существует свой сленг. Им изобилуют

фильмы, музыка, СМИ, социальные сети и Интернет. Сленговые слова приходят

в

лексикон

людей

из

уст

политических

деятелей,

известных

актеров,

поп-

исполнителей

и

современной

молодежи

(так

называемая

подростковая

субкультура).

Посты

в

соцсетях

и

забавные

видео

тоже

сопровождаются

сленговыми надписями.

СЛАЙД 5.

Нами был проведен анализ материалов рекламных сообщений:

1. «Сникерс». «Не тормози, сникерсни!»

Тормозить: 1)останавливаться; 2) не понимать, не догадываться.

Сникерсни: съешь сникерс.

2. «Финт» - для тех, кто вправду крут!»

Разговорное слово «крутой» развивает в современной речевой практике новые,

по сравнению с литературным аналогом, значения: особенный, выдающийся,

неординарный, обладающий какими-либо специфическими качествами.

3. Конкурс от батончика «Пикник»: «В подарок классные наушники-радио!»

«Классный» - отличный, прекрасный.

4. Конфеты «М&Мs»: «Суперупаковка - веселая тусовка!»

Молодежное слово «тусовка» следует понимать как «мероприятие, собрание,

предполагающее неформальное общение».

Сленг не возникает ниоткуда. Он, как и настоящие языки, имеет

происхождение слов.

СЛАЙД 6.

Происхождение сленговых слов:

- заимствование из простонародной разговорной речи,

- англицизмы,

- новообразованные слова путем сочетания двух слов или корня и суффикса,

- профессиональный сленг.

Свой профессиональный сленг имеют почти все профессии. Юристы и врачи

даже обязаны общаться на нем в присутствии клиента, так требует этика. Более

того, в каждой семье передаются из поколения в поколение свои словечки,

авторами которых подчас были дети. Они переиначивают слова так, как им

кажется логичней.

СЛАЙД 7.

Фотки, фоткаться (фотографии, фотографироваться);

Нанитывать бусы (конечно, на нитку же);

Колоток (молоток, им же колотят);

Мазелин (вазелин, его намазывают);

Ползук (червяк, он ползет);

Поелся (поел и наелся);

Рукавашка (рубашка с короткими рукавами);

Лясик (велосипед).

В

данном

случае,

мы

имеем

дело

с

феноменом

детского

сленга

как

«словотворчества», связанного с развитием лексического запаса ребенка. Чтобы

родителям расшифровать этот язык, порой требуется немало времени.

Хотим мы этого или нет, сленг оказывает влияние на наш язык общения

(русский, башкирский, татарский и пр.). Откуда же берутся сленговые слова?

Их придумывают мимоходом, пытаясь объяснить что-то, подбирая подходящее

выражение или сравнение. Если новое слово находит отклик, имеет успех в

коллективе

оно

почти

наверняка

будет

распространяться.

Некоторые

употребляют

его

в

шутку.

Сленг

превращает

сказанное

в

игру,

нечто

несерьезное, увлечение детства, а затем и юности.

СЛАЙД 8.

Проблема:

Но не все так просто.

От подростков (старших братьев и сестер), с экрана телевизора, с уличных

баннеров, из Интернета к дошкольникам приходит жесткий сленг. Фильмы про

гангстеров, боевики, трейлеры, мультфильмы, типа «Губка Боб – квадратные

штаны», которые смотрят наши дети, без должного контроля и надзора со

стороны родителей, пополняют багаж новых, сомнительного качества, слов. К

сожалению, подростковому сленгу и отрицательным персонажам кино и

мультфильмов дошкольники подражают охотно. Они «крутые». Иноязычные

слова все активнее проникают в речь дошкольников – «ниндзя», «вау», «бай».

Вместе с ними приходят ругательства, ранее бывшие чисто американскими и

неприличные жесты. Все это печально.

СЛАЙД 9.

Стоит привести список повседневных слов – сленгов, которыми грешит речь

взрослых людей, и которые, в свою очередь, легко перенимаются нашими

детьми:

Блин – замена матерного выражения. Означает досаду;

Клево – старое офенское слово. Означает «хорошо»;

Качок – человек с развитой мускулатурой;

Лопух, лох – дурень;

Ништяк – очень хорошо;

Прикольно – забавно, хорошо;

Стремно – стыдно, неловко, старомодно;

Сто пудов – точно;

Типа – вроде;

Ну, ваще! – междометие, выражает любую эмоцию, примерно то же, что

и

«во дает», «да ну ты, брось!»;

Тормоз – тупой. Тот, кто тормозит, «не догоняет» остальных по

сообразительности.

Фишка – изюминка, то, что удивляет, особенность.

Шухер – «бежим!», из языка уголовников.

Это лишь немногое, составляющее сленг взрослых людей и подростков, словарь

выражений

далеко

не

полный.

Исключены

выражения

непристойные

и

описывающие половые действия, отправление естественных надобностей. Да,

дети

и

об

этом

говорят.

Но

и

этого

достаточно,

чтобы

понять

опасность

принятия субкультуры взрослых и подростков для жизни детей дошкольного

возраста.

Можно было бы относиться к жесткому сленгу как к явлению временному и

легко проходящему, если бы не происходило его глубокое укоренение. Начав

употреблять сленговые речевые обороты, ребенок и думать начинает так же.

СЛАЙД 10.

Зеркальный эффект слова:

- после введения сленгового слова в лексикон мысли используют его для своего

выражения.

- затем, по принципу «от избытка сердца говорят уста», язык выносит мысль

уже в сленговой форме.

- избавиться нелегко, потребуются сознательные усилия.

Если оставить подпитку, то есть общение на сленге - избавиться от него

станет невозможно!

У человека, как известно, мысль тесно связана со словом. А сленг – это язык

бедный, ограниченный, без нюансов, бликов и тончайших оттенков. Принимать

его вместо литературного – значит обеднять не только жизнь детей, но и сами

их мысли о жизни.

Необходимо сознавать, что полностью оградить ребенка от нелитературного

варианта языка не удастся, поскольку он устойчиво звучит в окружающем

социуме.

Но

если

в

присутствии

дошкольника

постоянно

произносится:

«досвидос», «слыш», «короче», «в общем», «типа», то он как пылесос подберет

слова

паразиты.

У

ребенка в

результате

употребления

этих

слов может

наблюдаться

потеря

связной

речи

и

развиться

хроническое

запинание .

Решением этого непростого вопроса должен стать некий компромисс, «золотая

середина» между крайними позициями, что условно можно сформулировать в

виде принципа: не запрещать, но ограничивать!

СЛАЙД 11.

Основные

способы

и

приемы

коррекционно-педагогической

работы

над

чистотой детской речи:

-самоконтроль, самовоспитание взрослых – речь взрослых – эталон для детей;

- воспитание личным примером – демонстрация педагогами и

родителями

желаемых образцов собственной речи;

- живое общение с ребенком;

-

чтение

качественной

детской

художественной

литературы,

соответствующей возрасту ребенка;

-

окультуренное

воспроизведение

перефразирование

высказываний

в

корректной,

грамотной

форме

(«ты,

наверно,

хотел

сказать

…»,

«лучше

сказать так …»);

- аргумент в форме сравнения («ты же умываешь лицо, моешь руки, следишь

за чистотой одежды, значит и речь нуждается в чистоте»);

- ссылка на авторитеты: сверстников, других взрослых, героев литературных

произведений, пословиц, поговорок.

Уважаемые коллеги, имеются ли у Вас вопросы по теоретической части?

II. Практическая часть:

Сегодня мы на практике ознакомимся с некоторыми методами и приемами

коррекционно-педагогической

работы

над

чистотой

и

качеством

речи

дошкольников, развитию их языковой и речевой культуры, умения поддержать

живой интерес к вербальному общению. Данный материал можно использовать

в педагогической работе с педагогами, детьми, родителями воспитанников.

(участники мастер – класса делятся на подгруппы - команды).

СЛАЙД 12.

1. «Игровые ситуации»

Умение поддержать живой интерес к языку в дошкольном возрасте – залог

успешной учебы в школе. Ни для кого не секрет, что лучше всего знания

усваиваются, если форма, в которой они преподносятся, вызывает интерес и

эмоциональный

отклик.

Например,

игровые

ситуации.

Они

интересны

и

увлекательны,

и

предоставляют

ребенку

возможность

поиска

собственного

решения.

Задание 1 подгруппе: Вы попали в незнакомое племя, чей язык вам не

известен.

Что

вы

будете

делать,

желая

узнать,

какие

слова

его

языка

соответствуют нашим «хорошо» и «прекрасно»?

Задание 2 подгруппе: Вы приехали в страну, где нет снега. Опишите его

вашим новым друзьям, используя выразительно-изобразительные средства

языка.

Задание 3 подгруппе: Вы оказались среди детей, живущих на севере и не

знающих, что такое апельсины. Как вы расскажете о них?

//Команды

осуществляют

и

озвучивают

собственные

варианты

решения

заданий//.

СЛАЙД 13.

2. Тренинговый прием «Избавление»

«Кто ясно мыслит – ясно излагает» говаривал Артур Шопенгауэр, немецкий

философ 19 века. И это истинная правда! Вспомните, как тяжело слушать

человека, когда он сыплет лишними, мусорными словами. Попытки понять

быстро прекращаются и многие начинают считать количество произнесенных

сленговых слов. Игра увлекательная, но для говорящего и достижения цели его

выступления

вредная. Слова-паразиты

съедают

смысл

сказанного,

они

питаются речью говорящего.

Поэтому от них необходимо избавляться, что мы с вами сейчас и сделаем

Инструкция: Каждая команда надувает воздушные шарики и записывает на

них

сленговые

слова,

какие

могут

вспомнить. Теперь

нам

необходимо

ИЗБАВИТЬСЯ от этих слов – паразитов, чтобы они не засоряли нашу речь.

Воздушные шарики команды привязывают к штативу и сбивают их мячиками.

СЛАЙД 14.

3. Метод «Речевая игра - объяснялки»

Основными

причинами

использования

сленга

является

недостаточная

развитость связной речи и малый словарный запас. Нужно чаще стимулировать

дошкольников что-либо объяснять, уточнять, перефразировать своими словами.

Речь

считается

тем

богаче,

чем

шире

используются

в

ней

разнообразные

средства и способы выражения одной и той же мысли.

Инструкция: Во фразах, изложенных научным языком, зашифрованы русские

поговорки. Узнайте их и объясните значение (ведущий зачитывает командам

фразы):

1. Потерялся в небольшом количестве вечнозелёных деревьев. (В трёх соснах

заблудился.)

2. Домашнему млекопитающему доподлинно известен хозяин проглоченного им

продукта животноводства. (Знает кошка, чьё мясо съела.)

3. Говорит неправду без опускания и поднимания кожной складки вокруг

глазного яблока. (Врёт и глазом не моргнёт.)

4. Кровососущее насекомое отряда двукрылых не сможет заострить свой орган

обоняния. (Комар носа не подточит.)

5. Сильная боязнь имеет большие органы зрения. (У страха глаза велики.)

6. В нижних конечностях истины нет. (В ногах правды нет.)

7. Глубокое сердечное чувство настолько жестоко, что заставляет вас

испытывать сильное влечение к домашнему парнокопытному семейства

полорогих. (Любовь зла – полюбишь и козла.)

8. Беднейшие слои населения вынуждены мыслить нестандартно. (Голь на

выдумку хитра.)

9. Человек с хорошей памятью на обиды иногда может лишиться органа зрения.

(Кто старое помянет – тому глаз вон.)

10. Домашнего млекопитающего семейства кошачьих ждёт возмездие за

выделившийся в большом количестве секрет слёзных желез маленького

грызуна. (Отольются кошке мышкины слёзки.)

4. Метод «Замещение»

Еще К.И. Чуковский заметил способность детей давать названия предметам и

явлениям по их основной функции:

СЛАЙД 15.

- Дождь – капалка (потому, что капает);

- Лопатка – копатка (потому, что ею копают);

- Сухарики – кусарики (потому, что их кусают);

- Собака – лаялка и кусалка (она лает и кусает) и пр.

Инструкция: Сейчас я раздам командам картинки с изображением каких –

либо

предметов,

живых

существ

или

явлений.

Участникам

команд

нужно

придумать как можно больше слов – замещений (Например, на слова: самолет,

ручка, солнце, снегопад, корова, нос, рука).

СЛАЙД 16.

5. Метод «Лыко – мочало, начинай сначала…» (только рассказать о методе)

Как только вы услышите в речи дошкольника слова-паразиты, попросите его

начать рассказывать, то, что он говорил с самого начала, и так пока слово не

пропадет.

Этот метод хорошо использовать при применении устного аудирования.

III. Рефлексия:

Как вы считаете, основной смысл развития языковой и речевой культуры детей

заключается в чем?

СЛАЙД 17.

Достаточно ответить нам, взрослым, на самые элементарные вопросы, чтобы

оценить степень серьезности нашего отношения к данной проблеме:

По каким критериям вы выбираете для детей книги, фильмы?

Присутствуют среди этих критериев чистота речи литературного

персонажа, озвучивающего его актера?

Часто ли интересуетесь у ребенка, понравилось ли ему не только общее

содержание и внешнее оформление чего-либо, но и речевое воплощение,

общение отдельных участников, персонажей?

Обращаете ли внимание ребенка на положительные и негативные

элементы в его собственной речи, речи других людей, в содержании

рекламного ролика, выступлении ведущего телепередачи?

Не заменяют ли телевизор и компьютер в вашей семье беседы с детьми,

совместные прогулки и игры, чтение сказок?

Что получили Вы как педагоги от мастер-класса?...

В заключение нашего мастер – класса, мне бы хотелось отметить, что:

Язык

живет

своей

жизнью

и

видоизменяется.

Словарный

состав

языка

постоянно подвержен изменениям, в большей либо в меньшей степени, а сленг

существовал всегда, его развитие связано с развитием истории, науки, техники.

И то, что сегодня звучит дико, через некоторое время, возможно, станет нормой.

Но хотелось бы, чтобы при этом оставалась какая-то незыблемая языковая база,

не

подверженная

веяниям

времени.

Чтобы

дети

знали, что

разговорная

и

литературная речь - вещи разные. А сленг - лишь часть «большого» языка.

Спасибо за внимание!



В раздел образования