Автор: Кудрявцева Наталья Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида" №184
Населённый пункт: Хабаровский край, г.Хабаровск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Квест-игра на тему: Дорогами Великой Отечественной войны
Раздел: дошкольное образование
Тема. Квест-игра “Дорогами Великой Отечественной войны”.
Цель: обогатить знания детей о местах боевой славы России через
знакомство с городами-героями
Задачи:
- закрепить знания детей о ВОВ и «городах-героях» через разные виды
деятельности, используя квест-игру;
- закрепить умение вести обратный прямой и обратный счет до 10;
-формировать умение расшифровывать слова, где буквы закодированы
условными обозначениями;
-развивать ориентацию в пространстве письменного листа, умение
внимательно слушать и точно выполнять указания педагога.
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, речевое
развитие, познавательное развитие
Методические приемы: организационный момент, беседа, чтение стихов,
разгадывание шифровок, выполнение графического диктанта, парад победы,
итог.
Оборудование: мультимедийное оборудование (компьютер, интерактивная
доска, проектор, музыкальный центр); подборка наглядно-дидактических
игр, подборка художественной литературы о Великой отечественной войне:
рассказы, стихи, пословицы; подборка песен военных лет; презентации о
Великой Отечественной войне, карта-маршрут детского сада, конверты с
заданиями (шифровки, графические диктанты, пазл, фотографии).
Предварительная работа: сбор информации относительно данной темы,
чтение художественной литературы, интерактивное путешествие по музею
«1418 шагов к победе.», тематические беседы, игры-квесты по городам-
героям, организация выставки детских работ, работа с родителями,
разучивание речевок, песен
Формы работы с детьми: групповая, подгрупповая, индивидуальная .
Технологии: игровая технология «Квест»;
Методы и приемы работы с детьми: использование презентаций, беседа,
дидактические игры, разгадывание шифровок, изучение «Азбуки Морзе»,
продуктивная деятельность.
Приемы: наглядный, словесный, продуктивный.
Раздаточный материал: карандаши, дидактический материал к игре
«собери пазл», медали городов-героев.
Ход игры
Воспитатель: Добрый день уважаемые гости! Мы рады приветствовать
вас в нашем детском саду.
1
Дети , сегодня мы с вами собрались по замечательному поводу. В
преддверии великий праздник. Как вы думаете, о каком празднике идет
речь?
Дети: - День Победы!
Воспитатель: - Совершенно верно! В этом году мы празднуем 77-ми
летие с момента окончания Великой Отечественной войны! В нашей
стране нет такого уголка, которого бы не коснулась война. Каждый
город, каждое село внесли свой вклад на пути к победе. Многие города
были удостоены высоким званиям. В их числе и наш с вами родной
город- Хабаровск.
-Какое именно звание получил наш город?
Дети:- Город воинской славы!
Воспитатель:- Совершенно верно! Кто знает, какой памятник
установлен в городе Хабаровск в ознаменование присвоения городу
почетного звания?
Дети: Стела «Город воинской славы».
Воспитатель:- Молодцы! Все верно. А сейчас давайте послушаем , что нам
расскажут о нашем городе Ярослав, Лера и Вова!
Ярослав:Землепроходцы – русские богатыри
Открыли эти земли у Амур – реки.
Хабаров Ерофей построил здесь
военный пост.
И на века с тех пор
Хабаровск – город рос.
Лера:Знаем Дьяченко и Невельского,
Блюхера, Постышева, Лазо, Шевчука.
Город прославили их имена на века.
Далеко от города гремела война,
Но каждый дом в Хабаровске
2
Не обошла она.
Вова:И день, и ночь работали в цехах
Под лозунгом «для фронта – для победы»
Матери, сестры и братья, и деды.
Прославленный подвигами
И трудовыми делами
Цветущий солнечный город
Стал городом воинской славы!
Воспитатель: - Многие города получили звания «Город воинской славы», но
есть еще много городов, которые были удостоены более высокого звания
«город-герой».
Воспитатель: - Ребята! Кто из вас помнит, сколько городов-героев
расположено на территории России?
Дети:- Девять.
Воспитатель: - А помните ли вы их названия?
Дети:- Керчь, Москва, Сталинград (Волгоград), Ленинград (Санкт-
Петербург), Севастополь, Смоленск, Новороссийск
Воспитатель: Давайте вместе подойдем к карте и посмотрим, все ли города
отмечены на ней! (дети вместе с воспитателем подходят к карте городов
героев и рассматривают её)
Дети:- На карте отмечены не все города!
Воспитатель:- Молодцы! Всё верно! Для того, чтобы узнать какие города
отсутствуют на карте и узнать о них, я предлагаю вам отправиться в
путешествие по этим самым городам, а, чтобы мы не заблудились, у меня
есть карта!
Воспитатель:- Чтобы веселее было нам идти, надо нам речевку завести!
(Дети вместе с воспитателем произносят речёвку)
Мы сильные и смелы,
И в делах умелые.
Честно мы ведем борьбу,
Шансов не дадим врагу!
Воспитатель:- Ребята! Вот мы и подошли к первому городу. Давайте
пропустим наших дорогих гостей и узнаем, в какой именно город мы попали!
1 –я станция Сталинград
Воспитатель: Здравствуйте, Уважаемые гости!
Дети: Наша группа «Капитошки»
3
Наш девиз «Капля по капле целое море,
Если мы вместе ,нет у нас горя.»
Воспитатель: Мы прочтем вам стихотворение, а вы послушайте и скажите о
каком Городе-Герое идет речь.
На крутом берегу величаво стоит
Удивительный , солнечный город.
Возрождённый из пепла,
Одетый в гранит.
Он просторен ,приветлив и молод.
Едут гости со всех континентов и стран
В город мира и доблести ратной,
Где стоит легендарный Мамаев Курган ,
Где война повернула обратно.
Воспитатель: О каком Городе –Герое идет речь в стихотворении?
Ответы детей.
Сталинград.
Если дети ответили/не ответили , предлагаем проверить/узнать название с
помощью игры-подсказки.
На столе расставлены конусы с цифрами и буквами.
Задание: Расположите цифры от 1 до 10 в правильном порядке ,и тогда у вас
получится верное название Города – Героя.
Воспитатель: Какое название получилось ?
Дети: Сталинград .
Воспитатель: Молодцы, все верно! Не все города-герои имеют свои прежние
названия, некоторые из них были переименованы.
Воспитатель: А знаете ли вы современное название города Сталинград?
Дети: - Волгоград. (если дети не ответили, им предлагается выполнить
задание : расположить цифры от 9 до 1 и узнать современное название
города)
Воспитатель: Ребята, почему город получил название «Город- Герой»?
Дети: За мужество и доблесть в ходе Сталинградской битвы.
Воспитатель: Все правильно, вы получаете от нас первую медаль и можете
отправляться дальше.
Воспитатель: - Ребята, давайте поблагодарим приветливый город
Сталинград!
Дети: - Спасибо!
Воспитатель: - Ребята! Понравилось ли вам путешествие по городу
Сталинград?
Ответы детей: …….
Воспитатель: Узнали ли вы для себя что-то новое?
Ответы детей: …...
Воспитатель: - Отлично! Ну, а сейчас, нам пора отправляться в путь! До-
свидания!
4
Для поднятия боевого духа, при переходе из города в город и во время
привала солдаты пели песни. Давайте и мы с вами споем!(Дети вместе с
воспитателем исполняют отрывок из песни «Катюша»)
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Воспитатель:- Ребята! Мы с вами прибыли в очередной город-герой.
Давайте узнаем, что же это за город! (пропускаем гостей, затем, проходим
сами)
2- Станция. Звездочки «Ленинград»
Добрый день!
Визитная карточка
Наша группа «Звёздочки»
Девиз нашей группы:
Пока мы только звездочки,
Но вам недолго ждать;
Мы скоро станем звездами
И будем удивлять!
Вступительное слово воспитателя:
Вы попали в город Ленинград. А знаете ли вы, за что ему присвоено звание
«Город герой»?
Дети: звание присвоено «за массовый героизм и мужество его
защитников, проявленные в борьбе за свободу и независимость Родины
в Великой Отечественной войне».
Воспитатель:- Ребята! Кто из вас знает, сколько длилась блокада
Ленинграда?
Дети:- Почти 900 дней и ночей в условиях полной блокады люди не только
удерживали город, но и оказывали огромную помощь фронту.
Воспитатель: совершенно верно. Суровая блокада города началась 8 сентября
1941 года. Продовольствия в городе катастрофически не хватало, так как
немецкие войска уничтожили продовольственные склады, обеспечивавшие
не только город, но и часть армии. В городе начался голод. Единственным
сообщением с внешним миром для ленинградцев оставалась лишь дорога,
начинавшаяся на берегу Ладожского озера, ставшая легендарной «Дорогой
жизни».
5
Воспитатель:- Дети! Что вам известно о «дороге жизни», почему ее так
назвали?
Ответы детей:-……
Так как в годы войны пользовались различными шифровками, то сейчас мы
предлагаем вам определить груз, первым доставленный по «Дороге жизни»,
используя обозначение сигналов Азбуки Морзе.
Задание:
[--] [··-] [-·-] [·-]
(ОТВЕТ: мука)
Азбука Морзе
Воспитатель: Значение знаменитой «Дороги жизни» трудно переоценить. В
общей сложности за все время работы этой трассы в осажденный город
доставили более 2 млн тонн грузов и вывезли почти 1,5 млн человек.
Воспитатель:- Ребята! Не все города сохранили свои исконные названия,
некоторые из них были переименованы!
Вам известно современное название города Ленинград?
Дети:- Санкт-Петербург!
Воспитатель:- Вы большие молодцы! В награду за хорошо выполненное
задание вручаем вам медаль!
6
Дети:- Спасибо!
Воспитатель:- Нам пора отправляться в путь!
Дети вместе с воспитателем произносят речёвку (чтобы веселее было нам
идти, предлагаю нам речевку завести)
Мы сильные и смелые,
И в делах умелые.
Честно мы ведем борьбу,
Шансов не дадим врагу!
Воспитатель:- (Пропускаем гостей вперед)
-Ребята, мы с вами подошли к очередному городу-герою! Давайте с вами
пройдем в него и узнаем его название, и за что он был удостоен звания
«город-Герой!
3- я станция. Севастополь
Встречаем группу детей и гостей в группе.
Воспитатель: Дружно встречает вас детвора. Группе «Бабочки» наше
Дети : -Ура!
Воспитатель: Наша группа…
Дети: Знайки!
Воспитатель: Наш девиз…
Дети: Пускай пока мы малы ростом,
Хотим так много мы узнать,
Быть Знайкой далеко не просто,
Но как приятно познавать!
Воспитатель: Здравствуйте, ребята и гости!
Дети:- Здравствуйте!
Воспитатель:- Мы рады вас приветствовать в нашем городе. Но чтобы узнать
в каком городе- герое вы окажетесь, вам необходимо выполнить задание
«Графический диктант»
Воспитатель: Ребята, нам предлагают выполнить графический диктант. Для
его выполнения я предлагаю вам занять места за столом. (На столах
разложены листы-карта, фломастеры.)
Инструкция к заданию:
Внимательно рассмотрите карту с намеченными городами-героями.
Крестиком отмечен город, от которого вы начнете движение. С
помощью команд, передвиньте корабль к одному из городов-героев. По
итогу выполненного задания ответьте на вопрос: в какой город вы
попали? (Севастополь).
7
Графический диктант: 3 клетки вправо,2 клетки вниз, 1 клетка влево, 3
клетки вниз,1 клетка вправо, 2 клетки вниз,3 клетки влево,1 клетка вниз.!
Воспитатель:- И так ребята, давайте ответим на вопрос, в какой город
мы с вами попали?
Дети: -В Севастополь!
Воспитатель: Молодцы! Правильно. Это город-герой Севастополь.
Ребята, а что вам известно о Севастополе?
Ответы детей:- …..
Воспитатель: Город Севастополь. Город русских моряков,
крупнейшая база военно-морского флота. В первый же день войны немцы
бомбили Севастополь. 250 дней продолжалась героическая оборона
Севастополя. Благодаря мужеству и стойкости защитников, Севастополь
стал городом - героем.
1 мая 1945 года был принят приказ Верховного главнокомандующего о
присвоении Севастополю звания «город- герой». 8 мая 1965 года Указом
Президиума Верховного совета СССР городу Севастополю вручен орден
Ленина и медаль «Золотая Звезда» в память о событиях той страшной
войны в городе было установлено около 1000 памятников. На мысе
Хрустальный находится монумент «Солдат и Матрос», он установлен в
память о защитниках Севастополя.
Главный символ города-памятник «Затопленным кораблям».
Севастополь является символом русской и советской военно-морской
славы.
1 ребенок:
Восстань из пепла, Севастополь,
Герой, прославленный навек!
8
Твой каждый уцелевший тополь
Взлелеет русский человек.
2 ребенок:
Израненный, но величавый,
Войдешь ты в летопись веков —
Бессмертный город нашей славы,
Святыня русских моряков.
3 ребенок:
И наши дети внукам нашим
Расскажут в бухте голубой,
Как гордо ты стоял на страже,
Прикрывши Родину собой!
(Василий Лебедев-Кумач)
Воспитатель:-Ребята! Как вы думаете, благодаря чему удалось удержать
оборону Севастополя и отбросить врага на сотни километров от города?
Воспитатель: вот и закончилась наша экскурсия по городу Севастополь. За
успешно выполненные задания вручаем вам медаль!
Воспитатель: - Ребята! Наше путешествие подходит к концу! Последний
город, в который мы с вами сегодня отправимся- город-герой Москва!
Как вы думаете, почему?
Дети: - Потому что именно в Москве, на главной площади, впервые
прозвучал парад победы!
Воспитатель: -Молодцы! Совершенно верно!
Давайте поблагодарим приветливый город Севастополь за
увлекательную экскурсию.
Дети: - Спасибо!
Воспитатель:- Нам пора идти дальше.
Воспитатель:- Чтоб в пути нам не скучать, будем песню запевать
Эх, путь-дорожка фронтовая!
Не страшна нам бомбежка любая,
Помирать нам рановато —
Есть у нас еще дома дела.
Воспитатель:- Вот мы с вами и пришли в город-герой Москва! Давайте
посмотрим на экран. Куда нас привело наше путешествие?
Дети:- Мы пришли на Красную Площадь!
Воспитатель:- Молодцы, совершенно верно! Мы с вами проделали длинный
путь и получили медали городов-героев. Давайте подойдем к карте и
прикрепим эти медали.
Ребята посмотрите, все города-герои получили свои награды! А сейчас,
давайте пройдем на стульчики и посмотрим небольшой концерт,
посвященный Дню победы!
( дети садятся на стулья, смотрят на парад)
Остановка 4. Парад победы! (выступление группы барабанщиц, песня,
танец с флагом)
9
Итог:
Воспитатель:- Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Дети:- Да. понравилось
Воспитатель: - Какие города-герои мы сегодня посетили?
Дети:-, Сталинград Ленинград, Севастополь, Москва!
Воспитатель: - А теперь ответьте на самый главный вопрос: Что помогло
нашему народу победить сильного и жестокого врага?
Ответы детей.
Воспитатель: мы живём в мирное время, но помним и не забываем героев,
которые погибли, защищая нас. Давайте будем радоваться и беречь этот
чудесный мир, в котором мы живём.
За хорошую работу, я хочу наградить вас медалями. (Вручаются медали из
цветной фольги на ленточках)
10