Напоминание

"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"


Автор: Семенова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№102
Населённый пункт: Город Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного

возраста в игровой деятельности»

Семенова Ольга Викторовна

воспитатель

Введение

«Источники

способностей

и

дарований у детей на кончиках

их пальцев.»

В. А. Сухомлинский

Психологи, педагоги, физиологи, медики постоянно подчёркивают:

уровень

сформированности

мелкой

моторики

во

многом

определяет

успешность

освоения

ребёнком

изобразительных,

музыкально-

исполнительских,

конструктивных

и

трудовых

умений,

овладения

родным языком, развития первоначальных навыков письма. Существует

тесная

взаимосвязь

и

взаимозависимость

речевой

и

моторной

деятельности и это позволяет использовать более сохранную функцию

для коррекции нарушений и стимуляции развития другой деятельности.

При коррекции моторики происходит достаточно быстрое улучшение

речи и мышления ребёнка.

Как

медиков,

так

и

педагогов,

волнует

прогрессирующее

ухудшение

здоровья

детей.

Рождение

здорового

ребенка

стало

редкостью, растет число детей с речевыми расстройствами. Причин

множество. Это и плохая экология, и несбалан6сированное питание,

информационные

и

нейропсихические

перегрузки,

и

снижение

двигательной активности. А двигательная активность в свою очередь

является мощным биологическим стимулятором жизненных функций

растущего организма.

У большинства современных детей отмечается общее моторное

отставание. Следствие слабого развития моторики, и в частности руки

-общая неготовность большинства современных детей к письму или

проблемы с речевым развитием.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой

моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это

оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения

новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных

пальцах карандаш.

Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для

него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче

будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка

с

миром.

Развитие

тонкой

моторики

ребенка

связано

с

его

общим

физическим развитием, поэтому для развития мелкой моторики рук

необходимо

разнообразить

физические

упражнения

и

занятия

физкультурой.

Из

всего

вышесказанного

видно

насколько

важна

организация

деятельности, направленная на развитие руки ребёнка в дошкольный

период. С одной стороны, это непосредственно влияет на формирование

речи ребёнка и является мощным тонизирующим фактором для коры

больших полушарий, а значит и для интеллектуального развития, с

другой

-

готовит

руку

как

непосредственное

орудие

выполнения

графических движений, что в сумме во многом определяет степень

готовности ребёнка к обучению в школе.

Актуальность работы заключается в том, что целенаправленная и

систематическая работа по развитию мелкой моторики у дошкольников

способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой

деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического

развития ребенка.

Заданий

и

упражнений,

направленных

на

развитие

мелкой

моторики

очень

много.

При

желании,

особенно,

если

подключить

фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное

здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его

возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут

не

сразу.

Игры

и

упражнения,

пальчиковые

разминки,

проводимые

систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно

держать

карандаш

и

ручку,

самостоятельно

заплетать

косички

и

шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из

глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться

пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Игры

с

пальчиками

предполагают

выполнение

тех

или

иных

движений

в

определённой

последовательности,

игры

с

мелкими

предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром

взрослых), игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-

разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в

отверстия

и

т.д.,

рисование

карандашом

(фломастером,

кистью),

застёгивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание

игрушек.

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения.

Это разнообразные лазания (на спортивном комплексе, по лесенке и

т.д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы.

Ребёнок,

которому

позволяют

лазать

и

висеть,

лучше

осваивает

упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Особое

внимание

в

детском

саду

уделяю

выработке

у

детей

положительных эмоций. Часто физические упражнения проходят под

музыкальное сопровождение с применением игрового метода. Роль игры

в

жизни

дошкольника

трудно

переоценить.

Непосредственно

образовательную деятельность в физкультурном

зале и на воздухе в

осеннее

–летний

период

проходят

в

игровой

форме.

При

этом

используются произведении композиторов, русские народные мотивы,

классические,

ставшие

эталоном

музыкального

сопровождения

в

ритмических движениях.

Ритмически изменения в музыке постоянно привлекают внимание

детей. Яркие черты ритмического рисунка произвольно отражаются в

движении и оформляются по преимуществу шагами, бегом, прыжками,

гимнастическими

и

танцевальными

движениями.

При

выполнении

упражнений

учитываю

положения

рук,

при

которых

кисть

играет

функцию

двигательной

регуляции.

Именно

подвижность

кисти

определяет

гармоничное,

размеренное

движение

рук,

которое

благотворно

влияет

на

психику,

нервную

систему

и

все

функции

организма.

В

физические

упражнения

обязательно

включаю

элементы

подвижных

игр

для

развития

пальцевой

моторики,

упражнения

с

предметами. Интерес к таким играм у детей огромный. Для овладения

тем

или

иным

движением

руки,

исполнить

которое

ребенок

затрудняется, показываю ему несколько движений подготавливающих

его к основному упражнению.

Например: Пальчиковые игры

Пальчиковые игры - это инсценировки каких либо рифмованных

историй, сказок при помощи пальцев.

Игры могут проводятся как коллективно, так и индивидуально.

Особое

значение

имеют

игры,

использующие

одновременные

разнотипные движения рук (одна рука делает одно, другая – другое). В

отличие

от

симметричных

и

содружественных

движений,

регуляция

которых в значительной степени происходит на уровне спинного мозга,

разнотипные

движения

требуют

более

высокого

уровня

регуляции.

Осуществление

и

автоматизация

движений

такого

типа

требуют

создания

принципиально

новых

нейронных

сетей.

Расширяются

резервные возможности функционирования головного мозга ребенка.

Формирование

устной

речи

ребёнка

начинается

тогда,

когда

движения

пальцев

рук

достигают

достаточной

точности,

то

есть,

формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих

от

рук.

Доказано,

что

мысль

и

глаз

ребёнка

двигаются

с

той

же

скоростью,

что

и

рука.

Значит,

систематические

упражнения

по

тренировке

движений

пальцев

рук

является

мощным

средством

повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший

наружу

мозг

человека».

Театрализованные

игры

имеют

огромное

значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают мелкую

моторику рук.

Одним

из

близких

и

доступных

видов

работы

с

детьми

по

формированию

мелкой

моторики

является

изобразительная,

художественно-продуктивная деятельность. Изо деятельность приносит

много радости и заложена у детей на генетическом уровне.

Изобразительная

деятельность

дошкольников

как

вид

художественной

деятельности

носит

эмоциональный,

творческий

характер. Созданы для этого все условия: прежде всего, обеспечено

эмоционально-образное восприятие действительности, сформированы

эстетические чувства и представления, развиты образное мышление и

воображение,

дети

способны

создавать

изображения

средствам

их

выразительного

решения.

У

маленького

ребенка

особая

острота

восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается

на всю жизнь.

В дошкольном возрасте творческие проявления детей достаточно

заметны и интересны. Поэтому в дошкольном возрасте расширяю опыт

ребенка для создания прочных основ его творчества.

Творчество

дошкольника

неразрывно

связано

с

работой

воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода

творческого выражения дошкольника определяется не только образным

представлениями и желанием передать их в своей работе, но и тем, как

он владеет средствами изображения.

Усвоение

детьми

в

процессе

обучения

различных

вариантов

изображения,

технических

приемов

способствовуют

их

творческому

развитию.

Мотивация успешности при использовании нетрадиционных изо

техник

сохраняется

благодаря

особенностям

их

использования:

быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей

нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и

фактурам и, наконец, новизна способа как фактор удержания внимания.

Развитию

мелкой

моторики

очень

способствует

рисование,

в

процессе которого у детей развиваются не только общие представления,

творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности,

но

и

формируются

элементарные

графические

умения,

столь

необходимые

для

освоения

письма.

Рисуя,

дети

учатся

правильно

обращаться

с

графическим

материалом

и

осваивают

различную

изобразительную технику, в процессе чего у них развивается мелкая

мускулатура руки: это рисование черными и цветными карандашами,

тушью, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью и т.д., а

также

рисование

пальчиками

с

использованием

специальных

так

называемых пальчиковых красок.

Большую пользу приносят игры, сопряженные с рисованием. Дети

обводят

квадраты,

круги,

а

также

трафареты

всевозможных

геометрических

фигур,

животных,

птиц.

Хорошей

тренировкой

для

написания линий является обведение готовых рисунков. А если ребенок

уже знаком с цифрами и умеет считать, ему можно предложить еще

один

интересный

и

не

менее

увлекательный

способ

развивать

графические навыки. Двигаясь от цифры к цифре, нужно соединить

точки, расположенные под цифрами. В итоге должен получиться какой-

либо рисунок.

Штриховка также является одним из видов подготовки дошкольника к

письму.

Штриховать

рекомендуется

вначале

короткими

и

частыми

штрихами,

затем

вводить

центрическую

штриховку,

и

только

на

последнем

этапе

возможна

штриховка

длинными

параллельными

отрезками.

При

выполнении

заданий,

связанных

со

штриховкой

необходимо выполнять следующие правила: не выходить за контуры

фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними (0,3

– 0,5 мм).

Для развития точности и уверенности движения руки использую

игры,

в

которых

детям

необходимо

проводить

различные

линии

в

определенном

направлении,

желательно

не

отрывая

карандаша

от

бумаги. Хорошим упражнением для развития четкости линий является

дорисовывание

рисунков

по

клеточкам.

Задача

ребенка

увидеть

будущий рисунок, имея перед глазами только его половинку, и закончить

его самостоятельно.

Заданий

и

упражнений,

направленных

на

развитие

мелкой

моторики

и

подготовки

руки

ребенка

к

письму

очень

много.

При

желании,

особенно

если

подключить

фантазию

и

воображение,

придумывать

их

можно

бесконечно.

И

главное

здесь

-

учитывать

индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение,

желание

и

возможности.

Занятия

должны

приносить

детям

только

положительные

эмоции.

Не

нужно

вкладывать

в

еще

неумелую

и

слабую руку ребенка карандаш и мучить его работой над прописями.

Первые неудачи вызовут разочарование и даже раздражение. Нужно

заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной. Это

будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

Недостаточное

развитие

мелкой

моторики,

плохая

координация

движений, недостаточность самоконтроля, пространственно-временной

ориентировки у детей может служить причиной моторной и оптической

дисграфии. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы,

необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления

ребенком двигательного и практического опыта.

Процесс овладения навыком письма подчиняется закономерностям

формирования любого двигательного навыка (трудового, спортивного и

т.п.). В связи с этим развитие двигательного компонента письма на

дошкольном этапе играет очень важную роль. Чем богаче двигательный

опыт ребенка, тем легче формируются двигательные навыки. Этот опыт,

направленный на конкретное двигательное действие (письмо) может

успешно приобретаться при выполнении физических упражнений.

По мнению А.В. Антроповой, А.В. Кенеман, М.М. Кольцовой,

Т.С. Комаровой, С.О. Филипповой для успешного овладения графикой

письма необходимо развитие координации движений, пространственных

представлений, чувства ритма и мелкой моторики.

Движения

дошкольников

характеризуются

недостаточной

четкостью

и

организованностью.

У

детей

наблюдается

нарушение

ориентировки на листе бумаги, излишняя мышечная напряженность,

неправильное положение руки во время письма, слабо развита мелкая

моторика, нарушена координация тонких движений рук.

качестве

физминутки

в

непосредственно

образовательной

деятельности, связав с ее темой.

Одним

из

важным

условием

успешной

работы

является

совместная реализация программы воспитателем и семьёй ребёнка. На

родительских

собраниях

консультациях

объяснили

родителям

значимость

развития

мелкой

моторики.

Развитие

движений

руки

повышению

её

чувствительности

,гибкости

происходит

в

процессе

длительной и систематической тренировки. Чем больше ребёнок рисует,

тем

он

больше

совершенствует

моторику

рук

,укрепляет

мышцы

пальцев и кистей, тонкие, мелкие движения становятся более точными,

быстрыми и ловкими. Здесь же дети лепят в свободное время. Лепка

необходима

для

развития

у

детей

сенсорных

и

пространственных

ощущений, восприятия. Это настольно-печатные игры, «пальчиковый

бассейн», разные виды конструктора, мозаика, кольцеброс и другие.

Таким образом, чтобы механизм взаиморегуляции двигательной и

речевой

функции

«сдвинул

«речевое

развитие

в

позитивном

направлении,

необходимо

использовать

разнообразные

приёмы

и

методы по формированию тонких движений пальцев рук.

Понятие

развивающая

предметно-пространственная

среда

означает

создание

необходимых

условий

для

развития

ребенка.

Каждый предмет в группе может стать развивающим.

Определенную ценность представляет центр «Песка и воды».

Песочная

терапия,

игры

на

определение

свойств

песка,

свойств

различных

предметов

стимулируют

развитие

ручной

и

пальцевой

моторики,

обогащают

чувственный

опыт,

способствуют

снятию

эмоционально

-

негативных

реакций,

создают

атмо с феру

жизнедеятельности

и

чувства

безопасности.

Детям

нравятся

такие

игры как: «Сыпем, лепим», «Отпечатки наших рук», «Норки для ежат»,

«Лисичка в гостях у ребят», «День рожденья куклы Маши».

Письмо

называют

базовым

навыком

т.е.

навыком

,на

котором

практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребёнок, не

освоивший его вовремя непременно будет отставать в учёбе. Вот почему

важным

параметром

школьной

зрелости

является

уровень

развития

моторики

кисти

ведущей

руки,

определяющий

скорость

и

лёгкость

формирования навыка письма. Письмо - сложный координационный

навык требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки,

правильной координации движений всего тела.

Исследования психологов и физиологов показывают, что в начале

обучения письму дети сосредотачивают своё внимание на множестве

деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и

правильность выполнения каждого графического элемента.

Чисто

технически

выполнение

самого

процесса

письма

осложняется тем, что у детей шести - семи лет слабо развиты мелкие

мышцы

кисти,

не

закончено

окостенение

костей

запястья

и

фаланг

пальцев,

несовершенна

нервная

регуляция

движений

недостаточно

развиты

механизмы

программирования

сложно

координированных

двигательных

действий,

низка

выносливость

к

статистическим

нагрузкам.

При

этом

возраст

шести

-

семи

лет

является

наиболее

подходящим

периодом

для

развития

кисти

руки.

В

этом

возрасте,

организуя

различные

виды

деятельности

систематически

применяя

тренировочные

упражнения

,можно

достичь

хороших

результатов

в

развитии моторики кисти (координированности, точности, гибкости ).

Упражнения по развитию мелкой моторики помогли детям научиться

лучше рисовать.

Таким образом, чтобы механизм взаиморегуляции двигательной и

речевой

функции

«сдвинул

«речевое

развитие

в

позитивном

направлении,

необходимо

использовать

разнообразные

приёмы

и

методы по формированию тонких движений пальцев рук.



В раздел образования