Автор: Орлова Татьяна Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 455
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: конспект тематического проекта
Тема: "Военной музыки оркестр"
Раздел: дошкольное образование
Тематическое проект ко дню Защитника Отечества
«Военной музыки оркестр».
Вид деятельности: проектная.
Вид проекта: информационно-познавательный, творческий.
Участники
проекта:
дети
старшей
и
подготовительной
группы,
воспитатели,
музыкальный руководитель.
Сроки проекта: краткосрочный (23.01 – 22.02.2023 г.)
Продуктивная
деятельность:
выступление
оркестров
детских
музыкальных
инструментов.
Актуальность: в день Защитника Отечества с детьми принято говорить о таких
профессиях, как лётчики, моряки, танкисты и почти никогда о военных
музыкантах. На занятиях дети знакомятся с военной музыкой, но не имеют
чёткого представления, кто же эту музыку исполняет.
Цель: расширять музыкальные представления детей; формировать представление о
том, для чего нужен военный оркестр; воспитывать чувство патриотизма, любовь к
своей родине и её защитникам.
Задачи: познакомить детей с профессией военного музыканта, с таким понятием,
как «военный ансамбль (оркестр)» и какую роль играет музыка в жизни военных;
знакомить с инструментами военного оркестра; обогащать словарь; различать
жанры
музыкальных
произведений;
знакомить
с
детскими
музыкальными
инструментами и приёмами игры на них.
Подготовительная
работа:
подбор
исполнительского
материала,
разучивание
музыкальных произведений с детьми, подготовка презентации и видеоклипа.
Материал и оборудование: видеопроектор, музыкальный центр, детские музыкальные
инструменты, фонограммы исполняемых произведений.
Ожидаемые результаты: дети различают музыкальные жанры; играют на детских
музыкальных инструментах различные ритмические композиции; учатся играть в
ансамбле, слушая друг друга; узнают о профессии военного музыканта, знакомятся
с военным оркестром.
Ход мероприятия:
М.р.: Аты-баты, шире шаг, эй, держи равнение!
Скоро в Армии родной будет пополнение!
Дети под музыку военного марша заходят в зал и занимают свои места.
1
М.р.: Ребята, сегодня я предлагаю вспомнить, какой праздник мы отмечали в конце
февраля?.. Как он называется?..
СЛАЙД 1.
А что такое – Отечество?.. Отечество – это наша Родина – Россия. Наша страна
очень щедрая и мирная. Но в разные времена враг пытался напасть на неё, чтобы
присвоить себе все её богатства, а нас, людей, живущих в этой стране, сделать
своими рабами. И тогда весь народ поднимался на защиту своей Родины – России.
В каждом доме, в каждой семье есть свой солдат. Ваши прадедушки воевали в
Великую Отечественную войну, ваши дедушки и папы служили в Армии. У
каждого из них есть своя военная профессия. А вы их знаете?.. Предлагаю вам
отгадать загадки и всем вместе вспомнить профессии наших военных:
1. Пошёл служить мой друг во флот, на корабле теперь плывёт.
И, хоть волна идёт горой, на палубе стоит герой.
На нём морская форма, он не боится шторма…
(моряк, матрос, капитан, адмирал)
СЛАЙД 2.
2. Его машина вся в броне, как будто черепаха,
Ведь на войне, как на войне – здесь не должно быть страха!
Ствол орудийный впереди: опасно, враг, не подходи!.. (танкист)
СЛАЙД 3.
3. Он поднимает в небеса свою стальную птицу.
Он видит горы и леса, воздушные границы.
Зачем летит он в вышину? Чтоб защищать свою страну!..
(военный лётчик, пилот)
СЛАЙД 4.
4. Он защищает поле ржи, и рощу, и дубраву.
Оберегает рубежи далёкая застава.
А долг военного такой: хранить покой и твой, и мой… (пограничник)
СЛАЙД 5.
5. У паренька сбылась мечта – пришёл служить он в роту.
2
Теперь стреляет: «Тра-та-та!» из пушки, минамёта.
Недавно служит паренёк, но самый лучший он стрелок!.. (артиллерист)
СЛАЙД 6.
М.р.:
Что такое «оркестр», знают все ребята… А как вы думаете, есть ли такая
профессия – военный музыкант?.. Кто это? Почему его так называют?.. Как
называется его оружие?..
СЛАЙД 7.
М.р.: Предлагаю вам послушать, как звучит военный оркестр…
В записи звучит Образцовый военный оркестр почётного караула.
М.р.: Казалось бы, на поле боя нет места музыке. Всюду взрываются снаряды,
летят пули, гремит военная техника, слышатся крики «Ура!» и стоны раненых. И
вот уже, кажется, нет сил… И тут на помощь приходит музыка. Да, ребята,
музыка является таким же оружием, как танки или гранаты. С музыкой легче
жить, легче воевать. Музыка поднимает дух, зовёт к победе. Именно поэтому
рядом с командиром всегда были военные музыканты. Идут в атаку солдаты под
звук барабанов и чувствуют себя единым целым!
СЛАЙД 8.
Великий полководец Александр Суворов говорил, что музыка удваивает,
утраивает армию. Солдат без песни, что без оружия.
Как вы думаете, какие инструменты самые главные в военном оркестре?..
Правильно, барабан и труба.
СЛАЙД 9.
Их легко нести с собой, продвигаясь вперёд, идя в наступление. Они своими
звонкими голосами поднимают солдат в бой, повторяют команды командира…
Запись 1. Звучание барабана, строевой шаг;
Запись 2. Звучание трубы, подъём;
Запись 3. Звучание трубы, сбор;
Запись 4. Звучание трубы, отбой;
Запись 5. Труба, сигнал «к атаке».
М.р.: Военные духовые оркестры могут состоять только из медных и ударных
инструментов (труба, тромбон, валторна, барабан, тарелки)…
СЛАЙДЫ 10 и 11.
3
…но могут включать в свой состав и деревянные духовые (флейта, габой, кларнет,
фагот).
СЛАЙД 12.
Но и сейчас, как и раньше, в военном оркестре барабан – самый важный
инструмент. Именно поэтому все парады открывают именно барабанщики. Они
задают ритм, настраивают на чёткий марш, заставляют всех идти в ногу…
Выступление детей подготовительной группы («Барабанщики» Е.Адлер).
М.р.: Военные музыканты всегда были рядом с солдатами: на марше, не параде, в
бою и на привале.
СЛАЙД 13.
Музыка – это настроение. Как вы думаете, какое настроение создаёт военная
музыка?.. Не только марши исполняют военные музыканты. Послушайте, как
звучит вальс, самый нежный и ласковый танец…
Выступление детей старшей группы («На прекрасном голубом Дунае»
И.Штраус).
М.р.: Сегодня в каждом военном подразделении обязательно служат военные
музыканты. Они много занимаются (репетируют), поэтому часто выступают на
парадах, принимают участие в праздничных концертах, фестивалях, играют в
парках и на площадях.
СЛАЙД 14.
М.р.: Наши ребята пока ещё малы, не ходят в музыкальную школу и не умеют
играть на больших музыкальных инструментах, но сегодня, принимая участие в
детсадовском Параде военных оркестров, они показывают нам своё мастерство…
Выступление детей подготовительной группы («Радецки-марш» И.Штраус).
Выступление детей старшей группы («Яблочко»).
М.р.: И каждый год, 9 Мая, на Красной площади в городе-герое Москве проходит
парад Победы. И на каждом таком параде играет военный оркестр. Он отдаёт дань
музыкантам времён войны, которые так же, как и солдаты, плечом к плечу
добывали победу.
Кто из вас видел, как выступает военный оркестр?..
Видеозапись выступления военного оркестра.
4