Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


Авторы: Зеленская Юлия Андреевна, Костылева Екатерина Владимировна
Должность: студент, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры дошкольного образования и педагогики
Учебное заведение: ГБОУВО РК "КИПУ имени Февзи Якубова"
Населённый пункт: город Симферополь, республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Студентка 4 курса, группы ДО-2/19

Направление подготовки: 44.03.01

Педагогическое образование, профиль

«Дошкольное образование»

Зеленская Юлия Андреевна

к.пед.наук, ст.преподаватель кафедры

дошкольного образования и педагогики

Костылева Екатерина Владимировна

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: В статье раскрыто формирование самостоятельности детей

старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной

организации.

Ключевые

слова:

формирование

самостоятельности,

старший

дошкольный возраст, дошкольная образовательная организация.

Annotation: The article reveals the formation of independence of children of

senior preschool age in the conditions of a preschool educational organization.

Key words:

independence formation, senior preschool age, preschool

educational organization.

Самостоятельность,

в

исследованиях

Т.

Гуськовой,

Н.

Ермака,

раскрывается как - качество, которое преломляется поведением на разных

этапах жизни ребенка: в 2-3 года - стремление к самостоятельности; к

четырем годам - угасание этого желания. Поэтому необходимо постоянно

заниматься с ребенком, чтобы развитие самостоятельности не прекращалось

полностью.

Общение между взрослым и ребенком дает возможность ребенку

начать осознавать себя как отдельного человека. Потребность ребенка

действовать самостоятельно со средствами и предметами находится в

зависимости от позиции занимаемой взрослым во взаимодействии с

ребенком.

Психофизиологические особенности ребенка 5-6 лет позволяют ему

активно включаться в различные виды трудовой деятельности в семье и

дошкольном учреждении.

Как отмечает в своем исследовании Т.А. Маркова, у детей этого

возраста

значительно

повышается

произвольность

психических

процессоввосприятия, мышления и речи, внимания, памяти и воображения.

Внимание становится

более

устойчивым

(ребенок способен им

управлять), в связи с этим развивается способность запоминать, мобилизуя

волю, ребенок сознательно старается запомнить правила, например, по уходу

за

комнатными

растениями,

последовательность

действий

при

проектировании поделок и т. д.

Поведение становится более целенаправленным, в значительной

степени произвольным и лишенным принуждения. Существует большая

выносливость мозга и его коры при воздействии внешних раздражителей. В

связи с этим способность подавлять эмоциональные импульсы становится

более выраженной, легче ограничивать свои желания, при необходимости

действовать в соответствии с поставленной целью.

Особенностью самостоятельности старших дошкольников является ее

организованность

и

управляемость:

ребенок

может

самостоятельно

ориентироваться в ситуации, самостоятельно мыслить, выражать свою точку

зрения, контролировать свои действия и оценивать эти действия.

В период старшего дошкольного возраста у ребенка меняются контроль

и оценка собственной деятельности. Если дети 3-4 лет считают свою работу

хорошей, независимо от того, как и какой результат достигнут, то в 5-7 лет

дошкольники стараются правильно оценивать свою работу.

Старшие дошкольники способны видеть не только расхождения между

результатами,

которые

были

запланированы,

и

теми,

которые

были

получены, но и на этой основе (при соответствующей подготовке) успешно

корректировать свои действия.

В дошкольном детстве работа усложняется, чему дети учатся в

различных видах труда. Дети в 5-6 лет успешно осваивают основные

движения, у них интенсивно развиваются мелкие мышцы, движения кисти и

пальцев становятся более устойчивыми, точнее, улучшается их координация

движений.

Навыки

трудовых

действий

становятся

более

скоординированными и со временем автоматизируются и превращаются в

поведенческие системы. Возрастает сознательное отношение к своему

поведению

и

контроль

над

ним.

Затем

дошкольник

переходит

от

импульсивного поведения к личностному поведению, которое случайным

образом корректируется на основе усвоенного паттерна.

Таким

образом,

дети

5-6

лет

достаточно

легко

поддаются

воспитательному воздействию со стороны взрослых, так как их организм и

нервная система находятся в стадии формирования. Это дает возможность

решать такие сложные воспитательные задачи, как развитие умения

преодолевать

трудности

и

доводить

начатую

работу

до

конца,

самостоятельно, ответственно и добросовестно выполнять обязанности.

Т.С. Борисова выделяет 3 составляющие развития самостоятельности:

1.

Интеллектуальное:

продуктивное

и

традиционное

мышление.

Воспитание самостоятельности, по мнению Л.С. Выготского, во многом

зависит от формирования памяти, мышления, развития внимания, речи и т.

17 д., в то время как дети способны подчинять свои действия различным

задачам и достигать поставленных целей.

2.

Эмоциональное:

при

определенных

условиях

эмоции

могут

значительно повысить продуктивность умственной деятельности.

3. Волевое: элементы воли, которые закладываются в дошкольном

возрасте ребенка; степень развития воли зависит от средств, формы и метода

воспитания.

У детей старшего дошкольного возраста можно отметить развитие

такого качества личности, как инициативность. Инициатива-это важная

характеристика воли. Инициативность можно назвать характеристикой

деятельности, поведения и личности ребенка, под которой понимается

способность

действовать

по

внутренним

мотивам,

в

отличие

от

реактивности-поведения, осуществляемого на внешние раздражители. В

педагогических работах инициативность часто рассматривается как качество

ученика, его усилия по удовлетворению познавательных интересов и

потребностей. Но среди исследователей нет единого мнения об этом явлении.

Е.П.

Ильин

рассматривает

инициативу

как

частный

случай

самостоятельности. В то же время Г.Н. Годин и З.Н. Елисеева отметили

самостоятельность как один из критериев инициативы.

Инициатива

проявляется

в

развитии

активности

и

личности,

преимущественно на ранней стадии развития, проявляется в различных видах

деятельности,

но

чаще-в

общении,

предметной

деятельности,

играх,

экспериментах. Это главный показатель интеллекта и развития детей.

Инициатива

называется

необходимой,

это

условие

улучшения

всей

познавательной деятельности детей, но особенно творческой. Инициативные

дети

склонны

организовывать

игры,

продуктивную

деятельность,

содержательные беседы, они способны найти то, что соответствует их

собственным желаниям; они включаются в разговор, предлагают интересные

вещи другим детям. В дошкольном возрасте инициативность ассоциируется с

любознательностью, пытливостью ума и изобретательностью. Инициативных

детей отличает содержание их интересов.

Ребенок старшего дошкольного возраста может и способен направить

свою инициативу на более быстрое выполнение поставленных перед ним или

запланированных им задач в соответствии с требованиями взрослых. В

старшем дошкольном возрасте у детей меняется отношение к своим

обязанностям, и они становятся ответственными за свою деятельность.

Появляется новый мотив-делать для других, дети проявляют инициативу,

меняют свое отношение к себе, может появиться объективная самооценка.

Дети

старшего

дошкольного

возраста

могут

помогать

друг

другу,

контролировать, корректировать друг друга, проявлять инициативу и

самостоятельность, правильно относиться друг к другу.

Таким

образом,

повышенная

самостоятельность

старших

дошкольников проявляется: в желании решать задачи без помощи взрослых,

в умении ставить цели, осуществлять базовое планирование, реализовывать

план и получать результат, соответствующий поставленным целям, в умении

проявлять инициативу и творческий подход в решении различных задач.

Старший дошкольник уже имеет необходимый объем и качество

знаний и опыта для самостоятельных действий, хотя и небольшие, но все же

определенные навыки для выполнения различных действий уже имеются у

старшего дошкольника.

В старшем дошкольном возрасте меняется отношение ребенка к своим

обязанностям, появляется ответственность за свою работу. Появляется новый

мотив – «делай для других», ребенок проявляет инициативу, меняется

отношение к себе, появляется объективная самооценка.

Как отмечает Д.Б. Эльконин, старшие дошкольники помогают друг

другу, контролируют, корректируют друг друга, проявляют инициативу и

самостоятельность, правильно относятся к своим поручениям, редко хвалят

себя и часто проявляют скромность при оценке своей работы.

Развитие самостоятельности требует от детей учиться выполнять

различные задания и действия, мотивировать их на повторение. Для того

чтобы формирование самостоятельности было успешным, дети должны

обладать хорошо развитым критическим умом, логическим мышлением, а

также приобрести необходимые знания и навыки для осуществления любой

деятельности. Когда ребенок начинает подражать, проявляет инициативу и

желание

выполнять

задания

педагога,

тогда

и

начинается

развитие

самостоятельности старших дошкольников. В этот момент ребенку начинает

нравиться то, что он делает, появляется интерес к результату, к тому, что

будет в итоге. Эти факторы способствуют развитию самостоятельности у

дошкольников. Время от времени дети повторяют свои действия, у них

появляется творческая активность, желание что-то изменить. Это также ведет

к самостоятельности.

Когда ребенок учится анализировать свои действия и принимать

решение о выполнении деятельности, можно отметить, что у него уже есть

зачатки самостоятельности.

Одним

из

первых

навыков

самостоятельности

у

будущих

первоклассников можно наблюдать навыки самообслуживания. Потому что

никто из старших дошкольников не ходит на кухню пить по просьбе

взрослого. Он делает это сам. Дети в этом возрасте одеваются утром и

раздеваются, перед сном в детском саду.

М.В. Савченко обращает внимание на многообразие игр и их влияние

на развитие структурных компонентов самостоятельности дошкольников в

игровой деятельности. Исследователь отмечает, что игры с правилами

требуют от детей применение полученных знаний на самостоятельное

разрешение игровой задачи. Творческие и подвижные игры стимулируют

дошкольников к проявлению таких характеристик самостоятельности, как

умение устанавливать событийные связи, самостоятельно реализовывать

замысел,

умение

согласовывать

собственные

действия

с

действиями

сверстников, умение ориентироваться на коллективную игру.

М.В.

Савченко

также

подчеркивает,

что

дидактические

игры

способствуют развитию познавательной самостоятельности, так как решение

дидактической

задачи

стимулирует

дошкольника

к

самостоятельному

выбору, достижению цели, преодолению трудностей.

По мнению Н.Я Михайленко, в игровой деятельности на развитие

самостоятельности детей старшего дошкольного возраста оказывают влияние

сюжетно

ролевые

игры,

так

как

ролевые

игры

способствуют

самостоятельным высказываниям детей и являются проявлением свободной

самостоятельной деятельности дошкольников.

Сюжетно – ролевая игра в своем развитии проходит несколько этапов,

от условного взаимодействия с игрушками в младшем дошкольном возрасте

до

развертывания

старшими

дошкольниками

разнообразных

последовательных событий через ролевые взаимодействия со сверстниками.

По мнению Н.Я. Михайленко формированию самостоятельности в

сюжетно – ролевых играх способствует обогащение содержания игры

педагогом,

внесение

проблемной

ситуации

в

самостоятельную

игру

дошкольников, самостоятельное придумывание детьми сюжета игры. То есть

формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в

игровой деятельности происходит с помощью закрепленных дошкольниками

навыков и их отработкой в самостоятельной игровой деятельности.

Немаловажное значение имеет расширение кругозора дошкольников, что

способствует обогащению сюжетов игры.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что формированию

самостоятельности

детей

старшего

дошкольного

возраста

в

игровой

деятельности в дошкольном образовательном учреждении способствует

усложнение правил игры путем придумывания ее сюжета, внесение

педагогом проблемных ситуаций, что выступает новым способом развития

самостоятельности

дошкольников,

таких

ее

проявлений,

как

умение

планировать сюжет игры, вносить элементы новизны в ее содержание и

трудовой деятельности у детей дошкольного возраста формируются навыки

самообслуживания.

А.Г.

Гогоберидзе

считает,

что

если

в

младшем

дошкольном возрасте детям необходим образец, пример со стороны педагога

для выполнения трудовых действий, то в старшем дошкольном возрасте дети

стремятся к самостоятельному решению трудовых задач, руководствуясь

лишь поручениями со стороны педагога. Исследователь отмечает, что к

старшему дошкольному возрасту в результате полученных трудовых знаний

и умений дошкольники достигают таких проявлений самостоятельности, как

умение принять цель труда, предвидеть его результат, умение спланировать

трудовой процесс, умение участвовать в коллективном труде.

Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что формирование

самостоятельности в трудовой деятельности в условиях ДОО предполагает

постепенное приобретение дошкольниками необходимых знаний и навыков

через образец и указания со стороны педагога, которые в дальнейшем

проявляется в самостоятельном выполнении дошкольниками трудовых

действий без помощи со стороны взрослого.

Согласно

ФГОС

ДО

организация

педагогом

самостоятельной

деятельности детей дошкольного возраста может осуществляться через

введение проблемно-игровых ситуаций, различных вопросов и заданий,

исследовательской деятельности, позволяющей дошкольникам получать

новые знания самостоятельно через эксперимент или вопросы к взрослому.

Для

того,

что

дети

старшего

дошкольного

возраста

осознали

себя

самостоятельными,

предлагается

ставить

их

в

позицию

«взрослого»,

например «Поможем младшим детям одеться на прогулку», «Организуем

подвижные игры для младших детей» и т.п.

Таким образом, к особенностям формирования самостоятельности

детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном

учреждении относятся такие проявления самостоятельности в различных

видах деятельности, как умение планировать и выполнять поставленные

задачи без указаний и помощи со стороны взрослого; умение находить новые

знания, опираясь на полученный опыт; умение преодолевать трудности при

выполнении

заданий;

умение

вносить

элементы

творчества

в

самостоятельную деятельность.

Характерными чертами развитой самостоятельности являются:

а) при выполнении работ по собственной инициативе обращают

внимание на необходимость различных действий (полить цветы, если земля

сухая; если видят беспорядок, устраняют его);

б) выполнение работ без посторонней помощи, без присмотра

взрослых;

в) выполнение осознанных действий, умение элементарно планировать

действия (уметь понимать цели работы, предвидеть ее результаты);

г)

сформулировать

адекватную

оценку

своей

деятельности,

осуществление базового самоконтроля;

д) перенос известных способов действия в новые условия.

Вывод. Таким образом можно сказать, что особенность формирования

самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста является ее

организованность и управляемость. Правильная организация со стороны

взрослого дает возможность ребенку самостоятельно ориентироваться в

ситуации, мыслить, высказывать свою точку зрения, контролировать свои

действия и оценивать эти действия. Для того, чтобы работа по формирования

самостоятельности у детей дошкольного возраста была эффективной,

необходимо определить педагогические условия.

Литература:

1. Гнездилов, Г.В. Возрастная психология и психология развития:

учебное пособие /Г.В. Гнездилов, Е.А. Кокорева, А.Б. Курдюмов.- М.: Изд-

во СГУ, - 2013. –С.204

2. Борисова, О. Ф. Самостоятельность как база формирования

социальных компетенций дошкольника /О. Ф. Борисова // Детский сад от А

до Я. – 2008. - №1 – С.124-132.

3. Красникова, А.Н. Воспитание инициативы и самостоятельности

детей / А.Н. Красникова, А.К. Князькина, К.М. Огонькова. В сборнике:

Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов V

Международной научно-практической конференции. - 2015. С.153-156.

4. Савченко, М.В. К проблеме определения критериев и показателей

самостоятельности в игровой деятельности детей дошкольного возраста

/М.В. Савченко // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №

1.– с. 41 – 49.

5. Чехонина, О. И. Самостоятельная поисковая деятельность детей в

образовательном процессе детского сада /О. И. Чехонина// Детский сад от А

до Я. – 2008. - № 1 – С. 101-107.



В раздел образования