Автор: Сборнова Светлана Леонидовна
Должность: воспитатель детского сада "Лесная сказка"
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с. Сосновый Солонец СПДС "Лесная сказка"
Населённый пункт: Самарская область, село Сосновый Солонец
Наименование материала: конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию в средней группе
Тема: тема:"До чего ж ты хороша, русская матрешка!"
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ интегрированного занятия по
патриотическому воспитанию
в средней группе
Тема: «До чего ж ты хороша, русская матрешка!»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,
«Речевое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи
матрёшек. («Познавательное развитие»).
Формировать умение детей рисовать матрёшки красками: роспись узора на фартуке матрёшки. («Художественно –
эстетическое развитие»).
Развивающие:
Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрёшки; обращать внимание детей на
выразительные средства, развивать умение замечать сочетание цветов; развивать творческую активность.
Развивать умение отвечать на вопросы. («Речевое развитие»).
Развивать общую и мелкую моторику рук, координацию речи с движениями. («Физическое развитие»).
Воспитательные:
Воспитывать интерес к труду русских мастеров.
Словарная работа:
матрёшка, расписная, символ, сувенирная, чернобровая, сувенир, расписывать.
Предварительная работа:
Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, чтение стихотворений о матрёшке и народных
промыслах России.
Методы и приемы:
- наглядный: рассматривание матрешки, алгоритм с этапами изготовления матрешки;
- практические: самостоятельная деятельность детей, физкультурные минутки.
- игровой: приход игрушки персонажа.
- словесные: беседа, художественное слово.
Материалы и оборудование: Русский народный костюм, наборы матрёшек (семеновской, полхов-майданской и
загорской росписи), расписная шкатулка.
Демонстрационный: игрушка матрёшка, иллюстрации про изготовление матрёшки, мольберт.
Раздаточный: бумажные трафареты матрёшек, краска гуашь красного, синего, зелёного цветов, кисти разного
размера.
Детская деятельность
Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная
Физминутка «Нарядные матрешки»
Коммуникативная
Беседа
Продуктивная
Рисование
Логика образовательной деятельности
№
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников
Ожидаемые результаты
1
Сюрпризный момент.
Входит воспитатель в
русском народном костюме. В
руках у него шкатулка.
Воспитатель здоровается с
детьми и обращает внимание
на свой красивый наряд.
-Кто ответит мне, как он
называется?
-Верно, ребята, это русский
народный сарафан. А в руках у
меня чудесная расписная
шкатулка. Но что же в ней? А для
того, чтобы узнать, нужно
отгадать загадку:
В гости к нам пришла игрушка
Не лошадка, не петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные
бока.
А внутри секреты есть:
Может - три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская...
(Матрёшка)
Приветствуют воспитателя
Отвечают на вопросы
Отгадывают загадку
Владеют диалогической
речью, включённой в
общение.
2
Беседа о матрешке. Рассказ
воспитателя о матрешке.
Русскую матрёшку знают везде,
и никто не покидает Россию, не
купив матрёшку на память.
Кукла матрёшка появилась в
России не так давно. Один купец
привез своим детям из далекой
страны Японии интересную
игрушку с сюрпризом -
деревянный человечек с большой
головой. Раскрываешь его - а там
еще человечек, но поменьше.
Открываешь его - а там ещё, и
ещё …
Эта забавная вещица так
понравилась народным русским
умельцам - Василию Петровичу
Звёздочкину и Сергею
Васильевичу Малютину, что они
придумали куклу и расписали ее
на новый лад. Вот так и появилась
наша любимая игрушка.
Именовали ее просто - Матрёшка.
Это старинное русское женское
имя. Матрёна - знатная женщина.
А теперь матрёшка является
символом России.
- Ребята, а как вы думаете, из
какого материала делают русскую
матрёшку?
(Ответы детей).
Слушают рассказ
Рассматривают матрешек, любуются
их нарядами, восхищаются их
красотой.
Отвечают полными
предложениями
- Правильно. Из дерева. Работа с
матрёшкой сложна. Я вам
предлагаю посмотреть картинки
об изготовлении матрёшки.
- Сначала подбирают подходящий
вид древесины. Из-за мягкости в
основном выбирают липу, реже
ольху и березу. Затем надо
выточить из дерева заготовку, и
чтобы ни сучка, ни трещинки не
было. Когда готова каждая кукла,
её покрывают крахмальным
клеем, чтобы залить все
шероховатости. После
окончательно сушат и полируют.
После этого подготавливают
краски для работы. Готовят
краски, которые нужны для
росписи матрёшки. Художник
подбирает краски такого цвета,
которые ему нужны. Мастера
используют зеленый, красный,
синий, желтый, черный. В росписи
художники используют яркие,
сочные цвета разного цвета. Затем
расписывает матрёшку. Вот и
готова наша веселая Матрёшка.
Рассматривают иллюстрации
Внимательно слушают и
рассматривают
иллюстрации
3
физминутка
«Нарядные
матрешки»
Хлопают в ладошки
Дружные матрёшки.
(Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки.
(Руки на пояс, поочередно выставляют
ногу на пятку вперед)
Топают матрёшки.
(Топают ногами)
Влево, вправо наклонись,
(Наклоны телом влево-вправо)
Всем знакомым поклонись.
(Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные,
Матрёшки расписные.
В сарафанах ваших пестрых
(Руки к плечам, повороты туловища
направо-налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрёшки.
(Хлопают в ладоши)
Развивают общую и
мелкую
моторики; cогласовывают
движения со словами
текста.
4
Рисование.
Ребята, а вы бы хотели стать
художниками по росписи
матрёшек? Тогда я приглашаю вас
в мастерскую по росписи
матрёшек. Чем можно расписать
Матрёшку? Можно расписать
карандашами, красками, ватными
палочками и даже можно
пальчиком. Ребята, давайте
рассмотрим, как раскрашен её
фартук. (Он красивый, но его
закрывает большой букет цветов).
- А чем раскрашена у неё
косынка? (Края косынки
украшены цепочкой из бутонов и
листьев).
- Как вы думаете, какой может
быть Матрёшка? (Доброй, веселой
и красивой, праздничной,
ласковой, нарядной, сувенирной).
Отвечают на вопросы
Рассматривают матрешку
Самостоятельно расписывают
матрешек
Закрепляется умение
работать кисточкой.
Проявляют интерес к
продуктивной
деятельности
5
Рефлексия.
- Какая красота! Какие вы
молодцы! Вы очень талантливые
художники. Давайте мы с вами
устроим выставку матрёшек.
Воспитатель подводит итоги
занятия.
- Матрёшка является русской
народной игрушкой и
олицетворяет собой весь русский
народ с его широкой душой. Уже
много лет дети любят играть ею.
Она прославляет такие чувства,
как любовь и дружбу. Их дарят
гостям других наций. Вот и вы,
ребята, подумайте, кому бы вы
хотели подарить свою матрёшку.
Организует выставку работ.
Рассматривают результаты своей
работы. Обсуждают итоги своей
деятельности.
Делают выводы, обобщают, делятся
впечатлениями.
Объективно
оценивают
работу товарищей.
Делают выводы, делятся
впечатлениями.