Автор: Гадзевич Оксана Викторовна
Должность: преподаватель отделения "Фортепиано"
Учебное заведение: МБУДО "Белоберезковская ДМШ"
Населённый пункт: пгт.Белая Берёзка , Брянская область , Трубчевский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа над художественным образом в изучении фортепианных произведений"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Белоберезковская детская музыкальная школа»
Методическая разработка на тему «Работа над художественным образом
в
изучении фортепианных произведений»
Подготовила: преподаватель О.В. Гадзевич
2023 год
Аннотация
Любая методическая работа в образовательном пространстве предназначена
для передачи положительного педагогического опыта и направлена, прежде
всего, на повышение качественной подготовки учащихся.
В данной методической разработке я рассматриваю работу над
художественным образом в фортепианных произведениях и считаю эту тему
одной из важнейших в фортепианной педагогике.
Проблема раскрытия художественного образа, понимания замысла
композитора и умение передать характерное данного автора, данного жанра,
данной эпохи — всегда актуальна в музыкальной педагогической работе.
Цель данного сообщения: изучение методов работы на разных этапах над
художественным образом музыкальных произведений, позволяющих
наиболее точно раскрыть эмоционально-смысловое содержание
произведений.
Задачи : выяснить , что означает само понятие « художественный образ»;
изучить 3 этапа работы над музыкальными произведениями ; как воспитать
художественный вкус , музыкальность , превратить работу над
произведением в увлекательный и творческий процесс.
Основа обучения игре на фортепиано - это воспитание у ученика любви к
музыке, внимательного отношения к звукам и линии развития мелодии,
отзывчивости на музыкальные впечатления.
Но что же такое «художественный образ музыкального произведения», если
это не сама музыка, живая звуковая материя, музыкальная речь с ее
закономерностями и ее составными частями, именуемыми мелодией,
гармонией, полифонией и т.д., с определенным формальным строением,
эмоциональным и поэтическим содержанием? –Г.Нейгауз.
«Художественный образ» - это композиторский замысел. Это то, что
показано в музыке… это мысли, чувства автора, отношение к своему
сочинению.
Изучение произведения - единый целостный процесс, в основу этой работы
должно быть положено всестороннее изучение произведения, стремление как
можно глубже проникнуть в его содержание. Г. Г Нейгауз говорил: «Работа
над музыкальными произведением, над художественным образом должна
начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на фортепиано
и с усвоением нотной грамоты. Я этим хочу сказать, что если ребенок сможет
воспроизвести какую-нибудь простейшую мелодию, необходимо добиваться,
чтобы это первичное исполнение было выразительно, т.е. чтобы характер
исполнения точно соответствовал характеру данной мелодии».
Работа над музыкальным произведением – это очень сложный и трудный
путь. В зависимости от способностей и возможностей учащегося, одно и то
же произведение может быть исполнено и прочитано по-разному. При работе
над художественным образом музыкального произведения основной задачей
педагога является развить ряд способностей у ученика способствующих его
увлеченности при игре. К ним относятся творческое воображение и
творческое внимание.
Задача преподавателя – воспитать музыкальность, художественный вкус,
музыкальную грамотность, любовь к искусству и превратить работу над
произведением в увлекательный и творческий процесс. Работа над
художественным образом должна начинаться одновременно с
первоначальным обучением игре на инструменте и с усвоением нотной
грамоты. Если ребенок сможет сыграть простейшую мелодию, необходимо
добиться, чтобы это первичное исполнение было выразительно, т.е. чтобы
характер исполнения точно соответствовал характеру данной мелодии.
В процессе музыкальных занятий происходит освоение языка музыки,
развивается творческий потенциал ребенка, его мышление, воображение.
Достигнуть успехов в работе над выразительным исполнением можно лишь
непрерывно развивая ученика музыкально, интеллектуально, поэтически,
артистически. Необходимо развивать слуховые данные, широко знакомить
с музыкальной литературой, учить разбираться в форме, тематическом
материале, гармонической и полифонической структуре исполняемого
произведения.
Педагоги-пианисты обычно делят работу над произведением на несколько
этапов:
Первый – ознакомительный .Этот этап чрезвычайно важен, и игнорировать
его – значит совершать большую ошибку. Наиболее важными моментами
этого этапа являются: целостный охват произведения посредством чтения с
листа и мысленного проигрывания; прослушивание звукозаписи; изучение
авторских и редакционных указаний (обозначение темпа, настроения музыки,
характера звучания, динамики и т.д.); краткая словесная характеристика
музыкального образа.
Второй – детальная работа над произведением. Это наиболее протяженный
период работы. Цель – «включить» образно - ассоциативное мышление и,
тем самым, вызвать эмоциональный отклик. На этом этапе очень
важно грамотное, тщательное прочтение нотного текста в медленном темпе;
выбор и соблюдение точной аппликатуры; метро - ритмическая точность;
грамотное применение штрихов; соблюдение осмысленной фразировки и
динамики; применение точной педализации.
Преподавателю с учеником на этом этапе следует проанализировать
произведение более подробно: охарактеризовать образный строй, выявить
сюжетную линию, рассмотреть элементы музыкального языка, обратить
внимание на единство или разнообразие темпов.
Игумнов Константин Николаевич говорил: «В разбор текста надо вложить
все свое внимание, весь опыт своей жизни».
В ученике нужно сохранить и развить живое, непосредственное ощущение
музыки, понимание её выразительности, фразировки, деление на мотивы,
попевки. При игре на инструменте ни один звук не должен возникать вне
слухового контроля, вне задач выразительного интонирования.
Третий – этап подготовки к концертному выступлению ученика. Главная
задача этапа - воспитать у ученика способность слышать, охватить все
произведение в целом и умение исполнить его на сцене с полной
эмоциональной отдачей. Нужно играть произведение совершенно уверенно,
убедительно и в любой обстановке, на любом инструменте, перед любыми
слушателями.
Педагог должен уметь настаивать ученика перед концертным выступлением,
внушать ему веру в свои силы, а после выступления отметить
положительные результаты, не ругать за промахи и неудачи, проявлять
корректность в выражении критики. Негативная реакция педагога на неудачи
учащихся обычно вызывает у них страх к публичным выступлениям и
неуверенность в себе. Педагог должен быть профессионально-
требовательным, настойчивым и добрым. Отметив недостатки ученика ,
сделав соответствующие выводы, он обязан терпеливо идти по пути их
устранения.
Все этапы разучивания произведения очень важны. В каждом музыкальном
произведении есть неповторимые черты, придающие ему индивидуальность,
прелесть. Грамотное использование учеником методов и приемов - это залог
профессиональной и эмоциональной игры.
Учащийся, пройдя все этапы работы над музыкальным произведением,
достигает самостоятельности, начинает вносить в исполнение свое
отношение и это развивает у ученика художественный вкус.
Педагогу необходимо всегда стремиться пробуждать чувства и желание к
музыкальному исполнительству у учеников, тем самым обогащать их
духовный мир, развивать эмоциональность и отзывчивость. Необходимо
владеть общими и избирательными, индивидуализированными методами
обучения, так как он работает с детьми, имеющими разные способности и
стремления. При подборе репертуара для ребенка, педагогу нужно обращать
внимание не только на различные музыкальные способности, но и на
индивидуальные общепсихологические и музыкально-психологические
особенности.
Нужно с раннего детства заложить основу для дальнейшего успешного
обучения игре на фортепиано, главным образом для того, чтобы исполнитель
в будущем умел использовать все колористические возможности звука
инструмента, умел полностью передать характер какого-либо произведения,
открыл для себя богатство образов.
Раскрытие художественного смысла музыкального произведения (чтобы оно
прозвучало ясно и выразительно, адекватно своему содержанию) - вот то, к
чему должны стремиться в совместном поиске педагог и ученик.
Список литературы:
1. Надырова Д.С. «Методические рекомендации по работе над
художественным образом при изучении фортепианных произведений» -
КАЗАНЬ, КГПУ 1989 г.
2.Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. -
1969г
3.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры - 1961 г.
4.Медушевский В.В. «О закономерностях художественного воздействия
музыки» - Москва 1976 г.