Автор: Миронов Всеволод Олегович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ДДТ им. А. И. Ефремова
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Тема: «Возрастные физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста. Рекомендации педагога»
Раздел: дополнительное образование
Мэрия города Новосибирска. Департамент образования мэрии города
Новосибирска
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА им. А. И. ЕФРЕМОВА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по профессиональной теме:
«Возрастные физиологические и психологические особенности детей
младшего школьного возраста. Рекомендации педагога»
автор-составитель: Миронов В.О,
педагог дополнительного образования
Новосибирск
2022 г.
В течение длительного периода личность ребёнка находится в
развитии. В детском организме совершаются значительные изменения, как в
отношении физического развития, так и в складе его психики. Каждая
возрастная
группа
требует
подхода
при
организации
учебной,
воспитательной работы, своего репертуара, различных тем при общении
педагога с детьми во внеурочное время.
Как правило, танцу начинают учиться с детства. На происходящие
перемены в ребёнке оказывает влияние не только физиологическое развитие,
но и общественная среда, система воспитания и обучения. Педагог
ответственен
за
то,
каким
станет
ребёнок,
переступивший
порог
танцевального класса.
Чтобы правильно наметить содержание танца с детьми данного возраста,
чтобы найти соответствующие запросам и возможностям методические
приёмы, педагогу необходимо уделять пристальное внимание возрастным
особенностям детей (физическим, психологическим).
Я стараюсь их учитывать при организации учебной, воспитательной,
массовой, тренировочной работе, чтобы не терять контакта с детьми, чтобы
не терять авторитет, чтобы помочь ребёнку реализовать его интересы,
способности.
Основное отличие детей от взрослых – детей утомляет интенсивная
мышечная деятельность, они хуже переносят нагрузки на выносливость и
силу. Физические перегрузки могут оказать негативное влияние на детский
организм:
1. Перегрузки тормозят развитие умственных способностей, ограничивают
восприятие;
2. Перегрузки ведут к нервному переутомлению, замедляют и задерживают
рост.
Грамотное физическое воспитание оказывает положительное влияние
на умственное развитие.
Необходимый и лучший возраст для начала занятий брейк-дансом,
является младший школьный возраст. Так как особо важными особенностями
возрастного развития детей школьного возраста является:
- относительно равномерное развитие опорно-двигательного аппарата;
- большая подвижность суставов;
- высокая эластичность связочного аппарата;
- достаточная естественная гибкость позвоночного столба;
- незавершенный процесс окостенения.
Младший школьный возраст – благоприятный период для развития
физических качеств. Если этого не происходит, то время для формирования
физической и функциональной основы будущего физического потенциала
можно считать упущенным.
Занятие брейк-дансом включает в себя развитие многих качеств и
способностей.
Но
одно
из
главных
это
развитие
координационных
способностей. Координационные способности - это совокупность свойств
организма человека, проявляющаяся в процессе решения двигательных задач
разной координационной сложности в соответствии с уровнем построения
движений и обусловливающая успешность управления двигательными
действиями.
Из выше перечисленных примеров, можно сделать такие выводы:
1. Организм ребенка формируется на протяжении всего времени, что он
занимается в коллективе. Главная моя задача не навредить физическому,
психическому, эмоциональному здоровью детей. Из года в год меняется
физическая нагрузка. Давать детям посильные задачи и предъявлять
требования в соответствии с возрастом, учитывая его психологические
особенности. Не перегружать, не переутомлять детей, так как ко мне они
приходят получить удовольствие от танца. Я должен поддерживать
постоянный интерес к занятиям, к себе со стороны участников коллектива.
При этом использовать приемы, которые меняются в каждой возрастной
группе.
2. С возрастом меняется психика ребенка. Дети разного возраста, характера и
реагируют
по-разному.
Необходим
индивидуальный
подход:
что
не
приемлемо в общении с одним ребенком, с другим это окажется лучшим
выходом из положения. Своими непродуманными действиями и словами не
обидеть ребенка, не отпугнуть от занятий. У нас в коллективе ребёнок
должен чувствовать себя комфортно, легко, должен знать, что его всегда
ждут
и
всегда
поймут,
т.
е.
я
обязан
создать
благоприятную,
психологическую, эмоциональную обстановку в своей группе.
3. От возраста к возрасту происходят изменения в учебной программе:
главный акцент смещается от игровых ситуаций в младших группах к более
технически сложным движениям в старших группах, изменяется количество
часов, отведенных на урок, дети все больше получают сведений по искусству
танца.
4. Усложняется репертуар: от детских игровых танцев до танцев на
философские темы, импровизаций. Темы импровизаций предлагать детям в
соответствии с их особенностями восприятия мира (образы, игру, аллегории,
обобщения).
5. Музыкальное сопровождение в танцевальном коллективе играет немалую
роль. У детей музыка должна быть запоминающейся, простой по ритму,
интересной, чем взрослее дети, тем сложнее музыкальное сопровождение.
6. Связь педагога с родителями не прерывается никогда. Педагог ищет в
родителях опору, помощь в работе с ребенком. С родителями младших групп
контакт шире и теснее, чем в старших, потому что дети становятся более
самостоятельными.
7. Как можно раньше надо выявлять одаренных детей и проводить с ними
индивидуальную работу.
Таким образом, возрастные особенности детей влияют на организацию
учебной, воспитательной, тренировочной работы в танцевальном коллективе.
Правильный их учет ведет к эффективности работы педагога и учеников.
Список рекомендованной литературы для родителей:
1.
Возрастная психология. - М.: Академия, 2015. - 624 c.
2.
Возрастная психология. Шпаргалки. - М.: АСТ, Полиграфиздат, Сова,
2016. - 48 c.
3.
Волков, Б. С. Психология подростка / Б.С. Волков. - М.: Говорящая
книга, 2012. - 0 c.
4.
Глухов, В. П. Основы коррекционной педагогики и специальной
психологии. Практикум / В.П. Глухов. - М.: Секачев В. Ю., 2013. - 296
c.
5.
Кулагина, И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста.
Учебник и практикум / И.Ю. Кулагина. - М.: Юрайт, 2016. - 292 c.
6.
Леван, Т. Н. Здоровье ребенка в современной информационной среде /
Т.Н. Ле-ван. - М.: Форум, Инфра-М, 2015. - 224 c.
7.
Мандель, Б. Р. Возрастная психология / Б.Р. Мандель. - М.: Инфра-М,
Вузовский учебник, 2013. - 352 c.
8.
Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт,
2013. - 464 c.
9.
Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения
подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. - М.: Флинта,
МПСИ, 2017. - 96 c.
10.Смирнова, Е. О. Детская психология. Учебник / Е.О. Смирнова. - М.:
КноРус, 2016. - 280 c.
11.Столяренко,
Л.Д.
Детская
психодиагностика
и
профориентация.
Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - М.: РГ-Пресс, 2017. - 0 c.