Напоминание

"Создание здоровьесберегающей образовательной среды как фактор повышения качества образования"


Автор: Груздева Валентина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Савинский детский сад №2
Населённый пункт: п.Савино, Ивановская область
Наименование материала: статья
Тема: "Создание здоровьесберегающей образовательной среды как фактор повышения качества образования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МКДОУ Савинский детский сад №2

Консультация

для педагогов

«Создание здоровьесберегающей

образовательной среды

как фактор повышения качества

образования»

Подготовила и провела

воспитатель 1 кв. категории

Груздева В.М.

2016-2017 уч.год

Современный детский сад – это место, где ребенок

получает жизненный опыт в наиболее важных для его

развития сферах жизни, взаимодействуя с

окружающим.

Основной задачей дошкольных учреждений является,

прежде всего, сохранение и укрепление здоровья

детей. Дошкольный возраст является благоприятным

периодом для выработки правильных привычек и

формирования здорового образа жизни, которые в

сочетании с обучением дошкольников приемам

совершенствования и сохранения здоровья приведут к

положительным результатам. Только здоровый

ребенок может быть успешен в процессе личностного

и интеллектуального развития, а значит, успешен в

обучении. От того насколько грамотно организована

работа с детьми по физическому воспитанию,

насколько эффективно используются для этого

условия дошкольного учреждения, зависит здоровье

ребенка.

Работа по созданию здоровье сберегающей среды в

детском саду строится на основе комплексного

подхода, направленного на всестороннее развитие

личности ребенка, на принципах гуманности

педагогического процесса, с опорой на единство

требований дошкольного учреждения и семьи.

Здоровьесберегающие образовательные технологии –

системно организованная совокупность программ,

приемов, методов организации образовательного

процесса, не наносящего ущерба здоровью детей;

качественная характеристика педагогических технологий

по критерию их воздействия на здоровье учащихся и

педагогов; технологическая основа здоровье

сберегающей педагогики.

Цель здоровьесберегающей технологии:

обеспечить дошкольнику высокий уровень реального

здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний,

умений, навыков, необходимых для ведения здорового

образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Решению этой цели подчинены многие задачи, которые

решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги

в детских садах учат детей культуре здоровья, как

ухаживать за своим телом, то есть осознанному

отношению к своему здоровью, безопасному поведению.

Задачи здоровьесберегающей технологии:

1.Обучить детей безопасному поведению в условиях

чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.

2. Объединить усилия сотрудников и родителей для

эффективной организации физкультурно-

оздоровительной работы, в том числе и профилактике

нарушений плоскостопия и осанки.

3. Осуществить преемственность между дошкольным

образовательным учреждением и школой средствами

физкультурно-оздоровительной работы

Говоря о создании здоровье сберегающей среды, мы

подразумеваем следующие направления:

НАПРАВЛЕНИЯ по созданию здоровьесберегающей

среды

В ДОУ.

ПЕРВОЕ направление – комплексная диагностика и

исследование состояния здоровья детей специалистами:

осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;

осмотр детей специалистами детской поликлиники;

диагностика речевого и внеречевого дыхания

логопедом ДОУ;

выявление нарушений двигательной активности,

координации движений в беседах с родителями и

непосредственно на занятиях в детском саду;

диагностирование общей физической подготовки детей

в начале и в конце года по нормативам.

ВТОРОЕ направление включает в себя рациональную

организацию двигательной деятельности детей:

утренняя гимнастика;

физкультурные занятия (традиционные,

тренировочные, занятия соревнования, интегрированные с

другими видами деятельности, праздники и развлечения);

занятия с использованием мини – тренажеров;

ритмика;

гимнастика после сна;

ежедневный режим прогулок;

создание необходимой развивающей среды;

строгое соблюдение двигательного режима и режима

дня;

проведение физкультминуток, игр с движениями в

свободной деятельности;

музыкальные занятия;

занятия по формированию здорового образа жизни.

ТРЕТЬЕ направление определяет систему эффективного

закаливания по ступеням: от щадящего до более

интенсивного воздействия, с учетом индивидуальных

особенностей детей. При этом используется комплекс

процедур:

босохождение;

умывание;

ходьба босиком по «дорожкам здоровья» (закаливание,

элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);

воздушные ванны в облегченной одежде;

гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.

ЧЕТВЕРТОЕ направление связано с осуществлением

лечебно – профилактической работы. В его рамках

проводится следующие мероприятия:

постоянный контроль осанки;

контроль дыхания на занятиях по физическому

воспитанию;

подбор мебели в соответствии с ростом детей;

профилактический прием иммуномодуляторов:

оксолиновая мазь для носа;

сбалансированное питание;

вакцинация против гриппа;

потребление фитонцидов (чеснока и лука);

употребление соков и фруктов;

использование очистителей воздуха;

физиотерапия;

ингаляция;

кварцевание групп;

прием поливитаминов;

массаж.

ПЯТЫМ направлением является использование

практически апробированных и разрешенных методик

нетрадиционного оздоровления детей:

пальчиковая и артикуляционная гимнастика,

рекомендованная для использования в ДОУ;

дыхательная и звуковая гимнастика по А.

Стрельниковой;

психогимнастика по методике М. Чистяковой;

аромотерапия;

ШЕСТЫМ направлением считается комплекс

психогигиенических мероприятий:

психодиагностика;

элементы аутотренинга и релаксации;

элементы музыкотерапии;

индивидуальные и подгрупповые занятия в комнате

психологической разгрузки, направленные на коррекцию

познавательных процессов и эмоциональной сферы;

обеспечение благоприятного психологического

климата в ДОУ.

СЕДЬМЫМ направлением является реабилитация и

коррекционная работа:

коррекционная работа с детьми, имеющими

плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабо

сформированной стопой;

индивидуальная работа с детьми, отстающими в

основных видах движений;

коррекция психоэмоциональной сферы;

индивидуальная работа в спортзале и на прогулке,

проводимая инструктором по физической культуре;

индивидуальная работа в группе и на прогулке,

проводимая воспитателями групп.

ВОСЬМЫМ направлением является консультативно –

информационная работа:

оказание консультативной помощи всем участникам

образовательного процесса, родителям воспитанников по

вопросам сохранения здоровья и профилактических

мероприятий для дошкольников;

открытые просмотры и показы с использованием

оздоравливающих технологий;

активное участие родителей в физкультурно –

оздоровительной работе ДОУ;

оформление папок, ширм, письменных консультаций,

информационных стендов;

организация вечеров вопросов и ответов с участием

сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов;

проведение занятий с детьми с использованием

оздоровительных технологий.

Оздоровительные, санитарно – гигиенические и

профилактические мероприятия осуществляются

психологом, медицинскими работниками, воспитателями,

инструктором по физическому воспитанию.

В ДОУ здоровье сберегающая среда считается

сформированной, если соответствует всем

требованиям федерального стандарта: здоровый

морально-психологический климат, гигиена

помещения, современный дизайн, рациональный

режим деятельности, современная образовательная

программа, методики, технологически отвечающие

принципам здоровье сохраняющего обучения

(открытость, динамизм, гибкость, взаимодействие всех

педагогических систем).

Таким образом, применение в работе дошкольного учреждения

здоровье сберегающих технологий повышает

результативность воспитательно-образовательного процесса,

формирует ценностные ориентации, направленные на

сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Здоровье

сберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка

стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное

и неосложненное развитие. Поставленные цели успешно

реализуются на практике.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В

РЕЖИМЕ ДНЯ

Утренняя гимнастика:

- дыхательная гимнастика А. Стрельниковой;

- пальчиковая гимнастика;

- общеразвивающие упражнения;

- танцевальные упражнения;

- использование элементов упражнений из различных оздоровительных

систем: аэробика, шейпинг и др.

Перед занятиями:

- точечный массаж, антистрессовый массаж, интеллектуальный массаж.

Физкультминутки на занятиях:

- дыхательные упражнения;

- пальчиковая гимнастика.

Утренняя прогулка:

- дыхательная гимнастика, включающая мышечные упражнения;

- оздоровительная ходьба, бег.

Перед сном:

- релаксация, саморегуляция.

После сна:

- гимнастика пробуждения;

- дыхательная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования

(предупреждение плоскостопия, исправление (профилактика) осанки,

сколиоза).

Закаливающее дыхание. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный

тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с

носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть

использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.

- «Найди и покажи носик»;

- «Помоги носику собраться на прогулку» (очищение носа салфеткой или

носовым платком).

- «Носик гуляет» - вдох и выдох через нос.

- «Носик балуется» - вдох через нос с сопротивлением.

- «Носик нюхает приятный запах» - 10 вдохов и выдохов через правую и

левую ноздрю поочередно.

- «Носик поет песенку» - на выдохе постукивать указательным пальцем по

крыльям носа и произносить «ба – бо – бу».

- «Погреем носик» - массаж носа указательными пальцами.

Массаж рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует

прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной

устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную

деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Массаж ушей. Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически

активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных

рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в

частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма

от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов.

Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

- «Найдем и покажем ушки»;

- «Похлопает ушками»;

- «Потянем ушки» - оттягивание мочек ушей;

- «Покрутим козелком»;

- «Потрем ушки».

Закаливающий массаж подошв. Такой вид массажа рекомендуется для

детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции

активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается

ежедневно.

КАК МЫ ПРОСЫПАЕМСЯ

Рекомендации

Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций,

с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслью, что день принесет вам

удачу. Настраивайте себя только на хорошее. Утренний психологический

настрой поможет вам преодолеть возникающие препятствия, пережить

огорчения. Учитесь управлять своими поступками и чувствами. Это поможет

вам сэкономить вашу жизненную энергию и здоровье. Закрепите утренний

психологический настрой, с улыбкой скажите: «Доброе утро» себе, своим

родным и близким, с улыбкой приветствуйте детей, родителей, сотрудников.

Улыбка – залог хорошего настроения. А настроение, как известно,

передается. Так давайте передавать друг другу только хорошее настроение.

Для решения проблем и преодоления трудностей сконцентрируйте все свои

силы. Используйте следующие формы самовнушения: «Я могу быть

приветливым, терпеливым, добрым…», «У меня хорошее настроение»,

«Даже если это совсем не просто, я с этим справлюсь», «Это нужно сделать»,

«Не поддаваться слабоволию», «Все будет хорошо», «Все изменится к

лучшему». Пожелайте всем «Добра, Любви и Гармонии».

Итак, вы проснулись, настроили свои мысли на положительные эмоции,

улыбнулись.

Лежа на спине, разотрите ладони, погладьте руки от кистей вверх, ладонями

разотрите ушные раковины, как бы умойте лицо, круговыми движениями по

часовой стрелке погладьте живот. Вы почувствуете, как постепенно

пробуждается ваш организм, каждая клеточка наливается бодростью и

свежестью.

Теперь уберите подушку и лежа на спине хорошо потянитесь. Руки вытяните

за голову, а ноги поочередно вперед. Отдохните и потянитесь двумя ногами

вместе. Повторите каждое упражнение 3-5 раз.

Дыхание спокойное, произвольное, через нос, вдох короче, чем выдох.

Потягивание пробуждает организм, нормализует кровообращение, снимает

вялость, сонливость.

ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ

1. Спокойно сделайте вдох, выдох – полным дыханием.

2. Пошевелите пальцами рук и ног.

3. Сожмите пальцы в кулаки.

4. Согните руки в локтях и, подняв их над головой, соедините в замок.

5. Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок.

6. Опустите руки.

7. Разотрите ладони до появления тепла.

8. «Умойте» лицо, шею теплыми ладонями.

9. Потяните правую ногу пяткой, носок на себя.

10. Потяните левую ногу пяткой, носок на себя.

11. Потяните две ноги вместе.

12. Прогнитесь.

13. Сели.

14. Соедините руки в замок и потянитесь, вывернув ладони вверх.

15. Мысленно пожелайте всем родным, близким, друзьям здоровья, добра и

радости, хорошего настроения.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАССАЖ

1. Оттянуть уши вперед – назад, чет до 10, начинать с открытыми глазами,

затем с закрытыми.

2. Массаж щек круговыми движениями пальцев.

3. Массаж лба и подбородка круговыми движениями, как бы рисуем круги.

4. Массаж век. Ножницами складываем пальцы и массируем верхние и

нижние веки, не закрывая глаз.

5. Массаж носа. Подушечками указательных пальцев нажимаем от

переносицы до крыльев носа.

6. Движения челюстью слева направо и наоборот.

АНТИСТРЕССОВЫЙ МАССАЖ

1. Массаж пальцев рук:

- нажимаем на фалангу пальцев, сверху – снизу, справа – слева;

- массируем каждый палец круговыми движениями и движениями сверху

вниз.

2. Массаж запястья круговыми движениями.

3. Массаж рук. Упражнения «моем руки», растирание ладоней и «погреем

щеки».

4. Массаж лба. Кончиками пальцев от середины лба поглаживаем шею, лоб,

щеки и сбросить.

5. Массаж плеч. Пощипывание плеч от шеи вниз.

6. Массаж затылка. Указательными пальцами массируем снизу вверх и

сбросить.

7. Массаж шеи. Двумя руками массируем шею от позвоночника снизу вверх и

сбросить.

8. Массаж головы. Над ушами к верхней точке, ото лба к верхней точке.

9. Массаж ушей. Пощипывание уха сверху вниз и сбросить.

10. Массаж ушных раковин.

РЕЛАКСАЦИЯ

Лежа на спине. Руки вдоль туловища, ладонями вниз или вверх, немного

согнуты в локтях. Закройте глаза, проследите, чтобы зубы не были сомкнуты,

а губы сжаты. Лежите спокойно, но постепенно погружаясь в дремоту, как в

теплую ванну. Посторонние мысли уходят. Ничто не отвлекает вас, не

беспокоит. Приятный теплый ветерок овевает тело, расслабляет мышцы.

Расслабляются мышцы губ, уголки рта слегка опускаются.

Расслабляются мышцы щек. Веки плотно смыкаются. Они стали тяжелыми –

тяжелыми. Мышцы лица расслаблены. Вы не ощущаете их.

Расслабляются мышцы ног. С каждым выдохом волна покоя усиливается. Вы

не чувствуете ног. Вы отдыхаете.

Расслабляются мышцы спины. Спина как бы соединяется с поверхностью, на

которой вы лежите. Вы чувствуете легкость во всем теле.

Сердце бьется спокойно, ритмично. Дыхание легкое, свободное. Вы

совершенно спокойны. Полный покой овладевает вами. Вы отдыхаете.

Восстанавливаются ваши силы, каждая клеточка вашего организма

наливается здоровьем.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

1. Ежедневно проводить воздушные ванны в сочетании с физическими

упражнениями.

2. Полоскать рот кипяченой водой комнатной температуры после каждого

приема пищи.

3. Широко использовать для закаливания и оздоровления нетрадиционное

физкультурное оборудование.

4. Ежедневно в утренней гимнастике использовать ритмические движения.

5. Использовать в своей работе динамические, статические дыхательные

упражнения.

6. После сна выполнять движения для пробуждения.

7. Применять точечный массаж

8. В весеннее – зимний период вводить витаминизацию и фитотерапию.

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ

Первым требованием для проветривания при проведении закаливания детей в

детских учреждениях является сочетание гигиенических условий жизни

детей. Это прежде всего обеспечение чистого воздуха и рациональное

сочетание температуры окружающего воздуха и одежды детей.

Температура на уровне ребенка от 2 до 3 лет + 19 - + 20. при такой

температуре напряжение процессов терморегуляции у ребенка минимально.

Дети должны находится в 2-слойной одежде:

- у мальчиков: шорты, майка, рубашка;

- у девочек: майка, хлопчатобумажное платье, гольфы, босоножки.

Хождение босиком после сна до 5 минут.

Проводится сквозное проветривание (5-7 мин.) в отсутствии детей,

температура не должна снижаться ниже + 18 градусов.

График проветривания

1. Утром, перед приходом детей.

2. Перед занятием.

3. После ухода детей на прогулку.

4. Перед сном.

5. После полдника.

Литература:

1.

Алямовская В.Г. Новые подходы к планированию образовательной

работы в детском саду. - //Управление ДОУ, N3, 2002г., с. 21 – 27.

2.

Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления

здоровья детей. –М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

3.

Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым.

М.;ВЛАДОС,2003-304 с

4.

Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению

детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 –

64 с.

5.

Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ.

Воронеж, 2005 – 127 с.

6.

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного

возраста М.: 2004

7.

Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном

процессе. М: 2003 - 143 с.

8.

Волошина Л. Организация здоровье сберегающего

пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117.

9.

Гимнастика для глаз. - // Дошкольная педагогика, декабрь, 2007. –

с.26-27.



В раздел образования