Напоминание

ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ


Авторы: Джелялова Эльвиза Шевкетовна, Амет-Уста Зарема Ремзиевна
Должность: Студентка, научный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»
Населённый пункт: Город Симферополь
Наименование материала: Статья
Тема: ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование





Назад




УДК 372.47

Джелялова Э.Ш., обучающаяся группы ЗДО-18

кафедра дошкольного образования и педагогики

факультета психологии и педагогического образования

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет

имени Февзи Якубова»

ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ ЛОГИКО-

МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация:

Математическое

образование

дошкольника

это

целенаправленный

процесс

обучения

элементарным

математическим

представлениям и способам познания математической действительности в

дошкольных учреждениях и семье, целью которого является воспитание

культуры мышления и математическое развитие ребенка. Для того, чтобы

дидактическая

игра

стала

эффективным,

результативным

средством

математического развития старших дошкольников, необходимо создание

целенаправленно

организованной

предметно-развивающей

среды,

насыщенной

разнообразными

предметами

и

игровым

материалом

математического содержания.

Ключевые слова: логическое мышление, математическое развитие,

дети старшего дошкольного возраста.

Dzhelyalova E.Sh., a student of the ZDO-18 group

Department of Preschool Education and Pedagogy

of the Faculty of Psychology and Pedagogical Education

GBOU VO RK "Crimean Engineering and Pedagogical University

named after Fevzi Yakubov"

THE IMPORTANCE OF DIDACTIC GAMES IN THE

DEVELOPMENT OF LOGICAL AND MATHEMATICAL ABILITIES

PRESCHOOLERS

Abstract: Mathematical education of a preschooler is a purposeful process

of teaching elementary mathematical concepts and methods of cognition of

mathematical reality in preschool institutions and the family, the purpose of which

is to foster a culture of thinking and mathematical development of the child. In

order for the didactic game to become an effective, effective means of

mathematical development of older preschoolers, it is necessary to create a

purposefully organized subject-developing environment saturated with a variety of

subjects and game material of mathematical content.

Keywords: logical thinking, mathematical development, older preschool

children.

Дидактические игры играют важную роль в решении конкретных задач

математического

развития

старших

дошкольников;

они

активизируют

умственную деятельность, заинтересовывают математическим материалом,

увлекают и развлекают детей, развивают интеллектуальные способности,

углубляют математические представления, закрепляют полученные знания и

умения. Они важны как одно из средств, обеспечивающих упражняемость

детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел,

геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть

возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами

действий.

Цель статьи: раскрыть значение дидактических игр в развитии логико-

математических способностей дошкольников.

Для современной образовательной системы проблема умственного

воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из

задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. Так важно

учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное

решение.

Именно

математика

оттачивает

ум

ребенка,

развивает

гибкость

мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

ФГОС

ДО

требует

сделать

процесс

овладения

элементарными

математическими

представлениями

привлекательным,

ненавязчивым,

радостным [2].

Проблемой

развития

логико-математических

способностей

детей

дошкольного возраста занимались следующие ученые: Е.И. Щербакова,

А.В. Белошистая, З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.М. Леушина

и Л.С. Метлина.

Математическое развитие дошкольников – позитивные изменения в

познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения

математических представлений и связанных с ними логических операций.

Формирование элементарных математических представлений – это

целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов

умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.

Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению

математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Математическое образование дошкольника – это целенаправленный

процесс

обучения

элементарным

математическим

представлениям

и

способам

познания

математической

действительности

в

дошкольных

учреждениях и семье, целью которого является воспитание культуры

мышления

и

математическое

развитие

ребенка.

Для

того,

чтобы

дидактическая

игра

стала

эффективным,

результативным

средством

математического развития старших дошкольников, необходимо создание

целенаправленно

организованной

предметно-развивающей

среды,

насыщенной

разнообразными

предметами

и

игровым

материалом

математического содержания, включающей в себя:

1.

Дидактические,

развивающие

и

логико-математические

игры,

направленные на развитие действия сравнения, логических операций

классификации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование,

ориентировку по схеме, модели; на осуществление контрольно-проверочных

действий, на следование и чередование и др.

2. Игры с логическими блоками Дьенеша, палочками Кюизенера.

3. Игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности.

4.Разнообразные развивающие игры, дидактические пособия, позволяющие

детям упражняться в установлении отношений, зависимостей.

5. Развивающие игры на плоскостное и объемное моделирование, в

которых дети не только выкладывают картинки, конструкции по образцам,

но и самостоятельно придумывают и составляют силуэты.

6. Разные варианты игр на воссоздание («Танграм», «Монгольская

игра», «Листик», «Колумбово яйцо»), игры – головоломки.

7. Игры на способ образования и состав числа, сравнение чисел [4].

В математическом развитии старших дошкольников я использую

разнообразные дидактические игры, но особенно эффективными считаю

дидактические игры с логическими блоками, разработанными венгерским

психологом и математиком Золтаном, Дьенешем, т.к. в них успешно

решаются познавательные, образовательные и развивающие задачи:

1. Ознакомление детей с геометрическими фигурами, формой, размером

предметов;

2. Развитие мыслительных умений;

3.Усвоение

элементарных

навыков

алгоритмической

культуры

мышления;

4. Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания,

воображения, творческих способностей.

Каждый блок характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой,

размером и толщиной. В дидактических играх используются карточки с

условным указанием (символами) того или иного свойства блоков и карточки

с отрицанием свойств. Использование таких карточек в дидактических играх

позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию

свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них [1].

Дидактические игры с логическими блоками помогают ребёнку овладеть

мыслительными операциями и действиями, важными с точки зрения общего

интеллектуального развития, развивают у детей познавательную активность,

способность действовать в уме, осваивать представления о числах и

геометрических фигурах, пространственную ориентировку [3].

Таким образом, дидактические игры с блоками Дьенеша являются

незаменимым средством для формирования математических представлений

дошкольников, для развития их познавательной активности.

Список литературы:

1.

Кононова И. Подготовка детей к самостоятельной деятельности /

И. Кононова, Н. Ежкова. –М.: Дошкольное воспитание, 1991 - № 6. – С. 11-14

2.

Леушина А. М. Формирование элементарных математических

представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. –– М.,

Просвещение, 1994. – 368с.

3.

Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие

познавательной активности. Вопросы психологии / А.М. Матюшкина. – М.:

Знание, 2000. – 49c.

4.

Михайлова З.А. Логика и математика для дошкольников /Авт.-

сост. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. – СПб, 1997 (Библиотека программы

«Детство»).

5.

Петрова В.Ф. Методика математического образования детей

дошкольного возраста: краткий конспект лекций // Каз. федер. ун-т. / В.Ф.

Петрова. – Казань, 2013. – 203 с.

6.

Репина

Г.А.

Математическое

развитие

дошкольников.

Современные направления / Г.А. Репина. – М: Сфера, 2008. – 360с.

7.

Рихтерман Т.Д. Формирование временных представлений у детей

дошкольного возраста / Т.Д. Рихтерман. – М., 1992.– 147с.



В раздел образования