Напоминание

Применение нестандартного оборудования с целью стимуляции двигательной активности детей раннего возраста». Из опыта работы с детьми раннего возраста.


Автор: Ольга Ивановна Кудряшева
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО ПК ЦПД
Населённый пункт: Пермский край г. Пермь
Наименование материала: учебно - методический материал
Тема: Применение нестандартного оборудования с целью стимуляции двигательной активности детей раннего возраста». Из опыта работы с детьми раннего возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Применение нестандартного оборудования с целью стимуляции двигательной активности детей

раннего возраста». Из опыта работы с детьми раннего возраста.

Кудряшева Ольга Ивановна

Государственное казённое учреждение социального обеспечения Пермского края Центр помощи детей

сирот, оставшиеся без попечения родителей (КГУ СО ПК ЦПД)

Воспитатель.

Цель жизненной позиции человека – быть не только самому здоровым, но и иметь здоровое

будущее поколение – детей, внуков, правнуков.

Естественная смена поколений проходит в сложных экономических условиях. В настоящее

время, как мы видим, эти сложности не устранены, что затрудняет реализацию генетического

потенциала человека, отрицательно сказывается на его биологических характеристиках. Это ухудшает

генофонд народа. Естественно, на этом фоне выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья

детей в общем, а состояние здоровья воспитанников специализированных учреждений для брошенных

детей вызывает особую тревогу.

Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов – биологических, экологических, социально

гигиенических, а также от характера педагогического воздействия. Среди многообразия факторов,

влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность –

это естественная потребность в движениях, удовлетворение которой является важнейшим условием

всестороннего развития и воспитания ребёнка.

Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной деятельностью детям,

проживающим в специализированных учреждениях. Дети, пришедшие из асоциальных семей,

первоначально ограничены в передвижении в пространстве, т.к. в подобных семьях отсутствует

адекватная развивающая среда.

Отсюда вытекает проблема гиподинамии и это можно определить по следующим

характеристикам: у детей раннего и младшего возраста ослаблен мышечный тонус, многие не владеют

такими важными двигательными навыками и умениями как переворачивание, ползанье, ходьба, бег и

т.д.

У детей более старшего возраста наблюдается однообразная малоподвижная деятельность с

преобладанием статического компонента. Чаще всего они не уверены в себе в своих возможностях,

отказываются выполнять задания и участвовать в играх. Дети нерешительны, боязливы, медлительны,

обидчивы. При возникновении сложности в выполнении задания они пассивно ждут помощи со

стороны взрослого. И поэтому важная роль в двигательной активности детей принадлежит

педагогическому коллективу учреждения. Создать такие условия продумать мероприятия для процесса

оптимизации детей, чтобы научить ребёнка управлять своим телом, помочь ему овладеть такими

важными движениями, как ходьба, бег, метание и т.д., необходимых для свободного передвижения в

пространстве, познания окружающего мира, поднятия эмоционального настроя.

Все вышеуказанные задачи легко решаются на физкультурных занятиях, а также в играх, играх –

эстафетах и самостоятельной деятельности с применением нестандартного оборудования.

Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно –

оздоровительной работы. Поэтому никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить

игровой инвентарь в спортивном уголке, если есть желание и немного фантазии.

Использование спортивно игрового нестандартного оборудования содействует решению, как

специфических задач целенаправленного развития моторики, так и решению задач их всестороннего

развития и формирования личности, а именно:

Обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;

Приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нём;

Создавать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых

усилий;

Приучать применять предметы спортивно игрового нестандартного оборудования в

самостоятельной деятельности;

Пробуждать интерес к играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных

видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.

Один из приёмов повышения эффективности использования нестандартного оборудования –

новизна, что позволяет шире использовать знакомые упражнения. Нестандартное оборудование

объединяет физкультуру с игрой, что создаёт условия для наиболее полного самовыражения ребёнка в

двигательной деятельности. Использование ярких пособий повышает интерес к двигательным

действиям, придаёт им эмоциональную окраску.

Создавая нестандартное оборудование нужно придерживаться следующих правил:

1.

Оборудование должно соответствовать гигиеническим и техническим

требованиям (легкое, прочное и безопасное).

2.

Всё оборудование выполняет свою развивающую роль тем, что оно доступно

для активности детей, становится предметом для упражнений и тренировок в метании,

ходьбе, беге, лазании и равновесии.

3.

Оборудование должно привлекать ребёнка, формировать его эстетический вкус,

поэтому оно яркое, красочное.

4.

Оборудование должно быть удобным в уборке, хранении (компактное,

практичное, экономичное).

Предлагаю несколько примеров нестандартного оборудования, которое можно изготовить

своими руками и использовать его для проведения подвижных игр в группе, на прогулке, в различных

игровых упражнениях, а также для занятий на свежем воздухе.

Рыба-моталочка

Материал: ткань, вата, веревка, палочка. Развивает мелкую моторику у детей.

Набивной мяч

Материал: ткань, вата. Развивает ловкость, координацию, меткость.

Лохматики, колечки с ленточками и флажки

Лохматики

Материал: ручки от слесарных инструментов, цветная оберточная бумага, пропущенная

на шредере.

Колечки с ленточками

Материал: пластиковые кольца от гардин, яркие атласные ленты разных цветов.

Используются для ОРУ, для выступлений на праздниках и развлечениях. Вызывает у

детей положительные эмоции.

Лыжи

Материал: пластиковые бутылочки. Применяется для проведения игр, эстафет, для

преодоления препятствий. Развивает ловкость, быстроту движений и умение ориентироваться

на местности.

Лестница

Материал: пластиковая водопроводная труба, веревка. Используется для

перешагивания, перепрыгивания, преодоления препятствий. Стимулирует энергические

действия, различные физические качества.

Дорожки здоровья

Используются для массажа ступней, что является профилактикой плоскостопия.

Стимулируют работу внутренних органов, развивают координацию движений, равновесие.

Игрушки

Материал: речной песок, пластиковые бутылочки, крышки от пластиковых бутылочек,

капроновые чулки, ткань, цветная бумага.

Применяется для привлечения интереса к играм, вызывают положительные радостные

эмоции у детей.

Разноцветные коробки.

Материал: коробки из-под обуви, цветная бумага, клей, шарики или кубики тех же

цветов, что и коробки.

Применение: для игр «Попади в коробочку», «Найди свою коробочку», для различных

соревновательных игр.

Развивает ловкость, глазомер,

умение ориентироваться в

пространстве, внимание,

регулировать и координировать

движения, закрепление цвета и

формы (круг, квадрат).

Канаатики

Материал: жгуты, цветная ленточка.

Для перетягивания, перепрыгивания, перешагивания, для определения пространства.

Развивает мышцы рук и кисти.

Уголок здоровья

Таким образом, применяя нестандартное оборудование на физкультурных занятиях, в

играх и игровых упражнениях, эстафетах, занятиях на свежем воздухе мы повышаем интерес

Все наработанные мной материалы

находятся в группе в уголке

здоровья.

Доступны для детей.

детей к различным видам деятельности, увеличиваем объем двигательной активности,

поднимаем эмоциональный настрой, вызываем желание к движениям, совершаемым детьми по

собственной воле, без принуждения.



В раздел образования