Напоминание

Одарённые дети


Автор: Кожевина Елена Юрьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 112 г. Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Одарённые дети
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие интереса к математике у учащихся и работа с

одаренными детьми

Преобразования в обществе требуют формирование нового подхода

в обучении современных школьников.

«Главным результатом школьного образования должно стать его

соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в

школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и

технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть

вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе

которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть

открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать

решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать

возможности». (Из проекта «Национальная образовательная инициатива

«Наша новая школа»)

Практическая

реальность

показывает,

что

работа

в

массовой

общеобразовательной

школе

ориентированная

на

так

называемого

«среднего ребенка» заставляет уделять больше внимания отстающему

ученику. Но в каждом классе есть дети, отличающиеся повышенными

возможностями в усвоении знаний, которые проявляют особый интерес к

науке и добиваются успехов. Таких детей в психолого-педагогической

литературе называют «одаренными».

Что же мы понимаем под термином «одаренность»?

В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В

психолого-педагогической науке «одаренность»- это системное качество

личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и

выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с

интересом к ним.

Одаренность – есть сочетание трех характеристик:

- интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

-

креативности

в

мышлении,

общении,

отдельных

видах

деятельности;

- настойчивости (мотивация, ориентированная на познание и выбор

индивидуальной образовательной траектории).

Одаренных детей отличает успешность обучения. Эта черта связана с

высокой скоростью переработки и усвоения информации. Эти дети

любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие

вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Но

одновременно с этим они быстро утрачивают интерес к ежедневным

кропотливым занятиям, могут испытывать

неприязнь к школе, если

учебная программа скучна и неинтересна, проявлять эгоцентризм и

неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если

он интеллектуально слабее, могут испытывать стремление всегда быть

правым. Им важны принципиальные вещи и широкий охват материала.

Работать с такими детьми интересно, но и очень трудно. Основной

задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является развитие

интереса учащихся к предмету и привитие вкуса к серьёзной творческой

работе.

Этот интерес можно поддерживать на уроках и внеклассных

занятиях.

На уроках можно вести рассмотрение задач, решение которых

предполагает недостаточность имеющихся знаний у учащихся; решение

занимательных задач; решение задач практического содержания. К

сожалению, в структуре урока, рассчитанного в целом на коллективное

обучение,

практически

нет

места

для

индивидуальной

работы

с

одаренными детьми, поэтому единственная приемлемая форма работы с

хорошо успевающими детьми – это подбор дополнительных заданий

повышенной

сложности

и

индивидуальные

домашние

задания

с

последующими консультациями и объяснениями учителя, использование

новых информационных технологий:

- Интернета,

- дистанционного и интерактивного обучения.

В

основном

формирование

интереса

к

предмету,

развитие

творческих способностей, выявление и вовлечение в работу одаренных

учащихся происходит через внеклассные занятия:

- факультативы,

- кружки,

- конкурсы,

- предметные недели,

- интеллектуальные марафоны.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются

олимпиады,

они

способствуют

выявлению

наиболее

способных

и

одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей

учащихся.

Жажда открытия, стремление глубже проникнуть в тайны науки,

поиск ответов на свои вопросы в различных областях приводят учащихся в

научные общества, где дети охотно осваивают новое под руководством

учителя и самостоятельно.

Цель этих занятий – расширение и углубление знаний по предмету,

развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельным

занятиям, развитие инициативы и творчества учащихся.

В

старших

классах

для

работы

с

одаренными

детьми

предусматривается

углубление

и

некоторое

расширение

учебного

материала, ознакомление с более широким кругом приложения теории,

решение большого числа задач повышенной трудности, и выполнение

заданий для самостоятельного применения полученных знаний и умений.

Это

направление

реализуется

через

создание

профильного

математического класса и элективных курсов.

Интерес к предмету ребятам невозможно привить, если сам учитель

своим предметом не увлечен. Ведь успешный учитель – это, прежде всего,

учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет; педагог,

умеющий разбираться в психологических особенностях одаренных детей,

учитывая их потребности и интересы. Он должен быть доброжелательным

и чутким; быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать

обширными знаниями и опытом применения различных методик, иметь

высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и

умений; быть готовым к работе с одаренными детьми и иметь стремление

к постоянному самосовершенствованию.



В раздел образования