Автор: Кожевина Елена Юрьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 112 г. Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Одарённые дети
Раздел: среднее образование
Развитие интереса к математике у учащихся и работа с
одаренными детьми
Преобразования в обществе требуют формирование нового подхода
в обучении современных школьников.
«Главным результатом школьного образования должно стать его
соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в
школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и
технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть
вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе
которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть
открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать
решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать
возможности». (Из проекта «Национальная образовательная инициатива
«Наша новая школа»)
Практическая
реальность
показывает,
что
работа
в
массовой
общеобразовательной
школе
ориентированная
на
так
называемого
«среднего ребенка» заставляет уделять больше внимания отстающему
ученику. Но в каждом классе есть дети, отличающиеся повышенными
возможностями в усвоении знаний, которые проявляют особый интерес к
науке и добиваются успехов. Таких детей в психолого-педагогической
литературе называют «одаренными».
Что же мы понимаем под термином «одаренность»?
В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В
психолого-педагогической науке «одаренность»- это системное качество
личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и
выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с
интересом к ним.
Одаренность – есть сочетание трех характеристик:
- интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
-
креативности
в
мышлении,
общении,
отдельных
видах
деятельности;
- настойчивости (мотивация, ориентированная на познание и выбор
индивидуальной образовательной траектории).
Одаренных детей отличает успешность обучения. Эта черта связана с
высокой скоростью переработки и усвоения информации. Эти дети
любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие
вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Но
одновременно с этим они быстро утрачивают интерес к ежедневным
кропотливым занятиям, могут испытывать
неприязнь к школе, если
учебная программа скучна и неинтересна, проявлять эгоцентризм и
неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если
он интеллектуально слабее, могут испытывать стремление всегда быть
правым. Им важны принципиальные вещи и широкий охват материала.
Работать с такими детьми интересно, но и очень трудно. Основной
задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является развитие
интереса учащихся к предмету и привитие вкуса к серьёзной творческой
работе.
Этот интерес можно поддерживать на уроках и внеклассных
занятиях.
На уроках можно вести рассмотрение задач, решение которых
предполагает недостаточность имеющихся знаний у учащихся; решение
занимательных задач; решение задач практического содержания. К
сожалению, в структуре урока, рассчитанного в целом на коллективное
обучение,
практически
нет
места
для
индивидуальной
работы
с
одаренными детьми, поэтому единственная приемлемая форма работы с
хорошо успевающими детьми – это подбор дополнительных заданий
повышенной
сложности
и
индивидуальные
домашние
задания
с
последующими консультациями и объяснениями учителя, использование
новых информационных технологий:
- Интернета,
- дистанционного и интерактивного обучения.
В
основном
формирование
интереса
к
предмету,
развитие
творческих способностей, выявление и вовлечение в работу одаренных
учащихся происходит через внеклассные занятия:
- факультативы,
- кружки,
- конкурсы,
- предметные недели,
- интеллектуальные марафоны.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются
олимпиады,
они
способствуют
выявлению
наиболее
способных
и
одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей
учащихся.
Жажда открытия, стремление глубже проникнуть в тайны науки,
поиск ответов на свои вопросы в различных областях приводят учащихся в
научные общества, где дети охотно осваивают новое под руководством
учителя и самостоятельно.
Цель этих занятий – расширение и углубление знаний по предмету,
развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельным
занятиям, развитие инициативы и творчества учащихся.
В
старших
классах
для
работы
с
одаренными
детьми
предусматривается
углубление
и
некоторое
расширение
учебного
материала, ознакомление с более широким кругом приложения теории,
решение большого числа задач повышенной трудности, и выполнение
заданий для самостоятельного применения полученных знаний и умений.
Это
направление
реализуется
через
создание
профильного
математического класса и элективных курсов.
Интерес к предмету ребятам невозможно привить, если сам учитель
своим предметом не увлечен. Ведь успешный учитель – это, прежде всего,
учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет; педагог,
умеющий разбираться в психологических особенностях одаренных детей,
учитывая их потребности и интересы. Он должен быть доброжелательным
и чутким; быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать
обширными знаниями и опытом применения различных методик, иметь
высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и
умений; быть готовым к работе с одаренными детьми и иметь стремление
к постоянному самосовершенствованию.