Авторы: Шунаева Любовь Сергеевна, Любовь Сергеевна Шунаева
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №14 для учащихся с ОВЗ"
Населённый пункт: город Губкин, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Значение стимулов в работе с детьми с расстройством аутистического спектра"
Раздел: начальное образование
«Значение стимулов в работе с детьми с расстройством аутистического спектра»
Шунаева Любовь Сергеевна,
МБОУ «ООШ №14 для детей с ОВЗ» г. Губкина Белгородской области,
воспитатель
Часто дети с РАС не мотивированы на обучение и испытывают значительную сенсорную перегрузку,
что обычно приводит к выраженным поведенческим нарушениям. Создание для ребенка с РАС
мотивирующей среды, учитывающей его специфические интересы и особенности переработки
сенсорной
информации,
будет
способствовать
преодолению
данных
трудностей.
Создание
мотивирующей
среды
включает
эмоциональный
контакт;
толерантное,
доброжелательное
отношение, обеспечивающее эмоциональный комфорт ребенку с РАС; предупреждение и избегание
ситуаций, вызывающих сенсорную перегрузку ребенка; использование в процессе обучения
дидактических и учебных материалов, видов деятельности, к которым ребенок с РАС испытывает
интерес; дополнительное поощрение и подкрепление.
Почему ребенку с РАС нужны поощрения? Поощрения в действительности нужны всем
детям. Различием в данном случае является то, что здоровый ребенок имеет внутренние
(естественные) и усвоенные стимулы, в том числе в связи с пониманием социальных норм, ценности
и смысла взаимодействия с другими людьми. Из-за искаженного восприятия мира ребенок с РАС не
имеет мотивации ко многим видам деятельности, у него нет понимания необходимости вещей, нет к
ним интереса. Данные нарушения проявляются в коммуникативных и речевых отклонениях, узости
интересов, стереотипизации деятельности и т.д. У детей с РАС может полностью отсутствовать
желание разговаривать с другими людьми (даже близкими родственниками), потому что они не
понимают назначение этого действия. У них могут отсутствовать такие естественные причины для
коммуникации как любовь к матери или живой интерес к чему-либо. Такие дети не только плохо
разговаривают (не имея для этого прямых физиологических предпосылок), но и не могут зачастую
себя полноценно обслуживать. У них могут отсутствовать социально-бытовые навыки только
потому, что они не понимают смысла социальных норм. К примеру, ребенок с РАС не понимает
зачем ему нужна одежда, если ему хорошо и без нее.
Поощрение детей с РАС служит стимулирующим подкреплением их деятельности, которое
необходимо для развития нужных навыков и преодоления выявленных отклонений. Чтобы ребенок
делал то, что хотят взрослые, следует найти то, что хочет он. Без мотивации ребёнок не будет ничего
делать. Работа с выбором стимулов неизбежна. Но её нужно построить грамотно.
1.
Нужно целенаправленно искать наиболее предпочтительный стимул для каждого ребёнка.
Прежде всего это беседа с родителями. далее наблюдения: как проводит время ребёнок
наедине, чем занимается. Тестирование с помощью картинок, конкретных предметов,
письменных тестов. Наблюдения фиксировать в виде таблицы, например.
2.
Поощрение используется только после реакции. Если ребенок с трудом выполняет
поставленную задачу, можно применить еще один эффективный поведенческий инструмент
— подсказки. Как только задание будет выполнено, дайте аутенку заслуженную награду. Для
закрепления результата следует повторить упражнение, давая с каждым разом все меньше
подсказок.
3.
Чтобы вознаграждение было действительно в радость, нужно знать, как награждать
аутиста:
- Самостоятельный успех ребенка нужно подкреплять быстро и энергично.
- Материальный стимул желательно совмещать с социальным — похвалой. Это позволит
научить малыша ценить значимость похвалы, и со временем уменьшить использование
сладостей и игрушек в качестве поощрения.
- Чем выше мотивационная ценность награды для ребенка, тем менее желательные вещи он
готов выполнить (например, обучиться навыку, с которым у него возникают особые
трудности).
Чтобы еще больше замотивировать аутенка и повысить значимость награды для него, усиливаю
эффект от вручения с помощью красивой презентации. Для этого использую обычные подарочные
пакетики, блестящие мешочки, оригинальные коробочки, шуршащую оберточную бумагу и другие
виды упаковки.
Чтобы вознаграждение оставалось эффективным методом коррекции поведения, следую нескольким
несложным правилам при его вручении:
проявлять
истинную
радость,
когда
ваш
особенный
ребенок
делает
успехи;
будьте с ним на одном уровне глаз, вручая презент;
не обращаться к нему монотонно — нужно демонстрировать радость в голосе, чтобы он отличался
по тону и интонации от обычной речи, например, когда вы что-то не разрешаете;
поощрять аутенка, когда он хорошо сидит за столом, прилежно и без ошибок выполняет все задания,
не демонстрирует социально неприемлемого поведения;
использовать только те стимулы, которые подходят ему по возрасту, уровню развития (например,
старшекласснику не подходят в качестве награды цветные стикеры, а ребенку с выраженными
нарушениями слуха и речи — словесная похвала).
Для более эффективного применения системы поощрения важно понимать и принимать особенности
аутичных детей. Если я замечаю, что аутенок больше не испытывает прежней радости от врученного
мною приза, то меняю его или предлагаю сразу несколько.
Неправильное и неэффективное использование системы поощрений приводит в тупик не только
взрослого, но и самого ребенка. Две самые распространенные ошибки — это показ поощрения до
того, как аутист начал реагировать и однообразные поощрения, которые не вызывают интерес. Если
в ходе занятия показать ребенку-аутисту стимул, который его ждет, до момента успешного
выполнения задания, то в дальнейшем это перестать быть инструментом воздействия.
Сначала может показаться, что таким способом аутенок научился реагировать и делать то, о
чем его просят. На самом же деле, если показать вознаграждение до момента возникновения
реакции, а не после, аутист становится зависимым от него. В дальнейшем если он будет видеть
желаемый приз, то будет с вами сотрудничать, а если он перестанет проявлять интерес к поощрению,
то может вовсе отказаться что-либо выполнять.
Скудность
материальных
стимулов
(вкусности,
игрушки)
является
еще
одной
распространенной ошибкой в обучении. Одно и то же поощрение, независимо от его начальной
мотивационной ценности, со временем становится менее значимым для ребенка. Чтобы сохранить
ценность стимулов, нужно постоянно искать новые предметы, вещи, которые будут вызывать у
малыша повышенный интерес.
Поощрения очень важны для детей с РАС. Они несравнимо ценнее, чем в работе с обычными
детьми.
Дети, с которыми я занимаюсь, умеют читать, поэтому я применяю для выбора стимула
тестирование не только в виде конкретных предметов, но и в виде списка, в котором ребёнок
отмечает свои предпочтения.
В целом методика поощрений должна пройти путь от предоставления материальных объектов до
естественной мотивации, выраженной социальным одобрением, а в конце до самостимуляции,
оценки своих действий и способности принимать решения. На последних этапах подключается и
выражение взрослыми объективного недовольства. Но при этом количество поощрений должно
преобладать, а недовольство должно быть высказано строго в адрес действий ребенка, а не его
личности.
Такая
поведенческая
методика
предполагает,
что
любое
проявление
навыков
вознаграждается, а невыполнение ожидаемых действий не наказывается. То есть нужно иметь четкое
представление об особенностях поведения ребенка и понимать, какая мотивация является для него
источником позитивных и негативных эмоций (а значит и стимулом к выполнению или отказу от
деятельности). Я создаю комфортную обстановку для обучения. При помощи поощрений ребёнок
приобретает новые навыки, борется с отклонениями и достигает приемлемой социализации. Кроме
того, система поощрений на определенном этапе помогает ввести в процесс обучения иные
методики.