Напоминание

"Значение стимулов в работе с детьми с расстройством аутистического спектра"


Авторы: Шунаева Любовь Сергеевна, Любовь Сергеевна Шунаева
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №14 для учащихся с ОВЗ"
Населённый пункт: город Губкин, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Значение стимулов в работе с детьми с расстройством аутистического спектра"
Раздел: начальное образование





Назад




«Значение стимулов в работе с детьми с расстройством аутистического спектра»

Шунаева Любовь Сергеевна,

МБОУ «ООШ №14 для детей с ОВЗ» г. Губкина Белгородской области,

воспитатель

Часто дети с РАС не мотивированы на обучение и испытывают значительную сенсорную перегрузку,

что обычно приводит к выраженным поведенческим нарушениям. Создание для ребенка с РАС

мотивирующей среды, учитывающей его специфические интересы и особенности переработки

сенсорной

информации,

будет

способствовать

преодолению

данных

трудностей.

Создание

мотивирующей

среды

включает

эмоциональный

контакт;

толерантное,

доброжелательное

отношение, обеспечивающее эмоциональный комфорт ребенку с РАС; предупреждение и избегание

ситуаций, вызывающих сенсорную перегрузку ребенка; использование в процессе обучения

дидактических и учебных материалов, видов деятельности, к которым ребенок с РАС испытывает

интерес; дополнительное поощрение и подкрепление.

Почему ребенку с РАС нужны поощрения? Поощрения в действительности нужны всем

детям. Различием в данном случае является то, что здоровый ребенок имеет внутренние

(естественные) и усвоенные стимулы, в том числе в связи с пониманием социальных норм, ценности

и смысла взаимодействия с другими людьми. Из-за искаженного восприятия мира ребенок с РАС не

имеет мотивации ко многим видам деятельности, у него нет понимания необходимости вещей, нет к

ним интереса. Данные нарушения проявляются в коммуникативных и речевых отклонениях, узости

интересов, стереотипизации деятельности и т.д. У детей с РАС может полностью отсутствовать

желание разговаривать с другими людьми (даже близкими родственниками), потому что они не

понимают назначение этого действия. У них могут отсутствовать такие естественные причины для

коммуникации как любовь к матери или живой интерес к чему-либо. Такие дети не только плохо

разговаривают (не имея для этого прямых физиологических предпосылок), но и не могут зачастую

себя полноценно обслуживать. У них могут отсутствовать социально-бытовые навыки только

потому, что они не понимают смысла социальных норм. К примеру, ребенок с РАС не понимает

зачем ему нужна одежда, если ему хорошо и без нее.

Поощрение детей с РАС служит стимулирующим подкреплением их деятельности, которое

необходимо для развития нужных навыков и преодоления выявленных отклонений. Чтобы ребенок

делал то, что хотят взрослые, следует найти то, что хочет он. Без мотивации ребёнок не будет ничего

делать. Работа с выбором стимулов неизбежна. Но её нужно построить грамотно.

1.

Нужно целенаправленно искать наиболее предпочтительный стимул для каждого ребёнка.

Прежде всего это беседа с родителями. далее наблюдения: как проводит время ребёнок

наедине, чем занимается. Тестирование с помощью картинок, конкретных предметов,

письменных тестов. Наблюдения фиксировать в виде таблицы, например.

2.

Поощрение используется только после реакции. Если ребенок с трудом выполняет

поставленную задачу, можно применить еще один эффективный поведенческий инструмент

— подсказки. Как только задание будет выполнено, дайте аутенку заслуженную награду. Для

закрепления результата следует повторить упражнение, давая с каждым разом все меньше

подсказок.

3.

Чтобы вознаграждение было действительно в радость, нужно знать, как награждать

аутиста:

- Самостоятельный успех ребенка нужно подкреплять быстро и энергично.

- Материальный стимул желательно совмещать с социальным — похвалой. Это позволит

научить малыша ценить значимость похвалы, и со временем уменьшить использование

сладостей и игрушек в качестве поощрения.

- Чем выше мотивационная ценность награды для ребенка, тем менее желательные вещи он

готов выполнить (например, обучиться навыку, с которым у него возникают особые

трудности).

Чтобы еще больше замотивировать аутенка и повысить значимость награды для него, усиливаю

эффект от вручения с помощью красивой презентации. Для этого использую обычные подарочные

пакетики, блестящие мешочки, оригинальные коробочки, шуршащую оберточную бумагу и другие

виды упаковки.

Чтобы вознаграждение оставалось эффективным методом коррекции поведения, следую нескольким

несложным правилам при его вручении:

проявлять

истинную

радость,

когда

ваш

особенный

ребенок

делает

успехи;

будьте с ним на одном уровне глаз, вручая презент;

не обращаться к нему монотонно — нужно демонстрировать радость в голосе, чтобы он отличался

по тону и интонации от обычной речи, например, когда вы что-то не разрешаете;

поощрять аутенка, когда он хорошо сидит за столом, прилежно и без ошибок выполняет все задания,

не демонстрирует социально неприемлемого поведения;

использовать только те стимулы, которые подходят ему по возрасту, уровню развития (например,

старшекласснику не подходят в качестве награды цветные стикеры, а ребенку с выраженными

нарушениями слуха и речи — словесная похвала).

Для более эффективного применения системы поощрения важно понимать и принимать особенности

аутичных детей. Если я замечаю, что аутенок больше не испытывает прежней радости от врученного

мною приза, то меняю его или предлагаю сразу несколько.

Неправильное и неэффективное использование системы поощрений приводит в тупик не только

взрослого, но и самого ребенка. Две самые распространенные ошибки — это показ поощрения до

того, как аутист начал реагировать и однообразные поощрения, которые не вызывают интерес. Если

в ходе занятия показать ребенку-аутисту стимул, который его ждет, до момента успешного

выполнения задания, то в дальнейшем это перестать быть инструментом воздействия.

Сначала может показаться, что таким способом аутенок научился реагировать и делать то, о

чем его просят. На самом же деле, если показать вознаграждение до момента возникновения

реакции, а не после, аутист становится зависимым от него. В дальнейшем если он будет видеть

желаемый приз, то будет с вами сотрудничать, а если он перестанет проявлять интерес к поощрению,

то может вовсе отказаться что-либо выполнять.

Скудность

материальных

стимулов

(вкусности,

игрушки)

является

еще

одной

распространенной ошибкой в обучении. Одно и то же поощрение, независимо от его начальной

мотивационной ценности, со временем становится менее значимым для ребенка. Чтобы сохранить

ценность стимулов, нужно постоянно искать новые предметы, вещи, которые будут вызывать у

малыша повышенный интерес.

Поощрения очень важны для детей с РАС. Они несравнимо ценнее, чем в работе с обычными

детьми.

Дети, с которыми я занимаюсь, умеют читать, поэтому я применяю для выбора стимула

тестирование не только в виде конкретных предметов, но и в виде списка, в котором ребёнок

отмечает свои предпочтения.

В целом методика поощрений должна пройти путь от предоставления материальных объектов до

естественной мотивации, выраженной социальным одобрением, а в конце до самостимуляции,

оценки своих действий и способности принимать решения. На последних этапах подключается и

выражение взрослыми объективного недовольства. Но при этом количество поощрений должно

преобладать, а недовольство должно быть высказано строго в адрес действий ребенка, а не его

личности.

Такая

поведенческая

методика

предполагает,

что

любое

проявление

навыков

вознаграждается, а невыполнение ожидаемых действий не наказывается. То есть нужно иметь четкое

представление об особенностях поведения ребенка и понимать, какая мотивация является для него

источником позитивных и негативных эмоций (а значит и стимулом к выполнению или отказу от

деятельности). Я создаю комфортную обстановку для обучения. При помощи поощрений ребёнок

приобретает новые навыки, борется с отклонениями и достигает приемлемой социализации. Кроме

того, система поощрений на определенном этапе помогает ввести в процесс обучения иные

методики.



В раздел образования