Напоминание

Здоровьесберегающие технологии


Автор: Семененко Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СПб ГБУ ЦССВ № 13
Населённый пункт: Санкт-петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии
Раздел: дополнительное образование





Назад




Семененко Н.В.

«Здоровьесберегающие технологии в воспитании детей с нарушением слуха»

В современном образовательном процессе все более актуальной становится проблема

сохранения здоровья ребенка.

Не секрет, что особенно важен вопрос использования

здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми c ОВЗ.

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: «Забота о здоровье - важнейший труд

воспитателя и учителя».

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое

значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения

здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения

к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды,

наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни.

От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы.

1.

Реализация

программы

«Содержание

воспитания

и

социальная

адаптация

воспитанников Центра» (+диаграмма).

Цель программы:

Повысить уровень социальной адаптации воспитанников в современном обществе.

Задачи:

-Развивать этические нормы поведения в обществе;

-Воспитывать культуру речи, поведение в общественных местах;

-Уважение к личности;

-Формировать коммуникативные и организаторские умения;

-Формировать навыки здорового образа жизни, как устойчивую форму поведения;

-Развивать мотивации детей к участию в социально-значимой деятельности и

пропаганде здорового образа жизни.

Предполагаемые результаты:

-Повышение уровня социальной адаптации воспитанников;

-Сформированность коммуникативных навыков;

-Сформированность установок на здоровый стиль жизни;

-Сформированность потребности быть нужным;

-Расширение круга общения.

Для достижения поставленных задач занятия и воспитательские часы проводились

систематически, согласно тематическому плану. В течении года все поставленные

задачи были выполнены, программный материал полностью реализован. За год

воспитанники получили знания по разделам «Культура поведения», «Жилище»,

«Одежда и обувь», «Питание», «Личная гигиена», «Средства связи», «Покупки»,

«Здоровье». «ОБЖ», «Учреждения и организации».

На протяжении года я воспитывала активность и самостоятельность, коммуникативные

способности, формировала общую культуру личности воспитанника, способность

ориентироваться в современном обществе. В начале и конце учебного года были

проведены диагностические обследования воспитанников.

Ф.И. воспитанника

Результат освоения (в

%)

начало конец

года года

Достижения

1

Б. В. Э.

61% 83,33%

С удовольствием участвует в

групповых и общих

мероприятиях. Владеет

навыками этикета (этика

поведения в общественных

местах, этика приёма пищи).

Знает виды одежды и обуви;

снятие мерок (размеры),

правила ухода за одеждой и

обувью. Умеет подбирать

одежду головные уборы, обувь

по сезону (и размеру),

различать их назначения

(повседневная, праздничная,

спортивная) сушить мокрую

одежду и обувь; чистить

готовить к хранению

подбирать крем и чистить

кожаную обувь.

2

К.В. Ю.

56% 73,33%

Появилась любознательность

к окружающему миру.

Овладела знаниями о правилах

ТБ в быту, навыками

пользования бытовыми

приборами, навыками

обустройства места для

проживания, умение

пользования общественным

транспортом. Знает

последовательность

выполнения утреннего и

вечернего туалета,

периодичность и правила

чистки зубов, ушей, мытья

головы; средства борьбы с

перхотью.Знает правила

освещения помещения,

охраны зрения при

чтении, выполнение

домашних заданий, просмотра

телепередач Требование

гигиены сна и подготовки

домашних заданий. Умеет

выполнять утренние и

вечерние туалеты, причесывать

волосы и выбирать прическу,

подбирать

шампунь,соблюдать правила

гигиены приготовления д./з.,

зрения, сна, чиститьзубы,

следить за одеждой, обувью

(иметь опрятный внешний

вид).

3

М. С. В.

56,33% 76,33%

Улучшился внешний вид

(состояние одежды и обуви).

Умеет резать ножом продукты

для бутербродов;отваривать

яйца, жарить

яичницу;нарезать варенные

овощи кубиками,

соломкой,накрывать на стол с

учетом конкретного меню.

Имеет представление о

назначении поликлиники,

больницы, диспансера,

аптеки.

4

П.О. Д.

73,66% 93,99% Овладел навыками готовки

различных блюд (салатов,

бутербродов, первых и вторых

блюд), навыками техники

безопасности с бытовыми

приборами. Освоил

профессиональные навыки

(ремонт мебели и

одежды).Сформированность

навыков ЗОЖ, полезных

привычек. Знает наиболее

рациональный маршрут

проезда до детского дома,

варианты проезда разными

видами

транспорта,количество

времени, затраченное на

дорогу, пересадки.

5

Ч.О.Д.

71,66% 93,99% Умеет организовать свой труд.

Знает бытовые приборы и

умеет ими пользоваться.

Владеет навыками

самообслуживания (дежурство

в группе, стирка личных

вещей, глаженье). Умение

приготовления пищи. Знает

источники опасности и

правила безопасного

поведения в помещении, на

улице, в природе правила

поведения при возникновении

стихийных бедствий,правила

обращения с

электробытовыми приборами,

основные виды ядовитых

растений и грибов,

правила поведения в

транспорте, правила

поведения с незнакомыми

людьми; домашними

животными.

Умеетобращаться с

электроприборами

повседневного пользования,

пользоваться слесарными

инструментами и

инструментами для работы с

тканью, бумагой (ножницы,

иглы и т.д.), распознавать

основные виды съедобных и

ядовитых растений и грибов,

действовать по сигналу

опасности, ориентироваться

на местности, оказывать

простейшую помощь при

травмах, отравлениях и т.д.

6

Ч. Д.Д.

73% 87,33% Стал более усидчив, более

адекватно реагировать на

замечания, освоил навыки

коллективной игры.

Соблюдает правила

поведения в общественном

транспорте (правила посадки,

покупки билета, поведение в

салоне и при выходе на

улицу). Соблюдает правила

дорожного движения.

7

Ч. Р.А.

51,33% 63,66%

Проявлял самостоятельность

При самообслуживании

(стирал личные мелкие

вещи). Освоилсанитарно –

гигиенические навыки

(умение чистить зубы,

умываться).

Знает требования

к осанке при ходьбе, в

положении сидя, стоя

правила поведения при

встрече и расставании,

формы обращения с

просьбой, вопросом, и

поздравлением,

сопереживанием,

благодарности,

как культурно разговаривать

по телефону, как вести себя в

общественных местах,

имеет представление об

этикете и манерах.

8

Я. В.И.

59,66% 85,33%

Сформированность

практических навыков

ведения домашнего хозяйства.

Соблюдает режим, гигиену

тела, гигиену одежды. Знает

основные виды магазинов и

их назначение, виды

отделов в промышленных и

продуктовых магазинах,

правила покупки в них;

стоимость основных

продуктов, используемых для

приготовления завтрака.

Умеет выбирать продукты

для приготовления завтрака с

учетом конкретного меню;

оплатить продукты питания;

соблюдать правила

поведения в магазине.

Контингент группы состоит из глухих детей (3 человека), слабослышащих (4) П. А.П.

учится в академии искусств г. Москва, 1 ребенок-норма.

Таким

ообразом

в

основном

в

группе

находится

дети

с

различными

психофизиологическими

особенностями,

и

для

них

просто

необходимо

применение

технологий здоровьесбережения в течение всего времени пребывания ребенка в школе.

Школа должна способствовать воспитанию привычек, а затем и потребности в здоровом

образе жизни. Эта работу я строю по нескольким направлениям.

Здоровый образ жизни:

Учебно-воспитательная работа (работа с педагогами школ №1, 20)

Спортивное направление

Оздоровительные мероприятия

Учебно-воспитательная работа с воспитанниками строится мной на воспитании

культуры поведения в рамках ЗОЖ и воспитания детей через здоровьесберегающие

технологии. В рамках санитарно-гигиенического воспитания мной с детьми проводятся

беседы: «Гигиена тела», «Культура питания», «Мой внешний вид», «Мой режим дня», «Моё

здоровье и одежда».

Важной сферой применения здоровьесберегающих технологий является сохранение и

стимулирование психического здоровья детей. У воспитанников с ОВЗ часто наблюдается ряд

неврологических синдромов, которые проявляются в нарушении произвольной деятельности и

поведении детей, быстрой истощаемости, повышенной возбудимости, раздражительности,

двигательной

расторможенности.

Следовательно,

таким

детям

необходимо

развивать

процессы саморегуляции, осознанную двигательную активность. В связи с этим применяю

следующие здоровьесберегающие технологии:

Посещаем кабинет релаксации, где проводится комплекс расслабляющих упражнений,

снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.

Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать

положительные эмоции, хорошее настроение.

Вторым видом релаксации являются различного рода движения. Большое внимание

уделялось развитию моторной ловкости, вниманию, координации движений (игры на

выработку координации движений): «А ну, попробуй!»; «Вращай одновременно»; «На одной

руке»; «Прыжок с поворотом»; «Камешки».

Потребность в двигательной активности воспитанников на самоподготовке может

реализовываться

и

посредством

проведения

динамических

пауз,

физкультминуток,

коммуникативных игр. Интересно отметить, что для закрепления мысли человеку необходимо

движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому

многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при

ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и т.д. На двигательной

активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие программы.

Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается. В процессе

коррекционной

работы

я

широко

применяю,

несложные

физические

упражнения,

направленные на уменьшение негативного влияния учебной нагрузки, повышающие

функциональную деятельность мозга и тонизирующие весь организм.

Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и

психологическая гармония. А также доброжелательные отношения с людьми, природой,

самим собой.

На занятиях по личностному развитию воспитанники учатся справедливо оценивать

свои поступки и поступки своих сверстников, понимать чувства других людей, учатся

правилам общения - это способствует укреплению их психического здоровья. Например,

были проведены занятия на темы: «Мой мир общения», «Правила общения», «Чувства.

Отражение чувств в общении», «Познай себя», «Конфликт. Разрешение конфликтных

ситуаций», «Наедине с собой». На занятиях я активно использую коррекционные игры и

упражнения, способствующие развитию личностной сферы воспитанников:

(названия из

программы по адаптации)

Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни происходит в рамках

реализации мероприятий по духовно-нравственному воспитанию. Перечень мероприятий из

Программы

Для профилактики заболеваний у воспитанников провожу беседы по темам: «Как не

заболеть гриппом», « Профилактика кишечных заболеваний», и т. д.

В течение года в системе веду работу по предупреждению травматизма, употребления

алкоголя, наркотиков, курения: «Вредные привычки и их последствия», «Наука о здоровье»,

«Пьянство и алкоголизм - явления безнравственные» и другие.

Я активно прививаю своим воспитанникам любовь к физической культуре и спорту.

Очень любят спортивные и подвижные игры, эстафеты, проводимые мной на прогулках

«Веселые старты» и другие. Дети с желанием посещают спортивные секции Центра и школы,

участвуют в соревнованиях и занимают призовые места.

В рамках акции «Жизнь без табака», в целях пропаганды здорового образа жизни и

предупреждения вреда курения проводили конкурс плакатов. Дети активно принимали

участие.

Участие воспитанников в городских и районных спортивных мероприятиях. Слайды в

таблице)

Наименование

мероприятия

Уровень

(городское

или

районное)

Место проведение

Ф.И.

воспитанни

ков

Результат

1

Конкурс «Русский

медвежонок-

языкознание для

всех».

школьное

Школа-

интернат№20

П. О.

4 место

2

Соревнования по

выполнению

испытаний ВФСК

«Готов к труду и

обороне» в рамках

проведения Дня

здоровья через ГТО.

районное

Стадион

«Приморец»

Приморский р-н.

П. О.

2 место

3

Открытый турнир по

шахматам.

районное

Песочная наб.

д.14лит. Б

ГБОУ шк№20.

П..О

3 место

4

Дартс

(мл. группа)

городское

Наб. реки Мойки

д.108

К. В

5-е место

5

Кубок Степанова

футбол.

городское

Ул.Здоровцева д. 8-

А

М. С.

3-е место

6

«Звезды добра» мини-

футбол.

городское

Ул. Демьяна

Бедного 8А

Я. В.

участие

7

Соревнования по

шахматампо

программе

Спартакиады (мл.

группа)

городское

Невский проспект

д. 101

К. В

3-е место

8

Соревнования по

шахматам по

программе

Спартакиады(ст.

группа)

городское

Невский проспект

д. 101

М.С.

3-е место

9

Соревнования по

шахматам по

программе

городское

Невский проспект

д. 101

М. С.

1-е место

в личном зачете.

Спартакиады (ст.

группа)

10

Соревнования по

шашкам

ДОЛ

«Молодежный»

М. С.

3-е место

11

За активное участие в

жизни отряда и лагеря,

за помощь взрослым,

за неиссякаемую

энергию и жизненный

позитив.

ДОЛ «Молодежный

М. С.

грамота

12

Соревнования по

настольной игре

«Новус».

ДОЛ «Молодежный

Я. В.

2-е место

Ведется мониторинг заболеваемости воспитанников, который показывает положительную

динамику снижения заболеваемости.

Использование здоровьесберегающих технологий в группе позволяет сохранить уровень

здоровья детей.

Комплекс упражнений для слабослышащих детей

Частные задачи

Содержание

Дозировка

Методические указания

1

Подготовить

организм для

выполнения

упражнений

Дыхательное упражнение:

И.п. стойка сомкнутая 1 –

поднимая плечи вверх сделать

вдох 2 - опуская плечи вниз

выполнить выдох через

сложенные трубочкой губы.

6 раз

Следить за правильным

дыханием, за

правильной осанкой

обучающихся. Выдох,

не надувая щёк.

2

Помочь

максимально

растянуть мышцы,

подготовить к

предстоящей

нагрузке.

Укрепление мышц

ног.

И.п.: упор присев

1- встать, руки вверх,

прогнуться, левую ногу

отвести назад – вверх 2- И.п.

3- встать, руки вверх,

прогнуться, правую ногу

отвести назад – вверх 4 - И.п.

6 раз

Поднимаясь, следить за

удержанием равновесия

тела.

Следить за состоянием

правильной осанки

обучающихся.

3

Способствовать

развитию гибкости

позвоночника,

удержанию

равновесия.

И.п. стойка- ноги врозь, руки в

стороны. 1- Наклон в сторону

к правой ноге. 2 – И.п. 3 -

Наклон в сторону к левой

ноге. 4 И.п.

8 раз

Тело и ноги прямые,

контролировать

удержание тела

обучающихся. Кому

трудно, облегчить

наклон, сгибая колени.

4

Способствовать

развитию гибкости

в позвоночнике,

укреплению мышц

ног, пресса.

И. п. - упор, сидя, сзади 1 –

поднять правую ногу вверх 2 –

И.п. 3 – поднять левую ногу

вверх 4 –И.п.

8 раз

Следить за состоянием

правильной осанки.

5

Способствовать

развитию гибкости

в тазобедренных и

плечевых

суставах.

Максимально

растянуть мышцы.

«Самолет»

И.п.: упор стоя на коленях.

Отвести правую ногу назад,

коснуться тазом пятки левой

ноги, выпрямиться, руки в

стороны. Смотреть вперед.

Удержать 5 сек.

По 3 раза на

каждую ногу

Следить за состоянием

правильной осанки, за

удержанием равновесия

тела.

6

Способствовать

развитию гибкости

в позвоночнике.

« Лодочка»

И.п. Лежа на животе, руки

вперед ладонями вниз. 1 -

4 раза

Кто не справляется с

этим упражнением,

облегчить (И.п.- руки за

спиной) или помочь

Укрепляются

мышцы спины и

пресса.

Поднять одновременно руки и

ноги вверх - удерживаем 5сек.

2 – И.п.

детям удержать руки и

ноги.

7

Укрепить

икроножные,

бедренные мышцы

и способствовать

координации

движений.

И.п.- стойка сомкнутая, руки

на поясе.

Прыжки на двух ногах вперед,

назад, вправо, влево.

30 сек.

Первые прыжки

выполнять в медленном

темпе. Следить за

правильным

выполнением

упражнения.



В раздел образования