Напоминание

Новые образовательные технологии и педагогическая практика


Автор: Есауленко Ирина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №29"
Населённый пункт: г.Уссурийск, Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: Новые образовательные технологии и педагогическая практика
Раздел: начальное образование





Назад




«Новые образовательные технологии и педагогическая практика»

Есауленко Ирина Геннадьевна,

МБОУ «Гимназия №29» г. Уссурийск, учитель

Коллектив гимназии продолжает осваивать технологию обучающих мастерских, так как

деятельность ученика и учителя в рамках творческих мастерских не может осуществляться без

опоры на способность к рефлексии. Технология проведения и организации педагогических

советов, отработанная как творческая, исследовательская деятельность групп, сохраняется.

Привлекательность мастерской заключается в том, что деятельность ребенка, направленная на

познание, поиск ответов на интересующие вопросы, находится в центре внимания учителя.

Учитель не передает готовые, отобранные кем-то сведения, а создает проблемную ситуацию,

которая вызывает у ребенка желание найти ее решение. При этом учитель верит безоговорочно

в

творческие

способности

абсолютно

всех

учеников,

создает

условия

для

продвижения

каждого. Учитель тоже имеет право на ошибку, он вообще не выше учеников ни в чем – таковы

правила мастерской. Педагог всегда открыт, готов учиться, в том числе и у своих учеников, он

находится в постоянном диалоге с ними, в диалоге на равных. Сегодня педагогами гимназии

освоены несколько типов мастерских.

Историческая справка.

В педагогической науке существует много педагогических технологий, одной из них является

мастерская. Мастерская – одна из основных обучающих форм, которые применяются француз-

ской

группой

нового

образования

добровольным

творческим

объединением

ученых

и

практиков Франции, возникшим в 20 гг. XX в. В своей работе мастерская реализует следующую

цель: разработать и внедрить в практику образования интенсивные методы обучения и развития

ребенка. В Россию эта технология пришла в 90-е годы двадцатого века. Мы понимаем педаго-

гическую мастерскую как форму обучения детей и взрослых, которая создает условия для

восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или

коллективного

открытия.

Педагогическая

мастерская

это

средство

передачи

учителем

концептуальной и практической сторон своей педагогической системы.

Технология построения мастерской.

Педагогическая

мастерская

форма

сотрудничества,

которая

объединяет

все

направления

педагогической

деятельности:

от

ученичества

до

мастерства.

Это

одна

из

интенсивных

технологий обучения, включающая каждого из его участников в «самостроительство» своих

знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и

самостоятельное решение творческих задач. В ней важен сам процесс творчества.

Этапы работы:

1.

Индуктор

(свѐрнутый

смысл

темы;

начало,

мотивирующее

деятельность

каждого; это обращение к ассоциативному образному мышлению, чаще всего неожиданное для

участников) – от латинского

«ввожу, навожу, побуждаю». Главное

– найти действие для

разворачивания

смысла.

Это

задание

должно

актуализировать

личный

опыт

участника,

связанный,

так

или

иначе,

со

смыслом

дальнейшей

деятельности.

Ассоциации

включают

воображение и способствуют развѐртыванию творческого процесса деятельности участника.

Примеры индуктора.

Девиз- шутка Аристотеля: «Если ты не знаешь, что ты ищешь, то что же ты ищешь; а если ты

знаешь, что ты ищешь, то зачем же ты ищешь?»

1)Тема мастерской: “Хищничество”.

Здесь биологический и нравственный смысл понятия должны быть ―прожиты‖ участниками,

―прочувствованны‖. Решение мастера – пройти и посмотреть портреты хищников, размещен-

ные на классной доске, на стенах класса и – на зеркале(!), где оставлено пространства для лица

смотрящего. Нас не просят задуматься о роли и месте человека в естественных природных

целях, но мы сделали это обязательно.

2)Тема мастерской: “Проникновение”, а тема изучаемая: “Мембрана клетки”. Понять

устройство и работу (механизм проникновения) легче, если провести аналогию с забором,

преградой. Поэтому задание: перечислить способы проникновения на территорию, ограничен-

ную забором.

II. Работа с материалом (с текстом, моделями, схемами, звуками и др. индивидуально или в

групповом взаимодействии) – это создание творческого продукта:

1.

деконструкция

разъединение,

рассогласование

избранных

для

работ

материалов

и

представлений.

2. реконструкция – создание из разрозненных частей своего текста, рисунка, который надо

будет предъявить всем участникам мастерской.

III. Социализация – соотношение своей деятельности с деятельностью остальных, предъявле-

ние созданного продукта всем участникам мастерской, коллективная работа. Социализация

позволяет понять направление, способы деятельности других участников, оценить гипотетиче-

ски идеи возможности их реализации.

IV. Рефлексия. (может быть промежуточная или итоговая)

Не – получил, овладел, записал, узнал, запомнил, выстроил, создал, задумался.

А – сделал, открыл, понял, почувствовал, помог, выстроил, создал, задумался, выбрал,

приблизился; сделаю, подумаю, почитаю, понаблюдаю.

V. «Разрыв»: может быть на любом этапе.

Озарение - скачок от незнания к знанию, новому видению, новому осознанию предмета.

Возникает информационный запрос, который решается через: компьютер, словари, помощь

родителей и учителей в процессе сотрудничества и сотворчества.

Разрыв - психологическое состояние человека в мастерской, при котором ему внезапно

открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путѐм ―озарения‖ он

приходит к качественно новому повороту истины. Если на обычном уроке ученик приводится

учителем к новому логично, постепенно, многоступенчато и доказательно, то в мастерской

самостоятельный ввод в общение – закономерность.

ЭТАП ВНЕШНЕЙ РЕФЛЕКСИИ И САМОКОНТРОЛЯ

Этап рефлексии необходим для того, чтобы сосредоточить внимание ребят на способах работы

в мастерской, для выработки направления в создании своего стиля изучения нового материала.

Схематично этот этап можно изобразить так:

1.

Учитель предоставляет ребятам возможность осознать сам

2.

3.

с

4.

5.

6.

7.

1. Учитель предоставляет ребятам возможность осознать сам процесс изучения, причем просит

сосредоточиться

на

самых

драматических

моментах:

моментах

непонимания;

моментах

прозрения; моментах, когда собственные ограничения приводили к ложным выводам и т.д.

Высказываются желающие, совсем не обязательно настаивать, чтобы говорили все, ибо такой

же анализ, возможно даже более строгий, обязательно пройдет во внутренней речи.

2. Пары в диалоге с ведущей ролью одного из субъектов проводят контроль изученного, один

ученик задает серию вопросов другому, соглашается, если ответ верен, приводит свои доводы,

опровергающие неверный ответ, затем происходит смена ролей, и диалог продолжается.

3-6. Составить контрольную работу ребята могут дома. К тексту работы, написанной на

отдельном листочке, каждый автор прилагает и листочек с ее решением. Решения складыва-

ются

на

столе

учителя,

ребята

обмениваются

текстами

работы,

решают,

сравнивают

с

авторским решением. Вступают в диалог с автором.

7.

Внутренний диалог – это очень важный момент, учитель обязательно должен зарезервиро-

вать

для

него

несколько

минут,

пусть

все помолчат, подумают, что-то запишут, что-то

почитают. Внутренний диалог в классе — прекрасный пример для возникновения внутреннего

диалога вне школы.

8.

Зачет

состоит

из

контрольной

работы

и

устного

опроса

и проходит обычно в течение двух учебных часов.

На доске написаны два варианта контрольной работы, рассчитанной примерно на 60-70 минут.

Одна половина учеников класса получает вопросы для устного опроса, другая - пишет конт-

рольную работу. По мере готовности учеников учитель спрашивает ребят, отмечает в своем

листе результат опроса. После того, как ученик ответил, он приступает к решению кон-

трольной работы, а учитель включает в устный опрос следующего ученика. В конце второго

урока учитель собирает контрольные работы и объявляет отметку за устный опрос, отметка за

контрольную работу объявляется на следующем уроке.

Типы мастерских зависят от:

-состава учеников;

-целей и способов деятельности;

-времени продолжительности процесса;

По составу: только для учащихся, только для педагогов, для учащихся и педагогов.

По целям и способам деятельности:

- мастерские творческого письма;

- построения знаний;

- самопознания;

- отношений и ценностных ориентаций.

Отличительные особенности традиционного урока и мастерской

отличие

урок

мастерская

по стилю

Знания, которые ученик должен усвоить,

необходимо правильно отобрать, четко

структурировать, сделать их удобными для

усвоения всеми.

Постоянный поиск

по содержанию

Всякое новое знание становится новым

потому, что так решил учитель, так требует

школьная программа.

Всякое новое знание становится новым

лишь потому, что я порываю с тем, что я

считал правильным до сих пор.

по структуре

От простого к сложному.

Учитель – знания – ученик.

Ученик обречен на запоминание услышан-

ного и затем на предъявление его учителю.

Парадокс- основа мотивации, исследова-

ния, путь к открытию в результате поиска

и преодоления противоречий.

Сравнение результатов работы педагогической мастерской и обычного урока.

параметры

урок

мастерская

Руководство

познавательной

деятельностью.

а) Учитель непосредственно направляет

деятельность учеников;

б) косвенное руководство; учитель

иногда даст указания,

оказывает помощь;

в) прямое руководство сочетается с

косвенным.

Внимание ребят направлено на задания.

Они работают самостоятельно, выбирают

нужный темп, средства и методы. учитель

следит, чтобы все находки попали в поле

зрения детям.

Результат

Овладение всеми учениками основами

изучаемого на уроке.

Сам познавательный

процесс.

Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследова-

тельским и проблемным методам обучения. Принципиальное отличие, однако, заключается,

по крайней мере, в двух особенностях мастерской:

1) проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий

процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца

творчества и последующего его

осознания;

2) проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в

системе мастерских все проблемы выдвигаются учащимися.

Какой должна быть личность учителя – мастера? Находясь внутри традиционной системы

образования, используя свойственную ей педагогическую парадигму, сложно увидеть недо-

статки, проблемы, тупики. Выход в другое педагогическое пространство позволил проанализи-

ровать ответ педагогов на вопросы анкет, касающиеся их профессиональной позиции, профес-

сионального бытия.

1 вопрос: Что Вы умеете делать хорошо? Учителя сосредотачиваются на своих методических

умениях, позволяющих решать дидактические задачи учебного процесса: готовить урок,

проверять тетради, подбирать задачи, ставить проблемы, отстаивать свою точку зрения, думать,

спорить, доводить начатое дело до конца. Единичные ответы касаются создания атмосферы

психологического комфорта в классе, умение слушать детей, общаться с ними.

2 вопрос: Что Вы всегда делаете на уроке?

Я полностью владею ситуацией действий, разворачивающихся на уроке: объясняю, учу, шучу,

слушаю, пишу на доске, проверяю, повторяю, обобщаю, помогаю, ругаю, дополняю, убеждаю,

определяю

цель,

ставлю

задачи,

заставляю

ребят

учиться,

стремлюсь

получить

хороший

результат на уроке.

3 вопрос: Какие педагогические удачи были у Вас в этом учебном году?

Ответы педагогов можно разделить на две группы: учебные, связанные с хорошим «научением»

предмету, и педагогические. Учебные удачи подтверждают умение педагога формировать

знания, умения, навыки: я объяснила, они поняли; я говорила – меня слушали; мои ребята

хорошо и много читают; мои ученики заняли призовые места в городской олимпиаде. Педаго-

гические удачи были связаны с помощью детям в преодолении трудностей общения, познания

мира: удалось преодолеть барьер между мальчиками и девочками, научила ребят слушать друг

друга и реально оценивать друг друга. Среди педагогических неудач отмечали свое неумение

справляться с конкретными учебными ситуациями: не могу подавить раздражение, когда на

уроке жуют, переговариваются, не держу каждого ребенка в руках; моя нетерпеливость к

отстающим. Приведенные примеры показывают, что свои неудачи педагоги не описывают с

позиции реализации целей учеников, выстраивания их контактов с миром людей, вещей, миром

природы, культуры, науки.

Зона подавления личности ребенка:

-

вопросы учителя забивают рождение вопросов у ученика;

-

учитель боится интеллектуальных тупиков ученика, торопливо

убирает проблему

серией

наводящих вопросов;

-

выбор действий, ситуаций, материала, вопросов всегда за учителем;

-

учитель гораздо больше рассчитывает на дисциплину, чем на интерес.

Зона торможения развития творческих способностей ребенка:

-

умственный поиск подменяется пересказом чужих идей;

-

логика учителя не совпадает с логикой ученика;

-

учитель

боится

непредсказуемости ответов,

действий

ученика, которые

могут

нарушить

запрограммированный им ход занятия;

-

усилие шаблона и схем над реальным бытием ребенка.

Зоны блокировки процесса становления индивидуальности:

-

боязнь импровизации;

-

восприятие ребенка как

предмета деятельности педагога, который знает, каким

ребенку

надлежит быть;

-

отсутствие поля свободы для проявления интеллекта и способностей.

Традиционному учителю всегда некогда, он сам себя загоняет в тупик и загоняет в педагогиче-

ские тупики своих учеников, стремясь быстрее изучить материал и дать им больше знаний. Ему

жаль «тратить» время на организацию их самостоятельных исследований, истинных поисков,

воспитывающих активную позицию к познанию. Очень часто именно позиция, философия

учителя - источник педагогических проблем и тупиковых ситуаций. Таким образом, большин-

ство противоречий в педагогическом процессе связано с педагогической парадигмой педагога, с

менталитетом

общества,

с

живущими

в

нем

мифами,

стереотипами, традициями.

Значит,

возможность решения проблем во многом зависит от желания самого педагога проанализиро-

вать смысловые доминанты профессионального бытия и целевые установки педагогической

деятельности. Осознание проблем

массовой

школы

приведет к

формированию принципов,

которых должен придерживаться современный педагог:

-перестать стремиться к обладанию миром, а вслушиваться, вглядываться в мир;

постараться

убрать

свое

учительское

«Я»

с

пьедестала,

даже

веря

в

свою

гениальность;

-

учителя должно быть на уроке в меру;

-

организовать работу детей так, чтобы они были нужны друг другу;

-

учитель не должен ждать команды для пересмотра своих принципов, он это делает постоянно;

-

не подменять учение погоней за результатом;

-

постоянно доказывать ребенку, что он одарен.

Принципы и правила ведения мастерской

Ценностно-смысловое равенство всех

участников, включая мастера –

руководителя

мастерской.

Право каждого на ошибку, самостоятельное

преодоление ошибки – путь к истине.

Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника

мастерской создает

условия

эмоционального

комфорта

и

творческой

раскованности,

реализуя принципы "педагогики успеха". Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.

Предоставление свободы в рамках принятых

правил реализуется, во-первых, в праве

выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не

участвовать

на

этапе

"предъявления

продукта"; в-третьих, в

праве действовать по своему

усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.

Значительный

элемент

неопределенности,

неясности,

даже

загадочности

в

заданиях.

Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой - психологический дискомфорт,

желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же, как право

выбора обеспечивает ощущение внутренней свободы.

• Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор,

даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой,

диалог с научным или художественным авторитетом – необходимое

условие личностного

освоения

элементов

культуры,

условие

восхождения

к

новым

истинам.

Диалог

создает

в

мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций,

в разных "цветах",

которые лишь совместно дают ощущение "радуги" мира. Рождается истинная коммуникативная

культура.

• Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в

зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места

для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого "продукта"

каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д. Содействует

появлению чувства свободы.

• Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера (руководителя) как

авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации

достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он

может включиться в работу "на равных" с учащимися — например, в мастерской творческого

письма. Каждая мастерская для руководителя — поле диагностики, на основе которой создается

новая мастерская или включаются другие необходимые о формы работ.

Пример1. Мастерская самопознания и творческого письма.

( Подготовлена кафедрой словесников.)

Тема: Свобода

Творчество

Цель: Создать

условия для создания и практического осмысления технологии построения

мастерской самопознания и творческого письма.

Задачи: – сформировать у учителей представление о технологии творческой мастерской;

используя

теоретические

знания

о

мастерской,

закрепить

их

в

практической

деятельности;

– в ходе практической работы развить навыки педагогической рефлексии.

I. Индуктор: оформлена выставка, мотивирующая дальнейшую деятельность

участников в

данной мастерской; опираясь на собственный опыт, каждый участник должен был прийти к

осознанию слова «свобода» и назвать его самостоятельно.

Выставка:

-

глобус, оплетенный колючей проволокой;

-

клетка с птицей;

-

человек с завязанным ртом;

-

картины русских художников, изображающих подневольный труд;

-

подборка иллюстраций картин, символизирующих свободу: статуя свободы;

-

море в различных видах, полет птиц, полет гимнастки, балерины, созидающий труд.

Музыка: «Прогулка по лесу» - шелест травы, шум дождя, гроза, пение птиц и т.д.

Ход мастерской.

«Предлагаем ознакомиться с выставкой».

Какие ассоциации возникли у вас, когда вы смотрели экспонаты выставки?

Какое ключевое слово мы заметим, чтобы назвать первое слово нашей мастерской?

Свобода!

«Прошу

дать

свое

определение

свободы,

записать

его

первым

словом,

словосочетанием,

предложением!»

(записываются варианты)

«Подумайте, какой звук, цвет, жест соответствует вашему понятию свободы?»

(расскажите, продемонстрируйте)

«Раскованность, улыбка, право выбора – это наше «бытовое» определение свободы.

Философских же определений свободы очень много.

Мы предлагаем вам некоторые из них к сведению, для размышления. Они помещены на

плакатах, которые легко читаются.

1.

«Люди никогда не могут быть свободны, если не воспитаны для свободы. И это то

воспитание, которое является результатом самодисциплины, самоуважения и самоуправления».

Г. Бокль.

2.

«Человек, властвуя над другими, утрачивает собственную свободу». Ф.Бэкон.

3.

«Политическая

свобода,

если

хорошо

ее

разобрать,

есть

условная

басня,

выдуманная

правящими для усыпления управляемых». Наполеон.

4. «Отказаться от свободы – значит отказаться от человеческого достоинства, от прав человека,

даже от его обязанностей». Ж.-Ж. Руссо.

5. «Жалкая нация! Сверху донизу – все рабы…». Н.Г.Чернышевский.

«А сейчас вам хорошо, комфортно? Нечто не угнетает? Тогда для полного счастья предлагаем

послушать музыку!»

(звучит шум моря, прибой, музыка моря…)

«Красивые звуки… Многие лето вспомнили, себя на пляже, полное ощущение свободы, нет

цейтнота времени. Море – это ведь тоже своеобразный образ свободы. У Пушкина: «Прощай,

свободная стихия!»

Создание творческого продукта.

У каждого из нас сложилось определенное настроение. Я предлагаю вам выразить его в чем-

то…

Деконструкция.

Каждый участник выбирает творческую мастерскую. Их три!

1.

Мастерская стихосложения (мастер Ященко Л.А.)

2.

Мастерская пластики (мастер Новоленова И.Е.)

3.

Мастерская живописи (мастер Лысенко Т.В.)

Прошу выбрать наиболее приемлемый для вас способ самовыражения и пересесть к своему

«мастеру».

Реконструкция .

В течение 15 – 20 минут идет создание творческого продукта, который надо будет индивиду-

ально или группой предъявить всем участникам мастерской.

Социализация.

Предъявление созданного продукта всем участникам.

- чтение стихов;

- показ рисунков (сразу с промежуточной рефлексией, т.к. некоторые пейзажи «называли»

вместе);

- просмотр «пластического группового этюда» с последующей рефлексией.

Промежуточная рефлексия и самокоррекция.

В процессе работы мастерской каждый участник проявил такой "фонтан" творчества, что

второе слово нашей мастерской – творчество – было названо сразу!

Рефлексия.

Что я чувствовал во время мастерской?

Что я «открыл» в себе?

Было ли мне комфортно?

Я – свободный человек и творческая личность?

Чем меня удивили коллеги?

Кого из коллег я «открыл» для себя по-новому?

Рефлексия по итогам мастерской.

Отмечено, что по целям и способу деятельности наша мастерская правильно названа мастер-

ской самопознания и творчества.

Алгоритм работы в мастерской можно представить следующим образом:

1.

творческий процесс,

2.

творческий продукт,

3.

осознание его закономерностей,

4.

соотнесение полученного с достижениями культуры,

5.

коррекция своей деятельности.

Работа в мастерской показала, что в режиме диалога возникло такое сотрудничество, которое

привело к сотворчеству, а способствовали всему этому свобода и право выбора.

Настроение у всех участников мастерской было замечательное, все были благодарны друг

другу за праздник общения.

Предъявленный творческий продукт

Лунная дорожка на воде лежит.

Море с берегами тихо говорит.

Бьет о скалы грозные ласково прибой,

и волна несется следом за волной

Что же есть свобода?

Пламя иль вода?

Море или солнце?

Неба синева?

Где же есть свобода?

(Панкратьева М.В.)

Как красиво море на закате!

Лунная дорожка на воде лежит.. .

А по берегу в красивом белом платье

За мечтою юная Ассоль спешит.

(Марьина И.А.)

Лежит у ног моих тоскующее море.

Зовет оно, и плачет, и молит.

Зовет и манит неминуемое горе,

не зная, что судьба его простит.

(Ткаченко Т.И.)

Чарует музыка моря.

Зовет неустанно к себе

тот ветер шумливый с простора,

что душу излечит тебе.

Забудешь ты горе, ненастье.

И в свете грядущего дня,

как море огромное счастье

в объятия примет меня.

(Акентьева Л).

Я песчинка в буйном море,

потерялась в чужом хоре.

То взлетаю к небесам,

то уже близка к слезам…

Как гармонии достичь?

Сочиняю яркий спич.

(Фролова Н.П.)

Бушует море

огромное, грозное

Бьѐт о скалы,

навевая страх.

Недаром музыку

создал тревожную

тот, которому имя Бах!

(Падалко Г.А.)

Море, волною шурша, лижет желтый песок.

«Здесь не отыщешь ушедшее лето. Все тщетно»,

шепнула раковина на ушко моей дочке.

Море, как время, неумолимо и постоянно.

То всех обласкает волною, то в гневе обрушит ее.

Но для крошки - краба на дне - это дом.

Морю так тесно в скалистых его берегах,

штормы, прибой и цунами воюют со скалами.

Так мысли о море не укладываются в стихотворный размер.

( Баранова Е.П.)

Бушует грозный океан,

кричат тревожно чайки,

и седовласый капитан глядит на них печально.

Ах, где они, былые дни,

когда вставал с восходом

и на корвете боевом

ходил в моря, в походы? ..

(Веселова И.П.)

Дремлет море на рассвете,

чайки кружатся, болтают,

разговор ведут о лете,

бури, штормы предвещают…

Души в них живут погибших,

в море канувших навечно,

землю, море, жизнь любивших, –

потому и плачут вечно.

Ветер рябь, волну пуская,

из глубин зовет стихию.

Море силой восхищает…

И о нем пишу стихи я.

(Ященко Л.А.)

Пример 2. Мастерская конструирования знаний: развитие педагогической компетентно-

сти через систему повышения квалификации.

Тема: «Повышение квалификации и профессионального уровня деятельности педаго-

га».

Цель: создание модели программы повышения квалификации учителя.

Задачи:

- создать условия для практического осмысления технологии конструирования и систематиза-

ции знаний о системе повышения квалификации учителя;

- используя теоретические знания о мастерской, закрепить их в практической деятельности;

- в ходе практической работы развить рефлексивные умения и навыки участников мастерской;

- создать модель повышения квалификации педагогов с учетом требований сегодняшнего дня

(реальный методический продукт).

План мастерской.

1. Ввод в мастерскую.

2. Этапы работы мастерской.

3. Подведение итогов (рефлексия):

1)затронула ли вас тема обсуждения?

2)какие вопросы были наиболее интересными?

3)попытайтесь кратко сформулировать ваше отношение к данному вопросу (заполнение

анкет).

Описание хода мастерской

I.

Индуктор:

«Человек рождѐн для мышления и действия».

Античный афоризм.

«Быть человеком – это чувствовать свою ответственность».

Сент – Экзюпери.

«Тот, кто не смотрит вперѐд, оказывается позади».

Д. Герберт.

«Если ты не знаешь, что ты ищешь, то, что же ты ищешь;

а, если ты знаешь, что ты ищешь, то зачем же ты ищешь?».

Аристотель.

Участникам мастерской предлагается работа в четырѐх группах.

Задача: разработать модель повышения квалификации в рамках школы, города, края, страны.

Работая вместе в нашей мастерской, мы будем мыслить, искать, принимать решения,

осознавая свою ответственность, так как наша программа должна быть, нацелена на будущее, а

мы знаем с вами, «зачем мы ищем». Опираясь на собственный опыт, каждый участник должен

прийти

к

осознанию

необходимости

создания

новой

системы

повышения

квалификации

учителей с ориентацией на интерактивные формы. Формы и методы подготовки и переподго-

товки работников образования должны помочь учителю перейти в своей деятельности на

компетентностно-ориентированные стандарты, помочь в совершенствовании своего професси-

онального

мастерства,

в

реализации

личностного

потенциала

через

профессиональную

деятельность, научить пользоваться инструментами самооценки и самоконтроля, средствами

индивидуального продуктивного оценивания. Исходя из этого мы предлагаем включить в

программу

следующие

направления

деятельности:

личностно-ценностный,

деятельностный,

компетентностный, рефлексивный аспекты.

Для работы в группах предоставляются ватманы, маркеры и опорный материал:

тарифно-квалификационная характеристика учителя;

формы научно-методической деятельности учителя;

объекты измерения качества повышения квалификации учителя;

оценка уровня профессиональной компетентности учителя

(по Л.Ф. Ивановой);

модель программы повышения квалификации.

Тарифно-квалификационная характеристика учителя.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ. Проводит обучение учащихся с учетом кон-

кретных педагогических ситуаций и специфики преподаваемого предмета. Использует разно-

образные формы, приѐмы, методы и средства обучения учащихся, руководит их трудовой,

спортивной

и

художественно-творческой

деятельностью.

Планирует

учебный

материал

по

преподаваемому предмету; обеспечивает выполнение учебной программы, достижение всеми

учащимися базового уровня знаний. Осуществляет постоянную связь с родителями и лицами,

их

заменяющими.

Обеспечивает

соблюдение

учащимися

учебной

дисциплины

и

режима

посещения

занятий,

выполнение

требований

техники

безопасности

и

производственной

санитарии при эксплуатации учебного оборудования. Участвует в деятельности методических

объединений и других формах проведения методической работы, вносит предложения по

совершенствованию

учебно-воспитательного

процесса.

Систематически

повышает

свою

профессиональную квалификацию.

ДОЛЖЕН ЗНАТЬ. Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходи-

мом

для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих

задач; теорию педагогики, психологии, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику

преподавания предмета, программы и учебники; методику воспитательной работы, содержание

и принципы организации обучения по соответствующему предмету, формирования различных

ученических

коллективов

и

руководства

ими,

требования

к

оснащению

и

оборудованию

учебных кабинетов и подсобных помещений, средства обучения и их дидактические возможно-

сти; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

основы права и научной организации труда; решения законодательных и других органов по

вопросам обучения и воспитания детей и молодежи.

Формы научно-методической деятельности учителя.

Теоретические формы

Практико-ориентированные формы

1.Курсовая переподготовка на базе ПИППКРО:

- очная;

- заочная;

1. Разработка образовательных программ,

методических пособий, рекомендаций.

2.

Защита

проектных

и

творческих

работ,

- проблемная;

- тематическая;

- экстернат;

- стажировка.

2. Лекции.

3. Самообразование:

- научно-исследовательская

работа;

-научно-экспериментальная

работа.

4.Модульная система обучения.

5. Обучение в аспирантуре.

научной диссертации.

3. Семинары-практикумы.

4. Исследовательские лаборатории.

5. Авторские встречи.

6. Научно-методические семинары, конференции.

7. Научно-педагогические фестивали.

8. Участие в педагогических ярмарках.

9. Конкурс «Учитель года».

10. Проблемные и творческие группы

(временные и постоянные).

11. Организационно-деятельностные игры:

- мастер-классы;

- тренинги;

- деловые игры;

- круглые столы;

- мозговые штурмы.

12. Педагогические советы.

13. Экспериментальные группы.

14. Экспериментальные площадки.

15. Экспертные группы.

16. Школа молодого специалиста.

17. Школа передового опыта.

18. Школа управленческого мастерства.

19. Школа управления и менеджмента.

20. Педагогические форумы.

Объекты измерения качества повышения квалификации учителя.

Проект образовательного процесса (оценка образовательной программы).

Процесс реализации этого проекта. Оценка образовательного процесса по предло-

женным параметрам:

мотивация учебных достижений;

новизна содержания образования;

характер методов и форм обучения;

соответствие обучения «зоне ближайшего развития»;

организация самообразования;

характер субъектных взаимоотношений;

личная востребованность.

Образовательные результаты:

профессиональная компетентность учителя;

реализуемый им образовательный процесс;

образовательные результаты его воспитанников.

II. Создание творческого продукта.

Деконструкция.

В процессе обсуждения полученных материалов участники групп предлагают свои точки

зрения по поводу значимости различных форм повышения квалификации учителя с учѐтом

выделенных компонентов.

У каждого из нас сложилось определенное мнение. Я предлагаю вам выразить его в виде

схемы, таблицы, модели…Прошу выбрать наиболее приемлемый для вас способ самовыраже-

ния.

Реконструкция.

В течение 15 – 20 минут идет создание творческого продукта, который надо будет индивиду-

ально или группой предъявить всем участникам мастерской.

III. Социализация.

Предъявление созданного продукта всем участникам:

- знакомство с моделью непрерывной системы повышения квалификации учителя;

- демонстрация схем и таблиц, комментирование.

Промежуточная рефлексия и самокоррекция.

В

процессе

работы

мастерской

каждый

участник

проявляет

активность

и

творчество,

выдвигает аргументы «за» и «против».

IV. Рефлексия. Что я чувствовал во время мастерской? Что я «открыл» в себе?

Было ли мне комфортно?

Рефлексия по итогам мастерской.

Я – свободный человек и творческая личность?

Чем меня удивили коллеги?

Заполнение анкет.

Отмечено, что по целям и способу деятельности наша совместная работа правильно названа

мастерской конструирования, самопознания и творчества.

Алгоритм работы в мастерской можно представить следующим образом:

1. актуализация темы;

2. творческий процесс;

3.

творческий продукт;

4.

осознание его закономерностей;

5.

соотнесение полученного с реально существующими моделями повышения

квалификации учителя;

6.

коррекция своей деятельности;

7.

рефлексия.

Работа в мастерской показала, что в режиме диалога возникло такое сотрудничество, которое

привело к сотворчеству, а способствовало этому свободное право выбора. Обстановка в

процессе работы на мастерской была деловая и конструктивная.

Предъявленный творческий продукт.

Модель программы повышения квалификации в образовательном учреждении.

Направления деятельно-

сти

Индивидуальные формы

Групповые формы

Коллективные формы

1.Личностно-ценностный

аспект

Изучение литературы;

заочная курсовая

подготовка;

экстернат;

стажировка;

модульная система

обучения;

аспирантура.

Очная курсовая подготовка;

школа управленческого

мастерства;

заседания кафедры.

Школа молодого специалиста;

школа передового опыта;

школа управления и менедж-

мента.

2.Деятельностный аспект

Проведение уроков

различных форм;

разработка образователь-

ных программ,

методических пособий,

рекомендаций;

защита проектных,

творческих работ.

Конкурс «Учитель года»;

совместная деятельность по

решению проблем на

кафедре.

Семинары-практикумы;

педагогические советы;

научно-методические

конференции, семинары;

научно-педагогические

фестивали;

деловые игры.

3. Компетентностный

аспект

Научно-

исследовательская,

НЭР;

педагогические ярмарки;

экспертиза образователь-

ных программ, учебников;

диссертация.

Проблемная, тематическая

курсовая подготовка;

проблемные, творческие

группы;

экспериментальные группы.

Исследовательские лаборатории;

круглые столы;

экспериментальные площадки;

разработка программы,

концепции ОУ;

педагогические форумы.

4.Рефлексивный аспект

Анализ, самоанализ

уроков;

лекции;

авторские встречи;

обобщение опыта;

творческие отчѐты.

экспертная группа;

жюри конкурсов.

Мастер-класс;

тренинги;

педагогические форумы.

Лист экспертной оценки №1

Цель: отследить эффективность мастерской с точки зрения развития у педагогов познаватель-

ной компетенции

ФИО учителя_______________________________________________________

Вид умений

Набор умений и навыков

Да

Нет

Учебно-

информационные

1

Умение бегло, сознательно, правильно читать

методический текст

2

Умение излагать текст подробно и сжато

Учебно-логические

3

Умение сравнивать

4

Умение наблюдать

5

Умение анализировать

6

Умение обобщать

Учебно-

управленческие

7

Умение работать в группе

8

Самопроверка, самоконтроль

Лист экспертной оценки №2

Цель: отследить, созданы ли условия для успешной самореализации учителя

Форма занятия______________________________________________________

ФИО учителя_______________________________________________________

Условия, способствующие успешной самореализации учащихся

Да

Нет

1

Содержание и форма занятия развивают мотивацию деятельности

2

Содержание материала соответствует познавательным возможностям

(опора на ранее сформированные знания, умения)

3

Учитель обладает определенной самостоятельностью в работе, проявля-

ет инициативу, активен

4

Успешная практика учителя представлена продуктом деятельности

(внешним либо внутренним)

Лист экспертной оценки №3

Цель: отследить, над какими составляющими познавательной и коммуникативной компетен-

ций велась работа на мастерской

Компетенция

Вид умений

Показатели компетентности

Да

Нет

Познавательная

Учебно-

управленческие

Осознавать и уметь пояснить цель выполнения

задания.

Уметь ставить цель, составлять план ее

достижения.

Давать самоанализ и самооценку выполненно-

го.

Учебно-

информацион-

ные

Умение составлять сложный план, тезисы,

конспекты

Поисковые умения (самостоятельная работа с

источниками)

Экспериментальные умения (проведение

наблюдения, эксперимента под руководством

методиста)

моделирование

Учебно-

логические

Умение осуществлять анализ и синтез,

сравнивать, обобщать, доказывать.

Коммуникативная адекватно воспринимать устную речь и быть способным

передавать содержание прослушанного текста в сжатом или

развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого

общения;

выбирать и использовать средства языка, речевой жанр,

поведение и коммуникативные техники в соответствии с

коммуникативной задачей и ситуацией общения;

устанавливать и поддерживать контакт в ходе общения,

соблюдая принятые этические нормы;

владеть способами взаимодействия с окружающими, иметь

навыки работы в группе;

осуществлять рефлексию своего участия в коммуникации:

оценить для себя ценность, степень значимости, результа-

тивность прошедшей коммуникации (что я понял нового,

что узнал, чему научился).

Отзывы, пожелания, предложения:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Информация об эксперте (по желанию)_________________________________________

Индивидуальная рефлексивная карта

Уважаемый коллега!

Просим вас выразить свое отношение к содержанию прошедших мероприятий, заполнив

таблицу:

ФИО_______________________Дата________________________

_____________________________________________________

Вид деятельности

Ценность занятия

ожидаемая

По результатам

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

По 5-бальной шкале оцените каждую из рубрик:

1-

информационная значимость;

2-

актуальность темы;

3-

общение с интересными людьми;

4-

обогащение профессионального опыта;

5-

личностное развитие. Спасибо.



В раздел образования