Автор: Бахмат Оксана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ"ЦРР-детский сад № 56 "Надежда"
Населённый пункт: г. Орск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Биоэнергопластика как средство развития речи и произношения в речи дошкольников."
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №56 «НАДЕЖДА» г. ОРСКА»
Семинар-практикум
Тема: «Биоэнергопластика как
средство развития речи и
произношения в речи
дошкольников».
Составила: воспитатель первой категории
Бахмат Оксан Юрьевна
Орск 2023г.
Биоэнергопластика как средство развития речи и
произношения в речи дошкольников.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных,
речевых, творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда
кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.
Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие,
мышление, и, особенно, речь.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного
развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче
ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании
окружающей действительности.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от
степени
сформированности
тонких
движений
рук.
Функция
человеческой руки уникальна и универсальна.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал о том, что «ум
ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в
детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности,
аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг,
заставляя его развиваться».
Известный
исследователь
детской
речи
М.
М.
Кольцова
утверждает, «что…есть все основания рассматривать кисть руки как
орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки
зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Это
совершенно
справедливо,
ведь
кисть
руки
имеет
наибольшее
представительство в моторной зоне коры головного мозга, которая
располагается рядом с речевой зоной.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные
органы речи - язык, губы, нёбо. Артикуляция связана с работой
многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных,
мимических.
Существует несколько этапов логопедического воздействия на
детей с речевой патологией. Одним из этапов, способствующим
формированию
звукопроизношения,
является
артикуляционная
гимнастика. Артикуляционная гимнастика способствует развитию и
укреплению мышц речедвигательного анализатора.
То, что речевой аппарат связан с мелкой моторикой рук, конечно
же, неоспоримо. Области коры головного мозга, отвечающие за
работу этих cиcтем, находятся в непосредственной близости и
взаимовлияют друг на друга.
Кто-то умный решил: а чего тренировать артикуляционный аппарат
и мелкую моторику кистей рук по отдельности? Если эти тренировки
объединить, то может будет больше толку? И объединили.
В результате появилось такое понятие, как биоэнергопластика.
Автором данной методики является кандидат педагогических наук
Курис Ирина Викторовна.
Термин “биоэнергопластика” состоит из трех слов: био, энергия и
пластика.
Био- человек, как биологический объект;
Энергия – это та энергия, которая находится внутри человека.
Пластика – плавные, раскрепощѐнные движения тела, рук, которые
являются основой биоэнергопластики.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного
аппарата
с
движениями
кисти
рук.
В
момент
выполнения
артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком
положении находится язык, нижняя челюсть или губы.
По данным Ястребовой А. В. и Лазаренко О. И. движения тела,
совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они
пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать
естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает
чрезвычайно
благотворное
влияние
на
активизацию
интеллектуальной
деятельности
детей,
развивает
координацию
движений
и
мелкую
моторику,
а
также
развитие
памяти,
произвольного
внимания,
зрительного
и
слухового
восприятия,
межполушарной взаимосвязи.
В логопедической работе применение биоэнергопластики имеет
следующие цели:
• вызвать интереса у детей к работе по формированию правильного
звукопроизношения путем использования игровых артикуляционных
упражнений с биоэнергопластикой;
• создать условия для организации динамической эмоционально
приятной, неутомительной и разнообразной деятельности в данном
направлении;
• развивать и совершенствовать артикуляционную пальчиковую
моторику;
• автоматизировать звуки;
• развивать и совершенствовать фонематические процессы;
• длительно удерживать интерес ребенка;
• повышать мотивационную готовность детей;
•
поддерживать
положительный
эмоциональный
настрой
на
протяжении всего занятия.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление
дефектных звуков у детей.
Для работы педагогов наиболее значимым является соединение
биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов
артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного
упражнения рука показывает, где и в каком положении находится
язык, нижняя челюсть или губы. Педагог может самостоятельно
подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение.
Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это
cделает.
Необходимо
привлечь
внимание
каждого
ребенка
к
одновременности выполнения артикуляционных движений с работой
кисти;
их
ритмичности
и
четкости.
Недопустима
малейшая
небрежность.
Как все технологии, биоэнергопластика, предусматривает несколько
этапов.
-Диагностический
-Подготовительный
- Основной
-Заключительный
Вкратце остановлюсь на каждом этапе.
На
первом
этапе
(диагностическом)
в
начале
учебного
года
проводится
обследование
строения
и
подвижности
органов
артикуляции, подбор комплекса упражнений с учётом нарушенных
звуков.
На данном этапе как правило выявляются особенности: нарушение
координации
движений,
изменения
мышечного
тонуса,
несформированность общей и мелкой моторики. Дети неуклюжи,
плохо ориентируются в пространстве. При увеличении динамической
нагрузки падает качество движений, распадаются позы. Многим
недоступно выполнение артикуляционных проб: дети ошибаются,
быстро утомляются, движения неточные, нарушен темп, ритм,
плавность.
На втором (подготовительном) этапе проводим индивидуальные
занятия, на которых знакомим детей с органами артикуляции.
Выполняем
артикуляционную
гимнастику
перед
зеркалом
с
использованием сказок о Язычке. Упражнения выполняются сидя
перед зеркалом, логопед сопровождает гимнастику движениями
ведущей руки. Таким образом, ребенок привыкает к движениям руки и
запоминает их. Рука ребенка в упражнения не вовлекается.
На
третьем
(основном)
этапе
Выполнение
артикуляционной
гимнастики по традиционной методике, знакомство с Чупой и Чупсом.
Артикуляционная
гимнастика
выполняется
с
подключением
ведущей руки ребенка (что позволяет более сильно стимулировать
работу Г. М, постепенно подключается вторая рука. Таким образом,
ребенок выполняет артикуляционные упражнения или удерживает
позу и одновременным движением обеих рук имитирует, повторяет
движение артикуляционного аппарата.
Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой (с
использованием ведущей руки ребёнка).
Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой (с
использованием другой руки ребёнка).
Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой (с
использованием обеих рук ребёнка).
На заключительном этапе, когда ребенок полностью освоил
упражнения, логопед рассказывает сказку о Чупе и Чупсе, а ребенок
самостоятельно
выполняет
артикуляционные
упражнения
с
движением
рук.
Так
же
читаются
стихи
с
использованием
энергопластики.
Книга
Бушляковой Р. Г., которая разработала комплексы
артикуляционных
упражнений,
сопровождаемые
специальными
движениями кистей рук и пальцев.
ПРЕИМУЩЕСТВА БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ
Биоэнергопластика
оптимизирует
психологическую
базу
речи,
улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам,
способствует
коррекции
звукопроизношения,
фонематических
процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой
вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже
усиливая
их
результативность.
Она
позволяет
быстро
убрать
зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по
ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не
видят свою артикуляцию.
В
результате
биоэнергопластических
упражнений
не
только
улучшается речевая способность ребенка, но также развиваются
психические процессы, такие как память, внимание, мышление.
Одно
из
главных
преимуществ
применения
приемов
биоэнергопластики при автоматизации – это то, что ребенок, стараясь
правильно и точно выполнять движения рук, учится произносить
поставленные звуки в свободной спонтанной речи.
Таким
образом,
применение
артикуляционной
гимнастики
с
биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к
выполнению
упражнений,
что
значительно
увеличивает
эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной,
пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений,
развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов
гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной
концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной
пространственной
ориентировки,
точных
движений
пальцами
и
кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная
мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и
укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно
облегчает постановку и введение звуков в речь. Проведённая работа
доказывает
целесообразность
применения
биоэнергопластики
в
работе с детьми, имеющими нарушения речи.
И в конце своего выступления хочется сказать: ВСЕ в наших руках!
Знакомство детей с персонажами перчаточного театра
Чупой и Чупсом.
Жили-были на свете Чупа и Чупс, братец и сестричка. (Кисти ру
к сослегка согнутыми пальцами расположены друг напротив друга)
Жили они в небольшом уютном домике (Пальцы рук сложить «дом
иком»)
Проснулись однажды Чупа и Чупс, выглянули в окошко, посмотрел
и вверх нанебо, на солнышко, посмотрели вниз на травку, посмотре
ли по сторонамналево, направо — и поняли, что на улице стоит хор
ошая погода («Язычок напрогулке»)
Умылись Чупа и Чупс, почистили зубки, причесались и пошли на к
ухнюготовить себе завтрак («Чистим зубы»; «Расческа»)
Чупа решила порадовать Чупса. Налила теста на сковородку и нача
ла печьблины. Когда блинов набралась целая горка, Чупс достал из
холодильникасладкое малиновое варенье и намазал каждый блин (
«Блинчики»)
Долго смаковали вкусные блины Чупа и Чупс, а потом посмотрели
друг надруга и улыбнулись, потому что все губы у них были запачк
аны вареньем (Кисти рук развернуты друг напротив друга, пальц
ы врозь)
Стали слизывать варенье с верхней и нижней губки («Сладкое варе
нье»)
А потом Чупс налил в красивые чашки горячего ароматного чая и н
апоил сестру («Чашка»)
После завтрака вымыли Чупа и Чупс всю посуду, а затем стали игра
ть внастольную игру («Футбол» «Индюк»; «Футбол»)