Напоминание

Работа над постановкой голосового аппарата с учащимися младших классов


Автор: Кочарян Ерануи Левиковна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО КРДШИ Мурманская обл.
Населённый пункт: г.Кола
Наименование материала: Методический доклад
Тема: Работа над постановкой голосового аппарата с учащимися младших классов
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное у

Ч

ереждение

Д

ополнительного образования

<<Кольская районная детская школа искусств>>

Кольский района, Мурманской области

Тема:

<< Работа над постановкой голосового аппарата с

у

Ч

ащимися младших классов>>

Выполнила: Ко

Ч

арян Ерануи Левиковна

Преподаватель хора, вокала

Г. Кола

2022

Постановка голоса

Постановка голоса - это выработка правильных голосовых, речевых,

певческих навыков, развитие и тренинг голоса. Поставленный голос

отличается звучностью, красотой звучания, богатством тембровой

окраски, широтой диапазона, дыхания; четкостью произношения

слов, чистотой интонации, малой утомляемостью. Способность певца

управлять голосом равносильна умению художника пользоваться

своей палитрой.

Человек, работающий над постановкой голоса, должен выработать

острое внимание к своим мышечным ощущениям и знать, к какой

группе мышц это внимание должно быть в первую очередь

направлено.

"Человек, умеющий петь, знает наперед, т.е. ранее момента

образования звука, как ему поставить все мышцы, управляющие

голосом, чтобы произвести определенный и заранее назначенный

музыкальный тон", - писал И.М.Сеченов.

Методы постановки голоса могут быть разные, но все они опираются

на общие принципы и этапы в работе.

Когда каждый орган работает в свойственной ему области, не мешая

работе других органов, то голос как бы питает все части исполнения

и соединяет различные детали речи или мелодии в один полный и

непрерывный ансамбль. Если же наоборот, один из механизмов

выполняет свои функции плохо: если грудь толкает или бросает

дыхание, если голосовая щель работает недостаточно твердо и

точно, то голос прерывается и слабеет после каждого слога.

Контроль над координацией всех сложных процессов при постановке

голоса осуществляется мышечными, резонаторными ощущениями и

слухом. Поэтому так важно научиться быть внимательным. Надо

слушать себя и ухом, и всем телом.

Начальный этап обучения не терпит суеты и спешки. Понять

требования, координацию всех процессов должен весь организм, а

не только сознание и воля, хотя от этих качеств зависит очень много.

Человеческий голос - "живой музыкальный инструмент" во много раз

сложнее, чем скрипка или фортепиано, хрупок, капризен и

подчиняется не только музыкальным, но еще и физиологическим

законам. Для того чтобы "играть" на нем, нужно знать хотя бы

основные его "технические" свойства".

1. Разбор на практике, - какие четыре группы отвечают за

постановку голоса

- Иногда голос звучит слабо и плоско.

Можем задуматься, почему голос звучит плоско… В чем же дело?

В не поставленном голосе… если голос НЕ поставлен на опору

дыхания – он тихий и плоский и звучит не убедительно чаще всего он

быстро устаёт и садиться.

В чем же причини слабенького устающего голоса?

Какая-то из четырех групп органов, создающая голосовой

инструмент - не работает.

За поставленный голос отвечают

. Либо органы дыхания;

. Либо голосовые связки;

. Либо резонаторы;

. Либо артикулятлоры.

- Но все это поправимо.

Главное понимать, какие органы участвуют в создании

поставленного голоса, знать, где они находятся, и чувствовать их

работу.

Давайте разберемся по-порядку.

Итак, лёгкие: делаем глубокий вдох, широкой частью легких,

которые находиться уже под ребрами. Нужно ощущать, как они

раздвигаются, потому что под легкими находиться пленка

ДИАФРАГМА.

Диафрагма — это грудобрюшная преграда, непосредственно

участвующая в пении, которая находится между дыхательными

путями и пищеварительным трактом. Рассмотрим процесс работы

диафрагмы в пении. Во время глубокого, вокального вдоха,

диафрагма из расслабленного, округлого положения, напрягается и

опускается вниз.

В это время создаётся так называемое «давление», под которым воздух

из легких подходит к связкам и превращается в звук «на опоре».

Основной целью в обучении вокалиста дыханию является, в первую

очередь, помочь человеку почувствовать работу диафрагмы.

Работа диафрагмы и дыхания в целом у каждого человека ощущается по

разному, но в основном это ощущения общей тяжести, при особо

сильной нагрузке, ощущение верхнего пресса.

Рассмотрим виды дыхания.

В целом,дыхание делится на 2 вида:

1)Ключичное или грудное дыхание.

Данный вид дыхания является неправильным для занятий вокалом,

ученика с этим типом дыхания необходимо переучивать. Во время

такого вдоха вокалист шумно набирает дыхание верхней частью груди,

при этом поднимая плечи и ключицы, работа диафрагмы, как таковая,

отсутствует, из-за чего пение на опоре не происходит.

2) Диафрагмальное дыхание.

Рабочий тип дыхания, использующийся большинством вокалистов. Как

было упомянуто выше, во время глубокого, полноценного вдоха,

диафрагма опускается и создаётся давление, под которым, воздух

выходит из легких и подходит к связкам превращаясь в звук.

Вы сами можете ощутить работу диафрагмы, выполняя простые

упражнения:

1) Самое простое и самое нужное упражнение для правильного

дыхания.

Положите одну руку на верхний пресс,а другую на то же место на

спине.При правильном,глубоком вдохе спина должна расширяться, так

как раздвигаются рёбра, а пресс должен находится в недвижимом

состоянии.Спереди вперёд идёт только живот.

2) Лягте на ровную поверхность, расслабьтесь. Положите на живот

объемную, тяжелую книгу. Вдохом животом постарайтесь поднять ее

как можно выше.

Если Вы освоите правильный принцип дыхания, необходимый для

вокала, то все дальнейшие занятия будут приносить вам результат

намного быстрее!

- Нам нужно, чтобы она натянулась, а не болталась как в обычном

состоянии.

Дальше, необходимо задействовать две большие У-образные косые

мышцы, они находятся под животом, это опора нашего дыхания.

А теперь, позови пожалуйста кошку, которая находиться не под

ногами, а там далеко, иначе - косые мышцы не будут работать,

«КС…- КС,» - почувствовали как они напряглись…. Вот.

Чтобы заставить эти мышцы работать в самый первый раз, нужно

сильно напрячь мышцы ягодиц (делаем…). Угу.

Косые мышцы начнут поджимать диафрагму, которая в свою очередь

начинает выжимать воздух.

Теперь связки. Связки находятся вот здесь (показываю на ученице).

- Косые мышцы напряглись, диафрагма поджалась, легкие

наполнились и пошел плотный поток воздуха, в этом случаи

связки НЕ трепещут, а сжимаются и начинают выдавать сильный,

чистый и четкий звук. Но, что бы голос стал звонким

нужно добить этим звуком до поднятого Нёба. (зевни….. зевай,

зевай… высоко…)

Нёбо – это резонатор,

купол

(

говорю на поднятом нёбе

) где мы

чувствуем вибрацию голоса, где он обретает свой зво

н

- Гайморовы пазухи и лицевые кости, благодаря нёбу, то же

становиться резонаторами и артикуляторами:

- Это наш язык губы и челюсти. Они должны свободно двигаться, что

бы у нас была четкая дикция.

Пример: Представим себе, что во рту горячая картошка, запускаем

звук, ….

Посвятите этому пять минут в день, и уже через неделю Ваш голос

встанет на место.

ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ ПОСТАНОВКИ ГОЛОСА

1.

Развитие и совершенствование дыхания.

2.

Управление косыми мышцами и диафрагмой.

3.

Развитие навыков в работе резонаторов.

4.

Работа с артикуляционным аппаратом.

2. Распвеки

а). «У-у-у…» - (открытое горло, поймать это состояние) точность

интонации, отсутствие подъездов, тренируем слух, интонирование

тона, полутона вверх, вниз; уточнить об "Атаке" звука - это посыл

дыхания в момент начала звука. Дыхание посылается узкой струей,

как "укол", в высокую позицию (к корням верхних зубов). Физиологи

говорят, что атака звука - это способ и быстрота, при которой

дыхательная щель переходит от дыхательного положения к

голосовому; момент и степень замыкания голосовых связок. Атака

оказывает большое влияние на голос в момент его зарождения.

б). «Бр-р-р..» для расслабления связок; контроль дыхания на

опоре.

в). «Йа-а-а..», Йё-ё-ё…»: пропевание I II III мажорного лада, на

опоре – горло свободно, посыл в головной резонатор,

ориентироваться на отклик помещения. Рекомендует использовать

упражнения на staccato (итал. стаккато - отрывисто);

Итог

В работе над голосом важна регулярность занятий и физическое

состояние голосового аппарата поющего, да и всего организма в

целом.

Работая над постановкой голоса необходимо слушать не только себя

- УХОМ, но и всем телом, превращаясь в единый сложный

музыкальный инструмент.



В раздел образования