Напоминание

Правила поведения на детской площадке


Автор: Мария Иванова Тютяева
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №30
Населённый пункт: Арзамас
Наименование материала: консультация
Тема: Правила поведения на детской площадке
Раздел: дошкольное образование





Назад




Адаптация

2.1. Формы и способы адаптации детей раннего возраста

С поступлением ребенка в ДОУ в его жизни происходит множество

изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течении 9 и

более часов, новые требования, постоянный контакт с детьми, новое

помещение, таящее в себе много неизвестного.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно,

создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной

организации может привести к невротическим реакциям, таким как

капризы, страхи, отказ от еды. Поэтому принципами работы по

адаптации детей в ДОУ являются:

1.Тщаительный подбор педагогов в формирующихся группах.

2.Предварительное ознакомление родителей с условиями работы

ДОУ.

3.Постепенное заполнение групп.

4.Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с

учетом индивидуальных особенностей детей.

5.Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малышей

привычек.

6.Информирование родителей об особенности адаптации каждого

ребенка на основе адаптационных карт.

В процессе адаптации ребенка в ДОУ также используют такие

формы и способы адаптации детей как:

элементы телесной терапии (обнять, погладить). В детском возрасте

необходимо развивать координацию, гибкость и выносливость.

Комплекс специальных упражнений поможет ребенку выработать

силу воли, увеличить чувствительность и узнать много нового о

своем теле. Занятия укрепят и сделают более эластичными мышцы,

разработают суставы, а движения станут более красивыми и

пластичными. Кроме этого, с помощью телесно-ориентированной

терапии оздоравливаются внутренние органы и улучшается

самочувствие.

Комплекс заканчивается упражнениями на релаксацию, потому что

расслабление в такой же степени необходимо для развития мышц,

как и тренировка. Нервная система получает полноценный отдых,

кровообращение приходит в абсолютное равновесие.

исполнение колыбельных песен перед сном - колыбельные - первые

уроки родного языка для ребенка. Песни помогают малышу

запоминать слова, их значения, порядок слов в предложении.

Чтение ребенку поэзии оказывает такой же эффект. В отличие от

обычной речи, стихи обладают ритмом, о благотворном влиянии

которого на растущий организм уже говорилось. Сопровождайте

чтение стихов ритмическим похлопыванием животика, и, если

стихи понравятся малышу, вы заметите ответное ритмичное

постукивание вашего разумного крохи.

Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют

на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия,

ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание, но

не тряска).

Когда мамы поют колыбельные песни, дети быстрее засыпают.

Ребенку становится спокойнее, и ему снятся хорошие сны, ребенок

быстрее забывает свои беды его укладывают спать лаской именно

ласка передается с колыбельной песней, пусть ребенок еще не

слышит, но чувствует любовь, ласку, нежность мамы. Дети,

которым поют в детстве песни, вырастают более нежными,

добрыми.

От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще,

зависит характер маленького человека, его физическое здоровье,

степень развития.

Слушая колыбельные песни малыш защищает свою психику от

стрессов и эмоциональной неустойчивости.

Кроме того, последние исследования показали, что с помощью

певучих колыбельных у ребенка постепенно формируется

фонетическая карта языка, он лучше воспринимает и запоминает

эмоционально окрашенные слова и фразы, а значит, раньше начнет

разговаривать.

Через колыбельную у ребенка формируется потребность в

художественном слове, музыке. Постепенно привыкая к

повторяющимся интонациям, ребенок начинает различать

отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать ее

содержание. С колыбельной песней ребенок получает первые

представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах.

Колыбельная песня несет в себе свет и тепло, является оберегом для

малыша.

Релаксационные игры (песок, вода) - релаксация - это снятие

напряжения, расслабление, отдых.

За основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной

гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению.

Упражнения по релаксации являются методом предотвращения

стрессов у детей и оказывают положительное влияние на их

здоровье. Они учат детей снимать напряжение, не замыкаться на

своих проблемах и через сюжетно-ролевые игры уметь находить

причины этого состояния. Упражнения должны быть в доступной

игровой форме.

Сказкотерапия - это процесс воспитания Внутреннего Ребенка,

развития души, повышение уровня осознанности событий,

приобретения знаний о законах жизни и способах социального

проявления созидательной творческой силы.

Метод сказкотерапии направлен на развитие восприятия, телесных

ощущений, двигательной координации детей, умения осознавать и

контролировать свои переживания, понимать собственное

эмоциональное состояние.

Занятия вводят ребенка в сложный мир человеческих эмоций,

помогают ему прожить определенное эмоциональное состояние,

создать свой собственный «эмоциональный фон», с помощью

которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в

чувствах людей, которые его окружают. Основной акцент делаем не

просто на проработки эмоций на уровне их узнавания по мимике,

жестам, поведению, словам людей и сказочных персонажей. В этих

занятиях важно, чтобы ребенок проживал каждую эмоцию на

телесном уровне, наблюдал за своими телесными ощущениями и

оценивал их. Таким образом, развивается произвольное улавливание

ощущений тепла, холода, напряжения и расслабления мышц тела.

Все занятия - игровые, так как игра - это основная деятельность

ребенка, в которой он сначала эмоционально, а затем

интеллектуально осваивает систему человеческих отношений.

Музыкальные занятия и развитие движений - музыка рано начинает

привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них

постоянный интерес. Они ищут источник звучания, ждут звуки

музыки при виде металлофона, триоды или других музыкальных

инструментов. Песни разного характера вызывают у детей

различный эмоциональный отклик. У некоторых это эмоциональное

состояние в связи с музыкой проявляется особенно ярко.

Важно, чтобы дети не только знакомились с бодрыми, веселыми и

ласковыми, спокойными песнями и пьесами, но и приучались более

точно воспринимать особенности музыкального звучания, а именно

высоту, тембр, силу, длительность. Восприятие этих свойств

музыкального звука связано с развитием у детей музыкально-

сенсорных способностей.

Выполняя несложные задания в процессе игр со звучащими

игрушками, детскими музыкальными инструментами, дети

различают звуки по высоте: угадывают, кто кричит - корова или

котенок, курочка зовет цыплят или они ей отвечают. Повторяя под

музыку постукивания по бубну, осваивают ритм. Слушают звучание

разных по тембру детских музыкальных инструментов, сами

хлопают соответственно музыке тихо и громко.

Игровые методы взаимодействия с ребенком. В конце первого года

ребёнок приобретет стремление к самостоятельности и

независимости. На втором году жизни взрослый становится для

ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не

только "поставщиком" самих предметов, но и образцом

человеческих предметных действий. Общение со взрослым уже не

сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь

необходимо соучастие взрослого, выполнение одного и того же

дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает

и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка, и, главное

- новые способы действия с предметами. Взрослый теперь не только

даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт

способ действия с ним. Общение со взрослым протекает как бы на

фоне практического взаимодействия с предметами.

Возникает новый тип ведущей деятельности ребёнка. Это уже не

просто неспецифические манипуляции с вещами, а предметная

деятельность, связанная с овладением культурными способами

действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей

потому, что она обеспечивает развитие всех остальных сторон

жизни ребёнка: внимания, памяти речи, наглядно-действенного и

наглядно-образного мышления. Все эти важнейшие способности в

данном возрасте лучше всего развиваются именно в процессе

практических предметных действий.

Кроме того, действуя с предметами, ребёнок чувствует свою

самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что

очень важно для развития его личности.

Очевидно, что для такой деятельности нужны специальные

игрушки. Игрушки, способствующие познавательному развитию

ребёнка

Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит

умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий

развития, среди которых:

становление орудийных действий;

развитие наглядно-действенного мышления;

развитие познавательной активности;

формирование целенаправленности действий ребёнка.

Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые

материалы и особые характеристики игрушек.

Правильная организация в адаптационный период игровой

деятельности, направленной на формирование эмоциональных

контактов “ребенок — взрослый” и “ребенок — ребенок” и

обязательно включающей игры и упражнения.

Основная задача игр в этот период — формирование

эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок

должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на

помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий,

сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением

заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть

фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя

обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает

взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места

проведения.

Программа занятий в группе составлена с учетом особенностей

детей раннего возраста, не посещающих детский сад, способствует

успешной адаптации и более комфортному дальнейшему

пребыванию ребенка в детском саду.

Проводятся консультации с родителями по снижению

заболеваемости в период адаптации [10, c. 55-57].

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с

аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром

настроении, играет со сверстниками. Длительность адаптации

зависит от уровня развития ребенка.

Очень важно, чтобы родители в этот период относились к ребенку

очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить

этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих

воспитательных планах, не боролись с капризами.

Медицинская сестра ДОУ еженедельно должна анализировать

листы адаптации и выделять детей, имеющих отклонения по

вышеперечисленным критериям. Эти дети консультируются

педиатром и психологом, а по показаниям – и другими

специалистами. Оценку течения адаптации детей в ДОУ проводит

педиатр. Адаптация считается благоприятной, если эмоционально-

поведенческие реакции были слабо выраженными и

нормализовались в течение 30 дней – у детей ясельного возраста;

невротических реакций не наблюдалось или они были слабо

выраженными и прошли в течение 1–2 недель без специальной

коррекции, потери массы тела не наблюдалось; за период адаптации

ребенок раннего возраста перенес не более одного простудного

заболевания в легкой форме.

Условно благоприятной считается адаптация с умеренно

выраженными эмоционально-поведенческими реакциями и

симптомами невротизации, потребовавшими коррекции, с потерей

массы до 150 г, падением гемоглобина до 115 г/л, 1–2 простудными

заболеваниями в легкой форме. У детей раннего возраста

допускается временный регресс нервно-психического развития не

более чем на 1 эпикризный срок. Продолжительность

адаптационного периода – 75 дней для детей раннего возраста. В

случае более выраженных изменений или затягивания сроков

адаптации ее течение оценивается как неблагоприятное.

Медико-психолого-педагогическая коррекция нарушений адаптации

всегда индивидуальна и должна назначаться педиатром и

психологом, а при необходимости – и другими специалистами, к

которым ребенок направляется на консультацию.

Рекомендуется использование таких физиотерапевтических

процедур, как массаж и ультрафиолетовое облучение (УФО) в

осенне-зимний период. При наличии физиотерапевтического

кабинета в ДОУ спектр профилактических процедур может быть

значительно расширен (гальванизация, индуктотермия, УВЧ,

ультразвук, лекарственный электрофорез, парафиновые и

озокеритовые аппликации). В занятия по физическому воспитанию

следует включать элементы ЛФК (дыхательные упражнения,

постуральный дренаж, вибрационный массаж грудной клетки) [4].

Предупреждение нарушений адаптации детей к пребыванию в ДОУ

является важным мероприятием по сохранению и укреплению

здоровья детей, их социализации и возможно только при

совместном участии в этой работе администрации ДОУ,

медицинского и педагогического персонала, а также родителей.

2.2. Организация условий для адаптации детей раннего возраста

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался,

необходимо следующее:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку,

желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от

умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и

благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней

почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного

легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в

детский сад, нужно “одомашнить” группу.

Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала

маленькие комнатки, в которых дети будут чувствовать себя

комфортно. Хорошо, если в группе будет небольшой “домик”, где

ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Сделать такой

“домик” можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой

тканью и вынув из нее нижнюю доску.

Желательно рядом с “домиком” разместить живой уголок. Растения

и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное

состояние человека.

В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял

бы потребность детей 2—3 лет в движении. Уголок следует

оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в

нем.

Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко

свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно

негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами,

которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких

внешних причин для такого проявления эмоций нет.

Психологи и физиологи установили, что изобразительная

деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое

действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства.

Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам

и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у

малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие

доставляет детям рисование фломастерами-маркерами,

оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе

бумаги.

Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие

игры имеют большие развивающие возможности, но в период

адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее

действие.

Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-

зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении.

Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся

сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки,

формочки, резиновые трубочки. Дети могут купать в воде

резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и

выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.

По мере привыкания к новым условиям у детей сначала

восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2 недель

до 2—3 месяцев).

Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но

и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок

чувствует себя неуютно в большой комнате. Такая простая вещь,

как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать

ощущение психологического комфорта, защищенности, придать

спальне более уютный вид, а главное, эта занавеска, которую сшила

и повесила мама, становится для него символом и частичкой дома,

как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период

адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со

взрослым.

Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание

малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности,

помогают быстрее адаптироваться.

Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы

мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе

“семейный” альбом с фотографиями всех детей группы и родителей.

В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих

близких и уже не так тосковать вдали от дома [11, c. 35-36].

2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до

поступления ребенка в детский сад. Необходимое условие успешной

адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей,

сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в

семье и детском саду.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить

ребенка только на прогулку — так ему проще познакомиться с

воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить

малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда

можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за

детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит

приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был

свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при

расставании с мамами.

Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых:

пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик,

кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что

играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить

период адаптации.

В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к

советам педагога, принимать к сведению его консультации,

наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие,

доброжелательные отношения между своими родителями и

воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой

обстановке [9, c. 68-70].

3. Формирование у ребенка чувства уверенности. Одна из задач

адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и

безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя

увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если

узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он

живет и т.д. Решению этой задачи, начиная с первого дня

пребывания в саду, посвящается все первое полугодие (до января).

Для формирования чувства уверенности в окружающем

необходимо:

знакомство, сближение детей между собой;

знакомство с воспитателями, установление открытых,

доверительных отношений между воспитателями и детьми;

знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);

знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и

др.);

знакомство с педагогами и персоналом детского сада;

Правило 1. Первое, и самое важное, правило — добровольность

участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел

принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем

вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае

эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют

другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру. Для того чтобы

игра действительно увлекала детей и лично затронула каждого из

них, необходимо выполнять

Правило 2. Взрослый должен стать непосредственным участником

игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он

вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой

для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это

особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же

время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом,

второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две

роли — участника и организатора. Причем совмещать эти роли

взрослый должен и в дальнейшем.

Правило 3. Многократное повторение игр, которое является

необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-

разному и в разном темпе принимают и усваивают новое.

Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают

понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые

создают игры для освоения и применения нового опыта. А чтобы

при повторении игра не надоела, необходимо выполнять

Правило 4. Наглядный материал (определенные игрушки,

различные предметы и т.д.) надо беречь, нельзя его превращать в

обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится,

а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным.

Правило 5. Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова

типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае

не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить

себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-

своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему

выразить все это! [12, c. 103-105]

В каком бы возрасте ребенок не пришел впервые в детский сад, для

него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо

смягчить.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

/структура и план работы/

Структура работы в группе раннего возраста по адаптации детей

представлена схематично и выглядит следующим образом:

Структура работы по адаптации детей к условиям ДОУ

Работа с семьёй

Работа в группе

Знакомство с семьёй

(социальный статус, тип

воспитания, традиции,

привычки)

Коллективная

Индивидуальная

Диагностика навыков

при поступлении

детей

Знакомство с ребёнком

(индивидуально –

типологические особенности,

навыки, привычки, любимые

игрушки, способы воздействия)

Игры - забавы по

сближению воспитателя

с детьми и друг с

другом

Игры - забавы с учётом

индивидуально –

типологических

особенностей (алгоритм

проведения игр)

Диагностика навыков

после адаптационного

периода

Информационно –

методическая поддержка

родителей

Практические занятия

( план работы с родителями)

Определение степени

адаптации, выводы,

рекомендации

Индивидуальные консультации,

беседы

Родительское собрание «Итоги адаптации»

План работы по адаптации детей:

I этап – Подготовительный

1. Сбор информации о потенциальных воспитанниках. Посещение семьи

будущего воспитанника, беседа о детском саде, его традициях, режиме

работы. Показ видеоролика о детском саде, группе раннего возраста,

сотрудниках группы. Извещение родителей о том, какую помощь может

оказать детский сад их ребёнку. Приглашение родителей и ребёнка в гости

прогулку на участке детского сада.

2.

Приглашение родителей в группу, знакомство с условиями

пребывания детей, режимом дня. Беседа о ребёнке, его индивидуально –

типологических особенностях, навыках, привычках, любимых игрушках,

способах воздействия на него.

Знакомство родителей

с особенностями

адаптационного периода, факторами, от которых зависит его течение.

Выработка единых требований к режиму дня и организации воспитательно –

образовательного процесса в семье и группе. Анкетирование родителей

(Анкета «Давайте познакомимся»).

II этап – Организационный

1. Составление индивидуальной программы подготовки ребёнка в

организованном

детском

коллективе,

психолого-педагогического

сопровождения его развития в группе раннего возраста. Оговариваются

сроки поступления в группу, разработка (по дням) совместно с

родителями

режима

жизни

ребёнка

в

адаптационный

период.

Консультация «Ваш ребёнок поступает в детский сад», памятка для

родителей «Собираем малыша в детский сад».

2.

Максимальное сближение режима ребёнка в семье и режима

группы, приучение малыша к системе требований в ДОУ. Организация

«Дня

открытых

дверей»

для

малышей

и

родителей

с

целью

формирования положительных ассоциаций, связанных с группой и

детским садом. Памятка для родителей «Режим дня в ДОУ»

3. Практические рекомендации родителям по оздоровлению детей и

формированию у них коммуникативных навыков перед поступлением в

ДОУ.

Памятки

для

родителей:

«Профилактика

простудных

заболеваний»,

«Простые

правила

общения».

Родительское

(организационное) собрание.

III этап - Адаптация детей к условиям ДОУ

1. Поступление

ребёнка

в

группу

(1-2

часа).

Консультации:

«Адаптация

что

это

такое»,

«Что

происходит

с

ребёнком

в

адаптационный период», «Игра в период адаптации». Постепенное

увеличение времени пребывания ребёнка в группе.

2. Наблюдение за поведенческими реакциями ребёнка. Диагностика

навыков и умений. Заполнение индивидуального листа адаптации на

каждого ребёнка.

3.

Проведение индивидуальных

и подгрупповых игр и забав с

детьми в группе (Алгоритм проведения игр в адаптационный период).

4. Консультирование родителей по ходу адаптации ребёнка. Газета

«Мамина школа. Выпуск №1 «Идём в детский сад: нелёгки эти первые

шаги».

IV этап – Аналитический

1.

Диагностика умений и навыков детей, определение степени

адаптации ребёнка. Выводы и рекомендации. Родительское собрание

«Итоги адаптации».

Подготовила:

Гарькуша Марина Викторовна, воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар

«Центр – детский сад № 115»

Список используемой литературы

1.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое

пособие / Авт.-сост. Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”, 2006. – 236 с.

2.

Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. Москва: изд. ЛИНКА

ПРЕСС

3.

Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского

развития. /Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева и др. – М.: Линка-Пресс, 2001.

4.

Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн.

Для воспитателя дет. сада / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. –

М.: Просвещение, 1986.

5.

Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педпгогов / Под

ред. С.Н.Теплюк. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

6.

Самые маленькие в детском саду. ( Из опыта работы московских

педагогов)/Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005.

7.

Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. —

Москва.: Теревинф, 2007.

Здравствуй, детский сад!

Если вы все делали правильно, то к началу посещения садика малыш уже будет

знать, что такое детский сад, зачем он будет туда ходить. И хотя воспитатели

и говорят, что для садика ребенку уметь ничего не нужно (всему научим), все-таки

ребенку будет лучше, если он уже будет уметь самостоятельно пользоваться ложкой

и горшком, принимать активное участие в одевании, мытье рук. Будет готов

к общению со сверстниками (хотя бы на уровне: поздороваться, попросить игрушку),

не будет стесняться обращаться за помощью к воспитателю и будет положительно

настроен на посещение детского сада.

На мой взгляд, приводить ребенка в садик лучше летом (конец июля — август или

в самом начале учебного года), наихудший — конец осени, зима, начало весны —

на этот период приходится наибольшая заболеваемость

гриппом

и ОРВИ.

Муниципальные садики, как и другие образовательные учреждения, занятия проводят

с сентября по май, поэтому желательно, чтобы до начала учебного года ребенок уже

привык к садику, тогда он сможет принимать активное участие в занятиях вместе

с другими детьми.

Итак, ваш ребенок начал ходить в детский сад. Первые дни и даже недели проходят

у всех по-разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идет в группу, но все-

таки чаще расставание с мамой сопровождается слезами. Правда, в группе одни дети

быстро отвлекаются и успокаиваются, другие плачут все время до прихода

родителей. Некоторые при этом все время ищут контакта с воспитателем, некоторые,

наоборот, замыкаются в себе, отказываясь от общения и с детьми, и со взрослыми.

И это нормально — ведь привычная домашняя обстановка меняется на шумную

группу, где помимо большого количества детей на ребенка сразу обрушивается много

новых правил и ограничений, и малыш не может понять, зачем же мама привела его

сюда и ушла. Меняется и поведение детей после садика — часто родители жалуются,

что их кроха стал неуправляемым, плохо засыпает, часто плачет, стал агрессивным.

Это естественно в период адаптации, ребенок еще не может осознать, что с ним

происходит, и таким образом реагирует на переживания и нервное напряжение.

Некоторые дети могут даже "регрессировать" — они начинают хуже разговаривать,

мочатся в штанишки, требуют, чтобы их снова кормили и одевали, даже если они уже

прекрасно умеют делать это самостоятельно.

В это период родителям нужно постараться ограничить нагрузку на нервную систему

ребенка — свести к минимуму просмотр телевизора, избегать шумных мероприятий,

и, наоборот, как можно больше времени проводить с ним в спокойных играх,

за чтением книг. Старайтесь чаще обнимать и целовать кроху — телесный контакт

с родителями поможет снять психоэмоциональное напряжение и успокоиться.

Ни в коем случае не ругайте его за то, что он снова "впал в детство", стал хуже себя

вести — отнеситесь к этому с пониманием.

Как долго может протекать адаптационный период? Это зависит и от характера,

и от темперамента, и от состояния здоровья ребенка. Деткам — интровертам

привыкать к садику сложнее, чем детям-экстравертам, дети с ослабленным

здоровьем (даже если им нравится в садике) часто болеют, что тоже отрицательно

сказывается на продолжительности адаптации. Считается, что адаптация к садику

в среднем длится 1-2 месяца, но у кого-то этот период может растянуться на полгода

и больше.

Что можно сделать, чтобы облегчить этот сложный период?

Самое главное — ваше эмоциональное состояние! Принимаете ли вы для себя то,

что ваш ребенок будет посещать детский сад. Если вы негативно относитесь к садику,

испытываете чувство вины за то, что приводите туда ребенка, и не ждете от садика

ничего хорошего — ваш ребенок обязательно будет чувствовать то же самое. Если

для вас садик — это новый этап в жизни вашего ребенка, вы уверены

в необходимости его посещения, в том, что ребенку в нем будет хорошо — эти же

чувства будут передаваться и ему.

Заранее поговорите с воспитателем о вашем ребенке. Расскажите о его привычках,

особенностях поведения, что он любит (не любит), какие предпочитает игры

(занятия), о методах

воспитания

, принятых в вашей семье — обо всем том, что,

по вашему мнению, должен знать воспитатель. Эта информация очень поможет

в дальнейшей работе с вашим ребенком, поможет найти к нему индивидуальный

подход.

Обговорите с воспитателем режим посещения на период адаптации. Обычно

он планируется строго индивидуально и зависит от особенностей ребенка. Кто-то уже

через неделю остается на сон, кто-то в течение месяца ходит с плачем только

до обеда.

В любом случае первые дни ребенка приводят в садик на 1,5-2 часа. Если

воспитатель разрешает, можете посидеть с малышом в группе, чтобы резкое

расставание с мамой не стало для него сильным стрессом. Как один из вариантов —

ребенка приводят на час — полтора на прогулку, затем он начинает оставаться

в группе до обеда. Конечно, в идеале привыкание к садику должно быть постепенным,

и следовать вы должны желаниям ребенка: сначала вы полгода ходите

в кратковременную группу вместе с ним, затем около двух недель приводите

на прогулку, затем еще две недели он приходит с утра на два часа. Потом

в течение 2-3 недель малыш остается только до обеда, затем еще неделю-две

вы забираете его сразу после сна.

Примерно такое же время должно занять привыкание к полднику и ужину. Хорошо,

если ребенок сам проявляет инициативу остаться покушать (поспать, поиграть)

вместе с ребятами, однако на практике такой режим адаптации очень редко

устраивает родителей, и уже через неделю-две они просят оставлять ребенка

на полный день. Но для душевного благополучия малыша с этим не стоит торопиться.

Но некоторые режимные моменты затягивать не рекомендуется. Не стоит устраивать

долгое прощание перед группой, это может вылиться в настоящую истерику. Твердо

и уверено скажите малышу, что сейчас вы оставите его и придете за ним на прогулке

(после обеда, сна). И сразу уходите. Можете договориться о "прощальном ритуале",

например, что обязательно помашете ему в окошко.

Если расставание с мамой проходит очень тяжело, пусть в садик его попробует

отводить кто-то другой (например, папа,

бабушка

).

Дайте ребенку с собой какую-нибудь вещь, которая будет напоминать о маме

(платочек, фотографию). Можно дать ему с собой "ключ от квартиры", без которого

вы не попадете домой, пока не заберете его из садика.

Если у ребенка трудности с укладыванием на сон, договоритесь с воспитателем

о том, чтобы она разрешила брать с собой любимую игрушку для засыпания

Придумывайте, как мотивировать ребенка для похода в садик, например, в садике

ему нужно будет обязательно поздороваться с черепахой, посмотреть, как кормят

рыбок, а может быть, в садике по нему будут очень скучать любимая машинка или

кукла?

Дома играйте в "детский сад", пусть игрушки возьмут на себя роли "деток"

и "воспитателей", это поможет не только вам узнать, как воспринимает новое место

ваш ребенок, но и поможет ему отреагировать неприятные эмоции и напряжение.

Постарайтесь не делать перерывов в посещении садика в период адаптации,

исключение — болезнь с температурой. Насморк не является поводом для отказа

от похода в садик.

Не обсуждайте при ребенке моменты, которые вас не устраивают в детском саду,

не говорите при нем плохо о воспитателях.

Говорите малышу, как вы рады, что он уже такой большой и самостоятельный, что

ходит в детский сад. Расскажите об этом вашим родственникам и друзьям, и пусть

он слышит, как вы им гордитесь!

Об успешности адаптации будет свидетельствовать нормализация эмоционального

состояния крохи, однако это не означает, что он будет радостно бежать в детский

сад. Ребенок имеет полное право не любить ходить в детский садик, грустить

и плакать при расставании с вами. Однако ребенок, адаптировавшийся к детскому

саду, принимает для себя необходимость его посещения.

Не стоит ждать, что ваш

малоежка

, адаптировавшись, начнет просить на завтрак

добавки или превратится в садике в заводилу группы, если дома он предпочитает

тихонько рассматривать картинки в книжках. Адаптировавшись, ребенок станет вновь

"самим собой", исчезнут нетипичные для малыша поведенческие реакции (например,

истеричность у спокойного ребенка или вялость, безучастие ко всему у маленького

холерика), нормализуется сон, пройдут проявления возможного регресса в развитии.

Но иногда бывает так, что состояние ребенка с течением времени не нормализуется,

а появляются все новые психоэмоциональное проблемы (страхи,

истерики

, возможно

появление нервных привычек, которых раньше не было, агрессия или тревожность,

пугливость). И если прошло уже несколько месяцев, а малыш по-прежнему сильно

кричит, постоянно плачет в группе, не идет на контакт с детьми или воспитателе,

то это все говорит о том, что адаптация проходит для него очень тяжело. В таком

случае вам обязательно следует обратиться к хорошему психологу, который поможет

разобраться в причинах дезадаптации.

Если вы стараетесь делать все правильно, но прошло более полугода, а ребенок так

и не смог успешно адаптироваться к садику, причина может быть не в том, что

он "не садиковский", а в том, что воспитатель просто не смог найти подход именно

к вашему ребенку. Бывает достаточно поменять садик или договориться о переводе

в другую группу, и малыш начинает с удовольствием посещать детский сад. Если же

вы полностью уверены в квалификации вашего воспитателя, то, возможно,2-3 года —

слишком ранний возраст именно для вашего ребенка. Если у вас есть возможность

еще год посидеть дома (пригласить няню, отводить к бабушке) — может быть, стоит

отложить начало посещения детского сада до 4 лет.

Адаптация детей раннего возраста

к условиям ДОУ

Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они

деятельны,

любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними

- одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут

волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе

рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и

ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро

развивается. Что для этого нужно? Прежде всего - обеспечить

внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это,

прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую

обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и

без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад

плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома,

другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом

в группу начинают капризничать и плакать.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду

определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое

предъявление нового помещения, новых игрушек, новых

людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и

информационный стресс.

В нашем детском саду разработана целая система

мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при

приеме в ДОУ. Важной составляющей этой системы является

психологическое обеспечение адаптационного процесса.

Основными задачами по профилактике и преодолению

дезадаптации детей в ДОУ являются:

анализ конкретного единичного случая в контексте новых

изменившихся условий (типичных для ДОУ);

выявление

причин

дезадаптации

и

нарушения

эмоционально-личностной сферы ребенка;

оценка психоэмоционального состояния ребенка в начале

периода адаптации и после его окончания.

Вся работа проводится в три этапа:

1. Первичная диагностика проходит по трем направлениям:

- характеристика родителями состояния своих детей в семье

- оценка воспитателями состояния детей в период адаптации

к условиям детского сада

- оценка психоэмоционального состояния детей

По результатам проведенного анкетирования родителей

обозначаем для себя семьи воспитанников с повышенной

тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования

позволяют грамотно построить профилактическую и

консультативную работу с родителями. Основная задача здесь -

не просто проинформировать родителей об особенностях

протекания периода адаптации у их ребенка, но и дать

рекомендации, как общаться с ним в этот период.

2. Второй этап включает в себя психопрофилактическую и

коррекционно-развивающую работу, направленную на снятие

проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к

условиям образовательного учреждения.

3. На третьем этапе проходит контрольная диагностика

(повторная) - по окончании периода адаптации и повторное

анкетирование родителей

На основании первичной диагностики составляется

заключение, в котором дается предварительная оценка

адаптационного периода каждого ребенка. По итогам

заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей

определяется круг детей, нуждающихся в помощи при

прохождении адаптации.

Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом

коррекционной работы с детьми раннего возраста является

игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в

групповой форме.

Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми

предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и

навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому

акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на

сенсорные и моторные игры.

Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми

разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они

способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса,

обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы,

данные нам природой, должны работать, а для этого им

необходима "пища".

Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего

развития высших психических функций: восприятия, памяти,

внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возможно

лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который

обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е.

воспринимать окружающий предметный мир.

Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит

рисование. Оно нравится всем без исключения малышам.

Может быть, именно поэтому, пока родители не догадаются

купить ребенку краски, первые живописные этюды ему

приходится выполнять подручными средствами - манной кашей

на кухне или мыльной пеной в ванной. Можно научить ребенка

рисовать мокрыми ладошками или папиным кремом для

бритья, который наносится на ладони.

Задачами коррекционной работы с детьми в период

адаптации являются:

создание

для

ребенка

атмосферы

безопасности

и

комфортной обстановки;

понимание внутреннего мира ребенка и принятие его

таким, какой он есть;

предоставление

ребенку

большей

свободы

и

самостоятельности.

При проведении занятий учитываем специфику работы с

маленькими детьми: ребенок раннего возраста не способен

самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто

проявляются косвенно, через отставание в развитии,

капризность, агрессивность и т.д. Это обусловливает

необходимость активности со стороны самого психолога по

выявлению психологических проблем у детей, в т.ч. и в период

адаптации.

Отсутствие у детей раннего возраста рефлексии, с одной

стороны, облегчает, а с другой - усложняет диагностическую

работу и постановку общей проблемы ребенка. Коррекционная

работа, связанная с переживаниями ребенка, осуществляется по

принципу "здесь и теперь" с акцентом на немедленном

закреплении тех позитивных процессов, которые проявляются в

ходе коррекционного процесса.

По окончании второго этапа работы проводится

заключительная диагностика степени адаптации детей раннего

возраста, а также сравнительный анализ показателей первичной

и заключительной диагностик.

По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении

собирается медико - психолого - педагогический консилиум с

расширенным составом. Туда входят заведующая, старший

воспитатель, педагог-психолог, старшая медсестра,

воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других

группа (по приглашению). На нем обсуждаются результаты

проведенной работы в период адаптации, положительные

моменты, анализируются итоги, корректируются планы по

организации адаптации и намечается дальнейшая работа.

Анализ работы ДОУ за последние несколько лет показывает,

что процесс привыкания детей проходит очень успешно.

Степень адаптации в основном легкая и средняя.

Положительным является и то, что дети раннего возраста, а

особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду

безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно

построенной работе педагогического коллектива по

организации и проведению адаптации детей к условиям

детского сада.

Проект «Маленькие лучики»

(Адаптация детей к детскому саду).

Подготовил: воспитатель Климова Т.Ю.

Цель проекта: является сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников в

период адаптации к дошкольному учреждению. Одной из задач является создание условий для физического

и психического развития детей в соответствии с их возрастом в благоприятном психологическом климате.

Задачи проекта:

1.

Создать условия, обеспечивающие каждому ребёнку физический и психологический комфорт.

2.

Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу в период адаптации.

3.

Педагогическая просвещённость родителей.

Этапы реализации проекта: 1,5 месяца.

Актуальность проекта состоит в том, чтобы успешно адаптировать детей и родителей к условиям детского

сада. Мой проект рассчитан на проведение адаптационных мероприятий ещё тогда, когда ребёнок не

посещает детский сад, а только готовится к поступлению. Я выделяю два основных критерия успешной

адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения

(способность легко и точно выполнять новые требования).

I.Этап. Подготовительный.

Работа с родителями до поступления детей в детский сад.

I. До поступления в детский сад.

(2 недели)

1.

Консультации: «Как надо готовить родителям ребёнка к поступлению в детский сад», «Готовность

родителей», «Адаптация ребёнка в детском саду. Адаптационный период».

2.

Анкетирование: «Что нужно знать о ребёнке», «Готов ли ваш ребёнок к детскому саду».

3.

Беседа с родителями: «Завтра в детский сад».

II. При поступлении в детский сад.

(1,5 месяца)

1.

Консультации: «Арт-терапия», «Типы семей», «Закаливающие мероприятия», «Сенсорное развитие

ребёнка».

2.

Предложить родителям нарисовать свою семью.

3.

Изготовление игр по сенсорному развитию.

4.

Беседа с родителями: «Ваш ребёнок пришёл в детский сад».

II.Этап. Исследовательский.

Работа с воспитанниками в группе.

Перспективный план по адаптации детей.

(лёгкая степень адаптации)

День

Мероприятие

Цель

Время

1

Весёлые игры на воздухе: п/и «Кто попадёт?»

Развитие ловкости, цепкости,

развитие умения играть в мяч.

9-11ч.

2

Весёлые игры на воздухе: п/и «Мыльные

пузыри!»

Учить называть форму, размер;

развивать быстроту реакции;

умение лопать пузыри двумя

руками.

9-11ч.

3

Весёлые игры на воздухе: п/и «Подпрыгни до

ладошки»

Развитие ловкости, быстроты

реакции и движений

9-11ч.

4

Игры-занятия: д/и «Что изменилось?»

Развитие внимания, правильное

произнесение название

предметов.

8 - 12.30

5

Игры-занятия: д/и «Что ещё такой же формы?»

Учить детей находить предметы

одинаковой формы.

8 - 12.30

6

Игры-занятия: «Коза рогатая»

Адаптировать ребёнка к

дошкольному учреждению.

8 - 12.30

7

Игры-занятия: «Стенка, стенка»

Адаптировать ребёнка к

дошкольному учреждению.

8 - 12.30

8

Игры-занятия: «Мельница»

Адаптировать ребёнка к

дошкольному учреждению.

8-15

9

Игры-занятия: «Мы ногами топ!»

Адаптировать ребёнка к

дошкольному учреждению.

8-15

10

Игры-занятия: «Зайка серенький сидит».

Адаптировать ребёнка к

дошкольному учреждению.

8-15

Перспективный план по адаптации детей.

(средняя степень адаптации)

День

Мероприятие

Цель

Время

1

Развлечение «Бабушка Арина к нам в гости

пришла!»

Создать атмосферу радостного

настроения; учить детей

отгадывать загадки, читать

стихи.

8-18

2

Чтение стихотворения А.Барто «Мячик»

Учить внимательно слушать

стихотворение, понимать

содержание; побуждать

малышей помогать читать

стихотворение, и вызвать

сочувствие к девочке Тане.

8-18

3

Повторение потешки «Как у нашего кота»

Повторить знакомую потешку,

создать радостное настроение

8-18

4

Настольный театр «Теремок»

Учить малышей слушать сказку,

создать радостное настроение.

8-18

5

Чтение стихотворения Б.Заходера «Ёжик»

Познакомить с новым

стихотворением помочь понять

содержание

8-18

6

Лепка «Слепим мисочку и угостим ёжика

молоком»

Побудить доступными приёмами

(скатыванием, расплющиванием)

изготовить мисочку для ёжика.

8-18

7

Игра-инсценировка «Про девочку Машу и

Зайку - Длинное Ушко»

С помощью инсценировки

подсказать малышам, как надо

утром прощаться с мамой – не

плакать при расставании, чтобы

её не огорчать.

8-18

8

Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Была в лесу

белка»

Познакомить малышей с белкой

и её детками, учить слушать

рассказ, понимать содержание,

отвечать на вопросы

8-18

9

Рисование «Орешки для белочки»

Учить малышей рисовать

круглые орешки карандашам;

способствовать проявлению

заботы, чуткого отношения к

белочкам

8-18

10

Потешка «Киска, киска брысь!»

Повторение ранее изученной

потешки.

8-18

Перспективный план по адаптации детей.

(тяжёлая степень адаптации)

День

Мероприятие

Цель

Время

1

Адаптационные игры: д/и «Пришёл Петрушка».

Формирование эмоционального

контакта, доверия детей к

воспитателю.

8-18

2

Адаптационные игры: д/и «Покружимся».

Формирование эмоционального

контакта, доверия детей к

воспитателю.

8-18

3

Адаптационные игры: д/и «Игра с собачкой».

Формирование эмоционального

контакта, доверия детей к

воспитателю.

8-18

4

Словесные игры: «У кого какая мама?»

(домашние животные).

Учить детей различать и

называть домашних животных и

их детёнышей.

8-18

5

Д/и «Складывание матрёшки»

Учить детей сопоставлять

предметы по величине.

8-18

6

Д/и «Нанизывание колец, убывающих по

величине».

Учить детей выполнять простые

действия с предметами: снимать

и нанизывать кольца.

8-18

7

Пальчиковая игра по потешки «Как у нашего

Развивать мелкую моторику рук.

кота»

8-18

8

Игры-занятия: «Прячем мишку».

Адаптировать ребёнка к

дошкольному учреждению.

8-18

9

Игры-занятия: «Солнечные зайчики».

Адаптировать ребёнка к

дошкольному учреждению.

8-18

10

Игры-занятия: «Подуй на шарик, подуй на

вертушку».

Адаптировать ребёнка к

дошкольному учреждению.

8-18

III. Этап. Заключительный.

1.

Разработка тематики «Клуба молодой семьи».

2.

Подбор анкет, тестов для выявления уровня знаний детей по адаптации к условиям детского сада.

3.

Разработка игровых упражнений для успешной адаптации.

4.

Разработка игровых занятий с детьми.

5.

Подбор консультаций для родителей.

6.

Разработка памяток для родителей.

7.

Разработка тематических бесед с родителями по адаптации детей.

* Адаптационные листы.

Также, заполняются индивидуальные листы наблюдения в период адаптации ведутся воспитателями группы.

Данные заполняются в те дни, которые указаны в листе адаптации. В том случае, если ребёнок заболел,

отмечается дата начала и конца его заболевания. При возвращении ребёнка после болезни его поведение

отмечается три дня подряд, а затем в указанные сроки.

Адаптационный лист.

На __________________________________________________

Дата поступления в ДОУ «___»_______________20___г.

Дом. адрес _______________________________________

Дом. телефон (мобильный) ________________________

Дата

Степень

отрицательных

эмоций в общении

Сон,

питание

Боязнь

пространства

Заболевания,

снижение веса

Оценка

степени

адаптации

Примечание

Длительность адаптации:

* с 1 до 14 дней – лёгкая;

* от 15 до 29 дней – средней тяжести;

* выше 30 дней тяжелая.

При выявлении степени адаптации на определённого ребёнка, лист адаптации на этого ребёнка не ведётся,

например: если ребёнок (с 1 до 14-го дня адаптации) показывает хорошие результаты, то в листе

наблюдения пишем «Адаптация лёгкой степени» и запись в листе адаптации не фиксируем, но

наблюдение за этим ребёнком продолжаем, или, если ребёнок показывает положительные результаты от 15-

го до 32-го дня адаптации, то в листе адаптации пишем «Адаптация средней тяжести» и запись в листе

адаптации дальше не фиксируем, продолжая за ним наблюдение, и т.д. на каждого ребёнка. Наблюдение за

ребёнком надо продолжить, так как в том случае, если ребёнок заболел или по другим причинам не посещал

детский сад, необходимо определить, как это повлияло на его адаптацию. Наблюдая и делая выводы,

воспитатель должен знать и учитывать индивидуальные особенности ребёнка до поступления в детский сад

так, например, если у ребёнка до поступления в детский сад был неустойчивый аппетит или он плохо

говорил, это не следует рассматривать как показатель адаптации.

Сразу хочу заметить, что не все мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых детей может

протекать от 20 дней до 2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после

выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хочу Вас заверить, что это не показатель. Не

следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых

осложнений. Повторюсь, что все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Я

думаю, что с Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей,

Ваша любовь и забота, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и

индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до

поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.

В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений;

эмоциональное напряжение детей понизилось, игра- упражнения помогла детям успокоиться,

развить коммуникативные способности. Дети стали внимательнее друг к другу. Проектная

деятельность помогла развить детско-родительские отношения. Ребёнок оказался интересен

родителям, жизнь ребёнка и родителей наполнилась богатым содержанием.

Первые шаги ребёнка в детском саду. Адаптация детей

к условиям д\с

Раннее детство (Ребенок от 1 до 3 лет)

-

Поступление в детский сад

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй в преддошкольный период.

Первым этапом подготовки малышей в д\с является сбор информации о поступающих детях:

Особенности развития ребёнка (со слов родителей).

Методы воспитания в семье ( хаотичные, завышенные, заниженные, наказания, повышение голоса,

запугивание кем-то или чем-то, телесные наказания).

Навыки самообслуживания.

Знакомство с родителями (анкета).

Индивидуальные беседы со специалистами д\с: зам. зав. по основной деятельности, педагог-психолог,

медсестра.

Вторым

этапом

является

непосредственно

поступление

ребёнка

в

д\у.

И третьим этапом является проведение родительского собрания на котором обсуждается:

Протекание адаптационного периода.

Обсуждение совместно с родителями подготовки развивающей среды в группе.

Правильная организация жизни ребёнка (культурно-гигиенические навыки, режим дня, закаливающие

процедуры).

Работа с родителями.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей. В

ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты поведения ребёнка, его

интересы

и

склонности.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребёнка только на прогулку. В

последующие дни приводить после 8 часов, чтобы он не был свидетелем утренних слёз и отрицательных

эмоций других детей. Задача воспитателя – успокоить прежде всего взрослых: пригласить посмотреть

групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки и т.д.

Игры в адаптационный период с детьми 2-х 3-х лет.

Осно вная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к

воспитателю.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой

интонацией,

проявлением

заботы

к

каждому

малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым

вниманием. Игры выбираются с учётом возрастных возможностей детей, места проведения.

Как помочь ребёнку в период адаптации.

В детском саду попытки решения проблемы адаптации в основном сводятся к рекомендациям родителям

максимально

приблизить

режим

дня

ребёнка

к

режиму

дошкольного

учреждения.

Многие воспитатели вообще имеют упрощённое представление об эмоциональных реакциях детей, они

считают: «Плачет? Скучно, поплачет и перестанет.» В таких случаях процесс адаптации затягивается, у

ребёнка формируется защитно-оборонительная реакция, и как следствие, негативное отношение к д\с.

Чтобы этого не произошло, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации:

Создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе.

Необходимо сформировать у ребёнка положительную установку, желание идти в д\с. Это зависит от умения и

усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребёнок с первых

дней

почувствует

это

тепло,

то

намного

легче

пройдёт

адаптация.

Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты,

спальни, количества детей. Чтобы ребёнку было приятно приходить в д\с, нужно «одомашнить» группу:

красивые занавески, статуэтки, цветы и т.д. Мебель лучше разместить так, чтобы она образовала маленькие

комнатки

(зоны).

Хорошо если имеется маленький «домик», где ребёнок может побыть один. В группе должно быть много

растений, их зелёный цвет благоприятно влияет на эмоциональное состояние. Также необходимо наличие

спортивного уголка, который удовлетворяет потребность детей в движении: мячи, флажки, кегли и т.д. Уголок

должен быть «ярким» и вызывать у ребёнка желание заниматься в нём. Малыши не владеют речью

настолько, чтобы выразить чётко свои чувства и эмоции. А не выраженные эмоции накапливаются и

прорываются слезами. А так как изодеятельность для ребёнка не только художественно-эстетическое

действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства, необходимо уголок творчества сделать

свободно

доступным

для

детей.

Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей с начала восстанавливается

аппетит,

а

затем

только

сон.

В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребёнка приёмы воспитания, даже если они

противоречат установленным в д\с правилам: ни в коем случае нельзя насильно кормить ребёнка или

укладывать

спать,

можно

покачать

малыша,

дать

игрушку.

Ласковое обращение с ребёнком, периодическое пребывание малыша на руках даёт ему чувство

защищённости, помогает быстрее адаптироваться.

Первые шаги ребёнка в детском саду. Адаптация детей

к условиям д\с

Раннее детство (Ребенок от 1 до 3 лет)

-

Поступление в детский сад

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй в преддошкольный период.

Первым этапом подготовки малышей в д\с является сбор информации о поступающих детях:

Особенности развития ребёнка (со слов родителей).

Методы воспитания в семье ( хаотичные, завышенные, заниженные, наказания, повышение голоса,

запугивание кем-то или чем-то, телесные наказания).

Навыки самообслуживания.

Знакомство с родителями (анкета).

Индивидуальные беседы со специалистами д\с: зам. зав. по основной деятельности, педагог-психолог,

медсестра.

Вторым

этапом

является

непосредственно

поступление

ребёнка

в

д\у.

И третьим этапом является проведение родительского собрания на котором обсуждается:

Протекание адаптационного периода.

Обсуждение совместно с родителями подготовки развивающей среды в группе.

Правильная организация жизни ребёнка (культурно-гигиенические навыки, режим дня, закаливающие

процедуры).

Работа с родителями.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей. В

ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты поведения ребёнка, его

интересы

и

склонности.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребёнка только на прогулку. В

последующие дни приводить после 8 часов, чтобы он не был свидетелем утренних слёз и отрицательных

эмоций других детей. Задача воспитателя – успокоить прежде всего взрослых: пригласить посмотреть

групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки и т.д.

Игры в адаптационный период с детьми 2-х 3-х лет.

Осно вная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к

воспитателю.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой

интонацией,

проявлением

заботы

к

каждому

малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым

вниманием. Игры выбираются с учётом возрастных возможностей детей, места проведения.

Как помочь ребёнку в период адаптации.

В детском саду попытки решения проблемы адаптации в основном сводятся к рекомендациям родителям

максимально

приблизить

режим

дня

ребёнка

к

режиму

дошкольного

учреждения.

Многие воспитатели вообще имеют упрощённое представление об эмоциональных реакциях детей, они

считают: «Плачет? Скучно, поплачет и перестанет.» В таких случаях процесс адаптации затягивается, у

ребёнка формируется защитно-оборонительная реакция, и как следствие, негативное отношение к д\с.

Чтобы этого не произошло, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации:

Создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе.

Необходимо сформировать у ребёнка положительную установку, желание идти в д\с. Это зависит от умения и

усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребёнок с первых

дней

почувствует

это

тепло,

то

намного

легче

пройдёт

адаптация.

Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты,

спальни, количества детей. Чтобы ребёнку было приятно приходить в д\с, нужно «одомашнить» группу:

красивые занавески, статуэтки, цветы и т.д. Мебель лучше разместить так, чтобы она образовала маленькие

комнатки

(зоны).

Хорошо если имеется маленький «домик», где ребёнок может побыть один. В группе должно быть много

растений, их зелёный цвет благоприятно влияет на эмоциональное состояние. Также необходимо наличие

спортивного уголка, который удовлетворяет потребность детей в движении: мячи, флажки, кегли и т.д. Уголок

должен быть «ярким» и вызывать у ребёнка желание заниматься в нём. Малыши не владеют речью

настолько, чтобы выразить чётко свои чувства и эмоции. А не выраженные эмоции накапливаются и

прорываются слезами. А так как изодеятельность для ребёнка не только художественно-эстетическое

действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства, необходимо уголок творчества сделать

свободно

доступным

для

детей.

Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей с начала восстанавливается

аппетит,

а

затем

только

сон.

В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребёнка приёмы воспитания, даже если они

противоречат установленным в д\с правилам: ни в коем случае нельзя насильно кормить ребёнка или

укладывать

спать,

можно

покачать

малыша,

дать

игрушку.

Ласковое обращение с ребёнком, периодическое пребывание малыша на руках даёт ему чувство

защищённости, помогает быстрее адаптироваться.



В раздел образования