Авторы: Енякина Маргарита Николаевна, Сидубаева Юлия Александровна
Должность: Старший воспитатель,воспитатель
Учебное заведение: СП-"Детский сад "Одуванчик" ГБОУ СОШ №2 "ОЦ" с.Большая Глушица
Населённый пункт: с Большая Глушица Самарской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развивающее игровое пособие "Солнышко "как средство речевого развития детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Развивающее игровое пособие «Солнышко» как средство речевого
развития детей раннего возраста»
Разработали:
Енякина Маргарита Николаевна
старший воспитатель СП «Детский сад – «Одуванчик»
ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Большая Глушица
Сидубаева Юлия Александровна
воспитатель СП «Детский сад – «Одуванчик»
ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Большая Глушица
Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием
развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько
возрастных этапов. Особенно важным является ранний возраст. Именно в этом
возрасте ребенок овладевает основными закономерностями языка. Речевое
развитие
ребенка
в
первые
годы
жизни
оказывает
влияние
на
всю
его
последующую жизнь.
У ребенка 2-3 лет необходимо развивать речь как средство общения, т. е. очень
важно создавать
условия,
при
которых дети будут учиться
устанавливать
контакты и добиваться своей цели путем словесного общения к взрослому или
сверстнику.
Большое внимание уделяется организации речевой среды. Речевая среда – это
целый комплекс разнообразных видов речевой деятельности, способствующих
раскрытию речевого ресурса каждого ребенка.
К
средствам развития
речи в
первой младшей
группе относятся
игрушки,
картинки, книжки, дидактические игры и упражнения и др.
С
целью
позитивной
адаптации
и
социализации,
гармоничного
психоэмоционального развития, формирования социально -коммуникативных
навыков нами было изготовлено развивающее пособие
«Солнышко».
Пособие представляет собой игровое пространство в
виде солнышка.
Изготовлено пособие из прессованной фанеры в виде круга
с отходящими лучами(глаза и рот выполнены из пластика)
Размеры пособия: высота-70 см , ширина- 40 см.
К
пособию
прилагается
дополнительный
материал:
ленточки, шнурки, прищепки, различные картинки .
Использование многофункциональных материалов будит
детскую фантазию, способствует выработке новых
способов действий,повышает развивающий потенциал
игр.
Пособие красивое,безопасное,многофункциональное.
Может применяться с группой детей, с подгруппой и для индивидуальных
занятий .
Данное пособие позволяет развивать речевую активность, поддерживать
индивидуальность и инициативу детей в разнообразных играх
(дидактических, подвижных, пальчиковых и др).
При подборе игр нами учитывались особенности развития детей раннего
возраста:
Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания. Поэтому
игры
с
малышами
основаны
на
подражании
взрослому,
его
движениям,
действиям и словам.
Содержание игр соответствует детскому опыту. В играх используются песенки,
потешки, небольшие по объему стихотворные тексты. Они доступны малышам
в
понимании,
мелодичны,
легко
запоминаются,
вызывают
положительные
эмоции. Дети с удовольствием повторяют их за воспитателем.
По своему характеру игры- это игры- забавы, хороводы. Сочетание движений со
словом помогает ребенку осознать содержание игры, что , в свою очередь,
облегчает выполнение действий.
Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т. д.)
снова
и снова. Это механизм обучения. Чтобы навык закрепился, необходимо большое
количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества
повторений потребуется. Поэтому в игры постоянно вносим разнообразие
(атрибуты, движения, музыкальное сопровождение).
При проведении совместных игр мы придерживаемся следующих правил:
Взрослый
проявляет
большую
заинтересованность
в
игре,
активно
организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка
игрой.
Взрослый
сопровождает
игровые
действия
комментариями,
описывая
словами
все
этапы
игры;
речь
эмоционально
насыщенная,
четкая,
немногословная, взрослый говорит спокойным или веселым голосом нормальной
громкости.
Взрослый
делает
всё,
чтобы
создать во
время
игры
комфортную, теплую
атмосферу: ведет себя доброжелательно, улыбается, поддерживает проявления
ребенком инициативы, подбадривает.
Использование пособия в работе с детьми раннего возраста вызывает у детей
положительные
эмоции,помогает
преодолевать
тревожность,
пассивность,
развивает речевую активность, сенсорную сферу ,общую и мелкую моторику,
уверенность в своих силах.
Варианты игр.
Игра «Поздороваемся с солнышком»
Цель: создание атмосферы доверия и радостного настроения, развитие
активной речи.
Игровое правило: Ведущий (взрослый) предлагает детям поиграть и
поздороваться с солнышком.
Ребята, наше солнышко проснулось,
Солнце деткам улыбнулось.
Дети протягивают руки, дотрагиваются ладошками до солнышка и говорят:
«Здравствуй, солнышко».
Игра «Укрась солнышко»
Цель: развитие мелкой моторики закрепление цвета
Оборудование: пособие – солнышко, на лучики которого привязаны цветные
ленточки, прищепки
Игровое правило: Ведущий (взрослый) предлагает детям украсить солнышко,
прикрепив на ленточки прищепки такого же цвета, демонстрирует действия,
дети повторяют за ним, а затем самостоятельно.
Игра «Бабочки летают»
Цель:развитие речевого дыхания.
Оборудование: пособие – солнышко, на лучики которого привязаны ленточки с
бабочками
Игровое правило: Ведущий (взрослый) предлагает детям поиграть, подуть на
бабочек и посмотреть, как они полетят к солнышку, демонстрирует действия,
дети повторяют.
Музыкальная игра «Солнышко и дождик»
Цель:развивать выразительность движений, совершенствовать навык легкого
бега (на носочках), умения согласовывать движения с текстом песни.
Оборудование: пособие – солнышко
Игровое правило: Ведущий (взрослый) предлагает детям поиграть и повторять
за ним движения
Светит солнышко с утра,вращают руками «фонарики»
Значит нам гулять пора
Хорошо под солнышком бегают в рассыпную по залу
Бегать и играть,
Хорошо под солнышком
Во дворе гулять.
Кап-кап-кап! - по дорожке стучат пальчиком по ладошке
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель: развитие умения детей бегать врассыпную ,не наталкиваясь друг на друга ,
обучение навыку внимательно слушать словесную инструкцию.
Оборудование: пособие – солнышко, зонтик.
Игровое правило: Ведущий (взрослый) предлагает детям поиграть и повторять
движения в соответствии с текстом.
“Солнышко, солнышко,
Посвети немножко!
Выйдут детки погулять –
Станут бегать и играть”
Дети бегают врассыпную ,на сигнал « дождь идет»бегут под зонтик.
Таким образом ,игры с использованием развивающего пособия «Солнышко»
снижают негативное эмоциональное состояние малышей,формируют умения
взаимодействовать в игровой деятельности,развивают познавательные
процессы и речь.