Автор: Шафикова Гульшат Флюровна
Должность: МАОУ "Школа №113 им. И.И. Рыбалко" ГО г. Уфа РБ
Учебное заведение: учитель татарского языка и литературы
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: доклад на методическом форуме
Тема: "Развитие творческих способностей учащихся через разнообразные формы и методы обучения на уроках татарского языка и литературы"
Раздел: среднее образование
«Развитие творческих способностей учащихся через
разнообразные формы и методы на уроках татарского
языка и литературы»
Творчество-это удел избранных. Такое ошибочное мнение присуще
большинству людей, в том числе и учителей. Многие считают, что развить
творческие способности можно только у небольшого числа учащихся: у
отличников, у тех, кто проявляет себя в самодеятельности или просто
активен на уроках и в жизни школы. Однако, это далеко не так.
Неталантливых детей нет, и любой ребенок одарен. Нужно просто найти
правильный подход и помочь вытащить на поверхность скрытые таланты.
Это особенно важно делать в современном обществе, в тех условиях, когда
на первое место всегда выходят креативные и нестандартно мыслящие люди.
Актуальность выбранной темы обусловлена следующими проблемами:
- снижение грамотности и общей культуры учащихся, потеря интереса к
изучению, к чтению;
- отсутствие нравственных ориентиров
- неумение фантазировать, мыслить образно, создавать творческий продукт.
Цель работы: рассмотреть несколько подходов и приемов, позволяющих
развивать творческие способности учащихся на уроках русского
языка
и
литературы.
Из данной цели вытекают задачи:
- акцентировать внимание педагогов на данной проблеме;
- собрать и систематизировать практический материал по теме.
1. Особенности творчества как вида деятельности школьников.
Если мы обратимся к терминологии, то увидим, что под творчеством следует
понимать деятельность, результатом которой становится нечто качественное
новое, оригинальное и неповторимое. Саморазвитие и самореализация
личности невозможны без данной деятельности. Школьник с самого начала
обучения учится придумывать что-то, создавать, искать неординарные
решения задач. Творчество присуще человеку от рождения, но, тем не менее,
требует работы и развития творческих способностей. Они представляют
собой сплав многих качеств, которые и должен разглядеть педагог в ученике.
Типы уроков, направленные на развитие творческой деятельности
Уровень развития творческих способностей зависит от выбранных учителем
образовательных
технологий
и
методов
обучения.
Чтобы
добиться
эффективности
в
этом
процессе,
педагогами
могут
использоваться
разнообразные типы уроков.
1.
Интегрированный
урок.
В рамках филологической составляющей уроки литературы можно
интегрировать с любым предметом школьного курса. Например,
литературу с английским языком, географией, музыкой, мировой
художественной культурой, историей.
Урок развития речи.
Уроки развития речи – это уроки творчества. На них должна
проявляться индивидуальность каждого ученика, развиваться его
творческие способности.
Широко использую работу с опорными словами, сочинения-описания
по картине или фотографии, сочинения на заданную тему, по аналогии
с прочитанным, по наблюдениям учащихся, составление письма
подруге или другу, сочинение по заданному началу. Описанные выше
упражнения выполняются под моим руководством, при этом степень
самостоятельности учащихся постоянно возрастает. Когда же дети
усваивают материал достаточно прочно и овладевают "техникой"
выполнения соответствующего вида работы, аналогичные задания
предлагаются учащимся на дом.
Виды работ, которые делают уроки развития речи живыми.
1. Свободное сочинительство - пиши, что хочешь! Хочу еще раз
обратить внимание на то, что этот вид работы очень важен для
развития речи и формирования способности самому выбирать тему для
своей работы.
2. "Мой дневник "- пиши о том, что сейчас вспомнил. Выполнение
этого вида работы можно стимулировать знакомством с
опубликованными дневниками разных людей или с дневниками
литературных героев.
3. "Фантазия-картинка" - опиши словами картинку, которой нет,
которую видишь только ты в своем воображении. Если написанное
будет свежо и выразительно, слова могут быть воплощены в рисунок.
4. Экскурсия в картинную галерею по репродукциям картин
профессиональных художников. Ситуация экскурсии сближает с
жизнью такой жанр, как сочинение по картине.
5. Cценарий мультфильма по выполненным на доске рисункам
удовлетворяет потребность подростка в оживлении рисунка и
написании сочинения-повествования вместо сочинения-описания.
6. Музыкальное сочинение.
1-й вариант - опиши образы, которые возникают в твоем сознании под
впечатлением прослушанного музыкального произведения.
2-й вариант - воспроизвести фрагмент из фильма, спектакля
(существующего или выдуманного тобой), сопровождением которого
могла бы быть прозвучавшая музыка.
7. Сочинение - продолжение написанного накануне изложения или
диктанта.
8. Сочинение - ассоциации по мотивам когда-то написанного диктанта
или изложения.
Из всех вышеперечисленных видов хотелось бы выделить
сочинения – описания человека по фотографии или по памяти. Этот
вид работы очень нравится детям.
Урок-защита проекта.
Важнейшим психическим процессом, отличающим творческую
индивидуальность, является процесс воображения и фантазии, поэтому
почти на каждом уроке я стараюсь использовать задания, развивающие
воображение учеников. Особая роль в этом процессе отводится
проектной деятельности. Проектная деятельность развивает
индивидуальность ребёнка, учит его ставить перед собой творческие
задачи и находить нестандартные пути их решения, оценивать и
дорабатывать собственный творческий продукт и находить формы для
его представления.
Синквейн – малая стихотворная форма, короткое литературное
произведение, характеризующее предмет(тему), состоящее из пяти строк,
которое пишется по определённому плану.
Параметры синквейна.
1 строка – одно ключевое слово (обычно существительное или местоимение),
название стихотворения – тема синквейна, определяющая содержание.
2 строка – два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему,
выражающие главную мысль, слова можно соединять предлогами и союзами.
3 строка – три слова (глаголы или деепричастия), характеризующие действия,
относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение, фраза, показывающая отношение
автора к теме, афоризм в виде пословицы, крылатого выражения, цитаты.
5 строка – одно слово (обычно существительное) – синоним или ассоциация,
повторяющая суть темы, слово-резюме.
Задача учителя состоит в том, чтобы сделать работу посильной для детей
разного возраста. В среднем звене целесообразно предлагать первые слова на
выбор, так из-за психологических особенностей детей данного возраста,
задание может показаться сложным
Заключение.
Подводя итог, хочу отметить ещё раз, что воспитание всесторонней,
гармоничной и творческой личности - главная задача учителя.
Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их
активности на уроках, качества знаний, формированию положительных
мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и
вызывает повышение эффективности процесса обучения.