Напоминание

Использование нейропсихологических способов и приёмов с целью общего развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.


Автор: Орлова Наталья Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад №9 «Золотой ключик»» комбинированного вида
Населённый пункт: город Юрьев-Польский
Наименование материала: статья
Тема: Использование нейропсихологических способов и приёмов с целью общего развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование нейропсихологических способов и приёмов с

целью общего развития детей дошкольного возраста с

ограниченными возможностями здоровья.

Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской

руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности

мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

Дисциплина логопедия разрабатывает, а

также вводит новейшие современные инновационные процессы.

Они ориентированы на актуальную диагностику, а также коррекцию

речевых патологий у детей

с ОВЗ. Нынешняя логопедия располагается в рубеже с соседними науками:

психологией, медициной, педагогикой. Именно она применяет технологические

процессы, разрешающие улучшить воздействие, а

также достичь оптимальных результатов.

С целью эффективной деятельности учителю-логопеду следует овладеть всеми без

исключения классическими логопедическими технологическими методами и

приемами, а также входящие в них разнообразные техники:

артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастики, логоритмика, мнемотехника,

биоэнергопластика, арттерапия, сказкотерапия, двигательная терапия, песочная

терапия.

К более современным технологиям, которые применяет в своей работе учитель-

логопед можно отнести следующее:

компьютерные презентации, мультимедиа, Су-Джок терапия, логопедический массаж,

криотерапия, нейропсихологические игры и упражнения.

Для успешного обучения в школе нужно развивать такие психические процессы: как

речь, внимание, восприятие, саморегуляцию и контроль собственной деятельности,

память, мыслительные операции.

Нейропсихологическое воздействие помогает выстраивать цепочку разорванных

связей, межсистемных взаимодействий и сформировать базовые функции

развития и контроля.

Нейропсихология – это отрасль психологической науки, изучающая мозговые

механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга.

Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой. Она

является не только здоровьесберегающей, но и игровой технологией.

Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных процессов – это

и речи, внимания, памяти, мышления, а так же положительно воздействует на

эмоционально волевую сферу ребёнка через сочетание двигательной, когнитивной и

эмоционально – личностной коррекции.

Нейропсихологические игры и упражнения можно использовать с раннего детства, как

в индивидуальной так и в групповой работе в форме комплексно-игровых занятий.

Нейрокоррекционные занятия включают в себя:

1. Развитие мелкой моторики.

2. Глазодвигательные упражнения.

3. Упражнения для развития артикуляции.

4. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.

5. Дыхательные упражнения.

6. Растяжки.

7. Функциональные упражнения

8. Коммуникативные упражнения

9. Упражнения для релаксации.

Все упражнения использовались как в совокупности и представляли собой комплекс

психомоторной гимнастики (имели чёткую структуру с ритуалом начала занятия,

релаксацией, ритуалом окончания), так и выступали элементом непосредственной

образовательной деятельности, применялись в режимных моментах.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова

способствуют развитию мозга» Иван Петрович Павлов.

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия

является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и

правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему.

Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе

которых задействованы оба полушария мозга.

Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя

руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и

формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и

согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и

правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.

Примеры некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть

использованы в логопедической работе при развитии мелкой моторики:

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.

- Двуручное рисование .

- Межполушарная доска.

Инструкция : двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук Р

(любой автоматизируемый звук).

Ухо – нос.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо.

Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук «с

точностью до наоборот».

Кинезиологические упражнения

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Использую эту игру для развития фонематического восприятия либо для

дифференциации звуков .

Инструкция : если услышишь звук Р — ставь кулак, звук Л – ставь ладонь, Ш- ставь

ребро.

Игры с мячами

(обычными, прыгунами, кинезиологическими)

Игры с использованием игрового поля «Хлопни, топни, подпрыгни, » Это работа

над темпом, ритмом речи. А так же у ребенка формируется внимание, зрительная

память, быстрота реакции, способность быстро ориентироваться в сложной

изменяющейся ситуации.

Нейропсихологическая игра «Рисунки на спине»

Упражнения на развитие внимания и глазодвигательные упражнения.

Упражнение «Лабиринт» направлено на развитие самоконтроля и зрительного

внимания.

Упражнение «Кристальная пирамида» направлено на развитие внимания, зрительно

– пространственных, моторных навыков, контроля руки. Ребёнку даётся заранее

приготовленный шаблон треугольника, расчерченный на фрагменты («кристаллики»),

и образец, в котором несколько «кристалликов» закрашено. Ребёнок должен закрасить

карандашом части кристальной пирамиды так, чтобы получилось, как на образце.

Упражнение «Муха» направлено на развитие концентрации внимания, зрительно –

моторной координации, ориентация в пространстве и на плоскости. Лист бумаги

расчерчивается на девять квадратов, на один из них кладётся или рисуется фигурка

мухи. Взрослый даёт устную инструкцию, например: «Муха полетела вверх, теперь

налево, теперь вниз, опять налево. Откуда муха вылетела?» Задание выполняется на

бумаге либо на полу.

Развитие слухового и зрительного восприятия и памяти.

В упражнениях контролируется процесс согласования движения и речи, тренируя

внимание и память.

Выставляется 10 пластиковых игрушек – животных или картинок (кошка, собака,

петух, лягушка, корова, кукушка, гусь, свинья, конь, коза.

Предлагается:

1.

запомнить и назвать

2.

назвать только звуки, которые они издают

3.

назвать животное и назвать звук, который он издаёт

Развитие дыхания.

Развивают умение произвольно контролировать свое дыхание, самоконтроль над

поведением, эмоциями, речью, движениями.

«Расставь предметы на свои места» нужно вдыхая коктейльной трубочкой

перенести предметы в определённую часть (в верхний - нижний правый -

левый угол или в центр) листа.

Нейропсихологические приемы могут применяться на разных этапах логопедического

занятия:

• В начале занятия (на этапе дыхательной, артикуляционной гимнастики, для создания

мотивации к занятию)

• В середине занятия в качестве физминутки, разминки («Запретное движение»,

«Музыкальное рисование», «Горизонтальная восьмёрка»)

• Могут быть включены в основное содержание занятия в коррекционных целях.

Приемы и упражнения подбираются в зависимости от вида нарушения и структуры

дефекта.

Таким образом, использование нейропсихологических приемов повышает интерес и

мотивацию к занятиям, у обучающихся развиваются все когнитивные функции,

стабилизируется психическое состояние.

Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единой

функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности

ребёнка.

Достижение эффективности результатов на уровне формирования функциональной

грамотности на логопедических занятиях является одним из условий успешной

социализации личности ребёнка.



В раздел образования