Напоминание

"Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"


Автор: Малеева Ирина Юрьевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МОУ "Лицей №7"
Населённый пункт: г.Электросталь
Наименование материала: Семинар - практикум
Тема: "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семинар – практикум

Адаптация детей

раннего возраста к

условиям ДОУ

Подготовила :

педагог-психолог

Малеева Ирина Юрьевна

МОУ «Лицей №7» г. Электросталь

Родителям важно знать, что при

поступлении в детский сад все дети

проходят через

адаптационный период!

Адаптацией принято называть процесс

вхождения ребёнка в новую среду и

привыкание к её условиям.

Адаптация

Новый

режим дня

Новая

обстановка

Незнакомые

взрослые

Детские

слезы

Родительские

тревоги

Степени адаптационного

периода

легкая

средняя

тяжелая

До 20 дней

До 30 дней

До 60 дней

Настроение бодрое, в

сочетании с утренним

плачем, отношение с

взрослым не нарушено,

отвлекаем, не наблюдается

задержки нервно-

психического развития, не

болеет или болеет 1 раз

В течение месяца

настроение неустойчивое,

эмоционально-

возбужденное, отношение

к взрослым и детям

избирательное, некоторое

снижение веса,

заболевания до 2 раз, без

осложнений

Проявления невротических

реакций: плохой сон,

нарушение аппетита

продолжительный и

длительный плач,

отвлекаемость, замкнутость

или агрессия, страхи,

неуправляемое поведение.

Истерические реакции,

тремор, длительные

заболевания

Фазы адаптационного процесса

Острая - которая сопровождается разнообразными колебаниями в

соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению

веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению

аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

Подострая - характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все

сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам

на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по

сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);

Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в

результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше

задержку темпов развития.

Динамика адаптационного

периода:

1. Стадия тревоги.

2. Стадия сопротивляемости.

3. Стадия стабилизации либо

истощения.

Адаптационный период условно можно

разделить на несколько этапов:

1 этап –

подготовительный

Задача:

Сформировать у

малыша правильное

поведение,

способствующее его

безболезненному

приобщению к новым

условиям

2 этап – основной

Задача:

Создание

положительного образа

воспитателя,

установление

доброжелательных

отношение взрослого и

ребенка

3 этап –

заключительный

Ребенок начинает

активно посещать

группу детского сада,

нормализуется

настроение, аппетит и,

наконец, сон

На процесс адаптации влияет:

уровень психического и физического развития;

состояние здоровья;

навыки самообслуживания;

навыки общения со взрослыми и сверстниками;

уровень тревожности ребенка;

личностные особенности родителей.

Факторы, мешающие адаптации малыша к д/с:

Слишком сильная зависимость ребенка от мамы;

Чрезмерная тревожность родителей;

Нежелание взрослых давать большую самостоятельность

малышу;

Воспитание ребенка в духе вседозволенности;

Неврологическая симптоматика у ребенка: астеничность,

гиперактивность и т.п.;

Болезненность малыша;

Несоблюдение режима дня дома.

Признаки успешной адаптации малыша в д/с:

Нормальный сон (засыпает как обычно, по ночам не

просыпается, не плачет, не разговаривает во сне;

Хороший аппетит;

Нормальное поведение, дома ведет себя обычно – не цепляется за

маму, не бегает, не капризничает и т.п.;

Нормальное настроение, легко просыпается утром;

Желание идти в детский сад.

Признаки дезадаптации:

Нарушение сна, плохо засыпает, часто просыпается по ночам,

разговаривает во сне, много ворочается, чаще встает по ночам на горшок

или начинает писаться в кровати;

Нарушение аппетита, отказывается от еды, ест мало, жалуется на боли в

животе;

Появление вялости, капризности;

Появление агрессивности, часто меняется настроение;

Ребенок стал чаще болеть

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Создайте условия для спокойного отдыха ребенка дома. В это время не стоит

водить его в гости в шумные компании, связанные с поздним возвращением

домой, а также принимать у себя слишком много друзей. Малыш в этот период

слишком перегружен впечатлениями, не следует еще больше перегружать его

нервную систему.

2. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и

саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется

ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей.

3. В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему

чуть дольше, но не нужно позволять осыпаться слишком долго, что существенно

может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется выспаться, значит,

режим сна у вас организован неверно, и, возможно, ваш ребенок слишком поздно

ложится вечером.

4. Не отучайте ребенка от вредных привычек (например, от соски) в период адаптации, чтобы

не перегружать нервную систему ребенка. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и

лишнее напряжение ни к чему.

5. Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще

обнимайте ребенка, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, больше

хвалите, чем ругайте. Сейчас ему нужна ваша поддержка!

6. Будьте терпимее к капризам. Они возникают из за перегрузки нервной системы. Обнимите

ребенка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру). Не ругайте

его за то, что он плачет и не хочет идти в детский садик.

7. Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую; также это может быть любой безопасный

предмет, принадлежащий маме, и т. д.). Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке –

заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенок

гораздо быстрее успокоится.

8. Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как

маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного

страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете

«проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментомявляется возвращение

мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет

этот момент. Собственно, все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним

вернется!

9. Организуйте утро так, чтобы день и у вас, и у малыша прошел спокойно. Больше всего

родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Главное правило таково: спокойна

мама – спокоен малыш. Он «считывает» Вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

10. Дома и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную

настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте с ребенком

не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим

помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую ребенок берет с

собой в садик.

11. Пусть ребенка в детский сад отводит тот родитель или родственник (по

возможности), с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили,

что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а

другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его

ухода.

12. Обязательно говорите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки,

или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче

знать, что за ним придут после какого-то события, чем ждать каждую минуту.

Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания! Нельзя обманывать ребенка,

говоря, что вы придете очень скоро, даже если малышу, например, предстоит

оставаться в детском саду полдня.

13. Придумайте свой ритуал прощания. Например, поцеловать, помахать

рукой, сказать «пока!». После этого сразу уходите: уверенно и не

оборачиваясь. Чем дольше вы топчетесь в нерешительности, тем сильнее

ребенок переживает.

Помните!

Если семья и воспитатели настроены на

сотрудничество, то сложности адаптации будут

сведены к минимуму.

Дети одного и того же возраста по-разному

привыкают к новым условиям. Это зависит от

индивидуальных особенностей нервной

системы.

На быстроту адаптации влияет и то, из каких

условий ребенок приходит в детский сад, что

меняется в его жизни.

Спасибо за внимание!



В раздел образования