Автор: Кожевникова Нина Валерьвна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: БОУ ДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: Омская область г. Калачинск
Наименование материала: Проблема воспитания творческий личности
Тема: Художественное моделирование
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Художественное моделирование»
Сегодня перед нашим государством, детскими образовательными учреждениями,
педагогами, родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы
каждый из тех, кто ходит сегодня в детский сад или посещает учреждения
дополнительного образования, вырос не только сознательным членом общества, не только
здоровым и крепким человеком, но и обязательно инициативным, думающим,
познающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся.
Но, как известно сами по себе пытливость, понятливость и интеллект не развиваются.
Таким образом, перед образовательными учреждениями встает вопрос о создании таких
условий, при которых ребенок будет развиваться и сможет подняться до самых больших
высот в творческой деятельности.
И одним из инструментов познания и развития может стать художественное
моделирование. Оно развивает у детей такие качества как креативность, инициативность и
самостоятельность, пространственное нестандартное мышление, а также видение
результата своей деятельности через небольшой промежуток времени.
Рассматривание картин и репродукций, наблюдение за объектами природы и
искусства, комментирование педагогом увиденного и вовлечение ребят в познавательную
беседу с помощью художественного слова используется в течение всего периода
образования. С детьми применяются методы, требующие достаточного уровня
развития мыслительных способностей: сравнение образцов искусства, анализ и
самоанализ творческих работ обучающихся. (Например, задаваемые вопросы: на
содержание картины; на определение настроения; на выделение выразительных средств. В
целом вопросы побуждают ребенка всматриваться в картину, видеть ее детали). Приём
визуального изучения произведений искусства часто применяется в рамках эстетического
воспитания.
Формирование и совершенствование навыков художественного
моделирования происходит посредством применения различных практических приёмов.
Дети учатся рисованию, лепке и аппликации через метод прямого показа: педагог
демонстрирует действия, обучающие повторяют. Но все-таки, не у всех и не всегда все
получается в работе, и тогда в обучении используется метод пассивных движений:
ребёнок совершает действия с помощью взрослого. Например, на занятии по рисованию
ребёнок держит кисточку, педагог направляет его движения по листу бумаги.
Средства ИКТ часто используются для демонстрации картин, технологических карт,
презентаций, сказок, и т. д. по теме занятия. Они активно расширяют представления о
форме, размере, структуре предметов. Перед выполнением практической работы по
изображению или выполнению какого-либо объекта они максимально уточняют его
особенности методом обследования.
Старшие дошкольники, активно пользуются образами долгосрочной памяти, чтобы
изобразить человека или животное в движении. Таким образом, сначала дети изображают
предметы и персонажей с натуры или по показу педагогом, а к концу дошкольного
периода — по представлению. Дошкольники младшего и среднего возраста
создают изображения с натуры.
Основополагающим методом является личный пример (педагога или родителя), так
как именно взрослый закладывает идеалы, которые впоследствии станут основой
формирования эстетических
чувств. Эстетическое развитие дошкольников — процесс,
включающий не только работу педагогов, но и активное участие родителей. Это
непрерывная деятельность, основу которой в первую очередь задает семья
.
Развитие творческих, художественных и конструктивных способностей у детей
дошкольного возраста является ключевой целью моей деятельности. В этом мне помогает
использование художественного моделирования. Перед собой ставлю следующие задачи:
развивать у детей эстетический вкус, конструкторские навыки и умения, формировать у
детей познавательную и исследовательскую активность, приобщать к миру
художественного изобретательства; воспитывать у детей такие качества, как
любознательность, наблюдательность, самостоятельность, находчивость и креативность.
Художественное моделирование предполагает одновременное развитие всех этих качеств,
способностей, умений и навыков.