Автор: Сагитова Татьяна Васильевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГАУСО «РЦДПОВ в Лаишевском муниципальном районе»
Населённый пункт: город Лаишево, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация работы по формированию основных социальных навыков у детей-инвалидов в реабилитационном центре"
Раздел: дополнительное образование
1
Сагитова Татьяна Васильевна, социальный педагог
Государственного автономного учреждения социального обслуживания
«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными
возможностями Министерства труда, занятости и социальной защиты
Республики Татарстан в Лаишевском муниципальном районе»
«Организация работы по формированию основных социальных
навыков у детей-инвалидов в реабилитационном центре»
Под
социализацией
понимают
становление
ребенка
в
системе
социальных отношений как компонента этой системы, то есть ребенок
становится частью социума, при этом происходит усвоение им элементов
культуры, социальных норм и ценностей. Сложный процесс социализации
предполагает решение трех главных проблем в обучении и воспитании
ребенка:
-
развитие его личности и межличностного общения;
-
подготовку к самостоятельной жизни;
-
профессиональную подготовку.
Этот процесс сложен для детей, воспитывающихся в нормальной
полноценной семье, а тем более - в условиях материнской депривации (в
интернатных учреждениях, неблагополучных семьях) и здесь на первый
план выдвигается проблема подготовки детей-инвалидов к самостоятельной
жизни и работе, т.е. их интеграция в окружающий социум, в общество
обычных людей, что может быть достигнуто специальными мерами,
связанными с психолого-педагогическим сопровождением в процессе
обучения и воспитания.
Интеграция в общество детей-инвалидов предполагает: воздействие
общества и социальной среды на личность ребенка; активное участие в
этом процессе самого ребенка; совершенствование самого общества,
системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости
2
требований к своим потенциальным субъектам оказывается зачастую
недоступной для детей, лишенных родительского попечения.
В процессе интеграции формируется личность ребенка-инвалида,
которая определяется тем, какое место он занимает в системе социальных
отношений: дружеских, семейных, производственных и т.д. Социализация
ребенка осуществляется широким набором средств, специфических для
данного общества и зависит от его возраста. Основной задачей работы
любого
детского
реабилитационного
центра
является
социализация
воспитанников, их интеграция в современное общество.
Дети с особенностями развития, нуждаются в особом профессиональном
попечительском отношении к ним. Ребенку нужен друг, способный к настоящему
пониманию, - тот человек, который поможет правильно сориентироваться в
жизни. Попечительская, психологическая и социально обоснованная помощь
должна состоять в умении создать правильную позицию по отношению к людям,
умении снять позицию потребительства, негативизма, отчуждения не только к
знакомым взрослым и детям, но к людям вообще. Любой опыт на этом пути
ценен. Поделюсь своим.
Работать в реабилитационном центре для детей и подростков с
ограниченными возможностями я начала с 2006 года. До этого я 12 лет
работала в общеобразовательной школе. Смело взялась за работу, считая,
что обычные и «особые» дети - почти одно и то же.
И вот с какими трудностями я столкнулась в работе. Ребенок-инвалид
так же, как и любой другой человек, живет в мире отношений между
людьми, в котором каждый играет не одну, а множество ролей. Осваивая
эти
роли,
человек
и
становится
личностью.
У
детей-инвалидов
представления о той или иной социальной роли часто бывают искажены, а
значит и усвоение той или иной роли ребенком-инвалидом оказывается
затруднено и требует индивидуального педагогического воздействия. При
этом
нельзя не учитывать,
что
у
детей,
живущих
в
социальных
учреждениях,
наблюдается
не
просто
отставание
в
развитии
или
3
недоразвитии личностных новообразований, а интенсивное формирование
некоторых принципиально иных механизмов, а особенно в его социально-
эмоциональной сфере, при помощи которых ребенок приспосабливается к
жизни в этих учреждениях. Это, по-видимому, происходит не только
вследствие нарушения эмоциональных и коммуникативных связей с
матерью и родственниками, но и потому, что жизнь в социальном
учреждении зачастую не требует от личности ребенка той функции,
которую она выполняет в жизни нормальной семьи.
Различные комбинации поведенческих расстройств дают разный
уровень нарушения адаптивного функционирования или его дефицит в
следующих
сферах:
коммуникация,
самообслуживание,
социальные/межличностные навыки, управление собой, функциональное
умение учиться, досуг, здоровье, безопасность.
Адаптивное
поведение
рассматривается
нами
как
равноправная
составляющая
характеристика
умственной
отсталости.
Под
этим
понимается эффективность, с которой индивид приспосабливается к
естественным
и
социальным
требованиям
окружающего
мира,
что
проявляется в степени его самостоятельности и соответствия требованиям
личной и социальной ответственности.
Основным путем оказания помощи
ребенку-инвалиду должен быть
путь последовательной социальной интеграции его в общество. В этом
процессе должны быть взаимосвязаны и скоординированы усилия всех
специалистов реабилитационного учреждения. Создание микросоциума,
готового реально решать проблемы ребенка-инвалида не может быть
осуществлено без специально организованной работы.
Я предлагаю рассмотреть наш опыт работы в данном направлении,
нашу комплексную систему скоординированной работы социального
педагога, воспитателя, педагога-психолога и логопеда в логике системно-
ориентированного подхода. Важнейшим тезисом этого подхода является
опора на внутренний потенциал развития ребенка-инвалида.
4
С этой целью мы разработали детальнейшее планирование учебно-
воспитательного процесса на месяц (курс реабилитации в детском
реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями),
разбив его на семь основных разделов (по дням недели): «Познай себя» -
понедельник, «Воспитание ЗОЖ и экологической культуры» - вторник, «Я
и
общество»
-
среда,
«Нравственная
культура»
-
четверг,
«Профессиональная ориентация» - пятница, «Трудовая культура» - суббота,
«Коммуникативная культура» - воскресенье.
Краткое содержание тематического планирования на месяц
Тема раздела
Тема дня недели
Познай себя
Генеалогическое древо. Семейные праздники. Я и
другие. Наши вечные ценности. Учимся быть
толерантными.
Воспитание ЗОЖ и
экологической
культуры
Роль спорта в укреплении физического и душевного
здоровья. Соблюдение правил личной и
общественной гигиены. Основы безопасной
жизнедеятельности: пожарная безопасность/
дорожная безопасность/антитеррористическая
безопасность. О пользе умеренности в питании и
физических упражнениях. Алкоголизм и наркомания.
Как уберечь себя от них?
Я и общество
Я и мои соседи. Ты живешь среди других. Культура
взаимоотношений: взаимопомощь, вежливость,
дружелюбие. Я живу в Республике Татарстан.
Жизненные ситуации
Нравственная
культура
Культура поведения в общественных
местах/транспорте (Правила посещения
общественных мест). История моего города/села.
Знаменитые люди моего края.
Понятие «женственность» и «мужественность».
Какие мы юноши и девушки
Профессиональная
ориентация
Дополнительное образование и его роль в выборе
профессии. Путешествие в мир профессий.
Ограничение профессиональной пригодности при
различных заболеваниях. ПрофХ. Кем хочу быть и
Кем могу стать.
Трудовая культура
Хозяйственно-бытовой труд: уборка
помещения/территории, инвентарь, ТБ, уход за
5
растениями.
Личная гигиена: зарядка, чистка зубов, умывание,
мытье рук, экономия воды, пользование кранами.
Приготовление пищи: бутерброды, салаты, выпечка,
сервировка стола. Уход за одеждой и обувью:
мелкий ремонт, хранение, гигиена в пользовании
одежды и обуви (стирка, сушка, глажение).
Пользование хозяйственно-бытовой техникой,
приборами.
Коммуникативная
культура
Культура общения при встрече/прощании. Вы
готовитесь к приёму гостей. Вас пригласили в гости.
Средства связи. Культура общения по телефону/
интернет-общение. Культура общения со старшими/
малышами. Культура внешняя и внутренняя.
Как пример приведу комплексно-тематическое планирование на день
недели понедельник по теме дня: «Познай себя»
Содержание планирования дня недели на месяц
№
Личнос-
тное
развити
е «Я –
сам»,
«Я –
другие»
-
занятия
Познава-
тельно-
исследо-
вательск
ая
деятель
ность
Игровая
деятельнос
ть
ЗОЖ.
Безопасно
сть
Эстетическое
воспитание.
Художественное
творчество
Самообслу
живание.
Социально
-бытовая
ориенти
ровка
1
«Генеа-
логичес-
кое
древо»
Наблюде-
ния в
природе:
деревья в
разные
времена
года
Ситуатив-
ные беседы:
«Роль семьи
в жизни
человека»
Игра-
задание: «Я
и мои
родственни-
ки»
Этикет
общения
со
старшими
ИЗО: «Фамильное
древо» -
рисование
красками
Чтение худ.лит-
ры: Л.Н. Толстой
«Старый дед и
внучка»,
«Садовник и
сыновья», «Комар
и лев»
Гигиена
рук.
Труд на
участке.
Культура
приема
пищи:
правила
пользова-
ния
столовыми
приборами
2
«Семен-
ые
праздни-
«Родовые
традиции
в
Ситуатив-
ные беседы:
«Роль семьи
Правила
личной
гигиены.
ИЗО: «Коробка» -
оригами.
Чтение худ. лит-
Приготовле
ние пищи:
приготовле
6
ки и
тради-
ции»
древнос-
ти» -
чтение
энцикло-
педии
в жизни
человека»
Игра:
«Лото»,
«Шашки»,
«Шахматы»
Ролевая
игра:
«Гостеприи
мство»
Здоровое
питание
ры: В.Драгунский
«Рассказы».
Составление
рассказа
ние
бутербро-
дов»,
заваривание
чая.
Культура
приема
пищи:
сервировка
стола к
празднику
3
«Я и
другие»
«Тело
человека
» - чтение
энциклоп
едии
Ситуатив-
ная беседа:
«Почему
нужно
следить за
своим
внешним
видом
/гигиеной
своего
тела»
Упражнени
я (мой..,
мое., моя…)
Культура
общения
при
встрече/
прощании
Просмотр фильма
или мультфильма
«Снежная
королева».
Чтение
худ.лит-ры:
Г.Х. Андерсен
«Снежная
королева»
Уборка
жилых
помещений
Бытовые
приборы.
Техника
безопасного
использова
ния.
4
«Наши
вечные
ценнос-
ти»
Рассмат-
ривание
репродук
ций
художни
ков
Ситуативна
я беседа:
«Об
отношении
к ошибкам
своим и
чужим»
Ролевая
игра
«Помощник
воспитателя
»
Правила
ЗОЖ
Гигиена
жилища
ИЗО: «Мои
ценности» -
рисование по
беседе
Просмотр фильма
«Ценности»
Чтение худ.лит-
ры: «Я познаю
мир – Мировая
художественная
культура
Ремонт
книг.
Бытовая
химия:
правила и
приемы
пользова-
ния
(дозировка)
Стирка
мелких
вещей.
5
«Учимся
быть
толеран
тными»
Разбор
ситуаций
№1 и №2
Ситуатив-
ная беседа
«Роль семьи
в жизни
человека»
Игра по
карточкам
Правила
личной
гигиены
Здоровое
питание
Просмотр фильма
Составление
рассказа
Чтение худ.лит-
ры:
Л.Н.Толстой
«Наседка и
Помощь
взрослым
по уходу за
младшими
детьми.
Опрятный
внешний
7
«Ситуации»
цыплята», «Лев и
собачка» и др.
вид.
Правила
ухода за
волосами.
К каждой теме дня мы разработали конспекты занятий, карточки
задания, видеоматериал, подобрали литературу для чтения детям.
В каждой колонке мы заложили систему последовательно формируемых
навыков и умений, обеспечивающих, в конечном итоге, освоение ребенком-
инвалидом основных форм социального поведения и решения проблем
социальной
интеграции
в
общество.
Предложенное
планирование
разработано с учетом разноуровнего развития детей-инвалидов, входящих в
одну группу. Подразделение на «сильную», «среднюю» и «слабую» группы
носит также условный характер и педагог уже сам определяет, какой уровень
задания
нужно
применить
к
тому
или
иному
ребенку,
реализуя
индивидуальный и дифференцированный подход к каждому.
Все перечисленные нами навыки и умения носят условно выделенный
характер, т.к. в реальной жизни все они тесно переплетаются, создавая
систему моделей поведения ребенка в различных ситуациях. Подразделение
на определенные направления по формированию навыков социального
поведения было сделано нами с целью определения диапазона работы с
ребенком-инвалидом и акцентуализации приоритетных направлений для
каждой возрастной группы.
В представленных вариантах планирования работы педагогов каждое из
этих направлений получило свое более детальной освещение в плане
представления пошаговых схем по формированию того или иного навыка
поведения в разных возрастных группах.
Показатель развития социальной компетенции ребенка-инвалида
Социально-педагогическая
реабилитация
-
это
система
мер
воспитательного характера, направленная на формирование личностных
качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной
позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение
необходимыми
умениями
и
навыками
по
самообслуживанию,
положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на
получение необходимого образования.
Разрабатывая показатели мониторинга освоения социальными навыками
ребенком-инвалидом, мы опирались на пошаговое, детальное освоение
различных норм и правил поведения. Педагог пользуется специальными
8
методами для сбора информации о каждом ребенке. Одним из основных
является наблюдение. Наряду с ним изучаются результаты деятельности
детей (рисунки, выполнение трудовых действий, тетради и т.д.), проводятся
беседы.
Результаты диагностики детей, наличие умений и результат усвоения
новых после проведения реабилитационных мероприятий, обсуждаются на
заседаниях Экспертного совета учреждения с занесением в соответствующую
кондуктивную карту.
Мною разработано девять кондуктивных карт по мониторингу освоения
основных социальных навыков и навыков независимого поведения: «Прием
пищи»,
«Одевание,
раздевание»,
«Личная
гигиена»,
«Навыки
коммуникативного поведения», «Навыки социального взаимодействия»,
«Навыки трудовой деятельности» (хозяйственно-бытовой труд), «Навыки
трудовой деятельности» (ручной труд), «Функциональные навыки и навыки
учебного поведения», «Формирование позитивных навыков» (досуговая
деятельность).
В пример приведу кондуктивную карту по освоению ребенком-
инвалидом навыками коммуникативного поведения.
КОНДУКТИВНАЯ КАРТА № 6
Развитие социально-средовых навыков –
программа «НАВЫКИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ»
ФИО ребенка__________________ _______________________________ Возраст _______
Предоставление услуги c «_____»________________ по «_____»________________20___г.
№
п/п
Статус
Первичные результаты
Итоговые результаты
Не
может
Нуждается
в помощи
Самосто-
ятелен
Не
может
Нуждается
в помощи
Самосто-
ятелен
1
Контакт с окружающими людьми
1.1
Умеет выразить свое состояние
мимикой, жестами (невербальная
коммуникация).
1.2
Умеет слушать собеседника, не
перебивая его.
1.3
Умеет поддерживать разговор,
задавать вопросы.
1.4
Умеет говорить (принимать)
комплименты.
1.5
Умеет начать (закончить) разговор.
1.6
Умеет правильно реагировать при
разговоре посторонних лиц, не
вмешиваясь со своими суждениями.
1.7
Умеет во время разговора соблюдать
должную дистанцию.
1.8
Уметь регулировать свое поведение
9
1.9
Умеет слушать собеседника, не
перебивая его.
2
Этика и культура поведения
2.1
Умеет корректно дать понять, что
какое - то высказывание непонятно.
2.2
Умеет смеяться только над
замечаниями или ситуациями,
заведомо юмористическими.
2.3
Умеет говорить тихо или громко в
соответствии с ситуацией.
2.4
Умеет пользоваться нормативной
лексикой.
2.5
Умеет владеть собой.
2.6
Умеет уважать старших.
2.7
Умеет ориентироваться в понятиях
«характер»
(черты
характера,
коллективная оценка достоинств и
недостатков товарищей).
2.8
Умеет
пользоваться
элементами
этикета
в
различных
жизненных
ситуациях.
3
Ориентация в нравственных понятиях
3.1
Умеет ориентироваться в понятиях
«товарищество»
и
«дружба»,
«дружба»
и
«искренность»,
«дружеские
отношения»
и
«настроение».
3.2
Умеет ориентироваться в понятиях
«справедливость» и «добро».
3.3
Умеет
оценивать
собственные
поступки.
3.4
Умеет
анализировать
выполнение
своих обязанностей (с самоанализом).
3.5
Умеет ориентироваться в понятиях
«совесть», «свобода и желание».
3.6
Умеет
анализировать
понятие
«справедливость»
с
точки
зрения
«мое Я».
3.7
Умеет ориентироваться в понятиях
«самовоспитание»
и
«нравственность».
3.8
Умеет ориентироваться в понятиях
«чувства», «мои чувства», «чувства
других людей».
4
Знает свои ФИО, адрес, район, город
4.1
Знает свою фамилию, имя, отчество
4.2
Знает Ф.И.О. мамы/ папы
4.3
Может назвать свой адрес (где живет)
4.5
Может назвать имена и фамилии
своих родственников
4.6
Знает сколько ему лет, дату рождения
4.7
Знает номер своего телефона
10
4.8
Знает телефоны вызова экстренных
служб
Цель реабилитации:
ФОРМИРОВАНИЕ
НАВЫКОВ
РАЗВИТИЕ
НАВЫКОВ
АВТОМАТИЗАЦИЯ
НАВЫКОВ
Методы реабилитации: имитационные игры, беседы, занятия-практикумы, поручения,
наглядный пример, моделирование и анализ ситуаций, художественное слово.
Такая карта помогает выявить у ребенка продвижение в овладении и
развитии морально-личностных качеств, усвоение правил и норм поведения,
расширении знаний и достижении своих личных успехов. Такое сравнение
позволяет установить, отстает ли ребенок в определенном направлении,
находится ли на среднем уровне или хорошо развит. Сравнивая его же более
ранние
результаты,
делаем
вывод
о
результативности
развития
педагогических воздействий.
Первый результат заносится при первичном обследовании, если способ,
умение, действие и т.д. не сформированы, частично сформированы и
сформированы, в карте ставят галочку. Итоговый результат заносится после
проведения курса мероприятий также в соответствующую ячейку.
Конечно же, становится очевидным, что за один курс реабилитации
полный навык сформировать невозможно. В этом случае если динамика
положительна ставим знак стрелки вверх
, если результат не изменился -
пишем «без перемен».
В конце кондуктивной карты заполняем ячейки, которые показывают
основную цель социально-педагогической реабилитации: формирование,
развитие или автоматизация социальных навыков.
Предлагаемая нами система параметров предназначена для детей с
нарушениями развития, в т.ч. тяжелыми, в возрасте от 4-х до 16 лет. Такой
широкий возрастной диапазон обусловлен тем, что при диагностики
состояния познавательной сферы у ребенка с патологией развития часто
выявляется
несоответствие
между
его
психическим
развитием
и
биологическим возрастом.
Таким
образом,
можно
применять
одинаковые
индикаторы
для
определения уровня развития познавательной сферы, как у детей младшего
школьного возраста, так и у более старших. При этом необходимо учитывать,
что конкретное наполнение (набор диагностических методик) зависит как от
реального возраста ребенка, так и от его интересов и мотивации.