Автор: Сафарова Лариса Григорьевна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО Волгограда "ДШИ им. М.А.Балакирева"
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: доклад
Тема: "Самуил Майкапар. Из рода великих"
Раздел: дополнительное образование
«Самуил Майкапар. «Из рода великих»
К 155-летию со дня рождения
Фамилия Майкапар с древнеарамейского переводится как «из великих».
Внук известного композитора Самуила Майкапара – Александр играет на
органе, клавесине и фортепиано, выступает с гастролями по всему миру,
переводит книги о музыке на русский язык, а с недавних пор ещё и
возглавляет Московскую национально-культурную автономию караимов.
Самуил Моисеевич Майкапар родился в Херсоне 18 декабря 1867 года.
Фамилия Майкапар с древнеарамейского переводится как «из великих»
.
В
скоре после рождения семья Моисея Майкапара переехала из Херсона в
Таганрог.
Самуил и его четыре сестры с шести лет начали заниматься
музыкой под руководством матери - Эстер Соломоновны. В 9 лет Майкапар
уже выступал в концертах в Таганроге, куда переехала семья. Здесь он
поступил в Таганрогскую гимназию.
В возрасте 7 лет Майкапар обучался игре на фортепиано у итальянского
музыканта Гаэтано Молла. Молла получил образование в Милане. Работал
хормейстером
театра «Ла Скала». Приехал в Таганрог
хормейстером
с
итальянской оперой в
1870 году.
Влюбился в местную хористку
Е. М. Куприянову, обвенчался с ней в Греческой церкви 27 октября 1871 года
и остался жить в Таганроге. Молла служил дирижёром оркестра, хора, оперы.
Явился одним из инициаторов создания музыкального драматического
общества. Сыграл огромную роль в развитии музыкальной культуры
Таганрога. Умер в железнодорожном вагоне, возвращаясь из Харькова, где
ему отказали в операции по поводу рака горла.
В 1885 году переехал в Петербург и поступил в консерваторию, где учился
как пианист у Беньямино Чези, Владимира Демянского и И. Вейса, а также в
классе
композиции
Николая
Соловьёва.
Параллельно
занимался
на
юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (окончил в
1891 году). в 1893 году до 1898 года совершенствовался как пианист под
руководством Теодора Лешетицкого, концертировал в Берлине, Лейпциге,
Санкт-Петербурге, Москве и других городах.
В 1985 году Самуил Майкапар познакомился с талантливой певице
(колоратурное
сопрано)
Софьей
Эммануиловной
Исакович,
успешно
гастролировавшей в России и за границей. С.Э.Майкапар, выступавшая под
псевдонимом Нина Ормелли в Венской опере. София Майкапар училась
1
пению в Германии частным образом. До начала Первой мировой войны, с
1905 по 1914 годы, вместе с мужем Самуилом Майкапаром гастролировала в
Германии,
Австрии
и Франции. В Германии, в частности, их концерты
проходили в Берлине, Кёльне, Эрфурте, Франкфурте-на-Майне, Кобленце и
других городах. С начала 1911
г. в концертной деятельности супругов
Майкапар стал принимать участие профессор Петербургской консерватории
скрипач И. Р. Налбандян. В 1912—1913 гг. С. Э. Майкапар была солисткой
оперы в Теплице (Австрия).
В Германии творческая дружба Софии и Самуила Майкапаров связывала
их с такими известными музыкантами как: пианисты Осип Габрилович и
Игнац
Фридман,
скрипач
Ефрем
Цимбалист,
известный
немецкий
композитор Зигфрид Карг-Элерт. Особенно дружеские отношения у них
были
с
композитором А. Т. Гречаниновым.
Программы
концертов
в
Германии свидетельствуют о том, что София Майкапар была одной из
первых исполнительниц ряда вокальных сочинений Гречанинова.
Среди друзей Майкапаров был и пилот Кайдель, который предложил
Софии Майкапар испробовать в действии его аэроплан
конструкции
Фармана. Это был биплан, имевший в длину 12 метров, снабженный
небольшим мотором. Полёт состоялся 30 июля
1910 года
на аэродроме
Еханисталь в Берлине. Перед собственным вылетом певице пришлось
наблюдать неудачное приземление другого аэроплана, но это её не
остановило.
София
Майкапар
стала
первой
женщиной
в
России,
совершившей полёт на самолёте в качестве пассажира. В начале XX века это
явилось сенсацией.
После возвращения с гастролей в Россию, София Майкапар занялась
педагогической деятельностью. Живя в Москве, она давала уроки вокала в
музыкальной школе им.
С. И. Танеева. С 1938
по 1948
гг. работала в
ГИТИС[4],
ведя
одновременно
вокальные
занятия
в
Театре
им.
Е.
Вахтангова.
С 1898-1901 композитор живет в Москве, участвуя в работе научно-
музыкального кружка под руководством С.И.Танеева.
С 1898 по 1901 год выступал в концертах с Леопольдом Ауэром и Иваном
Гржимали. В 1901 основал музыкальную школу в Твери. С 1903 по 1910,
живя преимущественно в Москве, занимался концертной деятельностью,
систематически концертировал в Германии.
В это же время выходит его научный труд , «Музыкальный слух»
(1900,1915), где он из первых в русской музыкальной литературе поставил
2
вопрос о внутреннем слухе как основе обучения игре на различных
музыкальных инструментах.
Именно в это время определяется деятельность Майкапара, как педагога,
композитора и научного работника
Из числа сочинений Майкапара
большой интерес представляют
фортепианные миниатюры: «Пастушеская сюита» из шести номеров, 12
альбомных листков из семи номеров, «Театр марионеток», и, конечно же
его «Бирюльки»- это целый цикл фортепианных произведений, адресованный
юным пианистам, которые выстроены от простого к сложному, охватывая все
виды пианистических трудностей и фортепианной техники. В данном
сборнике сохранились все авторские исполнительские и методические
указания: педализация, аппликатура. фразировка.
В 1910 г. Майкапар получает приглашение от К.А.Глазунова вести работу
в Петербургской консерватории. Начав работу в должности преподавателя,
через 5 лет он утверждается в должности профессора по классу фортепиано.
Он продолжает свое исполнительство, которое остается для него
превалирующим над композицией, научной работой и педагогикой, только
1925 году им было проведено около 7 концертов, на которых в основном
исполнялись его Сонаты. В 1927 году он исполнил 32 сонаты Бетховена.
Умер композитор 8 мая 1938 года. Полное собрание сочинений
Майкапара весьма не велико- свыше 200 наименований, большинство из них
– фортепианные миниатюры, умещающиеся на одной или двух страничках.
Пьесы Майкапара печатались в Германии, Австрии, Англии, Франции,
Америке. Каталог его сочинений содержит фортепианные пьесы, романсы и
сочинения
для
камерного
ансамбля.
Подавляющее
большинство
фортепианных пьес Майкапара – это программные произведения, которые
стремятся пробудить фантазию детей с помощью их характерных названий,
т.е. путём ассоциативного сопоставления звуковых образов с явлениями и
эмоциями, хорошо детям знакомыми. Качества, которые присущи музыке
Майкапара, характеризуют его как «детского» композитора: жизненность и
образность
содержания,
отсутствие
искусственности,
нарочитости,
надуманности,
жизненность
и
образность
содержания,
простота,
искренность, лаконичная законченность всех музыкальных произведений.
3
Александр Самуилович Майкапар -
сын Самуила Моисеевича
Майкапара.
советский и российский клавесинист,
органист, музыковед,
искусствовед,
переводчик. Заслуженный
артист
Российской
Федерации (1999),
музыкальный комментатор радио ВВС, изумительный
рассказчик.
Александр Майкапар, представитель древней музыкальной династии
родился
в Москве
в 1946 году.
Музыкальное
образование
получил
в Российской Академии музыки и в Московской консерватории. Широкую
концертную деятельность музыкант начал в 1970 г. в качестве солиста
клавесиниста,
органиста
и пианиста.
В Лондоне
английской
фирмой
«Olympia» выпущено пять компакт-дисков Александра Майкапара с записью
старинной русской музыки на клавесине, фортепиано и старинном клавире
из собрания Останкинского дворца графов Шереметевых.
Концертные программы Александра Майкапара имеют одну
отличительную
особенность.
Он не просто
виртуозно
исполняет
произведения
композиторов
17 века
на органе
и клавесине,
а еще
и увлекательно
рассказывает,
комментирует
содержательную
сторону
музыки. Александр Майкапар ведет на радио BBC программу о классической
музыке
«Музыкальный
момент».
Под редакцией или в переложениях Майкапара издан ряд произведений
Баха. Систематически публикует популярные статьи о музыке в газете для
учителей «Первое сентября», с 1998 года выступает как комментатор в
программах радио BBC.
В переводе Александра Майкапара опубликованы по-русски книги Ванды
Ландовской «О
музыке»
(1991,
2-е
издание 2005), Эрвина
Бодки «Интерпретация
клавирных
произведений
Баха»
(1993), Уолтера
Эмери «Орнаментика Баха» (1996), а также известный справочник Генри
Уильяма
Саймона
«100 великих
опер»,
который
Майкапар
дополнил
приложением
«Шедевры
русской
оперы».
Кроме
музыковедческой
литературы, в переводе Майкапара вышел «Словарь сюжетов и символов в
искусстве» Джеймса Холла (фр.)русск. и Кеннета Кларка (1996), за которым
последовала уже собственная работа Майкапара в этом направлении —
популярный компендиум христианских мотивов в западноевропейской
иконографии «Новый Завет в искусстве» (1997).
Доклад на Методическом совете «ДШИ имени М.А.Балакирева» 18.01.2022
4