Напоминание

"Самуил Майкапар. Из рода великих"


Автор: Сафарова Лариса Григорьевна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО Волгограда "ДШИ им. М.А.Балакирева"
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: доклад
Тема: "Самуил Майкапар. Из рода великих"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Самуил Майкапар. «Из рода великих»

К 155-летию со дня рождения

Фамилия Майкапар с древнеарамейского переводится как «из великих».

Внук известного композитора Самуила Майкапара – Александр играет на

органе, клавесине и фортепиано, выступает с гастролями по всему миру,

переводит книги о музыке на русский язык, а с недавних пор ещё и

возглавляет Московскую национально-культурную автономию караимов.

Самуил Моисеевич Майкапар родился в Херсоне 18 декабря 1867 года.

Фамилия Майкапар с древнеарамейского переводится как «из великих»

.

В

скоре после рождения семья Моисея Майкапара переехала из Херсона в

Таганрог.

Самуил и его четыре сестры с шести лет начали заниматься

музыкой под руководством матери - Эстер Соломоновны. В 9 лет Майкапар

уже выступал в концертах в Таганроге, куда переехала семья. Здесь он

поступил в Таганрогскую гимназию.

В возрасте 7 лет Майкапар обучался игре на фортепиано у итальянского

музыканта Гаэтано Молла. Молла получил образование в Милане. Работал

хормейстером

театра «Ла Скала». Приехал в Таганрог

хормейстером

с

итальянской оперой в

1870 году.

Влюбился в местную хористку

Е. М. Куприянову, обвенчался с ней в Греческой церкви 27 октября 1871 года

и остался жить в Таганроге. Молла служил дирижёром оркестра, хора, оперы.

Явился одним из инициаторов создания музыкального драматического

общества. Сыграл огромную роль в развитии музыкальной культуры

Таганрога. Умер в железнодорожном вагоне, возвращаясь из Харькова, где

ему отказали в операции по поводу рака горла.

В 1885 году переехал в Петербург и поступил в консерваторию, где учился

как пианист у Беньямино Чези, Владимира Демянского и И. Вейса, а также в

классе

композиции

Николая

Соловьёва.

Параллельно

занимался

на

юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (окончил в

1891 году). в 1893 году до 1898 года совершенствовался как пианист под

руководством Теодора Лешетицкого, концертировал в Берлине, Лейпциге,

Санкт-Петербурге, Москве и других городах.

В 1985 году Самуил Майкапар познакомился с талантливой певице

(колоратурное

сопрано)

Софьей

Эммануиловной

Исакович,

успешно

гастролировавшей в России и за границей. С.Э.Майкапар, выступавшая под

псевдонимом Нина Ормелли в Венской опере. София Майкапар училась

1

пению в Германии частным образом. До начала Первой мировой войны, с

1905 по 1914 годы, вместе с мужем Самуилом Майкапаром гастролировала в

Германии,

Австрии

и Франции. В Германии, в частности, их концерты

проходили в Берлине, Кёльне, Эрфурте, Франкфурте-на-Майне, Кобленце и

других городах. С начала 1911

г. в концертной деятельности супругов

Майкапар стал принимать участие профессор Петербургской консерватории

скрипач И. Р. Налбандян. В 1912—1913 гг. С. Э. Майкапар была солисткой

оперы в Теплице (Австрия).

В Германии творческая дружба Софии и Самуила Майкапаров связывала

их с такими известными музыкантами как: пианисты Осип Габрилович и

Игнац

Фридман,

скрипач

Ефрем

Цимбалист,

известный

немецкий

композитор Зигфрид Карг-Элерт. Особенно дружеские отношения у них

были

с

композитором А. Т. Гречаниновым.

Программы

концертов

в

Германии свидетельствуют о том, что София Майкапар была одной из

первых исполнительниц ряда вокальных сочинений Гречанинова.

Среди друзей Майкапаров был и пилот Кайдель, который предложил

Софии Майкапар испробовать в действии его аэроплан

конструкции

Фармана. Это был биплан, имевший в длину 12 метров, снабженный

небольшим мотором. Полёт состоялся 30 июля

1910 года

на аэродроме

Еханисталь в Берлине. Перед собственным вылетом певице пришлось

наблюдать неудачное приземление другого аэроплана, но это её не

остановило.

София

Майкапар

стала

первой

женщиной

в

России,

совершившей полёт на самолёте в качестве пассажира. В начале XX века это

явилось сенсацией.

После возвращения с гастролей в Россию, София Майкапар занялась

педагогической деятельностью. Живя в Москве, она давала уроки вокала в

музыкальной школе им.

С. И. Танеева. С 1938

по 1948

гг. работала в

ГИТИС[4],

ведя

одновременно

вокальные

занятия

в

Театре

им.

Е.

Вахтангова.

С 1898-1901 композитор живет в Москве, участвуя в работе научно-

музыкального кружка под руководством С.И.Танеева.

С 1898 по 1901 год выступал в концертах с Леопольдом Ауэром и Иваном

Гржимали. В 1901 основал музыкальную школу в Твери. С 1903 по 1910,

живя преимущественно в Москве, занимался концертной деятельностью,

систематически концертировал в Германии.

В это же время выходит его научный труд , «Музыкальный слух»

(1900,1915), где он из первых в русской музыкальной литературе поставил

2

вопрос о внутреннем слухе как основе обучения игре на различных

музыкальных инструментах.

Именно в это время определяется деятельность Майкапара, как педагога,

композитора и научного работника

Из числа сочинений Майкапара

большой интерес представляют

фортепианные миниатюры: «Пастушеская сюита» из шести номеров, 12

альбомных листков из семи номеров, «Театр марионеток», и, конечно же

его «Бирюльки»- это целый цикл фортепианных произведений, адресованный

юным пианистам, которые выстроены от простого к сложному, охватывая все

виды пианистических трудностей и фортепианной техники. В данном

сборнике сохранились все авторские исполнительские и методические

указания: педализация, аппликатура. фразировка.

В 1910 г. Майкапар получает приглашение от К.А.Глазунова вести работу

в Петербургской консерватории. Начав работу в должности преподавателя,

через 5 лет он утверждается в должности профессора по классу фортепиано.

Он продолжает свое исполнительство, которое остается для него

превалирующим над композицией, научной работой и педагогикой, только

1925 году им было проведено около 7 концертов, на которых в основном

исполнялись его Сонаты. В 1927 году он исполнил 32 сонаты Бетховена.

Умер композитор 8 мая 1938 года. Полное собрание сочинений

Майкапара весьма не велико- свыше 200 наименований, большинство из них

– фортепианные миниатюры, умещающиеся на одной или двух страничках.

Пьесы Майкапара печатались в Германии, Австрии, Англии, Франции,

Америке. Каталог его сочинений содержит фортепианные пьесы, романсы и

сочинения

для

камерного

ансамбля.

Подавляющее

большинство

фортепианных пьес Майкапара – это программные произведения, которые

стремятся пробудить фантазию детей с помощью их характерных названий,

т.е. путём ассоциативного сопоставления звуковых образов с явлениями и

эмоциями, хорошо детям знакомыми. Качества, которые присущи музыке

Майкапара, характеризуют его как «детского» композитора: жизненность и

образность

содержания,

отсутствие

искусственности,

нарочитости,

надуманности,

жизненность

и

образность

содержания,

простота,

искренность, лаконичная законченность всех музыкальных произведений.

3

Александр Самуилович Майкапар -

сын Самуила Моисеевича

Майкапара.

советский и российский клавесинист,

органист, музыковед,

искусствовед,

переводчик. Заслуженный

артист

Российской

Федерации (1999),

музыкальный комментатор радио ВВС, изумительный

рассказчик.

Александр Майкапар, представитель древней музыкальной династии

родился

в Москве

в 1946 году.

Музыкальное

образование

получил

в Российской Академии музыки и в Московской консерватории. Широкую

концертную деятельность музыкант начал в 1970 г. в качестве солиста

клавесиниста,

органиста

и пианиста.

В Лондоне

английской

фирмой

«Olympia» выпущено пять компакт-дисков Александра Майкапара с записью

старинной русской музыки на клавесине, фортепиано и старинном клавире

из собрания Останкинского дворца графов Шереметевых.

Концертные программы Александра Майкапара имеют одну

отличительную

особенность.

Он не просто

виртуозно

исполняет

произведения

композиторов

17 века

на органе

и клавесине,

а еще

и увлекательно

рассказывает,

комментирует

содержательную

сторону

музыки. Александр Майкапар ведет на радио BBC программу о классической

музыке

«Музыкальный

момент».

Под редакцией или в переложениях Майкапара издан ряд произведений

Баха. Систематически публикует популярные статьи о музыке в газете для

учителей «Первое сентября», с 1998 года выступает как комментатор в

программах радио BBC.

В переводе Александра Майкапара опубликованы по-русски книги Ванды

Ландовской «О

музыке»

(1991,

2-е

издание 2005), Эрвина

Бодки «Интерпретация

клавирных

произведений

Баха»

(1993), Уолтера

Эмери «Орнаментика Баха» (1996), а также известный справочник Генри

Уильяма

Саймона

«100 великих

опер»,

который

Майкапар

дополнил

приложением

«Шедевры

русской

оперы».

Кроме

музыковедческой

литературы, в переводе Майкапара вышел «Словарь сюжетов и символов в

искусстве» Джеймса Холла (фр.)русск. и Кеннета Кларка (1996), за которым

последовала уже собственная работа Майкапара в этом направлении —

популярный компендиум христианских мотивов в западноевропейской

иконографии «Новый Завет в искусстве» (1997).

Доклад на Методическом совете «ДШИ имени М.А.Балакирева» 18.01.2022

4



В раздел образования