Напоминание

"Актуальные формы обучения английскому языку через индивидуализацию работы с учащимся в условиях реализации национального проекта «Образование»"


Автор: Козлова Елена Анатольевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 20
Населённый пункт: г. Магадан, п. Сокол
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальные формы обучения английскому языку через индивидуализацию работы с учащимся в условиях реализации национального проекта «Образование»"
Раздел: среднее образование





Назад




Актуальные формы обучения английскому языку через индивидуализацию работы с

учащимся в условиях реализации национального проекта «Образование»

Повышение эффективности обучения английскому языку в школе является одной из

ведущих целей, которая стоит перед педагогической наукой. Перспективное развитие

образовательной

сферы

связывается

с

постоянным

совершенствованием

подходов,

отвечающих современным требованиям образовательной среды. Одним из таких подходов

является

индивидуализированное

обучение

английскому

языку

как

элемент

разноуровневого

подхода.

Необходимость

реализации

данного

вида

обучения

обуславливается тем, что многие учащиеся «не вписываются» в рамки унифицированного

подхода,

поскольку

их

индивидуальные

особенности

не

совсем

соответствуют

применяемым на практике методам обучения английскому языку в основной школе, что

приводит к «расслоению» класса на успевающих и отстающих.

На современном этапе обучения индивидуализация - это одно из необходимых

условий реализации ФГОС последнего поколения в основной школе. В то же время

индивидуализация - один из элементов разноуровневого обучения. При реализации ФГОС

разноуровневый подход к обучению иностранному языку призван обеспечить такие

результаты индивидуализации обучения, как:

- развитие желания у учащихся к непрерывному обучению и постоянному

саморазвитию;

- формирование желания к межкультурной коммуникации, к культурным познаниям

различных стран и народов;

- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных,

психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

-создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого

уровня владения изучаемым иностранным языком.

Говоря об обучении иностранному языку, нельзя не затронуть тему мотивации, так

как мотивация является определяющей составляющей продуктивности образовательного

процесса.

Два вида мотивации:

a) внешняя мотивация - это мотивация, которая не связана с содержанием какой-то

деятельности, а обусловлена внешними для человека обстоятельствами;

b) внутренняя мотивация - это мотивация, связанная с содержанием деятельности, но

не с внешними обстоятельствами.

Проблема мотивации существует на всех предметах, но особо остро этот вопрос встаёт на

уроках английского языка, ведь мотивация «…угасает от класса к классу».

Скорость усвоения материала, мотивы и интересы ученика, его индивидуальные

особенности - все это необходимо учитывать при построении урока иностранного языка в

основной школе. Если данный аспект обучения отсутствует, то «слабые» ученики не

успевают за средним темпом работы класса, а «сильные» ученики теряют интерес к

предмету.

В представленной таблице дан сравнительный анализ основных принципов

индивидуализированного и разноуровневого обучения.

Индивидуализированное обучение

Разноуровневое обучение

Основные принципы

1)Ориентированность на индивидуальные

особенности обучаемого в процессе

общения с ним.

2) Обусловленность выбора темпа,

способов и приемов обучения

индивидуальными особенностями

учащихся.

1) Ориентированность на индивидуальные

способности и особенности учащегося

2)Разделение по учебным группам на

основе уровня обученности.

3)Принцип «воспитывающего обучения»-

3)Индивидуализированная форма

организации выполнения заданий каждым

учеником в зависимости от возможностей.

предполагает воспитания культуры труда,

способностей к командной работе.

Приведенная

выше

таблица

позволяет

сделать

вывод,

что

индивидуализация

и

разноуровневое обучение являются с одной стороны, самостоятельными направлениями в

обучении, с другой - тесно взаимосвязаны. Индивидуализация является неотъемлемой

частью разноуровневого обучения на уроках иностранного языка в основной школе.

Основой индивидуализации обучения, а значит и мотивации, на уроке иностранного

языка является учёт способностей и интересов учащегося, что позволяет создать

оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей ученика.

Во время образовательного процесса становится абсолютно очевидным тот факт, что

уровень подготовленности учащихся разный. Для того, чтобы правильно провести

коррекцию недочётов в знаниях учащихся, необходимо выяснить причины отставания

каждого ученика в отдельности.

Среди возможных причин можно выделить следующие:

1) отсутствие интереса к преподаваемой теме;

2) сниженная или отсутствующая мотивация к изучению иностранного языка;

3) ситуация, когда ученик не понял объясняемый материал, но постеснялся переспросить;

4) систематические пропуски учащегося;

Любая учебная деятельность немыслима без упражнений. Выбор упражнений зависит в

первую очередь от цели обучения и должен основываться на принципах индивидуализации,

для того чтобы у учащегося было осознание, что он является субъектом урока, что его

интересы и мотивы были учтены при реализации англоязычного образования. Мы

рассмотрим

соотношение

принципов

индивидуализированного

обучения

и

типов

упражнений.

Адаптивные

упражнения

-

данный

тип

упражнений

направлен

на

реализацию

индивидуализации как элемента разноуровневого обучения в классе. Подготовленный

материал адаптируется под уровень учащихся так, что каждый из них работает в своем

темпе и в соответствии со своим уровнем знаний.

Такой тип упражнений подразделяется на два подвида:

a) упражнения вспомогательного характера, цель которых - помощь более слабым

ученикам достигнуть необходимого уровня знаний по теме, в которой у них есть пробелы в

знаниях. А сильным учащимся - обеспечение обучения на оптимальном уровне сложности.

b) речевые и условно-речевые упражнения, целью которых является формирование

иноязычной речевой компетенции с учетом особенностей личности учащегося, его

интересов, предыдущего социального и жизненного опыта.

Применяя данный вид упражнений, мы позволяем учащемуся раскрыть свой

потенциал вне зависимости от его уровня знаний. Тем самым, мы повышаем мотивацию к

изучению английского языка.

Корректирующие упражнения - это такой тип упражнений, которые направлены на

ликвидацию имеющихся пробелов в знаниях по иностранному языку и дополнительное

развитие определенных аспектов личности.

Виды корректирующих упражнений:

a) нейтральные, без учёта уровня подготовки учащегося;

b) направленные на расширение объема памяти;

c) направленные на развитие способности прогнозирования высказываемой мысли на

иностранном языке;

d) развивающие иноязычные коммуникативные способности;

e) расширяющие объем внимания;

Корректирующие упражнения позволяют учащимся восполнять пробелы в знаниях

английского языка и переходить из категории «слабые» учащиеся, в категорию «сильные».

Совершенствующие упражнения предполагают своего рода оттачивание изученного

материала, расширение кругозора учащихся в данной теме. Упражнения данного типа

выполняются всеми учениками, но вначале они подходят более подготовленным учащимся,

а затем ученикам со средней и слабой подготовкой.

Виды совершенствующих упражнений:

a) совершенствующие индивидуальный стиль учебной деятельности и иноязычную

речевую компетенцию;

b) совершенствующие речевые умения учеников;

c) комплексные совершенствующие упражнения;

Учащиеся с достаточно высоким уровнем владения английским языком также могут

потерять интерес к изучению языка, если продолжительное время будут находиться в

состоянии стагнации. Именно по этой причине мы применяем совершенствующие

упражнения. Учащимся со средней и слабой подготовкой такие упражнения позволяют

совершенствовать свои навыки владения английским языком на достигнутом уровне.

Оценивающие упражнения могут быть предложены на разных этапах обучения:

a) текущий контроль - данный вид оценивающих упражнений позволяет своевременно

выявлять пробелы в полученных знаниях;

b)

промежуточный

контроль

-

контроль,

проводимый

по

завершению

изучения

определенной темы;

c) итоговый контроль - данные упражнения нацелены на контроль полученных знаний по

завершении курса.

Данный вид упражнений позволяет проанализировать достижения в изучении

английского языка в первую очередь учащимся, а затем и учителю.

Интересу к учению способствует не только самостоятельная, но и творческая,

поисковая работа,

применение знаний в новой ситуации,

использование средств

наглядности, эмоционального воздействия.

В качестве компонентов индивидуализации и дифференциации обучения на уроках

английского языка выступают контроль и самоконтроль.

При самоконтроле предстоит осмыслить цель деятельности и тот образец, с которым

он может сличить ход и результат учебного труда. Учитель комментирует образец

действия, подробное его выполнение. Элементы самоконтроля закладываются уже при

первоначальном планировании учеником своей работы. Проиллюстрируем сказанное на

примере контроля чтения на уроке английского языка.

Для осуществления дифференцированного подхода к школьникам при контроле

чтения учителю необходимо решить ряд организационных вопросов: Исходя из уровня

языковой подготовки учащихся, ему следует разбить класс условно на подгруппы, равные

по подготовке. Ему необходимо иметь психологическую характеристику класса, в которую

должны войти уровень развития тех индивидуально-психологических особенностей

учеников, которые обуславливают успешность овладения чтением иноязычных текстов

(память, мышление, внимание, уровень общего развития).

При контроле понимания текста основная группа учеников (со средним уровнем

подготовки) может получить вопросы к тексту, ответы на которые довольно подробно

передадут содержание текста. Цель - только контроль понимания прочитанного, поэтому

некоторые задания, зафиксированные на карточках, можно предложить учащимся

выполнить дома. Но выполнение их учитель проверяет.

Следует заметить, что задания в виде вопросов могут предъявляться как на слух, так

и письменном варианте (их целесообразно задавать ученикам, которые отличаются

недостаточным уровнем развития речевого слуха, внимания или слуховой памяти).

Ученикам с более слабой подготовкой вопросы формируются таким образом, чтобы ответы

на них кратко передали основное содержание текста. Они могут также получать карточки с

предложениями на родном языке, которые передают основную мысль текста (эквиваленты

их на иностранном языке они должны найти в прочитанном тексте). Этим ученикам можно

дать задания, предложенные автором. Например, найдите предложения, содержание

которых противоречит прочитанному тексту.

Ученики с высоким уровнем обученности могут пересказать весь текст, высказать

свое отношение к прочитанному или ответить на вопросы.

Возможны и другие способы контроля понимания прочитанного текста. Так, например,

несколько учеников, которые умеют хорошо рисовать, получают домашнее задание:

проиллюстрировать текст двумя-тремя рисунками, другие - передать одним рисунком

основное содержание текста.

Эффективным является также следующий способ контроля прочитанного: для

“сильной” группы дается задание составить подробный план к тексту, для более “слабой” -

пронумеровать данные учителем в неправильной последовательности пункты плана.

Таким

образом,

организация

учебной

деятельности

при

индивидуальном

и

дифференцированном подходах необходима на всех этапах усвоения знаний и умений:

1.

Этап изложения новых знаний, умений.

На этом этапе нужно провести более тщательную подготовку к усвоению нового материала

именно с теми детьми, которые в этом нуждаются. А затем после первичного фронтального

объяснения нужно его повторить.

2. Этап закрепления и применения знаний и умений

На этом этапе основой индивидуального и дифференцированного подходов является

организация самостоятельной работы. Здесь более всего содержится возможностей для

учета возможностей учащихся. Таким образом, индивидуальный и дифференцированный

подходы осуществляются преимущественно в виде заданий различной трудности и

характера. Удобно предъявлять их в форме индивидуальных карточек.

3. Контроль и самоконтроль Этап проверки и оценки знаний и умений.

На

этом

этапе

должны

осуществляться

следующие

условия

осуществления

индивидуального

и

дифференцированного

подходов:

знание

индивидуальных

и

типологических

особенностей

отдельных

учащихся

и

групп

учащихся;

умение

анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся

разные группы учащихся; составление развернутого плана урока, включая вопросы разным

группам и отдельным учащимся; умение “спрограммировать” обучение разных групп

учащихся; осуществление оперативной обратной связи.

Индивидуализация учебной работы может происходить в трех формах: фронтальной,

групповой и самостоятельной.

Во фронтальной работе учитель устно излагает тексты разной трудности, то есть

вначале он упрощает свой материал, а затем усложняет его; проводит учебную беседу, в

ходе которой он побуждает учеников создать проблему и показать свои знания сверх

программы; учитывает индивидуальные различия в ролевой игре, дискуссиях.

Групповая работа используется как средство активизации учащихся. Во время

беседы в маленькой группе ученик может высказать свое мнение, активнее участвовать в

решении учебных задач в соответствии со своими интересами и способностями.

Можно разделить учащихся на несколько групп либо по интересам, либо по способностям:

первая

группа

состоит

из

хорошо

успевающих

учеников,

вторая

группа-

из

среднеуспевающих и третья группа - из слабоуспевающих. В этом случае группу условно

делят на некоторое время, изменяя задания по мере развития учеников. Учитель должен

проявлять такт, чтобы не обидеть школьника. Цель одна и та же для всего класса, но

способы разные для каждой группы. Ученики первой группы, которые могут работать

самостоятельно, получают задания для самостоятельной работы, содержащие элементы

творчества. Можно предложить группам задания по выбору. Чаще всего в группах

работают ученики со сходными интересами, стилем работы и связанными дружескими

отношениями.

При индивидуальной самостоятельной работе учащимся предлагаются учебные

задания и руководство к их выполнению. Работа проводится без непосредственного участия

учителя, но под его руководством. Выполнение работы требует от ученика умственного

напряжения.

Таким образом, индивидуализация учебной работы осуществляется в условиях

классно-урочной системе обучения и предполагает разумное сочетание фронтальных,

групповых и индивидуальных форм работы.

Указанные выше формы индивидуализации и дифференциации обучения создают

возможности улучшения психологического климата на всех уроках, в том числе и на уроке

английского языка. Так фронтальная форма работы благоприятствует взаимообмену,

взаимообогащению, эмоциональному “заряжению”, что поднимает активность каждого

ученика.

При групповой работе между учителем и учеником возникают более близкие

отношения

и

контакты,

создаются

условия

для

проявления

эмоций,

выражения

потребностей, развития интересов, также предоставляются большие возможности в

вариации содержания и способов передачи информации, в оказании помощи каждому

ученику.

Индивидуальная

работа

позволяет

дифференцировать

содержание,

степень

трудности учебных заданий, способы действий, создает благоприятные условия для

формирования индивидуального стиля деятельности. Для организации индивидуальной

работы учащихся применяются задания-карточки, которые позволяют при меньшей затрате

времени увеличить объем самостоятельной работы.

Сочетание

этих

форм,

взаимопереходы

из

одной

в

другую

способствуют

продвижению всех учащихся на более высокие уровни учебной деятельности.

Исследования показывают, что все типы индивидуализированных упражнений

должны использоваться при обучении, как языковому материалу, так и различным видам

речевой деятельности.

Эффективность предложенных упражнений и форм обучения подтверждаются на

практике. Изготовление карточек, схем и других опор требует много времени, но с их

помощью в значительной степени активизируется иноязычная речевая деятельность всех

учеников, поддерживается интерес к изучению иностранного языка.



В раздел образования