Напоминание

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВОГО КОРОЛЯ ПОРТУГАЛИИ.


Автор: Беседин Константин Викторович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ школа № 561
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: Статья.
Тема: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВОГО КОРОЛЯ ПОРТУГАЛИИ.
Раздел: среднее образование





Назад




ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВОГО КОРОЛЯ ПОРТУГАЛИИ.

Беседин Константин Викторович

Учитель истории и обществознания

ГБОУ школа № 561

г. Санкт – Петербург.

История Португальского королевства, это история постоянной

борьбы,

зарождающейся страны, как с соседними христианскими государствами

Кастилия, Леон, Галисия, явившимися «хребтом» будущей Испании, а с

другой

стороны,

с

мусульманскими

образованиями

Пиренейского

полуострова, такими как Кордовский, Мурсийский и Гранадский эмираты и

населявшими их племенами: сарацинами, маврами и арабами. Данная борьба,

получила название « Реконкиста».

В ходе проведения реконкисты, появилось одновременно, 2 новых графства

носивших название «Португалия».

- Первое графство Португалия (порт. Condado de Portucale) — феодальное

образование,

основанное Вимарой

Перешем после

реконкисты

части

Пиренейского полуострова в 868 году. После смерти Нуну Мендеша

Португальское графство было присоединено к королевству Галисия (от

которого находилось в постоянной зависимости) [1, с. 35].

- Второе графство Португалия (порт. Condado Portucalense) — феодальное

образование, созданное в 1093 году Альфонсо VI Кастильским в качестве

ленного владения для своего зятя [1, с. 35], участника реконкисты Генриха

Бургундского.

Территория

второго

Португальского

графства

была

значительно

больше

территории

первого:

в

него

входили

графство

Коимбрское, часть территории провинции Траз-уж-Монтиш и Алту-Дору и

даже юг Галисии. Именно это графство, находящееся на юго – западе

Пиренейского полуострова и начало борьбу за свою независимость.

Необходимо отметить, тот факт, что подобные новообразования были

постоянной головной болью, Леона и Кастилии двух королевств боровшихся,

как с мусульманскими государствами так и между собой. Для успешной

борьбы с ними, нужен был и соответствующий вождь. Таким вождем, стал

Афонсу Энрикеш, захвативший власть в одном из португальских графств и

объявивший себя хозяином данных земель. Являясь человеком, умным и

честолюбивым, граф решил пойти еще дальше и объявить себя королем. Но

для подобного предприятия, нужна была поддержка армии и народа.

Поэтому, новоявленный король, с одной стороны стал привлекать на свою

сторону

1

крестоносцев, плывших в Святую землю для покорения последней, а с

другой пытаясь доказать Римским папам, что он является, самым ревностным

католиком на всем полуострове. Но если, с крестоносцами, оказалось

довольно просто, им было все равно, откуда начинать борьбу с захватчиками

Гроба Господня, лишь был бы, тот самый враг и деньги! [2, с 95 - 102 ].

Афонсу, как умному и изворотливому правителю в данном случае пришлось

применять уговоры и посулы, дескать успеете уехать воевать на Святую

землю, а враг рядом, а что касается оплаты, берем город и вы получаете его

на разграбление в качестве оплаты. Надо отметить, что правитель выбрал

удачное время, XII век, это время Крестовых походов, а поскольку

собственных войск у новоиспеченного короля не было, приходилось

прибегать к помощи феодалов Запада! Крохотное королевство стало

расширяться,

захватывая

все

новые

земли

с

подданными

вдоль

Атлантического океана, приобретая не только земли, но и морские порты.

Однако, чтобы независимость де-факто, приобрела международный статус,

необходимо было добиться признания других государей и папы. Государь

направил послов в Рим для переговоров с папой, а сам поспешил, женился на

Мафальде, дочери Амадео III, графа Савойского. Укрепляя связь с

католическим

духовенством,

король

параллельно

с

военными

предприятиями,

основывал

монастыри

и

предоставлял,

значительные

привилегии религиозно-рыцарским орденам. В 1143 году он объявил себя и

своё королевство верными слугами Церкви и пообещал довершить изгнание

мусульман

со

всего,

Пиренейского

полуострова.

Но

в

отличие

от

крестоносцев, Святой престол не торопился признавать Афонсу королем! И

на это, как нам кажется было несколько причин.

Первая, в глазах церкви, граф был обычным мятежником, восставшим против

своего кузена короля Альфонсо VII Кастильского. И если, по мнению

Альфонсо, признать, португальского графа, равным себе, где гарантия, что и

остальные вассалы, не потребуют себе такой – же, участи, что приведет к

развалу всей Испанской империи!

Во - вторых, за право называться королем нового государства, португальский

дон, платил по 4 унции золотом, а став королем, такая плата отпадет сама

собой! Так почему бы и не потянуть это « золотое время».

В, третьих, подобные « королевства», могли разрушить единый фронт против

мусульман и не только отодвинуть окончательное освобождение полуострова

на неопределенное время, но и начать междоусобные разборки друг с другом,

что в итоге могло привести их в полное крушение и краху задуманного

предприятия. Именно поэтому, так долго затянулось признание нового

короля. Но за счет, блестящих военных кампаний, начиная с победы над

маврами при

2

Оурике и других побед, папа Александр III признал Афонсу королём

Португалии и даровал ему право, завоёвывать земли мавров. Этим

«благословением», Португалия наконец обезопасила себя от попыток

кастильской аннексии. В ходе строительства нового государства, правитель

опирается и поддерживает прежде всего, духовенство и дворян. Эта

необходимость, диктовалось возможностью, влияния католической церкви на

военную поддержку крестоносцев и признание Афонсу, независимым

королем. Еще до начала царствования, им был подписан документ

об

основных привилегиях, главного представителя церкви в Португалии,

архиепископа Браги. Договор давал право архиепископу чеканить деньги на

строительство кафедрального собора, подтверждающего, что Афонсу всегда

останется ревностным католиком. Что – же касается дворянства, то оно было

поделено на несколько категорий: высшая знать, осуществлявшая правление

довольно большими территориями и называвшиеся: « рикуз – омени», т.е.

богатые люди, «инфансоны», которые также считались благородными и

рыцари. Все это сословие, получало земельные пожалования от короля в виде

завоеванных территорий, которые в свою очередь давали ему возможность

прокормиться. Достаточно было, дворянину приказать собирать дары с земли

и дары собирались. Однако экономические трудности, стали возрастать. Во –

первых, земельные пожалования дробились от поколения к поколению; во –

вторых, работники уходили на более свободные земли и в – третьих, росла

стоимость жизни.

Кроме того, к производству приходилось привлекать все чаще, свободных

работников, которым приходилось платить либо частью произведенной

продукции, либо золотом. А чтобы, увеличить поступления золота в казну,

феодалы во главе с королем, устраивали как опустошительные набеги на

земли мавров, так и занимались торговой деятельностью.

Приведя в порядок свои отношения с церковью, король занялся активно

экономикой. Основные статьи дохода, португальской казны составляли в

основном производство хлеба и вина. По указу короля, на завоеванных

землях, не только запрещалось вырубать виноградники, но наоборот шло

активное поощрение к их увеличению. Часто в документах описывающих

XII век в Португалии, повторяется одна и та же фраза: « дома, виноградники,

каштановые рощи, фруктовые сады» [3, с. 384]. Кроме того, местные

феодалы стали отводить земли под оливковые рощи. Все остальные статьи

дохода, были увы, слаборазвиты и созданы в основном для внутренних нужд

страны. Сюда относятся прежде всего, охота, рыболовство, ткачество льна и

кузнечное дело. Именно поэтому, страна считалась крайне бедной, а знати

приходилось ввозить необходимые украшения, посуду и оружие издалека. Но

для того, чтобы ввозить товары и начать торговлю необходимо было,

наладить

3

отношения с купцами. Самыми зажиточными торговцами на тот момент

являлись,

евреи.

Поскольку,

в

соседних

христианских

государствах

Пиренейского полуострова к евреям относились либо с недоверием, либо

изгоняли их с прежних мест жительства, король Португалии наоборот

благожелательно относился к евреям: гарантировал им равные с христианами

экономические права и судебную автономию (как по гражданским, так и по

уголовным

делам),

ввел

практику

назначения

евреев

на

высокие

государственные посты. Так, дон Яхья ибн-Я‘иш, родоначальник семейства

Ибн-Яхья, стал при нем алмошарифом, то есть главным сборщиком налогов

и

казначеем.

Именно

поэтому,

бежавшие

от

будущих

испанцев,

благополучно оседали в Португалии, принося с собой немалые капиталы и

торговые навыки» [3, с. 384]. Бесконечные войны, осуществлявшиеся, как на

территории страны, так и за ее пределами, вынуждали Афонсу не только

приглашать иностранных наемников, но и создавать собственную армию.

Какое – же, решение принял король? Он решил, что поскольку дворяне

составляют командный костяк армии, то состав, рядовых пеших и конных

войск будет пополняться на время войны за счет мобилизации мужского

населения. Таким образом, армия формировалась из зажиточных и бедных

крестьян, горожан и буржуа, получивших название « Вилланы». Богатые

вилланы получили королевское прозвище «кавалейру», то есть человек на

коне. В последствие оба понятия «кавалейру» и дворян слились в единое

целое. Жалованье армии выделялось только в ходе военных действий, в

мирное время на завоеванных землях строились крепости в которых

располагались небольшие воинские гарнизоны получающие жалованье на

постоянной основе за счет средств, выделяемых из казны. Следующая

проблема королевской власти, заключалась в построении судебной системы.

Поскольку, являясь в прошлом графом, королю приходилось порой

самочинно разбирать гражданские и уголовные дела. Примером, может

послужить ситуация в завоеванном Лиссабоне, когда судьи не осмеливались

удовлетворить жалобы поданные бедняками. Узнав, об этом случае, король

принял сторону истцов, приказав конфисковать имущество тех, кто пытался

справедливому рассмотрению дел бедняков.

Итак, подводя итог вышеперечисленному, необходимо отметить, что

Португальское королевство созданное Афонсу Энрикешем в XII веке,

успешно существует и по сегодняшний день. Реформы проведенные

королем, позволили в последствии, дать возможность стране стать мировой

морской державой. Чего стоят, захват португальцами, стран « Нового света»!

Появлялись знаменитые имена путешественников и авантюристов в эпоху

«Великих географических открытий». Португальский след, остался в Африке

и Америке, Азии и Индии, Китае и Японии. И какие бы, события не

происходили со страной, когда она была и крупнейшей державой света и

попадала под власть Испании, имя человека и первого короля, навсегда

войдет в мировую историю.

4

Список литературы:

1.

Альфонс I // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и

4 доп.). — СПб., 1890—1907.

2.

Варьяш О.И. Иудеи в португальском праве XIII—XIV вв. // Средние века.

1994. Вып. 57. С. 95-102

3.

История Португалии / Жозе Эрману Сарайва; Пер. с порт. — М.:

Издательство «Весь мир», 2007—384 с. — (Национальная история)



В раздел образования