Автор: Демидова Светлана Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №82"
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: учебно- методический материал
Тема: "Технология уровневой дифференциации в стандарте ФГОС"
Раздел: среднее образование
Актуальность использования технологии уровневой дифференциации в моей работе
обуславливается рядом причин.
В преподавании любого предмета принципиально важным является решение 3 задач:
а) определение содержания образования
б) выработка технологии обучения
в) соответствие результатов конечной цели обучения.
Сокращение учебных часов по математике и в то же время вполне определенный
неуменьшающийся объем математического стандарта выпускника школы- то есть переход
от категорий «знать» и «уметь» к категориям «владеть» требуют, нового инструментария,
который позволит заметно дифференцировать индивидуализировать образовательный
процесс при обучении и подготовке к ЕГЭ.
В последние годы концепция системы образования направлена на ее профильность, что
влечет за собой глубокую дифференциацию преподавания математики на всех ступенях
школы.
В свою очередь и система ЕГЭ преследует 2 цели:
итоговая аттестация выпускника средней школы по курсу математики;
дифференциация выпускника по уровню общей математической подготовки для
конкурсного отбора в ВУЗы.
Основной целью работы каждого учителя является формирование осознанных,
стабильных, системных знаний умений и навыков учащегося и ведь хочется научить
всех . А как этого добиться?
Когда мы употребляем словосочетание "дифференцированный подход обучения", то
необходимо выделить как минимум два аспекта его значения:
1) учет психолого-педагогических особенностей детей с последующей адаптацией
учебного процесса к индивидуальным особенностям каждого ребенка;
2) оказание каждому ребенку дифференцированной педагогической помощи с целью
развития его индивидуальных психологических ресурсов.
В современных условиях, как представляется, именно второй аспект проблемы
дифференцированного обучения приобретает особую актуальность. Его идеологической
основой является субъектный подход к человеку. Быть субъектом - это значит быть
инициатором собственной активности. Признание ребенка субъектом, в свою очередь,
приводит к необходимости изменения отношения к каждому конкретному ребенку. Эта
система обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку
систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий
по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей
индивидуальные особенности каждого учащегося, а, следовательно, понятия "внутренняя
дифференциация" и "индивидуализация" по существу тождественны.
В основе данного подхода обучения математики заложен принцип Л.В. Занкова как,
ведущая роль теоретических знаний,
обучения по нарастающему уровню трудности,
работа над развитием всех учащихся,
принцип открытых перспектив.
Но опыт показывает важность использования вспомогательных принципов:
принцип разделения трудностей с учетом творческой активности ученика и его
индивидуальных способностей,
принцип системы речевого тренинга,
«капельный» метод отработки практического материала,
принцип жесткой дозировки механического запоминания.
Главной установкой такого подхода является форма положительной мотивации учения у
школьников.
Ключевым моментом организации учебного процесса является создание условий, при
которых каждый ученик испытывает успех, создается возможность выполнить тот объем
заданий, который по силам в данный момент обучения, и перспектива освоения более
сложного уровня учебного материала.
Использование дифференциации в процессе обучения создает возможности для
развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и
задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации учения;
формируют прогрессивные педагогические мышления. Одной из важнейших основ
индивидуализации и дифференциации в обучении является учет психологических
особенностей учащихся. Основной целью является сохранение и дальнейшее
развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который
представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.
Каждый класс в начале учебного года разбивается на три группы ( пятый класс после
первой четверти) по результатам успеваемости и отношению к делу в прошлом
учебном году.
Это разбиение будет стабильным в течение учебного года, хотя частные переходы из
группы в группу возможны в случае, если ученик стал заниматься лучше, или,
наоборот, хуже. На разных этапах учебной работы для каждой группы учеников
используются варианты заданий различной сложности.
Каждый класс по данной проблеме подразделяю на 3 категории.
Группа стандартного уровня – ученики этого уровня отличаются медлительной
умственной деятельностью, и при выполнении заданий используют алгоритмы
решения по образцу в теоретической тетради. Для них при объяснении нового
материала применяю ассоциативные «опорные» сигналы, а в содержание
самостоятельных работ включены основные базовые приемы. (Вариант 1 рассчитан
на слабо подготовленных учащихся. Их задача состоит в достижении обязательного
уровня математической подготовки, определенного стандартом математического
образования.)
Группа повышенного уровня – таким ученикам не интересны стандартные задания,
скорость работы на уроках высокая, часто выдвигают свои гипотезы и не стандартные
приемы решения, могут быстро переключаться с одного типа задания на другой. При
изучении нового материала достаточно одного-двух стандартных примеров выполнения
задания и уже активная готовность к обдумыванию и решению творческих задач.
Проблема обучения этой категории ребят в том, что при выполнении
самостоятельной работы часто допускают ошибки в стандартных заданиях, поскольку
уверены в их примитивности.
Необходима система психологического настроя, не только на поиск решения
творческого задания, но и на получение правильного хода и результата решения.
Немало усилий приходится прикладывать для убеждения таких ребят, что
математика, это ни веселая игра, а наука.
(Вариант 3 рассчитан на учащихся с хорошей математической подготовкой,
содержит задания, требующие не только свободного владения приобретенными
знаниями и умениями, но и творческого подхода, проявления интеллектуальной
подвижности.)
Группа промежуточного уровня – ученики с хорошей математической
подготовкой, они понимают важность овладения теоретическими фактами, но
чаще всего у этой группы присутствует психологический страх перед заданиями с
новым содержанием. По этой причине самостоятельные работы содержат
дополнительно по одному заданию повышенного уровня. ( Вариант 2 наряду с
заданиями, направленными на отработку основных умений, содержит несложные
задания, требующие проявления смекалки и сообразительности, проявления знаний
и умений на более высоком уровне.)
Однако состав каждой группы не стабилен, меняется и должен меняться.
Переход в группу статусом выше конечно радует учителя, но главное он повышает
самооценку ученика, расширяет уровень его математического кругозора и способствует
развитию творческой активности на уроках.
Подготовка
к
непрерывному
образованию
,
к
обучению
в
высших
учебных
заведениях
обязательно
предполагает
развитие
навыков
самостоятельной
и
групповой
работы
,
умения
пользоваться
дополнительной
литературой
,
электронным
и
информационно
-
коммуникативными
системами
и
другими
источниками
информации
,
умения
аргументировано
отстаивать
свою
точку
зрения
,
проникать
в
суть
проблемы
и
добиваться
ее
решения
.
Все
вышесказанное
обуславливает
актуальность
данной
темы
.
Ещё
до
появления
ИКТ
ученые
выявили
зависимость
между
методом
усвоения
материала
и
способностью
восстановить
полученные
знания
некоторое
время
спустя
.
По
данным
исследований
,
в
памяти
человека
остается
¼
часть
услышанного
материала
, 1/3
часть
увиденного
, ½
часть
увиденного
и
услышанного
, ¾
части
материала
,
если
ученик
привлечен
в
активные
действия
в
процессе
обучения
.
Средства
мультимедиа
включают
в
себя
несколько
способов
подачи
информации
-
текст
,
неподвижные
изображения
(
рисунки
и
фотографии
),
движущиеся
изображения
(
мультипликации
и
видео
)
и
звук
,
а
значит
налицо
явное
преимущество
электронных
средств
обучения
перед
традиционными
Уроки
математики
обладают
рядом
отличительных
особенностей
,
которые
необходимо
учитывать
при
конструировании
современного
урока
математики
с
использованием
ИКТ
:
•
содержание
обучения
опирается
на
ранее
изученное
и
подготавливает
базу
для
усвоения
новых
знаний
;
•
большое
внимание
уделяется
развитию
у
учащихся
логического
мышления
,
умения
рассуждать
и
доказывать
;
•
математика
служит
опорным
предметом
для
изучения
некоторых
других
дисциплин
;
•
теоретический
материал
осознается
и
усваивается
в
процессе
решения
задач
.
ИКТ
могут
использоваться
на
различных
этапах
урока
:
проверка
домашнего
задания
,
организация
фронтального
опроса
,
подготовки
учащихся
к
активному
и
сознательному
усвоению
нового
материала
,
объяснения
и
закрепления
нового
материала
,
промежуточного
и
итогового
контроля
.
Каждый
этап
урока
требует
детальной
проработки
.
Каждый
урок
или
этап
обучения
требует
своего
типа
программных
средств
:
•
на
уроке
изучения
нового
материала
нужна
демонстрация
,
которая
позволит
в
доступной
,
яркой
,
наглядной
форме
довести
до
учащихся
теоретический
материал
;
•
на
уроке
закрепления
целесообразно
использовать
контролирующие
программы
(
тесты
,
тренажеры
),
где
учащиеся
закрепляют
полученные
знания
и
навыки
по
данной
теме
;
•
на
контрольном
уроке
учитель
может
тщательно
проверить
,
насколько
ученик
усвоил
материал
.
Я
практикую
в
своей
работе
для
оптимизации
образовательного
процесса
объяснение
нового
материала
с
использованием
компьютерной
презентации
как
источника
учебной
информации
и
наглядного
пособия
.
Визуальное
представление
определений
,
формул
,
теорем
и
их
доказательств
,
качественных
чертежей
к
задачам
,
предъявление
подвижных
зрительных
образов
в
качестве
основы
для
осознанного
овладения
научными
фактами
обеспечивает
эффективное
усвоение
учащимися
новых
знаний
и
умений
.
Использование
презентационных
материалов
на
уроках
математики
помогает
:
•
рационализировать
формы
преподнесения
информации
(
экономии
времени
на
уроке
);
•
повысить
степень
наглядности
;
•
получить
быструю
обратную
связь
;
•
отвечать
научным
и
культурным
интересам
и
запросам
учащихся
;
•
создать
эмоциональное
отношение
к
учебной
информации
;
•
активизировать
познавательную
деятельность
учащихся
.
•
реализовать
принципы
индивидуализации
и
дифференциации
учебного
процесса
.
На уроках практикумах работа в группе своего уровня позволяет вести взаимоконтроль,
взаимообучение и возможность консультировать и консультироваться в других группах.
(Взаимоопросы, опрос по цепочке).
Система проведения домашних контрольных работ позволяет учителю дать возможность
ученику в более спокойной обстановке не ограниченной временем урока
продемонстрировать свой уровень в полном объеме или уже показать готовность перехода.
Система зачетов в 9-11 классах после изучения каждой главы предусматривает тестовую
форму разноуровневого характера с обязательным выбором варианта уровня самим
учеником, что способствует развитию ответственности за свою математическую
подготовку при сдаче ЕГЭ.
Неоценимую помощь при дифференцированном подходе обучения, оказывает комплект
учебников, методических и дидактических пособий для 7-11 класса А.Г.Мордковича.
Наряду, с ним очень популярны среди учащихся дидактические материалы
дифференцированных самостоятельных работ под редакцией А.П.Ершовой. С 2005 года с
8,9 классами, а с 2007 года в 10- 11 классах работаю по технологии дидактических
материалов разного уровня сложности «Практическое пособие для учащихся»
составители А.В. Бобровская и О.И. Чикунова доценты Шадринского Педагогического
Университета.
Задания этих пособий в форме дифференцированных тестов позволяют не только
отрабатывать основные навыки по отдельно взятой теме, но и дают возможность
показывать и развивать творческий подход к выполнению более сложных заданий.
При изучении курса геометрии в силу того, что дается она большинству детей с трудом,
проверочные работы содержат обычно два этапа, обязательную и дополнительную части,
а вот их объем выполнения зависит от индивидуального выбора ученика. Практикую
релейные контрольные работы, на которых можно использовать теоретическую тетрадь и
оценка ставится в журнал по желанию ученика. Такая форма контроля оправдана в начале
изучения курса геометрии 7 класса, 10 класса и для новеньких, и пришедших после
болезни учеников.
Содержание контрольных работ по геометрии включает в себя 3 задачи обязательного
базового уровня, а 4 задача требует знаний промежуточного или повышенного уровня.
Каждому учителю знакома проблема нехватки учебного времени при изучении курса
геометрии и в этом аспекте оправдана применяемая домашняя контрольная работа.
Дифференцированный подход при составлении задач дает возможность получения до двух
дополнительных оценок.
В конце каждой четверти провожу зачеты по геометрии по открытым текстам билетов, но
претендующим на отлично дополнительно нужно решить незнакомую задачу. Часто
ученики промежуточного уровня сами принимают зачеты у других групп.
Использование дифференцированных домашних заданий усиливает интерес к предмету,
помогает ученику путем трудолюбия добиваться результата, такой подход часто
ликвидирует проблему списывания. Считаю, что переусердствовать такими домашними
заданиями нельзя иначе не происходит должного закрепления основного учебного
материала. («Снежный ком», составление своих заданий с расширением метапредметных
связей)
Дифференциация обучения продолжается и на внеклассных занятиях:
на элективах, при подготовке к олимпиадам, при подготовке к школьной полиолимпиаде
продолжается глубокая дифференциация обучения.
На дополнительных занятиях по подготовке к ежегодным Смотрам Знаний по геометрии
каждый ученик готовится по билетам своего уровня сложности. Практикуется проведение
этого Смотра по геометрии с привлечением учеников старших классов в качестве
экзаменационной комиссии.
Работа в данной технологии обучения позволяет
отслеживать «рост» способностей каждого ученика
развивает устойчивый интерес к математике
создать психологический комфорт работы на уроке
позволяет ученику адекватно оценивать свои математические способности и
развивать их.
В заключение хочу отметить, что при дифференцированном подходе при выполнении
ЕГЭ ребята готовы психологически выполнять задания, по нарастающему уровню
сложности учитывая ограниченное время выполнения.
Технология ДО, имеет одну, ярко выраженную проблему работы с детьми с
заниженной самооценкой, приходится оказывать психологическую помощь, чтобы
мотивировать их на желание работать над собой.
Принципиальное отличие нового подхода состоит в том, что уровневая дифференциация
основывается на планировании результатов обучения: явном выделении уровня
обязательной подготовки и формировании на этой основе повышенных уровней овладения
материалом. Сообразуясь с ними и учитывая свои способности, интересы, потребности,
ученик получает право и возможность выбирать объем и глубину усвоения учебного
материала, варьировать свою учебную нагрузку. Именно такой подход приводит к тому,
что дифференцированная работа получает прочный фундамент, приобретает реальный,
осязаемый и для учителя, и для ученика смысл. Резко увеличиваются возможности работы
с сильными учениками, так как учитель уже не связан необходимостью спросить все, что
он давал на уроке, со всех школьников".