Автор: Светлана Евгеньевна Шакина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида №115"
Населённый пункт: город Саратов Саратовская область
Наименование материала: Конспект открытого урока
Тема: "Путешествие в страну Финансов"
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ ИГРОВОГО НОД ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИНАНСОВ»
Основная образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция:
«Социально-коммуникативное»,
«Художественно-эстетическое
развитие»,
«Физическое развитие», «Речевое развитие».
Тема: «Путешествие в страну Финансов».
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста:
раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и
безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
2. Познакомить с элементарными экономическими понятиями: «деньги», «товар», «банк»,
потребность», «зарплата», «кредит», «карта» и др.;
3. Расширять знания детей об истории возникновения денег;
4. Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать коммуникативные
качества детей;
5. Расширять представления о профессиях, связанных с финансами;
6. Учить детей сравнивать, анализировать и соотносить потребности и возможности.
Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;
2. Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов
детской деятельности;
3. Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений
посредством игровых действий;
4. Расширить представление детей о необходимости рационально использовать деньги;
5. Способствовать развитию внимания, логического мышления
Воспитательные:
1.
Воспитывать
эмоционально
положительное
отношение
и
интерес
к
деятельности
экономического характера;
2. Воспитывать основы финансовой культуры;
3. Воспитывать у детей умение применять на практике в жизни полученные знания по финансовой
грамотности, понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей;
4. Воспитывать у детей уважение к людям, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги;
5. Воспитывать социально – нравственные качества личности: бережливость, честность,
трудолюбие.
Предварительная работа:
1. Беседы:
-Что лучше - копить или тратить?
- Совместное составление правил обращения с деньгами.
- «Осторожно - деньги!», составление рассказов на тему.
- «Кем работает моя мама».
2. Чтение художественной литературы:
- Чтение пословиц и поговорок,
- сказок «Приключение Буратино, «Муха – Цокотуха», «Как старик корову продавал», «Жадный
мельник», «Кот в сапогах», «Добрый жаворонок», «Скупой» и др.,
- отгадывание загадок.
3. Дидактические и сюжетно - ролевые игры:
- Дидактические игры «Кто кем работает?», «Можно и нельзя купить», «Разложите товар», «Товар
или услуга», «Где живут деньги?» «Доход – расход».
- Сюжетно - ролевые игры «Магазин», «Аптека», «Рынок», «Банк», «Семья».
4. Просмотр мультфильмов: Фиксики «Как делают деньги», «Азбука денег тетушки Совы»,
«Смешарики. Финансовая грамотность – благородное дело», «Трое из Простоквашино», «Как
старик корову продавал», «Муха – Цокатуха» и др.
5.Словарная работа:
Обогащать словарный запас детей основными экономическими понятиями (деньги, товар,
заработная плата, труд, продукт, стоимость)
6. Планируемые результаты:
Ребёнок с радостью выполняет поставленные задачи, имеет представление о конечном результате
своей деятельности; интересуется финансовой деятельностью; активно и доброжелательно
взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач
7. Материал и оборудование:
Проектор, экран, видео материал, макет банкомата, монеты, купюры разного достоинства,
материалы для сбора картинки (пазлы), математические пеналы и листы для работы с
заданиями, маркеры, флажки.
Ход занятия:
Слайд 1. Воспитатель:
Здравствуйте, ребята. Какое у вас сегодня настроение?
Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Произнесем наш девиз: Слайд 2
Как хорошо на свете жить! (руки вверх)
Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)
Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)
Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)
Воспитатель: - Мы сегодня с вами отправимся в путешествие в необычную страну
– «Страну Финансов». Наше путешествие будет веселым и увлекательным. Всем
понадобится смекалка, внимание и сообразительность.
Слайд 3 (Под музыку) Залетает муха. Я слышала, что вы отправляетесь в
незнакомую мне страну «Финансов». Я вот тут немного денег накопила. Я (где
нашла, кто на день рождения подарил), да вот не знаю, как их правильно потратить?
Поэтому я хотела бы вместе с вами отправиться в путешествие и узнать, что такое
финансы. Возьмёте?
- Дети: Конечно возьмем.
Муха: Но сначала расскажу немного о себе:
я Муха – Цокотуха,
Позолоченное брюхо,
чистым полем как-то шла,
сама денежку нашла.
Денежке была я рада,
Деньги срочно тратить надо:
Я помчалась на базар
И купила самовар.
(Конечно, день рождения я отметила, вы и сами знаете…)
Денег мне ведь не хватило
А я хотела купить салфетки и мыло,
И сметану, и творог,
И большой для всех пирог. Вот!
Воспитатель: Да, интересную ты нам историю рассказала. Мы вместе
попробуем научиться правильно пользоваться деньгами. И думаю, если ты с нами
побываешь в стране Финансов. То тоже этому научишься.
Слайд 4 Воспитатель: Во время нашего путешествия нам будут встречаться
препятствия, трудности, которые необходимо преодолеть, вы готовы? Тогда, в путь.
Звучит музыка, (про копеечки убавить звук пока мы делаем движения) дети
отправляются в путешествие.
- А попадем мы в «Страну Финансов» с помощью волшебного кода. (мы будем
произносить парный счет от 0 до 20 и выполнять движения)
Воспитатель: В стране Финансов все строго и четко распределено. И мы с вами
разделимся на две команды
(_Финансисты и Экономисты). И выполняя
правильно задания команды будут зарабатывать деньги. (10 рублей).
ЗАДАНИЕ1 Разминка
Слайд 5 На экране появляется здание Банка.
А.
1. - Ребята, что это за здание перед нами ? (Банк). Кто скажет, для чего нужны банки ? В них
хранятся деньги
2. - Как называются металлические деньги? (Монеты) А бумажные деньги? (купюры или
банкноты)
Б. 1. - Как называются российские деньги? (Рубли) Кто знает, каким словом называются все
иностранные деньги? (валюта).
2. Что можно приобрести за деньги? (Продукты, товары, услуги)
В. 1. Что такое доходы?- ( Зарплата ваших родителей, пенсия бабушек и дедушек , деньги,
полученные за работу)
2. Что такое расходы? (Деньги, которые мы тратим на покупки, транспорт, походы в кино и
другие наши потребности называются расходы) - Молодцы, правильно ответили на вопросы.
Муха: Ах, как вы много знаете про деньги!
Слайд 6 Воспитатель: Да, Муха-Цокотуха, наши дети много знают про деньги.
Но давайте еще послушаем умную Тетушку Сову, которая расскажет еще кое-что о
деньгах. ЗАДАНИЕ 2
Мультфильм Видеоролик «Банк» Беседа по ролику
Мудрая Сова называет «Банк это посредник между тем, у кого есть деньги и
тем, кто в них нуждается».
Вопросы:1) Вспомните какие услуги оказываются в банке? Какие операции в
банке могут делать люди? (- деньги хранят, - обменивают, - выдают в долг, -
переводят в любой другой город или страну, - принимают оплату за разные услуги,
- с помощью Б. выплачивается зарплата, - обменивают деньги на отечественные, -
можно положить деньги на счет или платежную карту)
2) Какие современные технологии используются в бане? Что это за «умная
денежная машина»? (Банкомат)
3) Почему охранник в Банке строго посмотрел и погрозил котам-хулиганам Яше
и Кейси? С чем эти коты перепутали банкоматы? (С игровыми автоматами) Как
нужно обращаться с банкоматами? Аккуратно, не ломать, не нажимать на кнопки
без надобности.
Слайд 7
Проводит Муха-Цокотуха
ЗАДАНИЕ 3
Муха: Предлагаю поиграть в игру «Третий лишний».
- Из ряда слов нужно назвать то, которое не имеет отношение к остальным. Цена
правильного ответа 10 рублей.
1. Доллар, рубль, Россия;
2. Зарплата, квартплата, пенсия;
1. Банкир, продавец, инкассатор;
2 Купюра, монета, конфета.
Муха : Мне понравилось то, как вы справились с заданием.
Воспитатель: Мы с вами немного засиделись, предлагаю немного размяться
Слайд 8
ФИЗМИНУТКА . «Покупка»
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими
руками одновременно)
Один рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об
левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку
то правую, то левую ножку).
Воспитатель
:
Молодцы, свою обувь обновили да и деньги посчитали. А мы
продолжаем путешествие по Стране Финансов. Здесь на каждом углу можно
встретить чудо-машины.
Слайд 9 Муха: Ой, а это что такое? Дети: - Банкомат
Муха: - Что такое банкомат? Дети: Это устройство, через которые можно
совершить оплату или снять наличные деньги. Но для этого должна быть
пластиковая банковская карта.
Муха: -Карта? У меня есть карты (показать игральные карты)
Воспитатель: Нет не такая. Ребята, а что такое банковская карта? Дети :(это
электронный кошелек, карту можно носить вместо наличных денег, она занимает
мало места и она более безопаснее, сами деньги хранятся в банке, а оплату
производим через интернет)
Муха: Я сейчас попробую воспользоваться банкоматом (вставляет карту и
получает деньги)
Воспитатель: - А вы ходили с родителями снимать деньги с банкомата? - Да .
А сейчас мы с вами попробуем сложить наши пластиковые карты из пазлов.
Выполняют ЗАДАНИЕ 4. ПАЗЛЫ (звучит музыка пока дети собирают пазлы)
(ребята подходят к столам, где лежат картинки)
А вот ещё одно задание, которое приготовили для нас в Стране Финансов.
ЗАДАНИЕ 5
Муха
: Вы, ребята, должны внимательно послушать ситуацию и предложить
правильное решение. (Проводит Муха-Цокотуха)
Слайд10
Ситуация первая.
В магазин завезли новую игру, о которой вы давно мечтали. Но мама сказала, что сейчас у семьи
нет на нее денег, и нужно подождать до зарплаты. Как правильно поступить? Послушайте
варианты:
- начать плакать и уговаривать маму;
- попросить денег на игру у бабушки;
- подождать, когда мама получит зарплату.
Слайд 11
Ситуация вторая.
Мама или папа получили зарплату. Как правильно нужно ею распорядиться? Послушайте
варианты ответов:
- купить много сладостей;
- купить продукты, заплатить за услуги, а оставшиеся деньги отложить;
- поехать всей семьей в путешествие.
Дети предлагают ответы и объясняют свой выбор.
Воспитатель:
Очень хорошо, что вы понимаете, как нужно обращаться с
деньгами и как себя правильно вести в разных жизненных ситуациях.
Слайд 12 А следующее ЗАДАНИЕ 6.1. покажет, как вы умеете различать товар/не
товар, доходы и расходы. Будьте внимательны не попадитесь в ловушку.
Следующее игровое задание: поднимаете синие флажки, если слышите, что речь идет о
товаре, поднимает красные, если слышит, что речь идет не о товаре:
1. Фермер привез на рынок молоко (товар).
2. Папа починил детям игрушку (не товар).
1. Мама испекла пирог к празднику (не товар).
2. Плотник сделал шкаф и продал его (товар).
1. Маша сварила варенье для друзей (не товар).
2. На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар).
1. Бабушка сшила фартук для своей внучки (не товар).
2. В издательстве напечатали много детских книг (товар).
Следующее ЗАДАНИЕ 6.2.
«Доход, расход».
- Те деньги, которые мы зарабатываем и вкладываем в семейный бюджет, называются …(доход), а
то, что мы тратим на определённые нужды, называется …(расход).
- Я начну говорить, а вы мне отвечайте: доход или расход
1. Родители получили зарплату ...(доход)
2. Бабушка заболела …(расход).
1. Выиграли в лотерею …(доход).
2. Потеряли кошелёк… (расход).
1. Продали часть урожая картофеля…(доход).
2. Нашли клад…(доход).
1. Купили новую игрушку…(расход).
2. Заплатили за воду… (расход).
1. Получили вознаграждение…(доход).
2. Отправились в путешествие …(расход)
Воспитатель: С заданием справились, и в ловушку не попали, молодцы. А теперь пройдите за
столы, где вас ждет заключительное ЗАДАНИЕ 7.
- Перед вами лежат математические пеналы с секторами, в которых лежат монеты разного
достоинства.
Слайд 13 1.
«Подсчитайте семейный бюджет».
Что такое семейный бюджет? Это
доходы всех членов семьи.
Слайд 14
Воспитатель
: Папа зарабатывает 10 рублей. Мама зарабатывает 5 рублей. Бабушка с
дедушкой получают пенсию по 2 рубля. Сестра стипендию 1 рубль. Подсчитайте бюджет семьи.
(Дети выполняют математическое вычисление и получают число 20)
2. Перед вами находится лист с разными товарами и ценой. Вы сравниваете цены и обозначаете
маркером знак. Дети с помощью знаков больше меньше и равно определяют, какой из товаров
«дороже», а какой «дешевле».
Воспитатель. Молодцы ребята, справились со всеми заданиями. И заработали деньги.
Слад 15. Воспитатель: Теперь мы возьмем каждый по 10 руб. А оставшиеся деньги
оставим в копилке и будем копить на более дорогую покупку. Вы идите в магазин и
купите себе угощение по вашему желанию.
А муха-цокотуха побудет у нас продавцом. (Сюжетная игра Магазин).
Воспитатель: Время быстро бежит и нам пора возвращаться в детский сад.
Вспомним наш кодовый счет. И посчитаем в обратном порядке от 20 до 0 с
движениями.
Муха-Цокотуха:
Спасибо большое дорогие ребята, я очень рада что побывала у
вас, вы меня научили очень многому! Пойду теперь своих друзей букашечек и
таракашечек приглашу на чай и расскажу им про деньги. До свидания! (Муха-
Цокотуха улетает)
Итог. Рефлексия.
Вам понравилось в стране финансов? Ребята, а сейчас я вас приглашаю снова встать
в круг. Мы будем передавать друг другу копилку, и продолжать фразу: «Сегодня
мне понравилось…».
Воспитатель: Ребята, а что нельзя купить за деньги? Ответы детей (маму, доброту,
мир, друзей)
Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Многое в
жизни нужно уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и
умение жить. Молодцы! Слайд 16