Автор: Макарова Арина Анатольевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1" МО "Мирнинский район" РС(Я)
Населённый пункт: г.Мирный
Наименование материала: Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Тема: Развитие познавательной деятельности обучающихся
Раздел: среднее образование
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя математики высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№1»
МО «Мирнинский район» РС(Я)
Макаровой Арины Анатольевны.
Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос:
чему учить и как учить? Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет
неповторимость
учителя,
его
профессиональное
кредо,
личностную
позицию.
Учителем
математики
я
работаю
22
года.
Последние
годы
я
работаю
над
проблемой
«Развитие
познавательной активности и интереса к знаниям при реализации личностно-ориентированного
подхода».
Актуальность. Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях
современного
рынка
труда
и
быстро
изменяющегося
информационного
пространства,
необходимо
быть
эффективным,
конкурентно-способным
работником.
Человек,
способный
творчески
мыслить,
обладает
гибкостью
ума,
изобретательностью,
чувством
нового,
возможностью
осуществлять
выбор.
Способность
к
творчеству
появляется,
когда
человек
начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование
должно побуждать к творчеству.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих
учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда,
быть востребованным и успешным.
Концептуальность. В
современном
информационном
обществе
целью
образования
является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека,
способного к непрерывному обучению.
Своеобразие и новизна предлагаемого
опыта
заключается
в
применении
новых
подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
Выдвигаемые принципы.
- Сформировать речевые и мыслительные навыки.
- Учить ставить цели и планировать деятельность по их достижению.
- Учить добывать нужную информацию, используя доступные источники, передавать ее.
-
Сформировать речевые и мыслительные навыки. Совершенствовать умения, навыки,
учить высказывать, и аргументировано отстаивать своё мнение.
- Вносить посильный вклад в достижение общего результата.
- Прививать навыки самостоятельной творческой работы.
-Учить применять математические знания и умения в реальных ситуациях. Прививать
навыки самоконтроля.
Я
в
своей
практике
использую
различные приёмы
развития
познавательной
деятельности. Это разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний,
которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
1.
Метод
проблемного
обучения. На
уроках
создаю
проблемные
ситуации,
которые
направляют
деятельность
учеников
на
максимальное
овладение
изучаемым
материалом
и
повышают мотивацию.
2. Метод алгоритмизированного обучения. Ребята самостоятельно составляют алгоритм
решения проблемы.
3.
Метод
эвристического
обучения, основной
целью
которого
является
поиск
и
сопровождение способов и правил, по которым ученики приходят к открытию определённых
законов. (Задаю сложные вопросы, а потом с помощью наводящих вопросов получаем ответ).
4.
Метод
исследовательского
обучения. Этот
метод
рассматривает
правила
правдоподобных
истинных
результатов,
последующую
их
проверку,
отыскание
границ
их
применения. Ребята выдвигают гипотезу и на основе проведенных наблюдений, анализа, решения
познавательных задач, формируют вывод.
Все эти методы действуют в органическом единстве.
Активными методами обучения я считаю те, которые максимально повышают уровень
познавательной активности школьников. Это:
Словесные методы
1.
Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь высказывать
своё мнение и внимательно слушать мнение других.
2.
Метод самостоятельной работы – даю задание, например, самостоятельно составить план
доказательства теоремы или план изложения нового материала. Очень любят мои ученики
различные дополнительные сообщения, так как в кабинете информатики есть свободный доступ
в интернет. Ребята учатся анализировать, выделять главное, развивать устную речь, пользоваться
различными источниками информации.
3.
Метод
самостоятельной
работы
с
дидактическим
материалом.
Это
и
карточки
для
закрепления и карточки с целью контроля, практические задания, тестовые задания и др.
4.
Метод проблемного изложения. При создании на уроках проблемных ситуаций, ребята
выдвигают свои гипотезы решения данной проблемы. Этот метод способствует формированию
приёмов
умственной
деятельности,
анализа,
синтеза,
сравнения,
обобщения,
установления
причинно-следственных связей.
Наглядные методы. Частично-поисковый (часть новых знаний учащиеся добывают сами).
Практические методы. Частично-поисковый лабораторный метод.
Наличие теоретической базы. Опыт основан на исследованиях по изучению
проблемы
внедрения
дифференцированного
обучения
в
обучении
школьников.
Мною
разработаны поурочные конспекты, большой спектр дидактического материала, в том числе к
самостоятельным, проверочным и тестовым работам, открытые уроки, медиа-уроки. Данной
проблеме посвящен ряд многих докладов: «Активизация познавательной деятельности на уроках
математики»,
«Внедрение
методик
и
инновационных
технологий
к
успешной
реализации
предпрофильной и профильной подготовки» и другие. Мною составлены спецкурсы «Самый
простой способ решения непростых неравенств»,
«Функция: просто, сложно, интересно»,
«Решение уравнений и неравенств с параметрами» и другие. Уделяю большое внимание научно
- методической и исследовательской работе.
Ведущая
педагогическая
идея. Совершенствование
преподавания
математики
в
свете
личностно- ориентированного подхода.
Самыми оптимальными и эффективными средствами являются участия в конкурсах,
олимпиадах и использование современных информационных технологий. Ученики используют
знания,
умения
и
навыки,
полученные
в
процессе
творческой
деятельности
на
уроках
математики,
в
практической
деятельности.
Формируются
навыки,
позволяющие
продолжить
обучение в профильном классе, СУЗе или ВУЗе. У учащихся формируется представление о
математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться. Учащиеся адекватно
оценивают
деятельность
одноклассников.
Приобретается
навык
работы
со
справочной
литературой. Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению
других, без боязни высказывают свое собственное мнение.
Результативность опыта.
Результатами развития познавательной деятельности является потребность ребёнка
активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения поставленных задач. Активные
формы
работы
дают
возможность
ученику
реализовать
себя,
стать
подлинным
субъектом
деятельности,
желающим
и
умеющим
познавать
новое.
Внешними
результатами
является
успешное участие педагога и учащихся в творческих конкурсах, олимпиадах.
Ежегодно учащиеся
участвуют в школьных, районных олимпиадах по математике, во всероссийских математических
конкурсах «Слон», «Ребус», «Познание и творчество», « Интеллект-экспресс» и др. Причем
некоторые учащиеся очень серьезно относятся к конкурсам, и об этом свидетельствуют их
победы. Говоря о результативности моего опыта, хочется отметить стабильность результатов
сдачи учениками экзаменов в форме ОГЭ и ЕГЭ. О хороших знаниях учеников свидетельствует
тот
факт,
что
ежегодно
мои выпускники
выбирают
специальности,
связанные
с
изучением
математики, в вузах и средних специальных заведениях.
Возможность тиражирования.
В целях обмена опытом с коллегами, я провожу
открытые
уроки,
занятия
творческих
мастерских,
выступаю
на
семинарах;
заседаниях
методических
объединений
учителей
школы.
Для
родителей
обучающихся
проводятся
индивидуальные консультации.
И самое главное, я стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую
деятельность так, чтобы мой урок отвечал не только современным требования, но и запросам
образовательной среды, в частности, запросам моих учеников.