Напоминание

"Воспитание духовности и нравственности ребенка посредством экологического воспитания."


Автор: Ерошенко Ольга Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с№64
Населённый пункт: город Таганрог, Ростовской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание духовности и нравственности ребенка посредством экологического воспитания."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание духовности и нравственности ребенка посредством

экологического

воспитания.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста - это первая ступень

становления духовно-нравственной личности ребёнка. В этом возрасте ребенок

воспринимает и переживает свои первые духовно-нравственные впечатления, обретая

опыт, который в дальнейшем определит его жизненный путь, духовный и нравственный

выбор.

Слайд 2

Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать

воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все

великие педагоги мира. Сердце есть источник человечности в человеке. Недаром древние

греки говорили: «слушать сердцем», «смотреть глазами сердца», «думать

сердцем». Еще раз можно утвердиться в том, что экологическое воспитание дошкольников

без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет,

дальше это сделать будет крайне трудно

Слайд 3

С возрастом, когда у ребенка начинается активная жизнь в обществе, ему приходится

сталкиваться с различными проблемами и трудностями, где важно понять о взаимоотношениях

друг с другом, о ценностях и моментах. Во время этого процесса происходит становление

личности ребенка, его мировоззрения, его понимания «что такое хорошо, что такое плохо», а

также реакции на поступки других людей и контроль собственного поведения. Духовно-

нравственное воспитание неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием.

Слайд 4

(Фото сердца)

Именно природа способствует духовно-нравственному развитию ребенка, способного к

сопереживанию и выражению нравственных чувств, знающего не только на словах, но и на

деле что такое хорошо и что такое плохо.

Поэтому в нашем детском саду была создана творческая группа «Эколята-дошколята», для

которой был создан план деятельности на весь год.

Слайд 5

Чем характеризуются взаимоотношения современных детей с природой?

Нравственные нормы нельзя просто заучить, их надо глубоко осмыслить, прочувствовать и

пережить, закрепить в поведении. Можно, например, много говорить о родной природе и не

вызвать у детей чувства восхищения ее красотой и величием.

Большое внимание уделяется наблюдениям на прогулке. Во время наблюдений на прогулках,

дети не просто знакомятся с объектами природы, они учатся правильно вести себя в природе,

слышать, видеть и чувствовать её в действительности, а не на картинке. Наблюдения вызывают

у ребёнка сочувствие, желание заботится о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать

их.

Слайд 6

Поэтому, чтобы дети не стали реже общаться с природой, так как уменьшается количество

зеленых насаждений. Сотрудниками детского сада и детьми-экологами проводятся различные

акции, презентации, мероприятия и др.

Слайд 7

Только такое восприятие эффективно для личностного и познавательного развития ребенка. Он

должен иметь возможность участвовать в конкурсе «Поможем птицам вместе», поучаствовать в

трудовом десанте «Привел в порядок себя – приведи в порядок планету!», иметь возможность

изготовить

своими

руками

лакомства

для

пернатых

зимой.

Слайд 8

Что оказывает влияние на отношение современных детей к природе?

Психологи считают важным знать эти причины, так как именно они приводят к потере

возможности

использовать

окружающую

среду

для

духовно-нравственного

и

интеллектуального

развития

детей.

Можно

выделить

несколько

основных

причин:

Технократический

способ

мышления современных

людей.

Сейчас

человек

активно

вмешивается в процессы, происходящие в природе, и у детей формируется потребительское

отношение к ней, они учатся только брать от природы, а не охранять и оберегать ее.

Необходимо с детства ориентировать ребенка на сохранение своей планеты и ее ресурсов, как

своей жизненной среды. С дошкольного возраста необходимо формировать у детей такой

принцип взаимодействия с природой, согласно которому «правильно и разрешено только то,

что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие». Результатом такого

воспитания является принятие человеком ответственности за развитие самого себя и природы в

целом.

Так, наши юные экологи приняли участия во II-м городском конкурсе-выставки поделок и арт-

объектов «Мусора больше нет!» (Диплом лауреата II степени, Диплом участника) и провели

акцию «Защитим наши водоёмы»

Семейное воспитание. Семья формирует отношение ребенка к природе, закладывает в него

нравственные ценности. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что их отношение к

природе оказывает влияние на восприятие детьми окружающего мира. Например, если в семье

равнодушно относятся к природе и живут по принципу – «После нас хоть потоп!», то и у

ребенка формируется такая привычка - «все бросают мусор, и я тоже».

Общеизвестно, что 80% черт характера закладывается в семье, поэтому работа с родителями по

экологическому воспитанию является одной из составных частей работы дошкольного

учреждения. Для этого мы проводим совместные экологические акции.

Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо

правила, если взрослые сами не всегда ему следуют. Разные требования, предъявляемые в

детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность или даже агрессию.

Каким образом взаимодействие ребенка с природой отражается на его духовно –

нравственном развитии

Общение с живыми существами – способно пробуждать в детях душевность, бескорыстность,

доброту и гуманность, т.е. нравственные качества.

Слайд 9

Животные, растения, вода – это неиссякаемый источник нравственного и духовного воспитания

детей, источник первых переживаний радости. Ребенок испытывает положительные эмоции в

общении

с

животным,

купаясь

в

реке,

создавая

различные

фигуры

из

песка.

В процессе общения с природой ребенок учится проявлять бережное и заботливое отношение к

животному миру. Например, процесс общения с хомячком качественно отличается от

взаимодействия с игрушкой, пусть даже и очень любимой. В ходе общения с хомячком у

ребенка формируется чувство ответственности, обогащаются знания об окружающем (чем

питается, где живет), он учится проявлять бережное, заботливое отношение к животному миру

в целом. Конечно, при общении с игрушкой такого результата не добиться. Только общение с

живой природой позволяет развивать у детей духовные чувства, нравственные ценности.

Общение с животными налаживает межличностные отношения людей. Когда в семье

сложились отчужденные отношения, иногда рекомендуют завести домашнего питомца. У

членов семьи, которые не имели общей темы для разговоров, появляется возможность общаться

друг с другом по поводу своего любимца. Постепенно от разговоров о нём они переходят к

разговорам

о

себе.

Контакты с животными и растениями являются дополнительным каналом взаимодействия

ребенка с окружающим. Во взаимодействии с любимым животным ребенок получает опыт

общения, который порой другим путем он получить не может. Ребенок, обладающий каким-

либо животным, реально повышает свой статус среди сверстников. Проблемы, возникающие в

связи с его содержанием, становятся катализатором общения с другими детьми и взрослыми.

Таким образом, взаимодействие с природой имеет большой потенциал по воспитанию

духовности и нравственности. Но проблема заключается в том, что без готовности его «видеть»

он так и остается потенциалом, не становясь осуществившейся возможностью. Поэтому

взрослым необходимо открыть детям возможности взаимодействия с миром природы; в этом

случае экологическое образование становится фактором общего и духовно-нравственного

развития.

Актуально ли использовать экологическое воспитание, как средство формирования

нравственности и духовности, в дошкольном возрасте?

Всё в природе ребенок объясняет по аналогии с отношениями, существующими между людьми.

Например, «Месяца нет на небе, потому что он ушел в гости». Ребенок считает природные

объекты,

способными

думать,

чувствовать.

Поскольку

все

природное

включается

дошкольником в сферу «человеческого», то он и относится к ним как к людям. Но это

отношение

носит

специфический

характер:

отнесение

всего

природного

к

сфере

«человеческого» вовсе не означает для него, что оно является чем-то равным человеку. Человек

ставится выше природы. Поэтому дошкольников надо ориентировать на восприятие себя, как

важного

звена

природы

и

на

сохранение

планеты,

как

своей

жизненной

среды.

Характерно рассогласование между отношением к природе у дошкольников и взрослых. Если

первая реакция взрослого, увидевшего бабочку: «Ах, какая прелесть!», то первая реакция

дошкольника — поймать ее и потрогать, узнать, «какая она на ощупь», то есть изучит ее. Это

вызвано отсутствием у детей практических навыков взаимодействия с природой и взрослый

должен научить ребенка этому. Ребенок может знать, как надо действовать «не рвать», «не

сорить», «не ломать», но при этом нарушать эти правила. Так как действенность таких запретов

относительна. Таким образом, на родителей, воспитателей ложится ответственность –

воспитать любовь к природе у детей, чтобы иметь в своих ресурсах важный источник развития

духовности, нравственности и интеллекта. Важно знать, что на характер взаимодействия

дошкольников с природой оказывает влияние степень сформированности у них представлений

о живом. Чем она выше, тем спокойнее ребенок ведет себя при контакте с природой, больше

проявляет познавательный интерес к ней, ориентируется на состояние и благополучие

природы.

Какие условия необходимо

создать

в дошкольном

учреждении для

воспитания

духовности, нравственности и развития интеллекта у детей через экологическое

воспитание?

Задача педагогов – создавать в детском саду, на его территории, условия для общения с

природой, чтобы компенсировать негативное влияние городской среды на развитие ребенка.

Для развития органов чувств ребенок нуждается в контакте с природными материалами,

которые дают ему разнообразные ощущения. Поэтому в детском саду должны быть не только

искусственные, но и природные материалы: шишки, плоды и семена растений, камни, ракушки,

песок, глина.

Слайд10

Тогда дети будут замечать растения и животных, которые находятся рядом с ними среди

городских кварталов, в парках. Поэтому в нашем детском саду проводятся регулярно выставки

из таких природных материалов, что позволяет научить дошкольников видеть необычное в

обычно, развивать их познавательный интерес, эмоциональное отношение к природе. В этом

возрасте дети должны познавать мир через собственные действия, наблюдения, опыты, игры в

природе. Помимо этого дети приобщаются к природе, чувствуют, как она прекрасна.

Таким образом, в современном материальном мире в первую очередь необходимо формировать

гармонично развитую личность,

закладывать в детях понятия о добре, милосердии,

справедливости, развивать в детях духовность, любовь к окружающему. Это позволяет

осуществить взаимодействие ребенка с окружающей природой, которая является неиссякаемым

источником нравственного и духовного воспитания детей.

Список использованной литературы:

1. А.И Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в

детском саду» Пособие для работников дошкольных учреждений-М; ТЦ СФЕРА,2004-с.5-8.

2. С.Н. Николаева «Значение эколого - развивающей среды для образования и оздоровления

детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта», Дошкольное

воспитание №5;2014г.

3. С.Н Николаева «Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования» \\Дошкольное воспитание, №6, 2014г.

4. В.А. Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического

воспитания)». Педагогическое наследие.

5.

К.Д.

Ушинский

«Полное

собрание

сочинений».

Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов – на – Дону, 2008.

6. Макарова Л.М. Экологическая психология и педагогика: учебное пособие. Самара:

«Самарский государственный университет», 2014.

7. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов – на – Дону,

2008



В раздел образования