Автор: Катаева Ольга Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КОГОБУ СШ с УИОП пгт Фаленки
Населённый пункт: п. Фаленки
Наименование материала: конспект урока литературы
Тема: "Мечтать, надеяться и верить" по повести А.С.Грина "Алые паруса"
Раздел: полное образование
«Мечтать, надеяться и верить…» (урок внеклассного
чтения в 8 классе по повести А.С.Грина «Алые паруса»)
Автор: Катаева Ольга Юрьевна, учитель
русского языка и литературы высшей
квалификационной категории
КОГОБУ СШ с УИОП пгт Фаленки
Цель: создание условий для осознания, осмысления повести А.С.Грина
«Алые паруса» средствами информационно-коммуникационных технологий
Задачи:
1.
Образовательные:
– познакомиться с биографией писателя;
- проанализировать повесть.
2.
Развивающие:
- развивать навыки вдумчивого, аналитического чтения;
- развивать творческие способности учащихся
3.
Воспитательные:
- способствовать повышению мотивации к урокам литературы.
- воспитывать такие нравственные качества, как доброта,
сострадание.
- прививать любовь к литературе Вятского края, к своей малой
родине.
Оборудование урока.
1.
Выставка книг писателя.
2.
Компьютер и мультимедийный проектор.
3.
Подготовленная презентация.
4.
Напечатанные буклеты «А.С.Грин – «рыцарь светлой мечты»
Предварительная подготовка:
1.
Выучить наизусть стихотворение В.Маяковского «Послушайте!» (1
ученик)
2.
Индивидуальное сообщение о жизненном пути А.С.Грина (1 ученик)
3.
Подготовить инсценировку эпизода «Предсказание Эгля» (2 ученика)
4.
Подготовленный буклет об А.С.Грине (3 ученика)
5.
Прочитать повесть «Алые паруса»
Литература по теме:
1.
Галицких Е.О. Александр Грин. Уроки творческого воображения.
//Приложение к журналу «Литература в школе», №1, 2002 г.
2.
Лисовская В.В. «Разобьётся сердце на осколки, если мы разучимся
любить»//Приложение к журналу «Литература в школе», №1, 2002 г.
Ход урока.
I.
Мотивация, целеполагание.
1. Оргмомент.
2.
Подготовка к восприятию.
Под музыку Beethoven's Symphony No. 9 (Scherzo)1 ученик читает
стихотворение В.Маяковского «Послушайте!»
Послушайте!
Ведь, если звёзды зажигают –
Значит, это кому-нибудь нужно?
Значит, кто-то желает, чтобы они были?
Значит, кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
И, надрываясь,
В метелях полуденной пыли,
Врывается к Богу,
Боится, что опоздал,
Плачет,
Целует ему жилистую руку,
Просит-
Чтоб обязательно была звезда!
Клянется-
Не перенесёт эту беззвёздную муку!
А после
Ходит тревожный,
Но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!
Послушайте!
Ведь, если звёзды
Зажигают-
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
Чтобы каждый вечер
Над крышами
Загоралась хоть одна звезда?!
3. Слово учителя.
- Мы не случайно начали урок стихотворением В.Маяковского, потому что в
1985 г. Академия Наук СССР назвала планету № 2786 Солнечной системы
Гриневия в честь Александра Грина.
И сегодня на уроке речь пойдёт об этом замечательном писателе,
нашем земляке, которого можно назвать настоящей звездой русской
романтической литературы.
Давайте запишем тему урока в тетради: «Мечтать, надеяться и
верить…» (1 слайд презентации)
А эпиграфом к нашему уроку послужат строчки из стихотворения
Е.Огоньковой «Гриневия». (2 слайд)
…он пришел на время, ненадолго,
Он пришёл, чтоб нас предупредить-
Разобьётся сердце на осколки,
Если мы разучимся любить.
Сформулируйте, пожалуйста, цели сегодняшнего урока.
-Давайте поближе познакомимся с этим человеком.
II.
Процессуальный.
1. Знакомство с личностью писателя
а) Работа с портретами и фотографиями прозаика. (3, 4 слайды)
- Посмотрите внимательно на фотографии и портреты писателя. Что вы
можете сказать об этом человеке? Какие детали бросаются вам в глаза?
(Белоснежная рубашка, скрещенные руки, печальные глаза. Это
человек одинокий, грустный, ранимый. Он романтик – живёт в
прекрасном мире мечты - об этом говорят те образы, которые мы
видим у него за спиной. Глубокие морщины свидетельствуют о
перенесённых трудностях в жизни)
- Молодцы! Вы всё правильно сказали!
б) Чтение воспоминаний о Грине.
- Вот как вспоминают этого человека его современники (5,6 слайды)
- А вот что сам писатель говорил о себе
(7,8 слайды)
- Давайте познакомимся подробнее с жизненным и творческим путём
нашего удивительного земляка.
2.
Сообщение ученика. Просмотр презентации
(9-14 слайды)
- Александр Степанович Гриневский (Грин – это литературный
псевдоним писателя) родился 23 августа 1880г. в г.Слободском. куда его
отец был сослан за участие в польском восстании. Вскоре семья
перебралась в Вятку. Бедная, неустроенная жизнь в семье, грязная
ремесленная школа, обывательский город – вот что окружало мальчика.
Отец часто выпивал, мать умерла, когда мальчику было 13 лет, а с
мачехой он не поладил. Из-за строптивого характера Грин не мог ужиться
с наставниками и сверстниками в школе. Трудно полюбить такую
действительность, и он научился уходить от неё, считал, что лучше жить
неуловимыми снами, чем «дрянью и мусором каждого дня». Книги – вот
что могло дать пищу воображению. Он читает множество книг о
приключениях, путешествиях, о море и далёких странах. Эдгар По, Жюль
Верн, Вальтер Скотт, Джек Лондон – писатели, определившие судьбу
мальчика.
С 16 лет он скитался по Руси, отправившись в 1896 г. в Одессу. За это
время он испытал голод, болезни, разочарования. Трудно представить
жизненные тяготы и боль от унижений, которые испытал в своей жизни
Александр Грин. Кем ему только не приходилось быть! Грузчиком в
одесском порту, банщиком в Мурашах, писцом в вятской канцелярии,
забивал сваи и тушил пожары на нефтяных вышках в Баку, работал на
золотых приисках на Урале, плавал матросом на барже судовладельца
Булычёва.
С1901 по 1902 год Грин находился на военной службе, где и
познакомился с революционерами. В 1903г. за революционную
пропаганду был арестован и сидел в севастопольской и Феодосийской
тюрьме, был сослан в Тобольск, но в 1906г. сбежал и с чужим паспортом
пробрался в Петербург, где начал печатать свои первые рассказы. Но Грин
снова был арестован и выслан в Архангельскую губернию.
В 1912г. вернулся в Петербург с массой замыслов будущих книг. Он
становится знаменитым писателем.
В 1924г. мечта Грина о море сбылась – он поселился в Феодосии, где
прожил до 1930 года, а осенью переехал в Старый Крым. Он любил этот
город за тишину, за то, что он стоит на горе, откуда видно море.
Умер Александр Степанович Грин 8 июля 1932.
3.
Заочная экскурсия в музей Грина в г.Кирове
Учитель:
Приглашаю всех совершить заочную экскурсию в музей Грина в
г.Кирове!
(15-18 слайды)
Силой воображения он создал удивительную страну, которую один
из критиков удачно назвал Гринландией (слайд 19). Карта её висит на
стене в Кировском доме-музее Грина. Почти в каждом из его рассказов
появляются несуществующие города – Месс, Зурбаган, Гель-Гью… Он
населил свои книги смелыми, простодушными, как дети, гордыми,
самоотверженными и добрыми людьми. Он хотел счастья для своих
героев. Мечтами об ослепительном счастье и радости полны все его
произведения, но больше всего – его повесть «Алые паруса».
- Александр Грин – автор коротких рассказов и романов.
- Какие произведения этого автора вам известны? (Обращение к
книжной выставке) (Слайд 20)
(«Алые паруса», «Зелёная лампа», «Зурбаганский стрелок», «Вокруг
света», «Блистающий мир», «Золотая цепь», «Бегущая по волнам»).
5. Знакомство с историей создания, жанром произведения
Учитель:
Эту повесть – пленительную и сказочную – Грин обдумывал и начал
писать в Петрограде в 1920г., когда после сыпного тифа бродил по
обледенелому городу. И вдруг за стёклами витрины – красные паруса
миниатюрного бота, они зажигались и рдели под лучами солнца.
Крылообразный парус сидел правильно. Игрушка говорила о красоте,
может быть, о незаурядности судьбы своего создателя и – с точностью – о
его жизненном опыте, который накоплен в море. Возможно, характер
новой работы заменяет романтику прошлых плаваний. В глубине зрения
возникает облик матроса и руки мастера. Он будет делать игрушки. Так
появилась на свет эта повесть
- Определите жанр произведения.
(Это романтическая повесть)
- Какие романтические произведения мы уже изучали?
( «Айвенго», «Мцыри», «Три мушкетёра»).
- «Алые паруса» также можно назвать романтическим произведением. А
самого Грина называют романтиком. Так говорят о людях мечтательных,
которые живут в своём особенном мире, романтически воспринимают
жизнь, им нужны приключения.
Красный, алый цвет – это цвет жизни. «Приближение, возвещение
радости – вот первое, что я представил себе», - рассказывал писатель
позднее. Он назвал свою повесть феерией. Давайте обратимся к толковому
словарю за помощью.
(слайд 21)
Феерия – 1. Театральное представление фантастического, сказочного
содержания с использованием сценических эффектов
2. Волшебное, сказочное зрелище.
- Давайте запишем определение в тетрадь.
- Как вы думаете, почему именно такой жанр?
(Повесть утверждает, что человек в порыве к счастью способен
творить чудеса, создавать прекрасную сказку. Правда и добро
побеждают зло).
6.Аналитическая беседа.
-Назовите основных героев повести
-Какие герои являются положительными, а какие-отрицательными?
- Итак, главные герои – Лонгрен и Ассоль. Дайте характеристику
Лонгрен.
(Добрый, умный, хозяйственный, заботливый, умение любить.
Мастер).
- Почему между Лонгреном и земляками легло отчуждение?
(Не посещал никого)
- Как вы думаете, почему?
(Они не помогли его жене в трудную минуту).
- «Чёрную игрушку я сделал», - говорит однажды Лонгрен дочери. О чём
это он?
(Не помог Меннерсу, когда тот тонул и просил спасти его).
- Почему он не спас Меннерса? Прочитайте слова Лонгрена.
(«Она так же просила тебя! Думай об этом, пока ещё жив,
Меннерс, и не забудь!»).
- Почему жители Каперны считают, что он сделал то, что не прощают?
Найдите в тексте.(« Он поступил иначе, чем поступили они – поступил
внушительно, непонятно и этим поставил себя выше других)
- Какие слова в этой фразе являются ключевыми?
(иначе, выше)
- Как сложились отношения Лонгрена с окружающими после этого?
- Как относились к Ассоль?
(Её обзывали, детям не разрешали играть с ней)
- Кто помог Ассоль не озлобиться против людей, остаться по-прежнему
доброй девочкой? (Лонгрен)
- Что отвечает Лонгрен на вопрос Ассоль: «А почему нас не любят?»
(Они просто не умеют любить)
- А Ассоль умеет любить? Приведите примеры из текста.
(Она любит всё живое на земле, жалеет людей:
«В лесу она чувствовала себя, как дома; здоровалась с
деревьями, как с людьми, то есть пожимая их широкие листья…
я иду, братцы, я спешу, пустите меня, я вас узнаю всех, всех
помню и почитаю». «Братцы величественно гладили её чем
могли – листьями – и родственно скрипели в ответ»)
- Как вы понимаете значение слова «любовь»?
-В словаре Ожегова об этом слове сказано: «Любовь – чувство
самоотверженности и глубокой привязанности, сердечного влечения.
- Как изготовленный однажды Лонгреном корабль повлиял на судьбу
Ассоль?
7. Инсценирование эпизода встречи Ассоль с Эглем (2 учащихся)
Музыка Albinoni - Adagio (Papetti) (Слайды 22, 23)
8. Аналитическая беседа
- Почему Ассоль поверила в пророчество Эгля?
-Как относятся к сказке жители Каперны?
- Почему они считают девочку «полоумной»?
(С их точки зрения, глупо, ненормально мечтать и верить в
сказку)
- Если бы вы очутились в этой толпе, как бы вы повели себя?
(Конечно же, очень хочется защитить хрупкую Ассоль)
- И в повести такой герой есть. Это Артур Грэй.
- Охарактеризуйте этого героя
( жил в своём мире, сострадание к людям, родился с живой душой,
мечтал о путешествиях. Способен видеть «другими глазами»).
- Какие поступки, совершённые им в детстве, характеризуют Грэя как
рыцаря, как защитника слабых и беззащитных?
(Замазал гвозди на руках Христа, чтобы пережить чужое
страдание, намеренно обварил себе руку, разбил копилку и подарил
деньги бесприданнице Бетси от имени Робин Гуда)
Эпизод встречи с Ассоль в лесу. Он видит её «другими глазами». Это как?
-Как воспринял историю, рассказанную в таверне, капитан Грэй?
-Почему он поверил мечте, а не злой сплетне?
(Он увидел глаза девушки, её душу)
-Почему корабль с алыми парусами назван «Секрет»?
- Артур Грэй рассказывает своим матросам «нехитрую истину». Она в
том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Что это значит?
Прочитайте.
(Это может быть и улыбка, и прощение, и вовремя сказанное
доброе слово. Рассказывают, что однажды в день рождения жены, Нины
Николаевны, Грин продал своё единственное пальто, купил огромную
корзину чудесных былых роз и на извозчике привёз их домой.
- Что роднит Грэя с Ассоль?
- Случайна ли их встреча?
- Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? Прочитайте.
-Герои встречаются. Каким словом заканчивается повесть? (слайд 24)
(Счастье).
III.
Рефлексия.
- А сейчас давайте подведём итоги.
Алые паруса стали символическим образом.
- Пожалуйста, сформулируйте идею этой повести, продолжив
предложение в тетради: «Счастье приходит к тому, кто…» (слайд 25)
(умеет мечтать, любить, живёт ради других, умеет творить чудеса).
Работа в группах:
- У вас на партах есть небольшой листок в форме алого паруса. Обсудите
в группах (4 чел.), как вы понимаете фразу «идти в жизни под алым
парусом».
- А сейчас напишите самый удачный вариант на листке и повесьте на
доску.
(Примерные варианты ответов: «Мечтать, верить в чудо, приносить
людям добро» и т.д.)
Учитель:
В конце урока мы ещё раз обратимся к слову феерия. Феерический – это
волшебный, сказочный, эффектный, но это и сказочно красивый.
Сказочно красивыми могут быть не только герои романтических книг, их
поступки, но и реальные люди, и мы с вами, если будем стремиться к
поступкам, сказочно красивым.
Я желаю вам, чтобы вы умели любить, мечтать, надеяться и верить!
Д.З.: Написать сочинение: « О чём заставляет задуматься Грин?»
(слайд 26)
Звучит запись песни «Ребята, надо верить в чудеса».