Напоминание

"Мечтать, надеяться и верить" по повести А.С.Грина "Алые паруса"


Автор: Катаева Ольга Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КОГОБУ СШ с УИОП пгт Фаленки
Населённый пункт: п. Фаленки
Наименование материала: конспект урока литературы
Тема: "Мечтать, надеяться и верить" по повести А.С.Грина "Алые паруса"
Раздел: полное образование





Назад




«Мечтать, надеяться и верить…» (урок внеклассного

чтения в 8 классе по повести А.С.Грина «Алые паруса»)

Автор: Катаева Ольга Юрьевна, учитель

русского языка и литературы высшей

квалификационной категории

КОГОБУ СШ с УИОП пгт Фаленки

Цель: создание условий для осознания, осмысления повести А.С.Грина

«Алые паруса» средствами информационно-коммуникационных технологий

Задачи:

1.

Образовательные:

– познакомиться с биографией писателя;

- проанализировать повесть.

2.

Развивающие:

- развивать навыки вдумчивого, аналитического чтения;

- развивать творческие способности учащихся

3.

Воспитательные:

- способствовать повышению мотивации к урокам литературы.

- воспитывать такие нравственные качества, как доброта,

сострадание.

- прививать любовь к литературе Вятского края, к своей малой

родине.

Оборудование урока.

1.

Выставка книг писателя.

2.

Компьютер и мультимедийный проектор.

3.

Подготовленная презентация.

4.

Напечатанные буклеты «А.С.Грин – «рыцарь светлой мечты»

Предварительная подготовка:

1.

Выучить наизусть стихотворение В.Маяковского «Послушайте!» (1

ученик)

2.

Индивидуальное сообщение о жизненном пути А.С.Грина (1 ученик)

3.

Подготовить инсценировку эпизода «Предсказание Эгля» (2 ученика)

4.

Подготовленный буклет об А.С.Грине (3 ученика)

5.

Прочитать повесть «Алые паруса»

Литература по теме:

1.

Галицких Е.О. Александр Грин. Уроки творческого воображения.

//Приложение к журналу «Литература в школе», №1, 2002 г.

2.

Лисовская В.В. «Разобьётся сердце на осколки, если мы разучимся

любить»//Приложение к журналу «Литература в школе», №1, 2002 г.

Ход урока.

I.

Мотивация, целеполагание.

1. Оргмомент.

2.

Подготовка к восприятию.

Под музыку Beethoven's Symphony No. 9 (Scherzo)1 ученик читает

стихотворение В.Маяковского «Послушайте!»

Послушайте!

Ведь, если звёзды зажигают –

Значит, это кому-нибудь нужно?

Значит, кто-то желает, чтобы они были?

Значит, кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

И, надрываясь,

В метелях полуденной пыли,

Врывается к Богу,

Боится, что опоздал,

Плачет,

Целует ему жилистую руку,

Просит-

Чтоб обязательно была звезда!

Клянется-

Не перенесёт эту беззвёздную муку!

А после

Ходит тревожный,

Но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!

Послушайте!

Ведь, если звёзды

Зажигают-

Значит – это кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо,

Чтобы каждый вечер

Над крышами

Загоралась хоть одна звезда?!

3. Слово учителя.

- Мы не случайно начали урок стихотворением В.Маяковского, потому что в

1985 г. Академия Наук СССР назвала планету № 2786 Солнечной системы

Гриневия в честь Александра Грина.

И сегодня на уроке речь пойдёт об этом замечательном писателе,

нашем земляке, которого можно назвать настоящей звездой русской

романтической литературы.

Давайте запишем тему урока в тетради: «Мечтать, надеяться и

верить…» (1 слайд презентации)

А эпиграфом к нашему уроку послужат строчки из стихотворения

Е.Огоньковой «Гриневия». (2 слайд)

…он пришел на время, ненадолго,

Он пришёл, чтоб нас предупредить-

Разобьётся сердце на осколки,

Если мы разучимся любить.

Сформулируйте, пожалуйста, цели сегодняшнего урока.

-Давайте поближе познакомимся с этим человеком.

II.

Процессуальный.

1. Знакомство с личностью писателя

а) Работа с портретами и фотографиями прозаика. (3, 4 слайды)

- Посмотрите внимательно на фотографии и портреты писателя. Что вы

можете сказать об этом человеке? Какие детали бросаются вам в глаза?

(Белоснежная рубашка, скрещенные руки, печальные глаза. Это

человек одинокий, грустный, ранимый. Он романтик – живёт в

прекрасном мире мечты - об этом говорят те образы, которые мы

видим у него за спиной. Глубокие морщины свидетельствуют о

перенесённых трудностях в жизни)

- Молодцы! Вы всё правильно сказали!

б) Чтение воспоминаний о Грине.

- Вот как вспоминают этого человека его современники (5,6 слайды)

- А вот что сам писатель говорил о себе

(7,8 слайды)

- Давайте познакомимся подробнее с жизненным и творческим путём

нашего удивительного земляка.

2.

Сообщение ученика. Просмотр презентации

(9-14 слайды)

- Александр Степанович Гриневский (Грин – это литературный

псевдоним писателя) родился 23 августа 1880г. в г.Слободском. куда его

отец был сослан за участие в польском восстании. Вскоре семья

перебралась в Вятку. Бедная, неустроенная жизнь в семье, грязная

ремесленная школа, обывательский город – вот что окружало мальчика.

Отец часто выпивал, мать умерла, когда мальчику было 13 лет, а с

мачехой он не поладил. Из-за строптивого характера Грин не мог ужиться

с наставниками и сверстниками в школе. Трудно полюбить такую

действительность, и он научился уходить от неё, считал, что лучше жить

неуловимыми снами, чем «дрянью и мусором каждого дня». Книги – вот

что могло дать пищу воображению. Он читает множество книг о

приключениях, путешествиях, о море и далёких странах. Эдгар По, Жюль

Верн, Вальтер Скотт, Джек Лондон – писатели, определившие судьбу

мальчика.

С 16 лет он скитался по Руси, отправившись в 1896 г. в Одессу. За это

время он испытал голод, болезни, разочарования. Трудно представить

жизненные тяготы и боль от унижений, которые испытал в своей жизни

Александр Грин. Кем ему только не приходилось быть! Грузчиком в

одесском порту, банщиком в Мурашах, писцом в вятской канцелярии,

забивал сваи и тушил пожары на нефтяных вышках в Баку, работал на

золотых приисках на Урале, плавал матросом на барже судовладельца

Булычёва.

С1901 по 1902 год Грин находился на военной службе, где и

познакомился с революционерами. В 1903г. за революционную

пропаганду был арестован и сидел в севастопольской и Феодосийской

тюрьме, был сослан в Тобольск, но в 1906г. сбежал и с чужим паспортом

пробрался в Петербург, где начал печатать свои первые рассказы. Но Грин

снова был арестован и выслан в Архангельскую губернию.

В 1912г. вернулся в Петербург с массой замыслов будущих книг. Он

становится знаменитым писателем.

В 1924г. мечта Грина о море сбылась – он поселился в Феодосии, где

прожил до 1930 года, а осенью переехал в Старый Крым. Он любил этот

город за тишину, за то, что он стоит на горе, откуда видно море.

Умер Александр Степанович Грин 8 июля 1932.

3.

Заочная экскурсия в музей Грина в г.Кирове

Учитель:

Приглашаю всех совершить заочную экскурсию в музей Грина в

г.Кирове!

(15-18 слайды)

Силой воображения он создал удивительную страну, которую один

из критиков удачно назвал Гринландией (слайд 19). Карта её висит на

стене в Кировском доме-музее Грина. Почти в каждом из его рассказов

появляются несуществующие города – Месс, Зурбаган, Гель-Гью… Он

населил свои книги смелыми, простодушными, как дети, гордыми,

самоотверженными и добрыми людьми. Он хотел счастья для своих

героев. Мечтами об ослепительном счастье и радости полны все его

произведения, но больше всего – его повесть «Алые паруса».

- Александр Грин автор коротких рассказов и романов.

- Какие произведения этого автора вам известны? (Обращение к

книжной выставке) (Слайд 20)

(«Алые паруса», «Зелёная лампа», «Зурбаганский стрелок», «Вокруг

света», «Блистающий мир», «Золотая цепь», «Бегущая по волнам»).

5. Знакомство с историей создания, жанром произведения

Учитель:

Эту повесть – пленительную и сказочную – Грин обдумывал и начал

писать в Петрограде в 1920г., когда после сыпного тифа бродил по

обледенелому городу. И вдруг за стёклами витрины – красные паруса

миниатюрного бота, они зажигались и рдели под лучами солнца.

Крылообразный парус сидел правильно. Игрушка говорила о красоте,

может быть, о незаурядности судьбы своего создателя и – с точностью – о

его жизненном опыте, который накоплен в море. Возможно, характер

новой работы заменяет романтику прошлых плаваний. В глубине зрения

возникает облик матроса и руки мастера. Он будет делать игрушки. Так

появилась на свет эта повесть

- Определите жанр произведения.

(Это романтическая повесть)

- Какие романтические произведения мы уже изучали?

( «Айвенго», «Мцыри», «Три мушкетёра»).

- «Алые паруса» также можно назвать романтическим произведением. А

самого Грина называют романтиком. Так говорят о людях мечтательных,

которые живут в своём особенном мире, романтически воспринимают

жизнь, им нужны приключения.

Красный, алый цвет – это цвет жизни. «Приближение, возвещение

радости – вот первое, что я представил себе», - рассказывал писатель

позднее. Он назвал свою повесть феерией. Давайте обратимся к толковому

словарю за помощью.

(слайд 21)

Феерия – 1. Театральное представление фантастического, сказочного

содержания с использованием сценических эффектов

2. Волшебное, сказочное зрелище.

- Давайте запишем определение в тетрадь.

- Как вы думаете, почему именно такой жанр?

(Повесть утверждает, что человек в порыве к счастью способен

творить чудеса, создавать прекрасную сказку. Правда и добро

побеждают зло).

6.Аналитическая беседа.

-Назовите основных героев повести

-Какие герои являются положительными, а какие-отрицательными?

- Итак, главные герои – Лонгрен и Ассоль. Дайте характеристику

Лонгрен.

(Добрый, умный, хозяйственный, заботливый, умение любить.

Мастер).

- Почему между Лонгреном и земляками легло отчуждение?

(Не посещал никого)

- Как вы думаете, почему?

(Они не помогли его жене в трудную минуту).

- «Чёрную игрушку я сделал», - говорит однажды Лонгрен дочери. О чём

это он?

(Не помог Меннерсу, когда тот тонул и просил спасти его).

- Почему он не спас Меннерса? Прочитайте слова Лонгрена.

(«Она так же просила тебя! Думай об этом, пока ещё жив,

Меннерс, и не забудь!»).

- Почему жители Каперны считают, что он сделал то, что не прощают?

Найдите в тексте.(« Он поступил иначе, чем поступили они – поступил

внушительно, непонятно и этим поставил себя выше других)

- Какие слова в этой фразе являются ключевыми?

(иначе, выше)

- Как сложились отношения Лонгрена с окружающими после этого?

- Как относились к Ассоль?

(Её обзывали, детям не разрешали играть с ней)

- Кто помог Ассоль не озлобиться против людей, остаться по-прежнему

доброй девочкой? (Лонгрен)

- Что отвечает Лонгрен на вопрос Ассоль: «А почему нас не любят?»

(Они просто не умеют любить)

- А Ассоль умеет любить? Приведите примеры из текста.

(Она любит всё живое на земле, жалеет людей:

«В лесу она чувствовала себя, как дома; здоровалась с

деревьями, как с людьми, то есть пожимая их широкие листья…

я иду, братцы, я спешу, пустите меня, я вас узнаю всех, всех

помню и почитаю». «Братцы величественно гладили её чем

могли – листьями – и родственно скрипели в ответ»)

- Как вы понимаете значение слова «любовь»?

-В словаре Ожегова об этом слове сказано: «Любовь – чувство

самоотверженности и глубокой привязанности, сердечного влечения.

- Как изготовленный однажды Лонгреном корабль повлиял на судьбу

Ассоль?

7. Инсценирование эпизода встречи Ассоль с Эглем (2 учащихся)

Музыка Albinoni - Adagio (Papetti) (Слайды 22, 23)

8. Аналитическая беседа

- Почему Ассоль поверила в пророчество Эгля?

-Как относятся к сказке жители Каперны?

- Почему они считают девочку «полоумной»?

(С их точки зрения, глупо, ненормально мечтать и верить в

сказку)

- Если бы вы очутились в этой толпе, как бы вы повели себя?

(Конечно же, очень хочется защитить хрупкую Ассоль)

- И в повести такой герой есть. Это Артур Грэй.

- Охарактеризуйте этого героя

( жил в своём мире, сострадание к людям, родился с живой душой,

мечтал о путешествиях. Способен видеть «другими глазами»).

- Какие поступки, совершённые им в детстве, характеризуют Грэя как

рыцаря, как защитника слабых и беззащитных?

(Замазал гвозди на руках Христа, чтобы пережить чужое

страдание, намеренно обварил себе руку, разбил копилку и подарил

деньги бесприданнице Бетси от имени Робин Гуда)

Эпизод встречи с Ассоль в лесу. Он видит её «другими глазами». Это как?

-Как воспринял историю, рассказанную в таверне, капитан Грэй?

-Почему он поверил мечте, а не злой сплетне?

(Он увидел глаза девушки, её душу)

-Почему корабль с алыми парусами назван «Секрет»?

- Артур Грэй рассказывает своим матросам «нехитрую истину». Она в

том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Что это значит?

Прочитайте.

(Это может быть и улыбка, и прощение, и вовремя сказанное

доброе слово. Рассказывают, что однажды в день рождения жены, Нины

Николаевны, Грин продал своё единственное пальто, купил огромную

корзину чудесных былых роз и на извозчике привёз их домой.

- Что роднит Грэя с Ассоль?

- Случайна ли их встреча?

- Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? Прочитайте.

-Герои встречаются. Каким словом заканчивается повесть? (слайд 24)

(Счастье).

III.

Рефлексия.

- А сейчас давайте подведём итоги.

Алые паруса стали символическим образом.

- Пожалуйста, сформулируйте идею этой повести, продолжив

предложение в тетради: «Счастье приходит к тому, кто…» (слайд 25)

(умеет мечтать, любить, живёт ради других, умеет творить чудеса).

Работа в группах:

- У вас на партах есть небольшой листок в форме алого паруса. Обсудите

в группах (4 чел.), как вы понимаете фразу «идти в жизни под алым

парусом».

- А сейчас напишите самый удачный вариант на листке и повесьте на

доску.

(Примерные варианты ответов: «Мечтать, верить в чудо, приносить

людям добро» и т.д.)

Учитель:

В конце урока мы ещё раз обратимся к слову феерия. Феерический – это

волшебный, сказочный, эффектный, но это и сказочно красивый.

Сказочно красивыми могут быть не только герои романтических книг, их

поступки, но и реальные люди, и мы с вами, если будем стремиться к

поступкам, сказочно красивым.

Я желаю вам, чтобы вы умели любить, мечтать, надеяться и верить!

Д.З.: Написать сочинение: « О чём заставляет задуматься Грин?»

(слайд 26)

Звучит запись песни «Ребята, надо верить в чудеса».



В раздел образования