Автор: Буланая Светлана Михайловна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ «Детский сад 96»
Населённый пункт: Город Ярославль
Наименование материала: Статья на тему: "Формирование основ финансовой грамотности дошкольников"
Тема: Финансовая грамотность
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 96»
Статья на тему:
"Формирование основ финансовой грамотности дошкольников"
Подготовил: старший воспитатель Буланая С.М.
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики
человеку в любом возрасте необходимо быть финансово грамотным.
Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает
ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности. Поэтому
экономическое воспитание – важное направление в дошкольной педагогике – и в
настоящее время актуально и востребовано особенно остро.
Экономика и дошкольник, на первый взгляд, кажутся понятиями абсолютно не
совместимыми. Но современный ребенок уже с первых лет своей жизни попадает в
экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Ребенок
поневоле встречается с экономикой, даже если его этому не учат. Он узнает, что такое
«мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать»,
«заработать».
Поэтому очень важно уже с дошкольного возраста заложить основы таких качеств,
как: трудолюбие, бережливость, расчетливость, инициативность, организованность,
практичность, самостоятельность, деловитость – сформировать разумные экономические
потребности, умение соизмерять потребности с реальными возможностями и убеждение в
том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения потребностей.
Различные профессии, окружающих ребенка людей, покупка и продажа товаров, реклама
по телевизору, разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень
того, с чем постоянно сталкивается дошкольник.
Финансовое просвещение и воспитание детей – сравнительно новое направление в
дошкольной педагогике. Финансовая грамотность позволит маленькому человеку быть
успешным во взрослой жизни, грамотно вести свой семейный бюджет.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, частью
которой является и экономическая культура личности дошкольника, характеризующаяся
наличием представлений об экономических категориях.
В этих условиях для ДОУ актуальным становится реализация программ,
направленных на развитие предпосылок к финансовой грамотности дошкольников.
К дошкольному возрасту основы финансовой грамотности можно привить с
помощью основных моральных представлений: о добре и зле, о том, что красиво и
некрасиво, что хорошо, а что плохо.
Основная задача – дать представление о бережном отношении к вещам, природным
ресурсам, затем деньгам. Для детей очень важен пример родителей. Они должны
объяснить ребенку, что для того, чтобы купить то, что он хочет, нужно много работать и
зарабатывать деньги. Детям необходимо учитывать потребности своей семьи, учиться
жить по средствам и знать, что расходы должны быть меньше доходов.
В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда,
закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного
возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в
помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные
представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное
отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Дошкольник
знакомится
со
сложными
взаимосвязями
между
финансово-
экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена — и этическими: честность,
щедрость, экономность.
В
процессе
организации
образовательной
деятельности
рекомендуется
использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии,
наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи,
мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.).
Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды
деятельности дошкольников.
Игровая деятельность.
Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с
помощью игры, для дошкольника естественно. Использование игры эффективно при
организации коммуникативной, познавательной, двигательной деятельности. Это одна из
самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности.
Тематика таких игр может быть очень разнообразной: «Что нельзя купить?», «Сделал дело
– гуляй смело», «Наши цели», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», игра-праздник
«Русская ярмарка», «Где что купить?», «Выбираем самое важное», «Денежкин домик»,
«Как потопаешь, так и полопаешь», «Что создается трудом», игра-соревнование «Мои
домашние обязанности», «Супермаркет», «Кому что нужно для работы» и пр.
Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и
ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей. У них формируются
представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о
доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра)
России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги»
и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к
людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные
качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность,
деловитость, трудолюбие.
Проблемно-поисковая деятельность.
Погружение в проблемную ситуацию – один из видов практического применения
интерактивных форм обучения, метод интенсификации обучения, реализуемый как
развернутый поиск постановки и решения проблемы, включающий в себя все этапы,
сочетающий
в
себе
ряд
более
компактных
интерактивных
форм,
коллективно-
распределенную и индивидуальную деятельность, занимающий от одного до нескольких
дней.
Формы организации проблемного обучения: проблемный вопрос («Как вы думаете,
почему всем зайчатам хватит конфет в магазине?»), проблемная задача («Папа дяди
Фёдора сегодня получил зарплату, и вся семья решила пойти в магазин, но денег
выделили только на одну крупную покупку. Маме нужна стиральная машина, папе нужна
зимняя резина на машину (зима же приближается), дяде Фёдору нужен сноуборд. На
какую покупку лучше потратить деньги?»).
Ситуационная задача представляет один из видов интерактивного обучения,
методический приём, включающий совокупность условий, направленных на решение
практически
значимой
ситуации,
и
способствующий
развитию
мотивации
к
познавательной деятельности. Решение ситуационных проблемных задач способствует
формированию умения объяснять явления действительности, ориентироваться в мире
ценностей.
Формирование предпосылок финансовой грамотности в рамках трудовой
деятельности.
Финансовое образование строго настаивает на качественном труде, т.к. от этого
зависит выгода от товара. В этом понимании воспитатель может брать на себя роль
«Купца» и оценивать товар за его качество. Для изготовления товара на продажу можно
организовать «Мастерскую», «Фабрику игрушек», «Дом моделей», «Ателье маленькой
модницы», «Строительную компанию» и пр.
Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, поговорки, пословицы),
художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации всех
образовательных областей.
Чтение является основной формой восприятия художественной литературы.
Беседы-обсуждения – одна из форм работы с детьми, которая помогает детям
закрепить знания по разным темам. Примерные темы: труд – основа жизни; работать и
зарабатывать; как придумали деньги; какие бывают деньги; как они выглядят и откуда
берутся; как деньги попадают к нам в дом; как складывается стоимость товара; реклама;
долги; тратим разумно; экономим; все по плану; жадность и пр.
Содержательная насыщенность развивающей предметно-пространственной
среды
Предметно-пространственная экономическая среда должна включать предметы,
отражающие содержание различных сфер экономики (производственно-технологической,
юридической, товарно-денежной, нравственно-этической и др.). В соответствии с этим
можно выделить зоны:
• информационную (произведения художественной литературы экономического
содержания);
• занимательно-экономическую
(кроссворды,
лабиринты,
головоломки,
экономические задачи, ребусы и др.);
• деятельностно-игровую
(дидактические
игры,
предметы-игрушки
для
организации сюжетно-ролевых игр, таких как «Банк», «Аукцион», «Биржа», «Рекламное
агентство» и др.).
Игровая
экономическая
зона
содержит:
дидактические
игры,
таблицы
с
кроссвордами, иллюстрации, коллекция монет и купюр разных стран, атрибуты для
сюжетно-ролевых игр. Именно эта зона предоставляет детям возможность действовать
самостоятельно,
способствует
формированию
их
познавательной
и
практической
активности, создаёт возможности для привлечения родителей к формированию интереса к
экономическому воспитанию и воспитанию личности ребёнка способной адаптироваться
к разнообразному миру экономики.
Как бы абсурдно это не звучало, но именно дошкольный возраст является самым
продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей
личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые так необходимы для
становления финансово грамотного человека. Уже с дошкольного возраста стоит начинать
учить ребенка знаниям о деньгах. Именно в этом возрасте он знакомится с деньгами. А
уже в пятилетнем возрасте у детей появляются финансовые привычки, поэтому задача
родителей — учить его обращению с деньгами.
В дошкольном возрасте можно познакомить ребенка с самой концепцией денег —
то есть, дать ребенку понимание «Что такое деньги?», «Где их взять?» и «Зачем нужны
деньги?». Можно побеседовать с ними о значении различных монет и бумажных денег.
Рассказать им о том, что деньги используются для того, чтобы покупать вещи. А расходы
могут быть «умными» и «неумными», «полезными» и «бесполезными». Самым простым и
доступным способом преподавания концепции денег для детей дошкольного возраста
является игра в «Магазин». Но не только в игре, а и в реальной жизни дети также могут
участвовать в принятии финансовых решений, например, помочь с походом в
продуктовый
магазин.
В
этом
возрасте
можно
познакомить
ребенка
с
понятием «копилка».
Как стоит разговаривать с ребенком о деньгах?
Обучение ребенка финансовой грамотности, это гораздо больше, чем один
разговор. Здесь стоит прибегнуть к реальным жизненным ситуациям и примерам, которые
помогут понять все на практике. Они будут учиться не только со слов, но и через свои
действия.
Вот несколько идей и возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах:
Когда он получает подарок деньгами.
Например, от бабушек или дедушек, что происходит довольно часто. Родители
могут помочь ребенку принять решение — потратить деньги сейчас, например, на
сладости и «хотелки», или сохранить, отложить их для последующих покупок, например,
велосипед, о котором он так мечтает.
Когда взрослые пользуются банкоматом.
Некоторые дети думают, что банкомат — это волшебный ящик, который выдает
деньги. Родителям нужно поговорить с детьми о том, что такое банкомат и как он
работает.
В магазине.
Поход по магазинам — это идеальная возможность объяснить ему, что различные
вещи стоят различные суммы. Можно даже попросить ребенка помочь сравнить цены и
найти вариант подешевле.
Оплата счетов и квитанций.
Это вероятно, не то, что обычно родители делают вместе с ребенком. Тем не менее,
это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых расходах в каждый месяц.
Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о различных способах
экономии денег. Например, можно рассказать о том, что нужно выключать свет, когда в
нем нет необходимости. Или открывать кран тоненькой струйкой, так как это приводит к
экономии денег, которые можно потратить во время семейного отпуска.
Образовательная деятельность по направлению ранней финансовой грамотности
может разворачиваться не только в форме, регламентированной образовательной и
совместной образовательной деятельности, но и продолжаться в самостоятельной
деятельности дошкольников в специально организованной развивающей среде.
Варианты объектов РППС по ранней финансовой грамотности:
деньги, нарисованные детьми;
картотека загадок;
книги художественные и научно-популярные, комиксы;
аудиотека;
медиатека из презентаций;
альбомы об одной профессии или нескольких схожих профессиях;
карточки о профессиях;
дидактические игры;
кроссворды;
ребусы;
игры-путешествия;
банковские карты;
ненастоящие деньги;
банкомат;
металлические устаревшие деньги;
альбом «Эволюция денег»;
атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Формирование
основ
финансовой
грамотности
целесообразно
включать
в
образовательные области следующим образом:
1. Социально-коммуникативное развитие предполагает усвоение дошкольниками
норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности,
связанные с отношением к личным и семейным финансам. Предпосылки финансовой
грамотности решаются активно в рамках нравственно-трудового воспитания. Развитие
общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками может и должно
строиться с использованием различных ролевых моделей, тесно связанных с ведением
домохозяйства. Практические занятия по формированию ОФГ должны способствовать
активному становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных
действий,
а
также
развитию
социального
и
эмоционального
интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формированию готовности к
совместной деятельности со сверстниками.
Социально-коммуникативное
развитие
дошкольника
при
изучении
основ
финансовой грамотности обеспечивает формирование позитивных установок к различным
видам труда и творчества, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей
семье и к сообществу детей и взрослых; создает возможности для обучения приемам
безопасного рационального поведения в социуме на примерах из сказок и иных
источников, где демонстрируется ошибочное поведение героев.
Это, конечно же, и знакомство детей с новыми профессиями, и формирование у
них понятия о качестве труда, особенно в момент зарабатывания денег. (Гжель, купцы,
брак, качественный товар …)
2. Познавательное развитие осуществляется через исследование ребенком себя и
мира вокруг, включая финансовую и социальную сферу. Оно предполагает развитие
интересов детей, их воображения и творческой активности, формирование первичных
представлений об объектах окружающего мира и их свойствах (форме, цвете, размере,
материале, количестве, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.), основных
понятиях (деньги, экономия, сбережения и пр.), ФЭМП.
Так, в процессе изучения разделов ФЭМП предусматривается ознакомление детей:
с денежными знаками и единицами; подведение детей к элементарному пониманию
покупательской силы денежных знаков; знакомство с ценами некоторых вещей;
различение, сопоставление, сравнение предметов по цене, выраженной в цифровом
обозначении; знакомство детей с образованием цены и умением ее составлять.
При изучении товарно-денежных отношений одновременно решаются задачи
формирования математических представлений у детей: раскрытие двузначности числа:
конкретной (множество денежных знаков) и абстрактной (число денежных единиц);
определение количественного состава числа не только из двух, но и из нескольких
меньших чисел (на денежных знаках); обучение счету до 20 и показ образования чисел
второго десятка (при помощи монет); углубление понятия о нуле; развитие навыков счета
десятками; показ счета со сменой его основания; раскрытие математической зависимости
между величинами: цена, количество, стоимость; расширение понимания действий
сложения и вычитания; закрепление умения решения арифметических задач.
В наибольшей степени интеграция математического и финансового содержания
может быть отражена в ознакомлении детей с арифметическими задачами на сложение и
вычитание. Арифметическая задача рассматривается как упражнение, которое решается
посредством вычисления с помощью знаков «+», «-», «=», а обучение детей решению
арифметических задач – с позиций общего умственного развития, развития абстрактного
мышления и формирования умения выполнять элементарные вычислительные операции
сложения и вычитания.
В детском саду детей учат решать простые задачи (в одно действие) и составные
(два и более действий). Наряду с задачами-драматизациями, иллюстрациями в практике
работы детей знакомят с разными видами простых задач: на нахождение суммы; на
нахождение остатка; на увеличение числа на несколько единиц; на уменьшение числа на
несколько единиц; на нахождение неизвестного слагаемого.
3. Речевое развитие как компонент активного коммуникативного поведения
является важнейшим элементом социализации ребенка в мире финансовых отношений
взрослых. При помощи речи дошкольник овладевает конструктивными способами и
средствами взаимодействия с окружающими людьми. Речевое развитие предполагает
владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи,
речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с
детской литературой и понимание текстов различных жанров.
4. Художественно-эстетическое развитие очень важно в процессе изучения основ
финансовой грамотности и предполагает формирование эстетического отношения к
окружающему миру, включая сферы труда, общественной жизни, быта. Этическое
воспитание занимает особое место в системе образования детей дошкольного возраста и
играет важную роль в общем развитии ребенка, способствует развитию воображения и
фантазии, формированию эстетических чувств и ценностей, ценностных ориентаций, в
процессе обсуждения художественных произведений развивается устная речь.
Лучшему пониманию материала дошкольниками поможет уголок в группе, с
приоритетной экономической направленностью, в котором находятся:
-экономическая карта нашего города, на которую нанесены промышленные центры
– формирует у детей первичные представления о заводах, фабриках, комбинатах,
выпускаемой ими продукции;
-схема-карта микрорайона торговых точек и бытовых услуг, расположенных
вблизи нашего детского сада - знакомит детей с торговыми услугами микрорайона ДОУ;
-мини-музей « История денег» - знакомит детей с историей возникновения денег;
-домик-копилка - расширяет представления детей о доходах и расходах, подводит к
пониманию дошкольниками понятия «сбережения».
Работа с семьёй
Все начинается с семьи, так как в ней формируется детское мировоззрение,
приобретается опыт. Поэтому для сотрудничества с родителями, оказания им помощи при
реализации данной программы, планируется работа с родителями:
- проведение родительских собраний: «Дети и деньги», «Семейный бюджет и
ребенок», «Как подготовить ребенка к разумному обращению с деньгами»;
- анкетирование, консультации, памятки, советы психолога;
- рекомендации для родителей по финансово-экономическому воспитанию детей в
семье.
Приобщая дошкольников к экономике, формируя у них финансовую грамотность,
родители должны помочь детям стать самостоятельными, научить ценить свой и чужой
труд, отличать истинные ценности от мнимых. Впоследствии дети вырастут социально
адаптированными, успешными людьми, будут легче преодолевать жизненные невзгоды, а
финансовые затруднения не покажутся им беспросветной трагедией.
Работу
по
экономическому
воспитанию
дошкольников
важно
вести
последовательно и систематически, только тогда детский сад совместно с семьёй сможет
заложить азы экономического воспитания ребёнка, подготовить его к дальнейшей,
взрослой жизни.
Подводя итог, можно сказать следующее: начинать учить детей финансовой грамотности
стоит как можно раньше, в каком бы возрасте они не были. Чем раньше они узнают эту
науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей
будущей жизни.
Авербах Бертольд писал: «Нажить много денег — храбрость, сохранить их — мудрость, а
умело расходовать — искусство». Так давайте поможем детям овладеть искусством
управления деньгами.
Финансового благополучия вам и вашим детям!