Напоминание

"Формирование исторического словаря в основной школе через модернизацию содержательной и технологической сторон образовательного процесса"


Автор: Галина Лариса Валерьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ АО "ВычегодскаяСКОШИ"
Населённый пункт: п.Вычегодский
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование исторического словаря в основной школе через модернизацию содержательной и технологической сторон образовательного процесса"
Раздел: среднее образование





Назад




Галина Лариса Валерьевна

учитель ГБОУ АО «Вычегодская специальная

(коррекционная) общеобразовательная школа - интернат»

Формирование исторического словаря в основной школе через модернизацию

содержательной и технологической сторон образовательного процесса

«Цель обучения ребенка состоит в том,

чтобы сделать его способным

развиваться дальше без помощи учителя»

Элберт Хабба

Одна из целей преподавания истории — формирование целостного мировоззрения

учащихся

на

основе

представления

о

мире

как

о

многогранном

процессе,

протекающем во времени и пространстве. В настоящее время исследовательская

деятельность на школьных занятиях относится к технологиям развивающего

обучения, причем она способствует не только развитию умственных и творческих

способностей, но и критического мышления, умения последовательно ставить цели и

их достигать.

Формирование исследовательской позиции учащихся - задача нелегкая. Детей к

поисковой деятельности необходимо подготавливать годами. Важным для будущих

исследователей оказывается умение работать с имеющейся информацией, умение

добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать,

логически распределять имеющиеся данные, выделить в изучаемой информации

главное, а также умение свертывать информацию путем исключения избыточной,

либо путем обобщения, умение переформулировать мысль.

На уроках истории и обществознания организую работу с различными источниками

информации: текст учебника, исторические тексты, карты, картосхемы, графики,

таблицы,

иллюстрации

и

учебные

картины,

видеоинформация

их

анализ,

характеристика, сопоставление и сравнение.

Важное условие успешного развития творческого мышления обучающихся – наличие

у них общей культуры мышления, поэтому учебная деятельность на уроках истории и

обществознания направлена, прежде всего, на развитие интеллектуальных умений

учащихся:

умений анализировать,

синтезировать,

находить причинно – следственные связи,

обобщать,

делать выводы,

классифицировать,

сравнивать,

выделять главное.

Современные учебники истории и обществознания предлагают довольно большое

количество документальных источников, которые могут активно использоваться в

ходе обучения детей навыкам работы с текстами.

По содержанию документа или его определённым частям формулируются вопросы

для проверки степени понимания, например:

1) О чем было сказано в документе?

2) Что мы узнали?

3) Как вы понимаете это место, это выражение?

Необходимо обращать внимание школьника на то, кем был составлен документ, каким

годом или числом он датирован, каково было положение страны в данное время (или

международное положение), что мы узнали нового из содержания данного документа.

Среди множества приемов работы с историческими текстами можно использовать

следующие:

чтение и анализ;

выписки определений понятий, основных положений, выделение главной идеи;

комментированное чтение;

коллективный разбор текста;

формулирование вопросов к тексту;

обобщение фактического материала

формулирование выводов;

выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи

суждений;

составление текстовых, сравнительно-обобщающих и конкретизирующих

таблиц, логических и текстовых схем, планов.

Анализ текста должен быть полноценным, что предполагает выделение всех

характеристик исторической ситуации: времени,

места

действия, событий или

совокупности событий, определивших содержание конкретной ситуации; людей,

социальных групп, причастных к данной ситуации; материальных предметов,

имевших отношение к деятельности людей в этой ситуации; источников, в которых

засвидетельствована данная ситуация и ее последствия, и т. п. На основе анализа

всех перечисленных характеристик делается вывод о причинах, последствиях,

историческом значении конкретной ситуации.

Задание на контекстное прочтение обществоведческого текста и заполнение в

нём пропущенных слов.

Данное задание можно использовать в качестве индивидуального задания, задания для

фронтальной работы на различных этапах урока. Данный тип задания позволяет

формировать навык вдумчивого чтения.

Форма предъявления задания соответствует заданиям ГИА по обществознанию.

1.

__________ - «союз, объединение».

2.

Составными частями РФ являются ________ , ______ , _______ , _______ ,

автономные округа и автономные области.

3.

Эти части называются ________ . В составе РФ их ________ .

4.

Я живу в __________ , это субъект РФ.

5.

У каждого субъекта _________ права с другими.

6.

Россия – государство __________ .

Правильные ответы. Федерация, республики, края, области, города, субъектами, 85, Архангельской

области, равные, федеративное.

Кроме уже традиционных заданий по составлению планов и таблиц, хороший

эффект дает

использование метода «незаконченных предложений»,

когда

учащимся необходимо подобрать дополнительную недостающую информацию к

уже имеющимся сведениям (Например, по истории России начала 20 века надо

дополнить предложение «Самым сильным в экономике классом является……., так

как……», по обществознанию – « Разумными потребности человека будут тогда,

когда….»)

Развитию навыков исследователя, внимание к деталям, хорошо

способствует работа по поиску ошибок в тексте.

А) Весной 1242 года разыгралась битва, названная Ледовым побоищем. Александр

Невский одержал победу над шведами (немцами).

Б) В 1700 году Швеция начала войну с Россией. В 1706 (1709) году разгорелась

Полтавская битва, и Россия эту битву проиграла (выиграла).

Задания на выявление связей слов

юрта

верблюд

лук

дань

баскак

домашний скот

жилище

растение

оружие

картина

сборщик дани

деньги

Задание Подберите к каждому прилагательному из левой колонки

соответствующее существительное из правой колонки:

1. Каменное а) община

2. Колдовской б) человек

3. Разумный в) гарпун

4 Костяной г) обряд

5. Родовая д) рубило

Вычеркни ЛИШНЕЕ слово и объясни свой выбор:

А) копье, лук, гарпун

(гарпун для ловли рыбы, остальные для охоты)

Б) П.А. Столыпин, З.П. Рождественский, С.Ю. Витте

(З.П. Рождественский – так как он адмирал, участник русско-японской войны,

а С.Ю. Витте и Столыпин – премьер- министры России).

Затем задание можно усложнять, постепенно в задания необходимо вводить

элементы вариативности, когда решений может быть несколько

А) Мечеть, христианство, ислам

(лишние слова: Мечеть – здание, а христианство и ислам - мировые религии или

христианство, так как мечеть относится к исламу).

Б) И. Болотников, С. Разин, Хлопко, Б. Годунов

(С. Разин – т.к. не относится к периоду Смуты

или Б. Годунов – т.к. не является предводителем восстания).

Интересным для ребят является прием "перепутанные логические цепочки". Это

задание хорошо подходит для "событийных" тем, таких в которых рассматриваются

войны, изменения в жизни страны и людей, выявляются причины и следствия.

Этап

вызова

состоит

из

того,

что

учащимся

предлагается

определить

последовательность происходящего. Можно записать такое задание на доске и

попросить пронумеровать события или же учащимся раздаются карточки, где указаны

элементы события, и их нужно разложить их по порядку:

Поставьте следующие события в хронологическом порядке:

А) Крещение Руси

Б) Правление Рюрика

В) Создание «Правды Ярослава».

Г) Образование Киевской Руси

Д) Начало феодальной раздробленности.

Найдите закономерность и разделите слова на 2 группы, озаглавьте их:

Волхвы, идолы, Иисус, язычество, крест, Перун, икона, христианство, капище,

Купала, собор, Пасха.

ОТВЕТ:

ЯЗЫЧЕСТВО ХРИСТИАНСТВО

Волхвы Иисус

Идолы Крест

Перун Икона

Капище Собор

Купала Пасха

В дальнейшем ключевые слова нужно исключать из текста и школьники

должны самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Найди закономерность, определите критерии для классификации и разделите

фамилии в 2 группы:

М.Б. Барклай де Толли, П.И. Багратион, Н.Н. Новосильцев, С.С. Уваров, М.И.

Платов, В.П. Кочубей, А.А. Чарторыйский, М.И. Кутузов, Н.Н. Раевский, П.А.

Строганов, Д. Давыдов.

(Критерии классификации: 1 - участники Отечественной войны 1812 года; 2 –

члены «Негласного комитета»).

Одним из самых сложных заданий для учащихся является задание на обобщение

имен, событий, исторических фактов, так как они требуют знания большого

количества изученного исторического материала, а также обладания школьниками

определенных умений: анализировать, обобщать, находить закономерность. При

выполнении этих заданий учащиеся совершают мыслительную операцию на синтез –

мысленное соединение в единое целое частей, полученных в процессе анализа

информации.

Кроме

того,

данные

задания

учат

школьников

правильно

формулировать свои ответы, расширять словарный запас и правильно его применять

Начинать необходимо с самых простых заданий:

К какому занятию древнейшего человека относятся следующие понятия:

А) мамонт, копье, лук и стрелы - …. (охота)

Б) ягоды, палка-копалка, плоды, съедобные коренья - … (собирательство)

В) река, гарпун - … (рыболовство)

К какому событию или периоду истории относятся данные слова имена или

события:

А) ярлык, выход, численники, баскаки - …. (монголо-татарское иго)

Б) Суворов, Потемкин, Крым, Измаил … (Русско-турецкие войны)

Е) Никон, исправление икон, книг, обрядов –

(церковная реформа)

Постепенно задания усложняются:

Найдите обобщающее слово для следующих имен, событий и понятий:

А) Протекторат, республика, монархия – это … (формы правления)

Б) А.В. Суворов, М.И. Кутузов, А.А. Брусилов – это… (русские полководцы или

главнокомандующие русскими армиями)

В) «Указ о вольных хлебопашцах», создание министерств, отмена крепостного

права в Прибалтике – это…(реформы Александра)

Г) И. Болотников, С. Разин, Е. Пугачев – это..(предводители крестьянских

восстаний)

Задания на выделение положительного и отрицательного значения событий

Задания , связанные с работой с суждениями по обществоведческим

дисциплинам и понятиям.

Таким образом, методы и приёмы работы, используемые в практике, позволяют

формировать компоненты исследовательской

культуры,

развивать

культуру

мышления, т.е. способность учащихся из потока информации выделять события,

описывать их, аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать

источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации,

презентовать и аргументировать личный взгляд на события, что является главной

составляющей метапредметных компетенций.



В раздел образования